«В жизни нам необходим узел всех узлов - семейные традиции»
творческая работа учащихся
Исследовательская работа посвящена истории морской династии рыбаков - моряков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа рыболовства и морских технологий
(наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)
Номинация:
Морская биография. Семейная история и морское наследие Севера.
Тема: «В жизни нам необходим узел всех узлов - семейные традиции»
Выполнил обучающийся: Ануфрович Владимир Константинович | |
(Ф.И.О.) | |
Специальность: 26.02.03 Судовождение | |
(код и наименование) | |
Курс:1 Группа:194302 | |
Руководитель: Белякова Мария Александровна | |
(Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание) |
Архангельск 2023
Оглавление
Введение 2-4
Основная часть 4-8
Заключение 8
Список использованных источников 10
Приложения 10-12
ВВЕДЕНИЕ
Цель: рассказать о морской династии и популяризовать интерес к морским профессиям.
Задачи:
- узнать историю династии Ануфрович;
- выяснить особенности профессии штурмана;
- узнать об особенностях рыбного промысла;
- сделать вывод, что современное рыболовство основано на преемственности поморских традиций;
- привлечь внимание к морским профессиям.
Методы:
- сбор информации;
- анализ и обобщение;
- аналогия.
Узел для человека своего рода верное средство, страховка, надежность, помощь на охоте, в морском деле и у домашнего очага. Узел определяется словарем как место скрещения, связи чего-либо. Вот в своей работе я постарался связать историю моей семьи с поморскими рыболовными традициями и моей будущей специальностью. Идею подал мой отец - штурман дальнего плавания, я - продолжатель морской династии.
Слово «династия» в переводе с греческого означает «господство». Первоначальное его значение было связано с наследованием монархического престола, но впоследствии оно расширилось и стало употребляться в связи с наследованием профессий, так возникли династии купцов, ремесленников, врачей, воинские династии, династии рыбаков и так далее.
Узнать больше о своем отце, его профессии, морской юности, как связан труд моряка с поморскими традициями стало для меня интересно, поэтому считаю свою работу актуальной.
В ходе работы над рефератом с нормативными документами (Конвенции ПДНВ, МПСС) выяснили, что:
"Рыболовное судно" означает судно, используемое для промысла водных биологических ресурсов.
"Кодекс ПДМНВ" - это часть Конвенции 1978, определяющая принципы и уровень подготовки моряков.
Рабочим дипломом считается документ, выданный закончившим учебные заведения рыбной промышленности РФ или имеющим диплом, выданный капитаном рыбного порта. В дипломе капитана (в подтверждении диплома) указываются все должности, которые он может занимать: капитан, старший помощник капитана, вахтенный помощник капитана1. Чтоб получить Диплом капитана (Master)необходимо иметь:
1)диплом старшего помощника капитана (штурмана дальнего плавания) и справку о плавании, подтверждающую стаж работы на самоходных судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, и
2)свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на судоводительском факультете по программе С-2 "Капитан морского судна", и
3)свидетельство или свидетельства, выданные учебным заведением или сертифицированным тренажерным центром, об обновлении подготовки и проверке компетентности по следующим видам обязательной специальной подготовки:
- начальная подготовка в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции 1978;
- подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции 1978;
- подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции 1978;
- подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4 Конвенции 1978;
- подготовка по использованию РЛС;
- подготовка по использованию САРП (при отсутствии свидетельства о подготовке по использованию САРП диплом выдается с ограничением "Без САРП/Without ARPA");
- подготовка по использованию ГМССБ, и
4)диплом судового оператора ГМССБ, и
5)свидетельство о прохождении дополнительной подготовки на соответствие требованиям Конвенции 1978, если ранее не представлялось, и
6)медицинскую книжку моряка или международный медицинский сертификат, и
7)протокол сдачи квалификационного экзамена в МКК.
Это документы, которые определены Международной Конвенцией, но помимо этого узнавали о традициях поморов, которые выходили на промысел рыбы с весны до осени. Узнали, что наши предки точно знали какие виды промысловой рыбы и в каких районах можно добывать. Эти знания они вписывали в особые рукописные лоции, которые были семейной реликвией. О них писала краевед, ольголог К. П. Гемп2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рыбаки – это люди особой закалки, никогда не теряющие присутствия духа в борьбе с водной стихией.
В их судьбах много общего, и прежде всего – это любовь к рыбацкому ремеслу, которая живёт вот уже в трёх поколениях моей семьи. Представлю их:
- Асламов Леонид Алексеевич. Окончил в начале 60-х годов Мореходное училище в г. Якутске, отделение «Морское Судовождение», работал на различных судах штурманом по реке Лене и Арктике. Капитан Дальнего Плавания. Трагически погиб в 1979 году.
