разработка урока
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: МДК 07.01. «Технология приготовления сладких блюд и напитков».
ПМ 07 «ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛАДКИХ БЛЮД И НАПИТКОВ».
Дата проведения
Профессия: 260807.01 «Повар, кондитер», срок обучения 1 год.
Тема урока: «Желированные блюда: желе, мусс, самбук, крем».
Цели урока:
- Изучить ассортимент, технологию приготовления, показатели качества желированных блюд. Рассмотреть способы оформления и подачи блюд.
- Формирование:
- ПК 1 - Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда,
- ОК 4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
- ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
- познавательной активности.
- Воспитание целеустремленности в овладении основами профессионального мастерства.
- Развитие творческого отношения к изучению учебного материала.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа, творческие презентации учащихся и преподавателя, карты практических заданий, задачи на расчёт сырья, кроссворд (в печатном виде), выставка дополнительной литературы (журналы «Гастроном», «Коллекция рецептов» «Школа гастронома», буклеты серия семь поварят издательство «Акрим» - «Десерты из фруктов и ягод», «Блюда страсти», «Блюда для девичника», академии кулинария «Десерты» современные и классические.
Междисциплинарные связи с учебными дисциплинами:
ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве – тема «Санитарные правила при приготовлении холодных блюд»;
ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места – тема «Техническое оснащение и организация рабочих мест в холодном цехе»;
ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров – тема «Качество сырья и продуктов для приготовления сладких блюд».
УП – тема: «Приготовление желе».
Практическое сопровождение урока: подготовлено мастером производственного обучения Чукановой Ниной Васильевной и учащимися группы 8-11.
Ход урока:
- Организационный момент: (1 мин) - проверка явки учащихся. Староста группы сообщает об отсутствующих и готовности группы к уроку.
- Проверка ранее изученного материала: (5-6 мин) – опрос учащихся.
Преподаватель задаёт вопросы по ранее изученной теме:
- Есть ли новые рецептуры компотов? – заслушивание информации учащихся.
- Какие виды желирующих веществ известны?
(Для приготовления желированных блюд используют различные желирующие вещества: крахмал, желатин, агар, агароид.)
- Дайте характеристику желирующих веществ: крахмал, желатин, агароид.
(Крахмал продукт переработки растительного сырья: картофеля, кукурузы. Это порошок белого цвета, плохо растворимый в холодной воде. В горячей воде набухает (растворяется), образуя коллоидный раствор — клейстер. Агароид (агар черноморский) вырабатывается из черноморской красной водоросли.)
- Как надо подготовить крахмал?
(Крахмал растворяют в кипяченой холодной воде в соотношении 1:4.)
- Для чего и какого блюда будем использовать крахмал, обоснуйте? (Картофельный крахмал используют для приготовления фруктово-ягодных киселей, кукурузный (маисовый) – для молочных киселей, т.к. не даёт синеватого оттенка.)
- Как приготовить кисель из ягод?
(Ягоды клубники протирают и получают ягодное пюре и мезгу, готовят отвар из мезги, процеживают и варят сироп из отвара, вводят подготовленный крахмал и проваривают 1 - 2 минуты, добавляют пюре из клубники, охлаждают до 60-70оС, порционируют и защипывают сахаром.)
- Какую посуду используют для подачи компотов, киселей?
(Компоты, кисели можно подавать в стаканах, чашках.)
- Какова Т подачи напитков, выход блюда?
(Компоты, кисели подают при Т 10оС, массой 200г.)
- Каковы показатели качества компота из сухофруктов?
(Компот из сухофруктов должен быть в стакане, 1/3 от объёма фрукты, цвет светло-коричневый, вкус кисло-сладкий, аромат яблок, груш, абрикос).
10.Что необходимо предпринять, чтобы на поверхности киселя не образовалась плёнка?
(Кисели защипывают сахаром, сахарной пудрой).
- Сообщение темы и цели урока: 1 мин.
- Преподаватель: тема нашего урока «Желированные блюда: желе, мусс, самбук, крем». Мы должны изучить ассортимент, технологию приготовления, показатели качества желированных блюд. Рассмотреть способы оформления и подачи блюд.
- Обучающиеся: записывают тему в тетради.
- Изучение нового материала: 70 мин. (использование мультимедиа в разделе презентация, рассказ, беседа, выступление учащихся с опережающим заданием, работа с учебником, видеопоказ, обсуждение, решение кроссворда).
Преподаватель:
- Сладкие желированные блюда с использованием желатина, агароида. К ним относят: желе, мусс, самбук, крем.
(Слайд 2 презентация 1)
Желированные блюда с использованием желатина
К Р Е М
С А М Б У К
М У С С
Ж Е Л Е
Схема 1
Желированные сладкие блюда готовят с использование различного количества желированных веществ. Чаще всего используют желатин.
Желати́н пищево́й (желатина пищевая, фр. gelatine, от лат. gelatus — застывший) — белковое желирующее вещество, производится денатурацией коллагена, содержащегося в костях, хрящах, коже, жилах животных.
Агароид (агар черноморский). Вырабатывается из черноморской красной водоросли (филлофоры). Готовый продукт выпускается в виде хлопьев, порошка, пластин или листов толщиной не более 0,5 мм в виде пористых пластин.
Обучающиеся: слушают объяснения, осмысливают.
- Подготовка желатина, агароида к использованию.
(Слайд 3,4,5 презентация 1)
Преподаватель:
Пищевой желатин — продукт, полученный вывариванием животной соединительной ткани, костей, кожи, который осветляют, высушивают и измельчают.
