программа вокальной студии "Настроение"БОУ ДОД МО Динской район
рабочая программа по теме

Корж Татьяна Александровна

Проблема природных предпосылок, различных факторов внешней среды обуславливают развитие психолого- возрастных особенностей детей. Музыкальные способности развиваются из задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока ребенок не начинает заниматься какой-либо музыкальной деятельностью. В субъективном плане , ребенок может развивать свои способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность. У детей, кроме биологических обусловленных способностей, есть и способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Кроме общих и интеллектуальных способностей, специальные способности наиболее определяют успехи ребенка и в музыкальном плане в частности. Поэтому очень важно вовремя уделять внимание способностям ребенка, их непрерывному развитию, в свою очередь дети с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому приспособленному к научению мозгу. Современная образовательная среда-это условия, в которой каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Голос-это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога.  Поэтому именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок, занимающийся в вокальной студии « Настроение» находит возможность для творческого самовыражения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poslednyaya_ispravlennaya_.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема природных предпосылок, различных факторов внешней среды обуславливают развитие психолого- возрастных особенностей детей. Музыкальные способности развиваются из задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока ребенок не начинает заниматься какой-либо музыкальной деятельностью. В субъективном плане , ребенок может развивать свои способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность. У детей, кроме биологических обусловленных способностей, есть и способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Кроме общих и интеллектуальных способностей, специальные способности наиболее определяют успехи ребенка и в музыкальном плане в частности. Поэтому очень важно вовремя уделять внимание способностям ребенка, их непрерывному развитию, в свою очередь дети с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому приспособленному к научению мозгу. Современная образовательная среда-это условия, в которой каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Голос-это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога.  Поэтому именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок, занимающийся в вокальной студии « Настроение» находит возможность для творческого самовыражения личности через сольно и ансамблевое  пение.

         В БОУ ДОД ЦВР Динской район с 1998 года существует вокальная студия. Здесь занимаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа « Настроение».

Новизна программы

В БОУ ДОД ЦВР создана вокальная студия « Настроение, в которой занимаются дети с 7 -12 лет. Особенности программы « Настроение» в том, что она разработана составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Студия предполагает занятия детей  с разными стартовыми данными, стремящиеся  научится красиво и грамотно петь.

В данных условиях программа «Настроение» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу детей, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений  и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Программа отличается тем, что:

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей разных возрастных групп в вокальной студии за 5 лет обучения соразмерно личной индивидуальности;

- Содержание программы « Настроение» может быть основой для организации воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых воспитанников.

- программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному)  реализации задач.

Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Программа - это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов.  При создании в 1998 году вокальной студии « Настроение» позволило ребятам с творческими способностями реализовать себя во взрослой жизни. Радовать окружающих своими способностями, получит оценку и общественное признание в школах, в районе, крае, В России. Увлеченные любимым делом воспитанники высоконравственны, добры, воспитаны, принимают общечеловеческие ценности.

Цель программы:

Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у воспитанников устойчивый интерес к пению и исполнительские навыки, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

  1. Расширение знания воспитанников о музыкальной грамоте и искусстве ансамблевого пения, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

  1. Воспитать у воспитанников уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

  1. Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

  1. Помочь воспитанникам овладеть практическими умениями и навыками в ансамблевой деятельности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих  вокальных способностей и воспитание личности – важный фактор в наше стремительное время. Ак и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки? На эти вопросы многие педагоги - вокалисты ищут ответы. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

В основу программы «Настроение» для организации творческого процесса воспитания исполнителей в условиях дополнительного образования положены, в первую очередь практические рекомендации, разработанные основоположником русской вокальной школы М. И. Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.

Методика дыхания А. Стрельниковой  принят мной как один из основополагающих. По ее системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых формируют правильное дыхание, укрепляя свой организм. А для педагогов по вокалу эта методика стала настоящей находкой  в деле  преодоления вокальных трудностей.

Интересен и используется в практике работы вокальной студии опыт педагога-логопеда Е. Пожиленко. Методический материал этого автора я регулярно использую на занятиях  для четкой дикции, артикуляции, постановке певческого голоса, раскрытию эмоций.

Классические  методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить воспитанников слушать и слышать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические зажимы.

