Избирательное право
план-конспект урока на тему

Урок по обществознанию «Избирательное право»

Составили : учитель истории и обществознания Казлаускас Ольга Николаевна,

Тюменская область, ХМАО –Югра

Г. Сургут

МБВ (с)ОУО (с) ОШ №1

 

В сегодняшнем обществе произошла смена нравственных ориентиров, молодое поколение уже не желает сидеть просто с учебником и учить по книге материал, ведь в наш мир ворвался интернет, кабельное телевидение и т.д. На уроках интерес только к рассказу сошел на нет. Но ведь надо разбудить у учеников интерес к истории, к изучению прошлого и анализу настоящего.  

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.

  Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы.

  Однако перед учителями сегодня стоит больше вопросов, чем ответов на них.

  Какая форма использования данных технологий предпочтительна?

  Следует ли создавать собственные презентации или использовать электронные учебники, предлагаемые сегодня на российском рынке?

   Истоки этой проблемы, требующей первооочередного решения, кроются в недоработанности методической основы применения ИКТ в образовательном процессе в целом.

 Основную цель в своей работе на данном этапе мы  видим  в эффективном использовании новых информационных ресурсов для повышения качества образования преподаваемого предмета.

     Компоненты ИКТ  позволяют определить систему задач при планировании процесса подготовки к урокам:

1.    Совершенствование и развитие навыков использования персонального компьютера, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.

2.    Ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а так же с возможностями их использования в учебном процессе.

3.    Ознакомление и овладение методиками преподавания с использованием ИКТ.

4.    Усовершенствование  навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.)

При решении данных задач, мы считаем, целесообразным руководствоваться следующими методическими идеями: 

=    органичное введение новых технологических средств в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не ломая при этом его логическую структуру

=  органичное сочетание вербальных методов обучения с методами поисковой и творческой деятельности

   = формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися и создание основы для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информации, например исторического материала, при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Перед собой ставим цель: создание условий для развития познавательного интереса учащихся через
использование информационно - коммуникативных технологий.

В качестве критериев оценки достижения поставленной цели и задач мы выделяем следующие:
1. Положительная динамика следующих составляющих:

  1. повышение качества учебно-познавательной деятельности;
  2. рост мотивированности учащихся на познавательную деятельность;
  3. готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
  4. удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;
  5. повышение уровня познавательного интереса.

 

   Возможности использования новых технологий в нашей школе ежегодно увеличиваются: выход в Интернет, использование компакт-дисков, работа с электронной почтой. Ученики готовят презентации с помощью Интернета для уроков-семинаров.      

   Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

     В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации,  Интернет-ресурсы.

     Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый.

      На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

       Хотим отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

  1. работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
  2. работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников -сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
  3. работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
  4. использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);

В нашем кабинете истории имеется компьютер + проектор +интерактивная доска + принтер + сканер +ксерокс.

Это дает возможность :

1.Подавать материал в форме презентаций, как учителя, так и учащихся.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

2. проводить тестовые работы без привлечения печатного материала

3. проводить опрос индивидуально (1 человек работает на компьютере, а остальные работают с учителем или по группам)

4. показ фотографий, рисунков, видео при объяснении нового материала учителем.

5. проводить контроль с помощью заранее созданных тестов.

6. подготовка к ЕГЭ в электронном режиме, что дает возможность ученику сразу и самому проверить свои знания

7. создавать видеоматериалы

В 10 классе мы начинаем создавать совместные проекты. Так при изучении культуры того или иного века учащиеся разбиваются на группы и готовят свои выступления по темам :

Архитектура

Живопись

Литература

Исторические персоны

музыка

Каждая группа готовит как текст, так и презентацию и т. д. Потом вся работа собирается воедино и создается один проект. Зачастую ребята включают в свои презентации и короткие фильмы.

В учебниках очень мало уделено внимания историческим личностям, но чтобы заинтересовать учащихся создаем презентации, исторические справки, подбираем иллюстративный материал что дает возможность дать задание по опережающему обучению, и заинтересовать учащихся .