- Якимович Юрий Алексеевич. Окончил в 1993 году Мурманское Высшее Мореходное училище, отделение «Морское Судовождение», работал на различных судах рыбопромыслового и торгового флота штурманом. По настоящее время ходит в море. Капитан дальнего плавания.
- Якимович Валерий Алексеевич. Окончил в 1997 году Мурманское Высшее Мореходное училище, отделение «Морское Судовождение»,работал на различных судах рыбопромыслового и торгового флота. Действующий капитан дальнего плавания.
- Мой отец - Ануфрович Константин Владимирович, штурман дальнего плавания, выпускник АМУ МРХ СССР 1982 года. Работал много лет в АТФ (Архангельский Траловый Флот), закончил свой трудовой путь старшим помощником капитана.
- Я - Ануфрович Владимир Константинович по примеру своих родных буду продолжать дело своей рыбацкой династии, по примеру отца хочу быть штурманом, а потом и капитаном.
Рыбаки – это труженики моря, сильные и упорные в работе люди, умелые мореходы и профессионалы-обработчики. В этом я убедился, изучая историю поморского мореплавания и слушая рассказы своего отца.
По воспоминаниям папы, я понял — работа в море это тяжелый труд! Вахты и подвахты, когда спать приходилось иногда по три - четыре часа в сутки. Папа начинал матросом на рыбфабрике и рулевым у вахтенного штурмана (рыбаки на своем сленге сказали бы, что был морозилой на БМРТ, забивал телеги на рыбфабрике). Руки по 12 часов в сутки от соленой воды гнили от язв и порезов, работать нужно быстро соблюдая четкий производственный цикл без простоев. Во время штормов и ураганов, ломались грузовые стрелы, выбивало жестокими волнами иллюминаторы на ходовом мостике, были обледенения и весь экипаж выходил окалывать лед на палубах...
Самые большие подъемы тралов были всегда в северных морях и канадской зоне — мойва, окунь, тресковые породы, путассу....До 70 тонн!
Папа работал почти на всех типах судов в АТФ — ПСТ («Нижнеангарск», «Красносельск»). БМРТ типа «Лесков» («Восход», «Зодчий», «Тралфлот»), БМРТ типа «Алтай» ( «Хибины», «Карпогоры»), ЗРС ( «Профессор Нестор Смирнов»), БМРТ типа «Бочков» («Рыбачий»). Во время учебы в АМУ МРХ — на УТС «Батайск» и на супер Алантике «Профессор Кленова» (Приложение 2).
О тяжелом труде в море папа написал такие строки:
Наши просоленные души, просят тепла
Наши сердца были вместе и сгорели до тла
Мне уединение страшно, может поймешь
Море шестой месяц давит, не разорвешь
В письмах мы ищем опору, ждем без конца
Чтобы уснуть поспокойней в зыбком видении сна
Не надо упреков, потом все, когда мы прийдем
Все жены, любимые знайте – мы скоро прийдем
Осталось совсем нам немного, каких-то пять дней
И трал наш заштопанный старый, пошел веселей
Уходят последние вахты, не видно следа
И палубу смоем от рыбы, так было всегда
Ни шторм и ни черт нам не страшен, стихия тупа
И эти тяжелые волны, уйдут без вреда
Романтика тут не уместна, кто с нами бывал
В нее он уже не поверит и пыл остывал
И часто мы сыплем проклятья, на эту работу свою
На частую боль расставанья, мы снова бросаем семью
Уходим туда, где привыкли сбирать урожай-дар морей
И снова зовет нас путина- быстрее, быстрее, быстрей…
И вот наконец стало явью, реальность восстала из сна
Причал ожидает встречает, туман застилает глаза
И сердце сожмется отпустит, лишь только, когда ты найдешь
Глаза той, что ждала так долго и это уже не вернешь…
Наши просоленные души, просят тепла
Наши сердца были вместе и сгорели до тла
Мне уединение страшно, может поймешь
Море шестой месяц давит, не разорвешь…
КВА 1988 Pacific ocean борт БМРТ «Карпогоры»
Но как бы не шагнула далеко техника и научные знания, в основе труда рыбака остаются знания наших предков. Они, не употребляя современной терминологии, знали, что некоторые виды рыб не живут вблизи морского дна, а обитают в толще воды. Сейчас мы их называем пелагической рыбой (Приложение 4). Среди пелагических рыб можно назвать: сельдь, скумбрию, мойву и другие. Пелагические рыбы очень часто формируют огромные косяки, порой достигающие более тысячи тонн. Она является основной промысловой рыбой Северного, Мраморного, Балтийского морей, а также Северной Атлантики и Тихоокеанского бассейна3.