         Вокальная педагогика учитывает, что  в каждом ребенке есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам развития.

Принципы педагогического процесса:

  1. Принцип единства художественного и технического развития пения;
  2. Принцип гармонического воспитания личности;
  3. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения от простого к сложному;
  4. Принцип успешности;
  5. Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья;
  6. Принцип творческого развития;
  7. Принцип доступности;
  8. Принцип ориентации на особенности природосообранности ребенка;
  9. Принцип индивидуального подхода;
  10. Принцип практической направленности.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие ансамблевого пения, его многообразие и многоплановость.  В основу разработки программы «Настроение» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуального обучения;

- личностно - ориентированная технология;

Основное содержание программы позволяет формировать  в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты познавательной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Педагог свободно управляет процессом обучения и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

 Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям, особенности звуковедения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т. К. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для всех сфер деятельности. Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания в групповых и индивидуальных занятиях.

Формы и виды контроля

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в районных, краевых, международных конкурсах. Принципиальной установкой программы ( занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата  с основными свойствами певческого голоса (полетности, звонкости и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки ( навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

         Обучение воспитанников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Такой стиль работы помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

Учебно-тематический план

I год обучения

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Теоретич. уч.занятия

Практич. уч.занятия


Вводное занятие

2

1

1


Вокально-хоровая работа

-Пение произведений

 

34

9

25



Пение  

учебно - тренировочного материала


36

9

27



Пение импровизаций


17

9

8



Слушание музыки


17

9

8



Музыкальная грамота


36

9

27


                              ИТОГО:             144                             

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие

Введение в курс учебной программы. Знакомство с ребятами. Налаживание эмоционального контакта. Беседа по охране голоса. Диагностирование  стартовых вокальных знаний, умений, навыков.

Вокально- хоровая работа

Воспитание умения следить за дирижерским  показом одновременно вступления и окончания пения. Начало формирования вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях, спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, пению естественным звонким, небольшим по силе звуком, правильному формированию гласных, четкому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми1 - си1). Выравнивая унисонного звучания в группе певцов от звуков соль1 - ля1,  (вверх и вниз), выработка унисона. Начало воспитания гармонического слуха на основе пения простых канонов и двухголосия в упражнениях. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умению слушать себя и своих друзей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием.

Развитие мелодического, гармонического, ритмического слуха в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения рисунка, выполнение динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного исполнения.

Пение произведений

 Рассказ о произведение, как об одном из видов музыкального искусства.

Выбор произведений согласно возрасту, вокальным возможностям воспитанников. Показ - исполнение песен. Рассказ и беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни людей, о характерных особенностях музыкального языка. Разучивание детских песен, канонов. При условии достижения чистого унисона. Возможно пение песни или отдельного мотива каноном. Беседа о музыке и тексте песен, раскрытие их художественного содержания. Включение в репертуар произведений композиторов –классиков. Краткий рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей. Беседа о музыке и тексте песен, о времени, когда было написано данное произведение.

Пение импровизаций

Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы: Как тебя зовут? Что ты любишь? Что мы видим за окном? Сюжетные импровизации: «Прогулка в лесу», «Любимая сказка», импровизация на короткое стихотворение. В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизаций на короткое стихотворение можно использовать:

  1. Пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения (Т).
  2. Пение на двух нотах (Д - Т, 3-Т).
  3. Пение в поступенном движении вниз (Д - Т).
  4. Пение в поступенном движении вверх (Д - Т).
  5. Пение с мелодическим движением по желанию.

Слушание музыки

Слушание вокально - хоровых  и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально - эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации.

 Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе. Прослушивание произведения. Разговор об особенностях музыкально-выразительных средств данного произведения. Возможны творческие работы по прослушиванию (нарисовать картинку).

Музыкальная грамота

Ознакомление воспитанников с основными музыкально -выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно - тренировочного материала (попевок, упражнений) во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности. Ознакомление с тремя видами минора и представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Изучение и пение тонико- доминантовых тяготений: Д - Т, 2- Т, 7- Т, 3-2- Т, 6- 5- Т.

Обучение пению по нотам с показом направления движения, транспонированию попевок и упражнений во всех тональностях.

