Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО КПЭТ МО"
статья по теме

Уткина Ирина Михайловна

В поцессе профессиональной деятельности завуча дневным отделением для меня стало очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовкт студентов СПО является диагностическая и профилактическая работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить квалифицированные кадры с повышенным творческим потенциалом.Исходя из этого, я определила цель моей педагогической деятельности: формирование профессиональных компетенций у студентов.Мной была проведена исследовательская работа, через анкетирование студентов, проведен количественный и качественный анализ исследований.В качестве профилактики была написана программа для формирования коммуникативных навыков, коммуникативной и социалной компетенции.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования

Московской области

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

 «Котельниковский промышленно-экономический

техникум»  

Московской области

(ГБОУ СПО «КПЭТ» МО)

Педагогический  опыт  деятельности

завуча дневного отделения.

Тема: «Формирование профессиональных  компетенций

 у студентов СПО КПЭТ  МО»

                                   подготовила

                                                                                         кандидат

 психологических

 наук Уткина И.М.  

Г.Котельники

2013

Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России, выражается в реструктализации экономики и свертывание ряда производств. Этот фактор  приводит в свою очередь к сокращению числа рабочих мест, а также  и среднего персонала, которыми являются выпускники СПО. И как следствие на первый план для студентов СПО  выходят проблемы  предстоящего трудоустройства. Это порождает среди студентов дезадаптацию и отсутствие направленности на профессиональную деятельность.  Поэтому в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника необходимо  усиливать   психолого-педагогическую  адаптацию у студентов.  Ориентировать их на соответствие стандартов качества и квалифицированности  рынка труда.

Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.    В связи с эти возникает проблема: найти новые подходы к организации образовательной деятельности, основанные на использовании современных образовательных технологий.

В процессе профессиональной деятельности завуча дневным отделением для меня стало очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки студентов СПО является диагностическая и профилактическая  работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить квалифицированные кадры  с повышенным творческим потенциалом. Исходя, из этого я определила   цель моей педагогической  деятельности: формирование профессиональных  компетенций студентов.

Цыбина Л.А - педагог  из Профессионального училища №47  Омской области,  для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработала  следующие критерии:        

-регулятивные компетенции;

-коммуникативные компетенции;

-познавательные компетенции.

На основании ее материалов было проведено исследование среди студентов старших курсов на наличие выше перечисленных компетенций.

Исследование показало, что уровень сформированности регулятивных и познавательных компетенций выше, чем уровень сформированности коммуникативных компетенций.

АНКЕТА.

по которой проводилось исследование.

Критерии и показатели оценки

Баллы

Степень развития регулятивных компетенций

Формулирует цель

2

Различает цель и задачи

1

Формулирует задачи

1

Владеет методикой составления плана исследования

1

Самостоятельно осуществляет контроль и корректировку исследования

1

Инициативность

1

Самостоятельность

1

Степень развития коммуникативных компетенций

Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками

1

Постановка вопросов для поиска и сбора информации

1

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одногруппников

1

Речевая деятельность

1

Степень развития познавательных компетенций

Применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей

1

Анализ литературы по теме исследования

1

Классифицирование источников по теме исследования

1

Написание исследовательской работы по данному основанию

2

Синтез – составление целого текста из частей

1

Определение основной и второстепенной информации

1

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

1

Сумма баллов

20

Количественный анализ, проведенный на основании анкеты.

Уровень сформированности  компетенций по группам.

компетенции

31группа

32группа

43группа

1.

регулятивные

36%

44%

60%

2.

коммуникативные

24%

20%

18%

3.

познавательные

40%

36%

22%

Качественный анализ, проведенный на основании анкеты.

31 группа специальность «Государственное и муниципальное управление»

Доминирующий способ мышления                            адаптация-координация

Межличностное взаимодействие                                частое по типу «вместе»

Интерес                                                                     социальный

32 группа специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

Доминирующий способ мышления                             приложение-регуляция

Межличностное взаимодействие                                 частое по типу «рядом»

Интерес                                                                            предпринимательский

43 группа специальность «Техобслуживание и ремонт автотранспорта»

Доминирующий способ мышления                            приложение - диагностика

Межличностное взаимодействие                                частое по типу «рядом»

Интерес                                                                     исследовательский

Профилактическая направленность для развития коммуникативных компетенций включает следующие виды деятельности: беседы, диагностика   индивидуальная и групповая, тренинговая работа с группой.

   

Тренинг коммуникативных навыков,

коммуникативной и социальной компетенции.

Цель: Научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения.

Инструкция участникам: «Для того, чтобы эффективно общаться с другими людьми, мы должны уметь представлять и разделять их эмоциональные состояния, уметь поставить себя на их место, проникнуть в их переживания.»

Отработка навыков эффективного общения.

Ведущий организует ролевую игру на понимание и сопереживание окружающим.

Инструкция участникам: « Я попрошу каждого из участников группы по очереди изобразить эмоции, которые обычно возникают у него в той или иной проблемной ситуации. Постарайтесь изобразить эти эмоции как можно ярче. Вы можете делать это любым привычным для вас способом, используя мимику, жесты, позы, определенные слова…

Задача остальной группы – распознать эти эмоции и постараться перенять внутренний опыт этого человека, стараясь изобразить его эмоции. Попытайтесь проникнуть в переживания другого человека. Постарайтесь «увидеть», «услышать», «почувствовать» так же как он».

Ведущий организует обсуждение результатов игры.

Развитие способности «принятия роли другого человека».

Инструкция участникам: « Для того, чтобы лучше понимать других людей, очень полезно научиться «ставить» себя на место другого человека, «принимать его роль».

Пусть члены группы разыграют несколько сценок, в которых задействованы следующие персонажи: родители, пожилые люди, маленькие дети, педагоги, врачи, представители организаций, одногруппники, однолетки». Необходимо представить проблемную ситуацию и выход из нее.

Ведущий организует обсуждение результатов игры, спрашивает, что каждый из участников чувствовал, находясь в той или иной роли.

Отработка «принятия роли» другого человека.

работа с сознанием, мышлением

Инструкция участникам.  «Подумайте и ответьте на вопрос: «Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были:

  1. медиумом, который знал бы все ответы на все вопросы и проблемы;
  2. мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться;
  3. человеком, попавшим на необитаемый остров;
  4. знаменитым певцом;
  5. кем-то еще, кем бы вы хотели стать на один день».

Выберите, какой-то из этих персонажей и постарайтесь «принять его роль», стать на некоторое время этим человеком. Расскажите, что  вы чувствовали, когда играли эту роль».

Участники группы рефлексируют состояние выбранного ими персонажа.

Ведущий организует обсуждение.

работа с представлениями

Инструкция участникам: « Пожалуйста, представьте себя:

  1. маленьким гномом;
  2. высоким, как девятиэтажный дом;
  3. новорожденным ребенком;
  4. слепым и\или глухим;
  5. старым.

Ответьте на вопросы:

  1. Как бы вы тогда выглядели?
  2. Что бы говорили?
  3. Изобразите эти персонажи.

Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эту роль».

Ведущий организует обсуждение.

работа  с эмоциями

Инструкция участникам : « Пусть кто-либо из группы разыграет ситуации, где участники переживают:

  1. ужас;
  2. горе;
  3. испуг;
  4. раздражение;
  5. одиночество;
  6. радость;
  7. смущение;
  8. печаль;
  9. счастье.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Что, по вашему мнению, переживает этот человек?
  2. Какие причины у этого человека переживать эти чувства, эмоции?
  3. Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы вы  были этим человеком?
  4. Что вы чувствовали, наблюдая эту сцену?»

Рекомендации.

Постарайтесь в трудных для вас жизненных ситуациях опираться на:

  1. опыт эффективного общения, приобретенный на занятии;
  2.  умения и навыки «принятия роли» другого человека, как ролевому фактору взаимодействия с окружающими;
  3. личностные характеристики - оптимизм, позитивность, юмор приобретенные на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Формирование профессиональных компетенций студентов, как основа качественной подготовки специалистов парикмахеров.

Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности учреждений среднего звена. В условиях, когда повышается конкуренция на рынке тру...

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...