Кто из нас не знает про такую любимую на Поморье рыбу - сельдь. Папа рассказывал о сельдяном промысле.Сельдь в основном обитает в пелагиале морей Северной Атлантики, в Баренцевом море и Северном. Выделяют четыре группы сельди: нерестовая, крупная преднерестовая, жирная и мелкая сельдь. Наиболее ценной продукцией является жирная сельдь. Ведь она легко поддаётся консервации и отлично просаливается. Поморы с древних времен ценили эту промысловую рыбу.
Не менее популярна на Русском Севере издавна была и другая не менее вкусная промысловая рыбка - это мойва. Это корюшковая, арктическая стайная рыба, длиной редко превышающая 20 сантиметров. Употребляется в виде шпрот, в маринованном и копчёном виде, а также в вялено-сушёном.
На Поморье промыслом сельди, наваги, мойвы могли заниматься женщины и подростки. А ватаги промысловиков уходили в северные моря за более дорогой промысловой рыбой: пикшей, треской, палтусом, семгой. И сейчас эти виды рыб - распространенное блюдо у северных людей. Недаром нас называют трескоедами.
Сколько было выслушано увлекательных рассказов от моего отца о промысле трески и пикши, которые обитают в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах.
Папа часто повторяет, что море не терпит случайных людей. Поэтому, чтобы стать профессиональным рыбаком, нужно пройти особенную подготовку. Стать высококлассным специалистом мне поможет обучение в Высшей школе рыболовства и морских технологий САФУ.
Моя мечта — попасть на один из современных супертраулеров, которые строятся для АТФ. Помимо высокой оплаты труда, привлекают и комфортные условия — "номера пятизвёздочного отеля" вместо кают, оборудованные по последнему слову техники производственные цеха и даже современный спортзал. АТФ развивается и мы не можем этого не замечать. Строятся новые суда, развиваются береговые перерабатывающие мощности и ассортимент продукции глубокой переработки, меняется культура потребления рыбы, в том числе, нашей северной трески, палтуса, пикши. Эта дикая рыба становится всё более популярной и близкой людям. Я думаю, что у Архангельского тралового флота и у рыбопромышленной отрасли в целом — большие перспективы, а значит у меня.
Профессия рыбака — одна из традиционных на Беломорском севере. Мы - продолжатели традиций наших предков. Только это уже не деревянные парусные кочи, а современные супертраулеры.
Помощником капитана по судовождению в море является штурман. Это слово тоже голландского происхождения и буквально означает «человек у руля», т.е. специалист по кораблевождению, прокладывающий необходимый кораблю курс в морских просторах. На древнегреческом флоте командование лежало на капитане или «триархе», управлял кораблем штурман («кибернетос»), а вторым офицером был «прореус», который заведовал носовой частью. Позднее у римлян штурман-«кибернетос» стал называться «губернатором».
На гражданских судах обязанности штурмана в период несения ими ходовой вахты обычно выполняют заместители капитана: старший, второй, третий и четвертый помощники.
Штурман - это будущий капитан. В отличие от рыбака - помора, который ориентировался по маточке, рукописным лоциям, звездному небу, ветру и крестам-ориентирам, современный штурман владеет новыми технологиями: ориентируется по GPS - навигатору, прокладывает путь судну с помощью современной электронной техники, используют на промысле эхолоты, гидролокаторы, современные тралы...Как говорят в нашей профессии: «Капитан на судне — первый после Бога». Это должен быть человек, умеющий сохранять высокий уровень авторитета в любой ситуации. Папа является не только моим другом, но и наставником. Работу в море он знает не по наслышке, прошел путь от матроса до штурмана. Он убежден, что современный капитан должен обладать не только знаниями, но и человеческими качествами. С детства меня так и воспитывают.
Знание языков. Капитан рыболовецкого судна должен хорошо знать английский.
Внимательность. Рыбак всегда должен быть на стороже, чтобы вовремя заметить рыбу и начать действовать.
Умение работать в команде. Без этого навыка невозможно выстроить работу на судне. Слаженная работа — это огромная часть успеха. Если все будут действовать эгоистично, то проблем точно не избежать. Задача капитана, в том числе создать такую обстановку, чтобы команда была сплоченной.
Трудолюбие и терпеливость. Здесь все очевидно. Море не терпит лени и бездумной спешки.
Умение думать и принимать решения в экстренных ситуациях.
Смелость.
Физическая сила.