Формы и виды контроля

I год обучения


ВВОДНЫЙ

(в начале года)

ТЕКУЩИЙ

ИТОГОВЫЙ

(в конце года)

СЕНТЯБРЬ

ЯНВАРЬ

АПРЕЛЬ


Беседа «Охрана голоса»


Диагностирование ЗУН


Отчетный концерт

Учебно-тематический план

II года обучения

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

 уч. занятия

Практические

уч. занятия


Вводное занятие


2


1


2


Вокально-хоровая работа

- Дыхательные упражнения

- Артикуляционная гимнастика

- Вокальные упражнения




106




9




97




Слушание музыки


    36


               9


           27


Нотная грамота


72


9


63


Индивидуальная работа

(сольное пение)


108


3  обуч. – по 1 разу в неделю


                     ИТОГО:                         324

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие

Введение в курс учебной программы. Беседа по охране голоса. Закрепление навыков певческой установки. Налаживание эмоционального контакта с воспитанниками.  Диагностика (подготовительный этап).

Вокально-хоровая работа

Повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений, навыков у каждого участника вокальной группы. Сплочение детского коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат музыкальной деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников вокальной группы к пению, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в группах. Певческая установка должна стать навыком. Дыхание - ровное, спокойно- активным, экономным, обеспечивающим для этого возраста гибкость голоса. Диапазон голоса у каждого примерно полторы октавы. Формируется ровное звучание. Пение выразительное, дикция -  ясная, четкая. Продолжается работа над артикуляцией. Понимание и исполнение требований руководителя. Умение правильно оценивать исполняемое произведение. Формирование певческой культуры.

Дыхательная гимнастика

Одна из основных задач, которая стоит перед педагогом и учеником в процессе обучения вокалом это постановка и разработка правильного певческого дыхания. Существует целая система упражнений, которая используется на занятиях – это гимнастика Стрельниковой. Она используется при обучении эстрадному вокалу, т. К. дыхательные упражнения являются базовыми на занятиях в вокальной студии. Дыхательная гимнастика Стрельниковой была разработана в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов и всех желающих научиться петь. Включение данной гимнастики в образовательный процесс дает устойчивый, положительный успех. Занятия проходят быстрее, легче и интенсивней. Принося оздоровление всему организму.

Атрикуляционная гимнастика

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагога. Поэтому  комплекс упражнений, которые изучаются на занятиях необходимо закреплять .Помимо подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ, языка, предлагаемые упражнения позволяют решить ряд вокальных задач.

-Улучшить координацию, выработать правильное речевое  дыхание, развить интонационную выразительность голоса, научить выражать свои  чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений. Каждый комплекс состоит из нескольких заданий:

-мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, речевая зарядка, пластические этюды. Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность. Данный комплекс упражнений основывается на методические рекомендации по развитию дыхания и голоса Е. А. Пожиленко.

Вокальные упражнения

Выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линии постепенного усложнения заданий. Навык ансамблевого пения только появляется, поэтому необходимо подобрать правильный комплекс упражнений, который поможет выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в совокупности. Упражнения не могут сводиться к работе над отдельными навыками, так, как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Важно помнить, что поддержание у детей интереса, активности и эмоциональности достигается разнообразием как самих упражнений, так и методических приемов:  развитие слухового контроля, умение оценить правильность выполнения каждого вокально-технического задания, пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха и выработке чистоты интонации, связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением этих упражнений по нотам, личный показ и объяснение педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования, с соответствующим пояснением. Сочетание в процессе вокальных упражнений коллективного пения с индивидуальным опросом отдельных воспитанников.

Упражнения просты по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. Упражнения исполняются в спокойном, медленном темпе. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков темп может меняться, упражнение убыстряться.

Нотная грамота

Навыки сольфеджио должны опираться на  музыкальную грамотность воспитанника, соответственно возрасту, знаниям , полученным на первом году обучения. Характер занятий по воспитанию слуха содержит ряд особенностей. Разделами, определяющими планирование  процесса обучения являются: ладовое, ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти,  формирование на данном этапе « мелодического», « гармонического», « полифонического» слуха.

На занятиях используются следующие формы работы: сольфеджирование  (одноголосное).

