Развитие диалогической речи
статья по теме
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dialogicheskoy_rechi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. Развитию диалога уделяется огромное внимание уже с первого класса на логопедических занятиях. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Диалогическая речь наряду с познавательной и воспитательной целью носит и развивающий речь характер. В процессе диалогической речи ребенок учится внимательно слушать логопеда, понимать смысл сказанного, уметь задавать вопросы, правильно отвечать на поставленные логопедом вопросы, выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи является беседа и театрализация (сказки , потешки , прибаутки).
В классах школы VII и VIII видов проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются , а затем воспроизводятся по ролям.
Но прежде , чем говорить о речи не как орудии мышления и средства общения , а как о некотором двигательном ( а так же звукоразличительном) навыке и умении , возникающим в результате совместной деятельности анализаmоров. Для ребенка школы VIII вида очень важна двигательная функция в связи с тем , что у них частые проблемы с движением и отставаниями в речи.
На своих занятиях я предлагаю ребенку познакомиться с действующими лицами, осмотреть их , пощупать , погладить ; если надо , то взять карандаш и обвести силуэт игрушки. Можно побеседовать о строении какого-то животного, его отличии от других животных. У детей с проблемами в обучении речь скудна и не правильна. Слуховое различие , произношение слов и фраз возникает поздно. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новые слова и словосочетания. Он не глух, он слышит даже шорох листьев или изолированный звук , произносимый логопедом, но звук, обращенный к нему в связной разговорной речи воспринимается им не расчленено. Из общей речи ребенок различает лишь слова. И происходит это в замедленном темпе, в отличии от нормы. Это и есть причина запоздалого и неполноценного развития речи. Недостаточность развития фонематического слуха , дефекты произношения, трудности в понятии чужой речи приводит к тому , что необходима большая предварительная беседа над любым текстом , чтобы затем этот текст превратить в диалог.
Алгоритм традиционного подхода к диалогической речи:
- восприятие диалога на слух;
- знакомство с героями стихотворения или сказки;
- обговорить характерные признаки того или иного животного.
Я могу добавить :
- осматривание игрушек, действующих лиц;
- рассмотреть их, ощупать , составить предложения о героях;
- неоправданное лишение возможности высказаться;
- навязывание своего мнения;
- высмеивание недопустимо:
- грубая реакция на высказывание;
- давление на собеседника голосом , манерами.
Методика обучения учащихся поведению во время диалога:
- облик , лицо , руки;
- жесты, телодвижения управляют импульсами подсознание ученика;
- мимика помогает проявить то , что скрыто за словами;
- рукопожатие – непременный атрибут встречи;
- естественная поза и жесты;
- сигналы глазами передают точные и открытые сигналы коммуникации;
- внешний вид , одежда, умение вести себя в различных ситуациях;
- следить за дикцией: не лепетать и не кричать;
- не допустим жаргон , грубость;
- улыбнитесь!
- умение слушать активно;
- доброжелательность в диалоге;
- используйте передышку в диалоге.
Предлагаю следующие типы потешек , сказок , рассказов для учащихся школы VIII вида.
- «Курочка -рябушка» Перед заучиванием диалога ознакомить с вырезанным силуэтом курицы, обведение пальцами силуэта курицы, обведение карандашом силуэта, раскрашивание. Какие части тела увидели? Чем отличается курица от других животных? Чтение , разбор , заучивание диалога.
Тексты должны быть понятны, доступны для детей.
- Курочка-рябушка , куда пошла ?
- На речку.
- Курочка-рябушка , зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушка , зачем вода ?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушка , а цыплята чьи?
- Мои. Они пить хотят.
Для лучшего запоминания диалога в него можно включиться самому логопеду. Он поддерживает темп , ритм сказки, стихотворения. Взглядом , словом он предлагает ребенку говорить , играть свою роль. Выбираем условные обозначения героев.
- логопед, - лягушка, - мышонок, - мышка – мать, мама-утка
Пела ночью Мышка в норке:
- Спи , Мышонок , замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей Мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше , мама , не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать.
Приходи к нам , тетя – Утка
Нашу детку покачать.
Стала петь Мышонку Утка:
Кря-кря-кря , усни , малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Слишком громко ты поёшь!