Значительно повышает интерес к урокам истории  и использование фрагментом фильмов: «Иван Грозный», «А. Невский», «Д.Донской» и т.д. Конечно, просмотр фрагмента дается не ради просмотра, а дается задание, а после просмотра ведется беседа, но это дает возможность представить ученикам эпоху того времени, проблемы, решение вопросов.

   В своей практике мы широко использую на уроках истории видеофильмы. Материал видеофильма надо методически правильно организовать. Данный вид работы повышает интерес, мотивацию к изучению истории, насыщает урок эмоциональной составляющей, способствует лучшему усвоению материала, а так же из-за нехватки времени на уроке, ведь надо дать многое, а ребята лучше усваивают при просмотре того или иного сюжета.

В зависимости от тематики видеофильма, типа, формы урока, учета психофизических особенностей учащихся могут быть различные задания и варианты включения видеофильма в учебный процесс. Так при объяснении нового материала в 10 классе по теме "Крещение Руси" просматриваем фрагменты видеофильма "Русь (По Карамзину)". Перед просмотром сюжета учащиеся получают задание ответить на вопросы.    

 Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав учеников– право на качественное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

 Тема: Избирательное право

 

Цель:

Познакомить учащихся с основами избирательного права, укрепить их интерес к выборам как краеугольному институту демократического государства, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных компаниях

Задачи:

-познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;

-раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
-сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
-содействовать формированию активной гражданской позиции;
-развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию;
-развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;
-способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право; всеобщее, прямое, тайное голосование, кандидат, порядок голосования, работа с избирательным бюллетенем

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, образцы бюллетеней.

Вступительное слово учителя: “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать.  Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Ведь выборы в Государственную думу состоятся 4 декабря 2011года. В Конституции РФ (Ст.3)говориться  «носителем суверенитета и единственным источником власти…является …народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы»

Избирательное право – это отрасль права, которая регулирует сферу политического участия граждан в управлении страной.

Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения – решающее условие развития страны в демократическом направлении. Поэтому очень важен сам избирательный процесс.

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе “ Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”.

От результатов выборов в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления многое зависит в жизни страны, региона, населенного пункта.

Многие люди не осознают значимость выборов, плохо представляют себе процедуру их проведения, поэтому не понимают последствия своего неучастия в них.

Повысить политическую и правовую культуру граждан нашего государство можно многими методами, один из которых – привлечение молодого поколения к изучению избирательного процесса.

 

 Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем уроке. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства.

Выступление учеников ( Задания даны до проведения урока)

1-й ученик готовит презентацию по истории  выборов в России;( презентация №1)

История выборов в России уходит корнями в  первые века существования древнерусского государства, для многих земель  было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на  вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя  династии, правившей в русских землях до начала XVII века, варяжского князя  Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего  политического решения объединенных славянских и финских земель.

Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и  Пскова. Здесь сложилась особая форма правления - феодальная республика, в  которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ)  избирались на определенный срок на общем собрании горожан. Решения   принималось путем открытого голосования на вече. На городской площади  собиралось большое количество людей, (обсуждение вопроса могло длиться не  один день) собравшиеся выкрикивали свою точку зрения. Вопрос оставался  открытым, пока участвующие в голосовании не приходили к «единогласию».  

 

Случалось, сторонники разных точек зрения устраивали драки, выясняя, кто  должен уступить при голосовании.  С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но  нужен был другой институт на смену  и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы   к обществу. Таким институтом стали Земские соборы.На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном  Грозным в 1549, последний - в 1683-1684гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось.  Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, дворецкими, воеводами, княжатами), то в 1653г на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.

Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских  общегосударственных представительных институтов, которые появятся уже вновь в XX веке.

2-ой ученик готовит сообщение (Презентация №2)

 В отличие от многих европейских стран, где парламентские  традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение  парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь  в 1906 году.