Тактирование, определение на слух, расширение теоретических знаний, связанных со знанием музыкальных размеров ( 3\4, 2\4, 4\4), длительностей нот, паузы, знаков альтерации.

Слушание музыки

Использование на занятии вокального материала, симфонической, народной как в записи, так и на концертах ( культпоходах). Осуществление связей с другими искусствами. Опора на знания, умения, навыки, которые приобретаются воспитанниками на других занятиях. Расширение кругозора воспитанников, формирование их слушательской         культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни. Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или литературы. Небольшие творческие домашние задания (нарисовать картину, придумать небольшой рассказ, сочинить песенку-попевку)  разнообразят и стимулируют процесс обучения.

Индивидуальная работа

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. На втором году обучения в образовательном  процессе появляются индивидуальные занятия с ребятами, имеющими на это предпосылки. А именно: чистую интонацию, хорошее чувство ритма, развитый музыкальный слух, яркую индивидуальность. На основе этих данных  необходимо развивать такие качества голоса как яркость, красоту, силу, работать над расширением диапазона. Учитывая возраст воспитанников необходимо добиваться в звучании полетности, легкости. Знакомство с типами голосов, дыхания проходят в форме бесед. Используется наглядности и видео материал, помогающий раскрывать ту или иную тему. Большое внимание уделяется мимике, жестам, интонации при исполнении произведений .Важно отметить, что формируя певческие навыки не стоит забывать и о сценической культуре и сценическом образе. Воспитывать самооценку и самоконтроль. Беседы с воспитанниками и родителями о гигиене голоса регулярны и системны . Произведения подбираются согласно возрасту .

Формы и виды контроля

II год обучения


ВВОДНЫЙ

(в начале года)

ТЕКУЩИЙ


Январь

ИТОГОВЫЙ

(в конце года)


Беседа «Охрана голоса»

Исследование ЗУН


Диагностирование ЗУН


Зональный конкурс или отчетный концерт

                           Учебно-тематический план

III года обучения

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

 уч. занятия

Практические

уч. занятия


Вводное занятие


2


1


1


Вокально-хоровая работа

Пение произведений:

- Современные произведения;

- Классика;




106




9




97



Слушание музыки




36



9



27


Нотная грамота


36


9


27


Музыкальное творчество, импровизация


36


9


27


Индивидуальная работа

(сольное пение)


108


3  обуч. – по 1 разу в неделю


                     ИТОГО:                         324

Содержание программы

3 год обучения

Вводное занятие

Введение в курс учебной программы. Знакомство с ребятами. Налаживание эмоционального контакта. Беседа по охране голоса. Диагностирование  стартовых вокальных знаний, умений, навыков.

Вокально- хоровая работа

Раскрытие многообразия и богатства певческой деятельности в яркой доступной форме с опорой на их опыт. Ознакомление с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение умению петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя.

Начальный этап формирования вокальных знаний, умений, навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника вокальной группы. Начало формирования всех основных, вокальных навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию( мягкой атаки); сохранению устойчивому положению гортани , спокойному вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно- активному, экономному выдоху. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса( звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру), сохранение выявленного педагогом у каждого участника индивидуального тембра, обучение умению петь активно, но не форсировать по силе звучания. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование глассных и обучение детей четкому, быстрому произношению согласных. Развитие у младших диапазона ми1-си1, опевание этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на основе  чистого звуковысотного интонирования от» центрального» звука ля (вверх и вниз). Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании дляэтого различные приемы, последовательность которых и связи, устанавливаются в зависимости от особенностей состава вокальных групп. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать всю партию, всех исполнителей, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь  по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всей  партией усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, вместе произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях  в исполнение произведения. Обучение  осмысленному, выразительному, художественному исполнению.

Пение произведений

Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Произведения  двухголосные, с разным темпом и характером. Выбор репертуара зависит от тематических концертных программ. Это песни о школе, маме, войне и мире, шуточные и  с серьезной смысловой нагрузкой.

Современные произведения

Сообщение о композиторе, об авторе слов( биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально- выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интеграции исполнения.

Классика

Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор- классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретации.