Агароид перед растворением замачивают в проточной водопроводной воде в течение 30-60 минут (агароид). Вес при этом увеличивается приблизительно в 6 раз (агар), агароид 8-10 раз. Набухший агароид хорошо растворяется в горячей воде и образует способные к застудневанию растворы. Кипячение растворов агароида в течение 30-60 минут незначительно отражается на их свойствах. Нагревание подкисленных растворов при температурах 60°С и выше снижает студнеобразующие свойства агароида.
Растворению желатина, агароида предшествует набухание их в холодной воде. Замачивание желатина осуществляют в течение 1 — 1,5 ч. За это время масса продукта увеличивается в 6 — 8 раз. При этом берут охлажденной кипяченой воды в 8 — 10 раз больше, чем желатина.
Обучающиеся: записывают схемы в тетради.
- Технологический процесс приготовления желе.
(Слайд 6,7 презентация 1).
Преподаватель: технологический процесс приготовления желе состоит из различных технологических операций.
Технологический процесс приготовления желе
ПОДГОТОВКА ЖЕЛИРУЮЩЕГО ПРОДУКТА
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СИРОПА
РАСТВОРЕНИЕ ЖЕЛАТИНА В СИРОПЕ
ОХЛАЖДЕНИЕ ЖЕЛЕ ДО 20 С И
РАЗЛИВАНИЕ В ФОРМЫ
ЗАСТЫВАНИЕ ЖЕЛЕ ПРИ 2-8С
ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕ К ПОДАЧЕ
Схема 2
Обучающиеся: записывают схему в тетради. (слайд 6)
- Ассортимент и технология приготовления желе.
(Слайд 8,9,10,11,12 презентация 1)
Преподаватель: Желе приготавливают из фруктово-ягодных отваров, соков, экстрактов, сиропов, эссенции, молока и варенья. В застывшем виде это блюдо представляет собой прозрачную студнеобразную массу (молочное желе непрозрачное). Густота и плотность желе зависят от температуры и количества желирующего вещества: желатина, агароида.
Многослойное желе. Для его приготовления можно использовать ягодное, кофейное или шоколадное, молочное желе и другие виды, каждый из которых наливают слоем в формочку или лоток, охлаждают и только после этого наливают следующий слой. Желательно использовать контрастные цвета.
- Практическая работа с учебником – сравнительная характеристика рецептур. (Приложение 1).
Преподаватель: А сейчас поработаем с учебной литературой. Вам необходимо заполнить таблицу «Сравнительная характеристика желе».
- Опрос учащихся по заполнению таблицы – сравнительный анализ.
- Из каких ягод можно приготовить желе?
- Как получить мезгу? Зачем используют мезгу?
- Какие продукты входят в рецептуру «Желе яблочное»?
- Из каких цитрусовых можно приготовить желе?
- Для чего используют цедру цитрусовых?
- Для чего в молочное желе добавляют ванилин?
- Как можно подать желе?
- С чем можно подать желе?
- Приготовление муссов. Выступление учащегося с презентацией. Запись технологической схемы рецептуры у доски.
(Презентация 2).
- Приготовление самбука. Выступление учащегося с презентацией. Запись технологической схемы рецептуры. (Презентация 3).
- Приготовление крема ванильного.
(Слайд 14,15,16 презентация 1).
- Качество желированных блюд.
Преподаватель: качество желированных блюд определяется параметрами.
Желе
Внешний вид - форма, соответствует в которой готовили желе.
Цвет – соответствует используемому продукту, может быть прозрачным или непрозрачным.
Вкус и запах – в меру сладкий, привкус и аромат продуктов, входящих в рецептуру.
Консистенция - однородная слегка упругая, студнеобразная.
Дефект – горький привкус.
Мусс
Внешний вид - форма - квадратная или треугольная с волнистыми краями.
Цвет – соответствует используемому продукту (белый, желтоватый, розовый).
Вкус и запах – в меру сладкий, слегка кисловатый привкус, аромат продуктов, входящих в рецептуру.
Консистенция - мелкопористая, нежная, однородная, слегка упругая.
Дефект – слой желе в нижней части при застывании.
Самбук
Внешний вид - форма - квадратная или треугольная с волнистыми краями.
Цвет – соответствует используемому продукту (оранжевый, желтоватый, розовый).
Вкус и запах – в меру сладкий, слегка кисловатый привкус, аромат абрикос, яблок, слив.
Консистенция - однородная, пышная масса, мелкопористая, слегка упругая.
- Оборудование, посуда для приготовления и подачи желированных блюд.
(Слайд 17,18,19, 20,21 презентация 1).
- Практическая работа – решение производственных задач. (Приложение 1).
Преподаватель: а сейчас нам необходимо решить задачи на расчет сырья. (можно воспользоваться таблицей 16.1 учебника).
Учащиеся: решают задачи.
Преподаватель: Какой ответ у вас получился по первой задаче (90 грамм),
по второй задаче (75 грамм)?
- Закрепление новых знаний:
- Решение кроссворда по теме « Желированные блюда».
Учащимся предлагается решить кроссворд.
- Просмотр и обсуждение видеоролика: «Фруктовое желе».
- Подведение итогов:
Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок с комментариями.
- Домашнее задание: учебник Анфимова Н.А. «Кулинария» с 289-293, создание коллекции рецептов новых сладких блюд (презентация, сообщение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...