 

 Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Выделяют четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом  выборщик представлял  2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30  тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Право голоса не получили женщины,  военнослужащие, кочевые народы.  Полномочия Думы были ограничены.

 

Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма.

 

 Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так,  например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет  существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не  выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

Выборы – это испытанный способ обретения правительством доверия и поддержки народа. Правительство управляет всегда, кроме единственного периода, когда оно оказывается в зависимости от народа, его волеизъявления. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит в руки народа, идущего на избирательные участки выбирать своих представителей в органы власти. А претенденты на места в представительных органах власти в этот судьбоносный период с замиранием сердца ждут конца избирательной компании, чтобы узнать свой «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, доверили или не доверили.

  • Кто может стать депутатом Государственной Думы?
  • Как проходят выборы в Государственную Думу?

1.    Избирательные права граждан – это конституционное право  избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст. 3, 23 Конституции РФ)

 

Избирательное право

 

 

 

 

 

 

Избирательные права граждан

 

Нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной…

 

       

 

 

Избирательные права граждан

 

 

 

 

 

 

Активные

 

Пассивные

                          Право избирать

 

                                                                 Право быть избранным

 

Основные принципы демократического избирательного права:

          Всеобщее

                Равное

          Прямое избирательное право

          Тайное голосование

Избирательное право граждан зафиксировано в законах:

         Конституция РФ

         Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

         Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

         Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

         Федеральный закон «О референдуме РФ»

( Конституция РФ у каждого ученика )

Работа с текстом Конституции РФ

 Определите, во сколько лет по закону вы можете участвовать в выборах?

Во сколько лет вас могут выбрать в Государственную Думу?

Во сколько лет вас могут выбрать президентом РФ?

А для чего нужен парламент? (презентация №3)

 

 

 

 

 

 

(Презентация 4)

Виды избирательных систем.( составление схем на интерактивной доске)

1.Мажоритарная избирательная система:

                Результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов

          Выборы могут проводиться как за кандидата, так и за партию

               Избирательные округа являются одномандатными (может быть избран только один депутат или депутаты по одному списку)

          Партия или блок, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте.

 

2.    Пропорциональная избирательная система:

          Голосование по партийным спискам

          Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос

          При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов

 Но для того, чтобы выборы прошли достойно и в соответствии с законом предусмотрены законодательством о выборах избирательные комиссии.

 

Избирательные комиссии

 

Центральная избирательная комиссия

 

Избирательные комиссии субъектов РФ

 

Окружные избирательные комиссии

 

Территориальные

 

Участковые избирательные комиссии

 

Об избирательных комиссиях и их деятельности расскажет нам член участковой избирательной комиссии Керейтова З.К.

Сейчас попробуем с вами обсудить задачи : 

Задача 1.(текст задач на интерактивной доске)

 

«В 1598 г. после смерти царя Федора Иоанновича на Земском соборе царем был избран его шурин (брат жены) Борис Годунов. В состав Земского собора входили:  духовенство – 99 человек; бояре,  дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости (купцы) – 22; старосты гостиных (купеческих) сотен – 5 и др.»

Что можно сказать о демократичности состава этого Собора?

Задача 2.

Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы.

А могут ли выборы быть несвободными и нечестными? Как вы себе такие выборы представляете?

 

Задача 3.

На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г. из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, лишь 4 получили место в Думе.

Как вы думаете, целесообразно ли создавать столь большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Почему?

 

12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем  одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало  образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания  (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума).

 

 Положение о прямых выборах Президента  сохранилось и в  Конституции Российской Федерации 1993года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет.

Основные принципы демократического избирательного права:

·      Всеобщее

·      Равное

·      Прямое избирательное право

·      Тайное голосование
Типы избирательных систем;  

1.    Мажоритарная избирательная система:

·      Результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов

·      Выборы могут проводиться как за кандидата, так и за партию

·      Избирательные округа являются одномандатными (может быть избран только один депутат или депутаты по одному списку)

·      Партия или блок, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте.

