Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО КПЭТ МО"
статья по теме
В поцессе профессиональной деятельности завуча дневным отделением для меня стало очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовкт студентов СПО является диагностическая и профилактическая работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить квалифицированные кадры с повышенным творческим потенциалом.Исходя из этого, я определила цель моей педагогической деятельности: формирование профессиональных компетенций у студентов.Мной была проведена исследовательская работа, через анкетирование студентов, проведен количественный и качественный анализ исследований.В качестве профилактики была написана программа для формирования коммуникативных навыков, коммуникативной и социалной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_deyatelnosti_zaveduyushchey_dnevnym_otdeleniem.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования
Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Котельниковский промышленно-экономический
техникум»
Московской области
(ГБОУ СПО «КПЭТ» МО)
Педагогический опыт деятельности
завуча дневного отделения.
Тема: «Формирование профессиональных компетенций
у студентов СПО КПЭТ МО»
подготовила
кандидат
психологических
наук Уткина И.М.
Г.Котельники
2013
Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России, выражается в реструктализации экономики и свертывание ряда производств. Этот фактор приводит в свою очередь к сокращению числа рабочих мест, а также и среднего персонала, которыми являются выпускники СПО. И как следствие на первый план для студентов СПО выходят проблемы предстоящего трудоустройства. Это порождает среди студентов дезадаптацию и отсутствие направленности на профессиональную деятельность. Поэтому в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника необходимо усиливать психолого-педагогическую адаптацию у студентов. Ориентировать их на соответствие стандартов качества и квалифицированности рынка труда.
Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. В связи с эти возникает проблема: найти новые подходы к организации образовательной деятельности, основанные на использовании современных образовательных технологий.
В процессе профессиональной деятельности завуча дневным отделением для меня стало очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки студентов СПО является диагностическая и профилактическая работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить квалифицированные кадры с повышенным творческим потенциалом. Исходя, из этого я определила цель моей педагогической деятельности: формирование профессиональных компетенций студентов.
Цыбина Л.А - педагог из Профессионального училища №47 Омской области, для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработала следующие критерии:
-регулятивные компетенции;
-коммуникативные компетенции;
-познавательные компетенции.
На основании ее материалов было проведено исследование среди студентов старших курсов на наличие выше перечисленных компетенций.
Исследование показало, что уровень сформированности регулятивных и познавательных компетенций выше, чем уровень сформированности коммуникативных компетенций.
АНКЕТА.
по которой проводилось исследование.
Критерии и показатели оценки | Баллы | |
Степень развития регулятивных компетенций | Формулирует цель | 2 |
Различает цель и задачи | 1 | |
Формулирует задачи | 1 | |
Владеет методикой составления плана исследования | 1 | |
Самостоятельно осуществляет контроль и корректировку исследования | 1 | |
Инициативность | 1 | |
Самостоятельность | 1 | |
Степень развития коммуникативных компетенций | Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками | 1 |
Постановка вопросов для поиска и сбора информации | 1 | |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одногруппников | 1 | |
Речевая деятельность | 1 | |
Степень развития познавательных компетенций | Применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей | 1 |
Анализ литературы по теме исследования | 1 | |
Классифицирование источников по теме исследования | 1 | |
Написание исследовательской работы по данному основанию | 2 | |
Синтез – составление целого текста из частей | 1 | |
Определение основной и второстепенной информации | 1 | |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | 1 | |
Сумма баллов | 20 |
Количественный анализ, проведенный на основании анкеты.
Уровень сформированности компетенций по группам.
№ | компетенции | 31группа | 32группа | 43группа |
1. | регулятивные | 36% | 44% | 60% |
2. | коммуникативные | 24% | 20% | 18% |
3. | познавательные | 40% | 36% | 22% |
Качественный анализ, проведенный на основании анкеты.
31 группа специальность «Государственное и муниципальное управление»
Доминирующий способ мышления адаптация-координация
Межличностное взаимодействие частое по типу «вместе»
Интерес социальный
32 группа специальность «Экономика и бухгалтерский учет»
Доминирующий способ мышления приложение-регуляция
Межличностное взаимодействие частое по типу «рядом»
Интерес предпринимательский
43 группа специальность «Техобслуживание и ремонт автотранспорта»
Доминирующий способ мышления приложение - диагностика
Межличностное взаимодействие частое по типу «рядом»
Интерес исследовательский
Профилактическая направленность для развития коммуникативных компетенций включает следующие виды деятельности: беседы, диагностика индивидуальная и групповая, тренинговая работа с группой.
Тренинг коммуникативных навыков,
коммуникативной и социальной компетенции.
Цель: Научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения.
Инструкция участникам: «Для того, чтобы эффективно общаться с другими людьми, мы должны уметь представлять и разделять их эмоциональные состояния, уметь поставить себя на их место, проникнуть в их переживания.»
Отработка навыков эффективного общения.
Ведущий организует ролевую игру на понимание и сопереживание окружающим.
Инструкция участникам: « Я попрошу каждого из участников группы по очереди изобразить эмоции, которые обычно возникают у него в той или иной проблемной ситуации. Постарайтесь изобразить эти эмоции как можно ярче. Вы можете делать это любым привычным для вас способом, используя мимику, жесты, позы, определенные слова…
Задача остальной группы – распознать эти эмоции и постараться перенять внутренний опыт этого человека, стараясь изобразить его эмоции. Попытайтесь проникнуть в переживания другого человека. Постарайтесь «увидеть», «услышать», «почувствовать» так же как он».
Ведущий организует обсуждение результатов игры.
Развитие способности «принятия роли другого человека».
Инструкция участникам: « Для того, чтобы лучше понимать других людей, очень полезно научиться «ставить» себя на место другого человека, «принимать его роль».
Пусть члены группы разыграют несколько сценок, в которых задействованы следующие персонажи: родители, пожилые люди, маленькие дети, педагоги, врачи, представители организаций, одногруппники, однолетки». Необходимо представить проблемную ситуацию и выход из нее.
Ведущий организует обсуждение результатов игры, спрашивает, что каждый из участников чувствовал, находясь в той или иной роли.
Отработка «принятия роли» другого человека.
работа с сознанием, мышлением
Инструкция участникам. «Подумайте и ответьте на вопрос: «Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были:
- медиумом, который знал бы все ответы на все вопросы и проблемы;
- мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться;
- человеком, попавшим на необитаемый остров;
- знаменитым певцом;
- кем-то еще, кем бы вы хотели стать на один день».
Выберите, какой-то из этих персонажей и постарайтесь «принять его роль», стать на некоторое время этим человеком. Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эту роль».
Участники группы рефлексируют состояние выбранного ими персонажа.
Ведущий организует обсуждение.
работа с представлениями
Инструкция участникам: « Пожалуйста, представьте себя:
- маленьким гномом;
- высоким, как девятиэтажный дом;
- новорожденным ребенком;
- слепым и\или глухим;
- старым.
Ответьте на вопросы:
- Как бы вы тогда выглядели?
- Что бы говорили?
- Изобразите эти персонажи.
Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эту роль».
Ведущий организует обсуждение.
работа с эмоциями
Инструкция участникам : « Пусть кто-либо из группы разыграет ситуации, где участники переживают:
- ужас;
- горе;
- испуг;
- раздражение;
- одиночество;
- радость;
- смущение;
- печаль;
- счастье.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что, по вашему мнению, переживает этот человек?
- Какие причины у этого человека переживать эти чувства, эмоции?
- Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы вы были этим человеком?
- Что вы чувствовали, наблюдая эту сцену?»
Рекомендации.
Постарайтесь в трудных для вас жизненных ситуациях опираться на:
- опыт эффективного общения, приобретенный на занятии;
- умения и навыки «принятия роли» другого человека, как ролевому фактору взаимодействия с окружающими;
- личностные характеристики - оптимизм, позитивность, юмор приобретенные на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
Во второй половине прошлого столетия произошли грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.
В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......
Формирование профессиональных компетенций студентов, как основа качественной подготовки специалистов парикмахеров.
Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности учреждений среднего звена. В условиях, когда повышается конкуренция на рынке тру...
Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения
Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...