Слушание музыки

Использование руководителем вокального, хорового, симфонического, народного материала для углубления восприятия музыки, расширение кругозора, более активного введения их в многообразный, богатый мир художественных музыкальных образов. Рассказ об особенностях музыкально - выразительных средств. Формирование культуры восприятия, слушание музыки.

Нотная грамота

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения воспитанниками умения читать ноты. Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональностях. Возможно использование элементов релятивной системы. Контрастные сопоставления одноименных  ладов. Ознакомление с минором и мажором. Постепенное формирование музыкально - слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости звуков, ладогармонических функций и связей в определенном порядке: звучание тонико - доминантовых тяготений( 5-1, 2- 1, 7- 1, 3- 2- 1, 6- 5- 1, 5- 3, 4- 2- 1.)

Ознакомление с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром) с музыкальными инструментами и типами певческого голоса, с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями) с размерами 2\4, 3\4, 4\4. Овладение воспитанниками навыка читки по нотам.

Музыкальное творчество

Стремясь сделать занятие полным, объемным, необходимо продолжить работать над развитием специальных способностей. С помощью шумовых инструментов ребята учатся не только чувству ритма, но и интонированию смысла слова. Интонирование слова- это , конечно же, интонирование музыкальное, т. Е. сродни самой музыке. Осознание такой взаимосвязи и есть путь к пониманию музыки как « искусства интонируемого смысла»( б. В. Асафьев).

На занятиях большое место уделяется музыкальному сочинительству. Необходимо дать возможность ребенку самому проявить свои свои способности к творческому процессу. На основе раннее полученных знаний, ребята сочиняют несложные попевки. Интересным и ярким моментом на занятиях являются музыкальные игры. Игра наполняется тем смыслом, который она искони имела: исполнять песню- значит сыграть песню.

Принцип образно- игрового вхождения  в музыку тесно связан с импровизационностью и осознанием детьми творческого процесса.

Индивидуальная работа

Работа по выявлению одаренных детей, способных стать солистами. Над чисткой голоса, его неповторимым звучанием, колоритом работать только индивидуально, добиваясь результата через старание. Уделять большое внимание охране голоса. Петь в диапазоне первые голоса: до1-ре2, вторые си1- си2. Соблюдать при пении певческую установку. Петь только с мягкой атакой, стремясь сохранять индивидуальность тембра. Уметь самостоятельно спеть несложную напевную песню, импровизировать, выполняя несложные задания. Следить за дикцией. Чувствовать фразу, достаточно равномерно распределять дыхание.

Формы и виды контроля

III год обучения


ВВОДНЫЙ

(в начале года)

ТЕКУЩИЙ

ИТОГОВЫЙ

(в конце года)

СЕНТЯБРЬ

ЯНВАРЬ

АПРЕЛЬ


Беседа «Охрана голоса»


Диагностирование ЗУН


Зональный конкурс или отчетный концерт

Учебно-тематический план

IV года обучения

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

 уч. занятия

Практические

уч. занятия


Вводное занятие


2


1


1


Вокально-хоровая работа

-Тренировочный материал

-Пение произведений




106



9



97


Работа с вокально-технической аппаратурой


36


9


27


Нотная грамота


36


9


27


Музыкальное творчество, импровизация


36


9


27


Индивидуальная работа

(Сольное пение)


108


3  обуч. – по 1 разу в неделю


                     ИТОГО:                         324

Содержание программы

4 год обучения

Вводное занятие

Введение в курс учебной программы. Знакомство с ребятами. Налаживание эмоционального контакта. Беседа по охране голоса. Диагностирование  стартовых вокальных знаний, умений, навыков.

Вокально- хоровая работа

Радость совместного творчества, повторение, закрепление  и дальнейшее углубление приобретенных раннее знаний, умений, навыков каждого участника вокальной группы для ребенка увлекающегося.

Продолжается серьезная работа над развитием музыкальных способностей. Освоение вокала, расширением навыков многоголосного пения, исполнительских навыков. Каждое занятие- с распевания. Оно длится 15-20 минут. Есть постоянные вокальные упражнения, которые поются в течении всего года. Закрепление сознательного отношения участников вокальной группы к пению, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в группах, охрана голоса, особенно в связи с предмутационным периодом. Продолжение работы по всем поставленным задачам. Дыхание- ровное, спокойно- активное, экономное, длинное. Обеспечивает достаточную для этого возраста гибкость голоса. Дыхание свободно используется в произведениях разного характера. Диапазон примерно полторы октавы. На всем диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для подросткового голоса проявлениями « взрослости).