2.    Пропорциональная избирательная система:

·      Голосование по партийным спискам

·      Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос

·      При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов.

Анкета. ( Желающие учащиеся могут прокомментировать ответы)(Приложение 1)

1.Волнует ли вас ваше будущее?

а) Да                                     б) Нет

2.Волнует ли вас судьба вашей страны?

а) Да                                     б) Нет

3.Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?

а) Да                                     б) Нет

4.Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?

а) Да                                     б) Нет

5.Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?

а) Это мой долг                    б) Потому что все ходят

в) Не знаю                             г) Понимаю, что надо, но лень идти

д) Это ничего не изменит     е) Неинтересно

А что же должен знать молодой избиратель, пришедший на избирательный участок?

 -Участвовать в различных избирательных действиях, быть избранным может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет.

 -Принять участие в выборах и быть избранным может гражданин Российской Федерации, независимо от вероисповедания.

Слово учителя. А теперь пусть каждый из присутствующих на данном уроке сделает свой выбор: на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да»- быть  активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов».

В заключении нашего урока хотелось бы привести высказывания выдающихся философов прошедшего времени.

 

«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над государством»

Аристотель

 

«Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия»

Гельвеций

А теперь мы с вами попробуем справиться с заданиями по теме нашего урока, у вас есть подсказки – это Конституция РФ, презентации . Каждый выберет себе работу нВ свое усмотрение

Текст с пропусками для упражнения «Корректор»

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным. В Российской Федерации избирать имеют право лица, достигшие (1) …….. возраста. Депутатом выборного органа местного самоуправления можно избираться с (2) ….. лет,  депутатом Государственной  Думы – с (3) ….. года, президентом страны – (4) …… лет. 

Принципы избирательного права  - это те требования, при соблюдении  которых выборы признаются законными. Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определенных цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола. Выборы являются равными, (5) …………..,  (6) ………… . Голосование на выборах является тайным.

Избирательный процесс в нашей стране регулируется Конституцией Российской Федерации и (7) …………. . Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на (8) ……………, в этом случае, от каждого избирательного округа выбирается один кандидат,    и (9) ……………, которая основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. Обе системы имеют свои достоинства и недостатки, поэтому в некоторых странах применяют (10) ………….  систему.

Выборы – это  юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет  представлять их интересы в тех или иных органах власти.   Результат выборов зависит от многих факторов, главный из которых – ответственный выбор каждого гражданина, понимающего, что  его голос очень важен при определении власти в государстве.  Ответственный выбор – это поступок свободного человека.

 

Ключи:

1 – 18-летнего

2 – 18

3 – 21

4 – 35

5 – прямыми

6 – свободными

7 – федеральными законами

8 – мажоритарную

9- пропорциональную

10 - смешанную

 

Тест «Я – избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

1. Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата, который  нравится ему, то:

А) сделаю так, как он просит;                      Б) не знаю, как поступить;

  В) не выполню его просьбу.

2. Если Вам предложат достойные деньги  за Ваш избирательный бюллетень, то:

А) приму предложение и продам бюллетень;     Б)  не знаю, как поступить;   В) не приму предложение.

3. Если в день выборов у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у  на природе в отличной компании, то:

А) выберу отдых и не пойду голосовать;  Б) не знаю, как поступить;

В) пойду голосовать.

4. Если Вы узнаете, что в день выборов Ваши родители собрались на дачу (за город) и не намерены голосовать, то:

А) промолчу;    Б) не знаю, как поступить;   В)  буду просить их проголосовать.

5. Если один из кандидатов пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу  на протяжении всего срока своих полномочий, то:

А) проголосую за него;   Б) не знаю, как поступить;    В) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты, то:

А) проголосую за него;     Б) не знаю, как поступить;  В) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:

А) проголосую за него;     Б) не знаю, как поступить;  В) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ  государства со 100% гарантией успеха, то:

А) проголосую за него;     Б) не знаю, как поступить;  В) не проголосую за него.