Побежала Мышка-мать,
Стала Жабу в няньки звать:
- Приходи к нам ,тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Стала Жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква! Не надо плакать.
Спи , Мышонок , до утра,
Дам тебе я комара!
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Очень скучно ты поёшь
Для диалогической речи подойдут современные средства связи. Даю телефоны двум детям, заучиваем диалог. Но прежде учимся обращению с телефоном, вежливым словам, умению общаться по телефону. Начинаю диалог, подключаю постепенно двух детей.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорить?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что ему надо?
- Шоколада.
- Для кого ?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять или шесть,
Больше ему не съесть!
Он у меня еще маленький!
Перед заучиванием диалога «Кисонька-мурысонька!» - предлагаю мягкую игрушку кошки. Дети рассматривают кошку, сравнивают со своей домашней кошкой. Спрашиваю о повадках кошки, о её питании. Дети придумывают предложения о кошке , котятах. Затем заучивается диалог и пересказывается.
- Кисонька-мурысонька, где ты была?
- на мельнице.
- Кисонька-мурысонька , что там делала ?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла ?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька , с кем прянички ела ?
- Одна.
- Не ешь одна ! Не ешь одна!
Некоторые слова в диалогах для лучшего понимания и запоминания заменяю символами или рисунками. Дети смотрят на текст и , видя слова-символы, ведут диалогическую речь.
- Ваня , Ваня , куда ты ходил ?
- В (лесок)
- Что видел?
- ( пенёчек).
- Под пенечком что?
- ( грибочек).
- Хвать ! Да в (кузовочек).
Перед заучиванием диалога «Узнайте героя по речи»
«Красавица»
-Как тебя зовут?
- Карр-повна!
- Что ты делаешь?
- Карр-каю.
- Что ты кричишь , как на пожар?
- Нрр-равится!
- Карр-ошая!
- Карр-рошая!
- Карр-расавица!
Кто эта красавица? Как ты узнал?
Перед заучиванием диалога «Листопад» задаю вопрос: «Какие строчки этого стихотворения ты произнесешь еле слышно?»
«Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов…,
- Мы с яблонь…,
- Мы с вязов…,
-Мы с вишен…,
- С осины, с черемухи , с дуба , с березы…-
Везде листопад. На пороге – морозы.
У детей школы VIII вида слабая память , они забывают очередность в диалоге, забываются. Чтобы этого не произошло, можно использовать знакомые детям геометрические фигуры. Так, дети хорошо знают круг – О и
Треугольник. Это можно использовать в работе над сказкой «Лис и Мышонок». О – Мышонок. – Лис.
- – Мышонок , мышонок , отчего у тебя нос грязный ?
О – Землю копал.
- Для чего землю копал?
О- норку делал.
- Для чего норку дклал?
О – От тебя , Лис, прятаться.
- Мышонок , мышонок , я тебя подстерегу!
О – А у меня в норках спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь.
О – А у меня в норках кладовочка.
- Мышонок , мышонок ! А ведь я твою норку разрою!
О – А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Работа с диалогической речью помогает усвоить связную речь , занятия происходят увлекательно, интересно. Детям школы VIII вида такие занятия очень нравятся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему «Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи»
В данной работе рассматривается методическая система использования метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка...
Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи
В данной работе рассматривается методическая система использование метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка....
Развитие диалогической речи на старшем этапе обучения
Диалогическая речь развивает не только умение общаться на иностранном языке, но умение слушать и слышать партнёра, умение выходить из затруднительных речевых ситуаций. И так, чтобы у...
Методическая разработка для преподавателя иностранного языка по теме "В аптеке, диалогическая речь"
Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 060109 Сестринское дело по дисциплине «Иностранный язык» (английский) по теме: « Диалоги: «В аптеке». Пассивные конструк...
Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка
Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка...
Ролевая игра как средство развития навыков диалогической речи у учащихся 4 класса на уроках английского языка
В настоящее время учителю необходимо выбрать эффективные методы обучения, которые в полной мере соответствуют поставленным целям, помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка, обеспеч...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР.
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, она служит фундаментом для образования монологической связной...