Тренировочный материал

В этом этапе занятий включаются упражнения двухголосные, с элементами трехголосия. Музыкально - певческий слух развит разносторонне и гармонично. Неотъемлемой частью являются артикуляционные упражнения, делящиеся на несколько групп, в зависимости от поставленных задач:

  1. Управление артикуляционной мускулатурой
  2. Произвольное управление регистрами
  3.  Формирование механизма выхода звука.

При работе над звуком необходимо помнить о едином, целом восприятии ансамблевого пения. Необходимо вырабатывать в звучании полетность, певучесть, насыщенность. Хороший унисон в ансамбле дает почувствовать каждому исполнителю силу единства и сплоченности детского коллектива. Выполняя все требования можно добиться сформированного чувства строя, ансамбля, свободного фразирования с хорошим вкусом, понимания и безукосснительного вкуса.

Пение произведений

Рассказ об исполняемых произведениях. Сообщение об авторах музыки и текста, раскрытие биографии, а также их творческого портрета. Добиться в разучивании единства и духовного сплочения участников творческого процесса. Где утверждается творческое и жизненное кредо, как ценителей  и пропагандистов истинного искусства.

Выразительное и образное исполнение музыкального сочинения требует от исполнителей достаточного уровня музыкальной грамотности. Поэтому в разучивании сложных произведений необходимо включать нотную партитуру. Такой вид деятельности позволяет вырабатывать устойчивый профессиональный навык владения партитурой: ориентировка по другим партитурам, ощущение места своего голоса в аккорде, наглядность в полифонии позволяет подготовиться к « штриховому подражанию» при проведении темы, попаданию на звук после пауз, учит сознательному воплощению роли своей партии в общей музыкальной партитуре.

 Необходима работа по партиям и совместное исполнение в ансамбле, такая направленная работа позволяет раскрыть детям неведомый мир бесконечно прекрасного - мира вокальной музыки.

Работа с вокально- технической аппаратурой

Перед началом работы объяснить ребятам технику безопасности с электроприборами. На сцене работать предельно внимательно и осторожно, соблюдая меры безопасности

При работе с микрофоном помнить о том, что дикция и артикуляция- утрированные, чтобы сохранить качество пения. Согласные- четкие, ясные. Исполняя многоголосные произведения необходимо отрегулировать силу подачи звука в микрофон, так, чтобы все участники ансамбля прослушивались ровно, четко, мягко. Подносить микрофон вовремя  до начала музыкальной фразы. Необходимо помнить о длинных звуках, где раскрывается содержание тембровой окраски голоса.

Музыкальное творчество

Большое место на занятиях занимают музыкальные игры и упражнения. Они заставляют ребят думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Для развития звуковысотного слуха  у детей применяются музыкальные игры ( сопоставление трех звуков, различных по высоте для развития гармонического слуха и чистоты интонации, для формирования ладотонического слуха. Ощущение и нахождение тоники.

Для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать  не только разучивание новых произведений, но и закреплять раннее изученное.

Индивидуальная работа

Работа кропотливая и творческая. Выбор репертуара совместоно с исполнителем. Вокальные упражнения согласно возрасту воспитанника. Пи этом работать над расширением диапазона, выработке « своего лица», тембра и качества звука. Правила работы с солистом:

  1. Охрана голоса
  2. Качества звука и свобода при пении
  3. Работа по музыкальному сочинительству и импровизации
  4. Музыкальный слух и музыкальное развитие личности солиста
  5. Воспитание гармонично развитой личности

                                             Формы и виды контроля

IV год обучения


ВВОДНЫЙ

(в начале года)

ТЕКУЩИЙ

ИТОГОВЫЙ

(в конце года)

СЕНТЯБРЬ

ЯНВАРЬ

АПРЕЛЬ


Беседа «Охрана голоса»


Диагностирование ЗУН


Зональный конкурс или отчетный концерт

Учебно-тематический план

V год обучения

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов

Количество часов

Всего

часов

Теория

Практика


1.

Вводное занятие

2

1

1


2.