 

Ключи:

Если в ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится  искусственно  повлиять на выборы, протащить своего кандидата.  Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут.

Если в ответах преобладает вариант «Б», то Вы  немногим отличаетесь от предыдущего избирателя. Вы  думаете, что политика никогда Вас не коснется. Вы боитесь брать ответственность на себя даже за свои решения.  Тогда в чем заключается Ваша свобода?

Если в ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной державой, а значит и Вы, как ее гражданин, будете свободны в своем выборе, т.к. Ваши права и свободы охраняются законом.

 

Наш урок хочу закончить небольшой притчей:

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ вам даны вопросы на которые вы сможете ответить дома,

Примерные вопросы по Избирательному праву:

1.    Что такое избирательная компания?

2.    На какой срок избирается Президент РФ, депутаты Государственной Думы.

3.    При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть истинно честных, порядочных, достойных людей?

4.    Когда принимается решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти? (не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования)

5.    Какие сведения об избирателе, участнике референдума должны быть указаны в списке избирателей?

6.    За сколько дней образуются избирательные участки до дня голосования? (45дней)

7.    Перечислите избирательные комиссии в Российской Федерации.

8.    В полномочия какой избирательной комиссии входит информирование населения о дне, времени и месте голосования?

9.    Когда наблюдатель вправе присутствовать на избирательном участке?

10.  Может ли быть наблюдатель назначен кандидатом, зарегистрированным в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением?

11.  С какого возраста может участвовать гражданин РФ в голосовании?

12.  Что такое активное, пассивное избирательное право?

13.  Укажите возрастной ценз избираемого гражданина в местные органы власти, в Государственную думу, на пост Президента РФ.

14.  Кто не имеет права избирать и быть избранными?

15.  Когда заканчивается предвыборная агитация?

16.  Где должен быть оборудован информационный стенд, на котором участковая избирательная комиссия размещает информацию о кандидатах?

17.  Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.
Участие в выборах — проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отказыва¬ясь от своего права участвовать в управлении страной.
В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное значение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демократия невозможна.
Процедура — это порядок, гарантирующий общество от нарушений, сбоев, аварий. Она особенно важна при проведении выборов. Более того, если выборы являются важнейшим институтом демократического государства, то точная и четкая процедура их проведения есть решающее условие стабильного развития страны.
Вот об этом и будет сегодня наш разговор.

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме «Избирательное право»

1. Избирательное право в Российской Федерации является:

всеобщим;

равным;                                                                

прямым;

    с тайным голосованием.

2.Каким из этих характеристик соответствуют следующие определения:

— избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно;

— никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос;

— избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе;

3. Как называется право избирать в органы госу­дарственной власти и выборные органы местного самоуправления:

а) активное избирательное;

б) пассивное избирательное;

в) классическое избирательное?

4. Как называются право Выть избранным в орга­ны государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

а) активное избирательное;

б) пассивное избирательное;

в) классическое избирательное?

5. Отметьте основы российского избирательного права:

а) всеобщее;

б) прямое;

в) принципиальное;

г) элитарное;

д) равное;

е) при тайном голосовании;

ж) при открытом голосовании.

5. Кого по закону выбирают в России:

а) министров;

б) телеведущих;

в) депутатов Государственной Думы;

г) Президента РФ;

д) Генерального прокурора РФ;

е) членов Конституционного Суда РФ;

ж) президентов республик в составе РФ;

з) губернаторов областей я краев;

и) директоров школ;

к) депутатов законодательных органов субъек­тов РФ;

л) депутатов городской Думы;

м) членов органов местного самоуправления?

7. С какого возраста, по Конституция РФ, можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

а) с 18 лет;

б) с 21 года;

в) с 30 лет?

8. Какова, по Конституция РФ, периодичность выборов в Государственную Думу:

а) четыре года;

б) пять лет;

в) семь лет?

9. При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один де­путат: 

а) при пропорциональной системе;

б) при селекционной системе;

в) при мажоритарной системе?