На гражданских судах обязанности штурмана в период несения ими ходовой вахты обычно выполняют заместители капитана: старший, второй, третий и четвертый помощники. Подводя итог всему вышесказанному, приведу слова моего отца, что штурман рыбопромыслового флота это не только, судоводитель в прямом смысле этого слова, он еще и рыбак! Он в купе со всем экипажем, дает план по вылову и от него зависит выполнение рейсового задания! Его умение ориентироваться в промысловой обстановке, быстрые принятия решений, работа с рыбопромысловыми эхолотами и другими навигационными приборами, дает результат только в том случае , если штурман имеет эти навыки и умения! А научить этому молодого штурмана могут только опытные наставники на судне! Знания, полученные в морском учебном заведении конечно нужны, но в реалиях вся учеба проходит в рейсах... Поэтому производственные практики для будущих судоводов очень и очень важны! Моряки там набираются опыта и в будущем им уже легче вступить на первую ступеньку своего трудового пути! И вообще штурмана — рыбаки кардинально отличаются от штурманов торгового флота! Они умеют рисковать, принимать мнгновенные и правильные решения за секунды, чувство расстояния притупляются до минимальных значений, и все суда на промысле для них , как автомобили на дороге, ну как с трамваем разъехаться….Когда на мойвенной путине работают до 400 судов, и ты варишься в этой каше ежедневно, и так по нескольку месяцев, то чувство страха и опасности притупляются и все кажется обычной рутиной, и вахта ходовая в 4 часа пролетает, как в ускоренном ролике и кажется за полчаса! Приползаешь с вахты в каюту, а веки глаз еще какое-то время, дергаются в нервном тике, ты мозгами еще там , на мостике...Поэтому наших штурманов с АТФ всегда с удовольствием брали для торгового флота, знали , что это опытные судоводители, побывавшие во многих промысловых районах Земли, умеющие принимать мгновенные решения. Это много стоит!
В море много специальностей: штурманы, механики (электромеханик, рефмеханик, газовый инженер), мотористы, матросы и прочие. Сейчас не берут в море сказочника. По поверью, хозяин моря — «Никола — бог морской» — любил сказки. И от сказочника зависела удача рыбаков: если получится убаюкать хозяина, рыба останется без присмотра и попадет в сети. Сейчас трудно представить в судовой роли такую фигуру. Но и среди современных моряков-рыбаков много талантливых людей, которые пишут стихи, играют на гитаре, поют свои песни. Мой отец - один из них (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончить хотелось бы словами, которые часто произносят моряки: Пусть уловы будут богатыми, море спокойным, а ветер попутным! Каждому моряку важно знать, что, оглянувшись в сторону берега, его ждет семья, дом и радость встреч! Это, на мой взгляд, и есть тот надежный узел, когда семья вместе, за общим столом младшие прислушиваются к рассказам о дальних морях, морской путине, о непростых трудовых рыбацких буднях, потом принимают решение стать продолжателем династии. Я с раннего детства испытываю это счастье - встреча отца! Представляю вашему вниманию стихотворение моего папы на эту тему:
НАЧАЛО…
Так коротко стоянка наша длилась
Как свет звезды упавшей – краткий миг
Милая скажи мне что случилось
И грусть в твоих глазах и сердца крик
Глаза твои мне говорили
Как трудно мне полгода ждать
И снова чайки поманили
Нас моряков в морскую гладь
Был первый оборот штурвала
Прощальный подан был гудок
Ты одинокая стояла
Я слова вымолвить не мог
И снова океанские просторы
И губы разъедает соль
И миражей заманчивые горы
И мысль о доме – радостная боль
Вдруг свет Луны попал в каюту
Прошелся по ее уюту
На фотографии твоей
Он замер словно знал о ней…
КВА Atlantika 1981
В наше время, когда авторитет среднего профессионального образования низкий, популяризировать рабочие профессии. В этом немаловажную роль играет пример старшего поколения, его отношение к профессии. Мой отец всегда гордился тем, что закончил одно из старейших техникумов города Архангельское морское училище, в простонародье «рыбка», а я - продолжатель дела поморов-рыбаков и своей морской семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс] URL:https://normativ.kontur.ru/document?moduleId, свободный (дата обращения: 08.12.2023)
Гемп К. П. Сказ о Беломорье - АрхангельскСеверо-Западное книжное изд-во, 1985.
Ким И.Н. Технология рыбы и рыбных продуктов. Санитарная обработка : учебное пособие для вузов / И. Н. Ким, Т. И. Ткаченко, Е. А. Солодова ; под общей редакцией И. Н. Кима. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 217 с.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа Семейные традиции
Методическая разработка классного часа, проведенного в рамках Недели спец. "Технология продукции общественного питания".Рассматриваются кулинарные традиции семей студентов с представлением и дегустаци...
Семейные традиции
Методическая разработка написана в помощь классным руководителям для проведения классных часов на тему «Семейные традиции»Цель проведения классного часа – развитие интереса к семейным традициям и форм...
Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».
В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...
Статья:Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и семейной культуры.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности сем...
Беседа: «Семейные традиции».
Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни.Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.Ход беседы:1.Что такое семей...
Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.
Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...
Статья. «Семейные традиции»
Статья. «Семейные традиции»В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей? Традиции и обря...