Вокально-хоровая работа

- Работа с вокально – технической аппаратурой

106

9

97


3.

Сценические движения

36

9

27


5.

Сольфеджио

36

9

27


6.


Музыкальное творчество, импровизация

36

9

27


7.

Индивидуальная работа

(Сольное пение)

108

3 обуч.-1раз в неделю



                    ИТОГО:



324




Содержание программы

5 год обучение

Вводное занятие

Введение в курс учебной программы. Налаживание эмоциональных контактов  с ребятами. Беседа об охране голоса. Диагностика вокальных умений, знаний, навыков.

Вокально- хоровая работа

Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков  и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством- мощный воспитательный и развивающий фактор. В процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно повышающего и обогащающего каждого воспитанника.

Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям. На пятом году обучения продолжается работа над закреплением полученных раннее вокально- технических навыков.

         Соответственно способностям воспитанников продолжается работа над подвижностью голоса, выявлением красивого тембра, использованием различных динамических оттенков. При разучивании произведений и работой над их исполнением, педагогу следует больше уделять внимание фразировке и нюансами, следить за звукообразованием, артикуляцией, четкой дикцией. Особое место отводится упражнениям, которые служат выработке ровной кантилены.

         Принципиальной установкой занятия является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

         Четкая  регламентированность  не  должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. В течении пятого года обучения продолжается работа над закреплением раннее полученных вокально-технических навыков и освоение новых, таких как:

  1. Умение самостоятельно работать над разучиванием вокального произведения
  2. Работа с вокально – технической аппаратурой
  3. Работа в студии звукозаписи
  4. Пение в составе вокального ансамбля

В процессе обучения вокально - техническим и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом.

Работа с вокально - технической аппаратурой

Работа предворяется беседой о технике безопасности. Правилами поведения на сцене, на занятиях с технической аппаратурой.

На сцене работать предельно внимательно и осторожно, соблюдая меры безопасности

При работе с микрофоном помнить о том, что дикция и артикуляция- утрированные, чтобы сохранить качество пения. Согласные- четкие, ясные. Исполняя многоголосные произведения необходимо отрегулировать силу подачи звука в микрофон, так, чтобы все участники ансамбля прослушивались ровно, четко, мягко. Подносить микрофон вовремя  до начала музыкальной фразы. Необходимо помнить о длинных звуках, где раскрывается содержание тембровой окраски голоса.

Сценические движения

Новый, необходимый раздел программы. Данная деятельность воспитанников подготовлена благодаря предыдущему опыту. Музыкальное творчество, импровизация, создание сценического образа уже известны детям  в предыдущих годах обучения. Навыки, знания, умения закрепляются на занятиях, позволяя проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык пластики, театра, в единый процесс. Помогает целостно воспринимать исполняемое произведение.

Оформляя исполняемое произведение сценическими движениями, произведение становится живым, увлекательным, наполняется интересным содержанием. Исполнители становятся раскрепощеннее, контактнее, эмоционально отзывчивее.

Главная цель -  умение певца донести до зрителя замысел  и содержание произведения.

Сольфеджио

Закрепление раннее полученных знаний, умений, навыков. Умение строить мажорные, минорные аккорды, исполнять несложные нотные тексты упражнений. Включать в занятия игровые моменты. Вся работа по сольфеджио рассматривается как вспомогательная к остальным разделам программы данного года обучения. Изучение сольфеджио, нотной грамоте не определяется как самоцель, пени « сольфеджио» допускается, но не ставится во главу угла.

Индивидуальная работа

Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские качества. В репертуаре  могут  появиться произведения акапелла, популярные произведения. Обязательным является исполнение произведения с бек - вокалом, которое вносит определенный колорит в вокальное произведение. Повышается исполнительское мастерство. Большое внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству, сценическим  движениям, поведению на сцене.

В течение года воспитанники должны:

  1. Расширить диапазон
  2.  Работать над сглаживанием регистров
  3. Формировать основные свойства певческого голоса: звонкости, полетности, тембровой ровности
  4. Работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
  5. Овладеть навыками правильного звукообразования (мягкая атака), добиваться сохранения устойчивого положения гортани, вдыхательного состояния при пении.

Вся работа с солистами четко индивидуальна.

Формы и виды контроля

V год обучения


ВВОДНЫЙ

(в начале года)

ТЕКУЩИЙ

ИТОГОВЫЙ

(в конце года)

СЕНТЯБРЬ

ЯНВАРЬ

АПРЕЛЬ


Беседа «Охрана голоса»


Диагностирование ЗУН


Зональный конкурс

Отчетный концерт

Участие во Всероссийских, Международных конкурсах

Список литературы

используемый педагогом

  1. Е.А. Бородина « Воздействие музыки на воспитание личности», Москва, Педагогика. 1995.
  2. Е.А. Пожиленко « Артикуляционная гимнастика» С- Пб. 2006
  3. Е.А. « Музыкальный фейерверк», Ярославль.2005.
  4. З Роот « Музыкальные сценарии для детского сада», Москва. 2006.
  5. И.В. Способин «Элементарная теория музыки», Москва.Просвящение,1990.
  6. Л.И. Чустова « Гимнастика музыкального слуха», Москва.2003.
  7. М. А. Михайлова « Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль. 1997.
  8. М. Казак « Как научиться петь», Москва.1994.
  9. Н.А. Щербакова» От музыки к движению и речи(1- 3 вып.), Москва.2001.
  10. Н.Луконина, Л. Чадова « Физкультурные праздники в детском саду», Москва. 2007.
  11. С.Е. Юдина « Мы друзей зовем на праздник», Ярославль, 2006.
  12. Сборник лучших игр, Москва.2005
  13. Т.Н. Осокина « Игры и развлечения детей на свежем воздухе», Москва.2000.
  14. Э.Б.Абдуллин « Методологическая подготовка учителя музыки, Москва.1999.
  15. Я.З.Неверович «Эмоциональное развитие», Москва.2000.
  16. Е.А. Варламов « Полная школа пения», Мосва.2008
  17. В.И. Юшманов « Вокальная техника и ее парадоксы», Москва.2007.
  18. Л.В.Романова « Школа эстрадного вокала», Москва.2008.
  19. Е.А.Левина « Вокальные упражнения. Учимся петь и аккомпанировать»,Москва.2008.

Список литературы

используемый для воспитанников

1.А. Журбин « На свете жил один чудак», Ярославль. 2006

2. А.Кленов « Там, где музыка живет», Москва. 1999.

3. А. Кудряшов « Песни для детей», Ростов- на – Дону.2006.

4.В. Коровицын « Радуйся солнцу», Ярославль.2006.

5.Г.Гладков « Луч солнца золотого», Москва.2001.

6.Г.Гладков « После дождичка, в четверг», Москва. 2001.

7.Г.Гладков « Улыбайся!», Москва.2001

8.Г. Струве « Я хочу увидеть музыку», Москва.2001.

9. Д. Тухманов « Колокольчик мой хрустальный», Москва. 2001.

10. Детские песни ( сборник композиторов) « От носика до хвостика», Москва.2000.

11. Е. Крылатов « Все сбывается на свете», Москва.2001.

12. Е. Петров « Концерт для школы», Краснодар.2001

13.Е. Птичкин « Мы живем в гостях у лета», Москва.2001.

14. З. Бугаева « Озорной наш детский сад», Донецк.2005

15.З.Роот « Песенки и праздники», Москва.2006.

16. М. Пляцковский « От улыбки станет всем светлей , Москва 2000.

17.О. Зайцева « Маленьким артистам, танцорам, вокалистам», Ярославль.2005

18.П. Ермолаев « Веселые песенки», С- Пб., 2005.

19. С. Бекина « Музыка и движение», Москва. 2000

20. Л. Моисеева « Детские песни», Москва.2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

Роль концертмейстера в классе детского вокального ансамбля при подготовке конкурсной программы

Данная методическая разработка описывает  весь процесс подготовки вокального ансамбя младшего школьного возраста к районному конкурсу "ДеТвоРа"....

программа Народного вокально-хореографического ансамбля Мирас.

Концертно-исполнительская деятельность.Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют ко...

Программа "Вокальный ансамбль" (7 лет)

Программа "Вокальный ансамбль" (7 лет)...

программа по предмету Вокальный ансамбль (эстрадный)

программа по предмету Вокальный ансамбль (эстрадный)...