10. При какой избирательной системе места в пар­ламенте занимают представители партии, которые получили на выборах количество голосов» превы­шающее установленный процентный «барьер»:

а) при пропорциональной системе;

б) при селекционной системе;

в) при мажоритарной системе?

 

 

 

 

 

Анкета. ( Желающие учащиеся могут прокомментировать ответы)(Приложение 1)

1.Волнует ли вас ваше будущее?

а) Да                                     б) Нет

2.Волнует ли вас судьба вашей страны?

а) Да                                     б) Нет

3.Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?

а) Да                                     б) Нет

4.Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?

а) Да                                     б) Нет

5.Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?

а) Это мой долг                    б) Потому что все ходят

в) Не знаю                             г) Понимаю, что надо, но лень идти

д) Это ничего не изменит     е) Неинтересно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dопросы по Избирательному праву:

18.  Что такое избирательная компания?

19.  На какой срок избирается Президент РФ, депутаты Государственной Думы.

20.  При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть истинно честных, порядочных, достойных людей?

21.  Когда принимается решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти?

22.  Какие сведения об избирателе, участнике референдума должны быть указаны в списке избирателей?

23.  За сколько дней образуются избирательные участки до дня голосования? Перечислите избирательные комиссии в Российской Федерации.

24.  В полномочия какой избирательной комиссии входит информирование населения о дне, времени и месте голосования?

25.  Когда наблюдатель вправе присутствовать на избирательном участке?

26.  Может ли быть наблюдатель назначен кандидатом, зарегистрированным в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением?

27.  С какого возраста может участвовать гражданин РФ в голосовании?

28.  Что такое активное, пассивное избирательное право?

29.  Укажите возрастной ценз избираемого гражданина в местные органы власти, в Государственную думу, на пост Президента РФ.

30.  Кто не имеет права избирать и быть избранными?

31.  Когда заканчивается предвыборная агитация?

32.  Где должен быть оборудован информационный стенд, на котором участковая избирательная комиссия размещает информацию о кандидатах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст с пропусками для упражнения «Корректор»

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным. В Российской Федерации избирать имеют право лица, достигшие (1) …….. возраста. Депутатом выборного органа местного самоуправления можно избираться с (2) ….. лет,  депутатом Государственной  Думы – с (3) ….. года, президентом страны – (4) …… лет. 

Принципы избирательного права  - это те требования, при соблюдении  которых выборы признаются законными. Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определенных цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола. Выборы являются равными, (5) …………..,  (6) ………… . Голосование на выборах является тайным.

Избирательный процесс в нашей стране регулируется Конституцией Российской Федерации и (7) …………. . Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на (8) ……………, в этом случае, от каждого избирательного округа выбирается один кандидат,    и (9) ……………, которая основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. Обе системы имеют свои достоинства и недостатки, поэтому в некоторых странах применяют (10) ………….  систему.

Выборы – это  юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет  представлять их интересы в тех или иных органах власти.   Результат выборов зависит от многих факторов, главный из которых – ответственный выбор каждого гражданина, понимающего, что  его голос очень важен при определении власти в государстве.  Ответственный выбор – это поступок свободного человека.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по избирательному праву

Урок по обществознанию в форме игры "Брейн-ринг"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ

Методическое пособие для подготовки студентов к деловой игре "Заседание административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях, посягающих на избирательное право гражда...

Элективный курс "Избирательное право"

Элективный курс "Избирательное право" разработан для подготовки к олимпиаде...

Интеллектуальная игра "Турнир знатоков избирательного права"

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Турнир знатоков избирательного права"...

Статья " Избирательное право и избирательной системы"

В данной статье ракрывается понятие  " избирательное право"  и избирательной системы....

Интеллектуальная игра «Что я знаю об избирательном праве?»

Методическая разработка посвящена избирательному праву и избирательному процессу....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Избирательное право. Избирательный процесс»

сформировать у учащихся понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства....