Урок по финансовой грамотности "семейный бюджет"
опыты и эксперименты
Открытый урок в рамках популяризации финансовой грамотности средди подростков , на тему семейного бюджета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgova_k.e._urok_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 711.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Урок по финансовой грамотности
на тему: «Бюджет семьи»
атор: Долгова Кристина Евгеньевна, преподаватель специальных дисциплин
ученая степень – магистр
Организация-заявитель: ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»
2023
Содержание
Введение 3
План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов 4
Заключение 13
Список литературы 14
ВВЕДЕНИЕ
Цель занятия: повышение уровня финансовой грамотности студентов в вопросах формирования семейного бюджета.
Задачи:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с понятием «бюджет»,
- ознакомить со структурой семейного бюджета,
- ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи).
Воспитательная:
- развивать умение работать в группе,
- воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
- формирование социальной активности и самостоятельности,
- выработка навыков культурного общения.
Развивающая:
- развивать творческие способности ребят,
- развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать,
- научить решать практические задачи по формированию и оптимизации семейного бюджета.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения:
- cловесные (объяснение нового материала, беседа),
- наглядные – демонстрация ролика
- интерактивные – работа учащихся в группах.
Форма проведения занятия – урок с элементами игры. Основной дидактической целью игры является реализация усвоенных понятий в практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятия расширяет кругозор и формирует навыки правильного финансового поведения у обучающихся, способствует сплочению ученического коллектива.
Оборудование и ресурсы: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран)
Практическая значимость занятия заключается в создании памятки по планированию семейного бюджета, которую можно использовать на классных часах, внеурочных занятиях и уроках по финансовой грамотности, по экономике, по обществознанию.
Практической значимостью данного мероприятия для обучающихся является возможность использования полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Возрастная группа обучающихся: 16-17 лет (1-2 курс).
Продолжительность урока: 1 час 30 минут.
План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов
1 Этап. Организационный момент
Приветствие обучающихся, озвучивание темы занятия.
Вводная часть: Выражение: «Деньги счёт любят». Или, например, такое: «Денежки тают, если их не считают; а когда их считают, то они прирастают». Это, разумеется, не означает, что денег станет больше, если их просто постоянно пересчитывать. Но на самом деле, эти поговорки отражают одну из самых важных проблем, которые возникают у человека на протяжении всей истории нашей цивилизации – это проблема его взаимоотношений с деньгами. Очень мало людей могут похвастаться богатством (или, выражаясь языком экономики, финансовой независимостью). Часто для совершения необходимых покупок (домашней техники, автомобиля и т.д.) или оплаты услуг (например, для получения хорошего образования) деньги приходится копить.
Хотя деньги, разумеется, не самое главное в жизни, все мы хотим, чтобы денег всегда и на всё хватало. Людей, которые смогли реализовать эту цель, экономисты называют финансово благополучными, то есть имеющими достаточно финансов для обеспечения своей жизни. Путь к финансовому благополучию зачастую долог и непрост, но есть несколько способов, при помощи которых этот путь можно упростить. И на занятиях по финансовой грамотности мы с вами говорили о них. Очень важным является финансовое планирование, а план, составленный на его основе и показывающий, каким образом и сколько денег человек зарабатывает, и сколько он и на что тратит – словом бюджет. Оно, кстати, происходит от старо-французского слова bougette, которое означает «сумка с деньгами», или просто кошелёк.
Бюджет может быть вашим личным или семейным. Различные фирмы и предприятия тоже создают бюджеты – без этого они не могут успешно работать. Чем крупнее организация или фирма – тем сложнее выполняется финансовое планирование, и тем сложнее её бюджет. Можете себе представить, насколько сложен бюджет всей нашей страны?
Но не будем забегать вперёд. Давайте для начала разберёмся с семейным финансовым планированием. От того, насколько грамотно и взвешенно вы подходите к этому вопросу, зависит благополучие вашей семьи и успех в любых семейных планах – будь то поездка на отдых, долгожданная дорогостоящая покупка и т.п.
2 Этап. Подготовки учащихся к игре
Просмотр видео-ролика на тему «Инструменты семейного бюджета» https://www.youtube.com/watch?v=XXp6lRRyl7o&t=315s.
Вопросы по просмотренному ролику для студентов:
Что такое бюджет?
Какие виды бюджета были озвучены?
Какие виды доходов есть у семьи?
Какие виды расходов вы знаете?
Что такое сбережения и для чего они нужны?
3 Этап. Игра
Учебная группа делится на 2-4 подгруппы (5-7 человек в группе). Каждая группа придумывает себе название в течение минуты и озвучивает его. За время всей игры команда может набрать максимальное количество баллов, а именно – 70 баллов.
1 задание «разминка-тест» - группам раздается тест, который необходимо решить в течение 5 минут, по окончанию времени бланки сдаются на проверку, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество набранных баллов – 10.
1. С чего начинается финансовое планирование?
А) формирование сбережений;
Б) постановка целей;
В) анализ текущего состояния доходов и расходов семьи;
Г) подбор способов достижения поставленных целей.
2. К доходам семьи НЕ относятся:
А) пенсия;
Б) заработная плата;
В) плата за квартиру;
Г) стипендия.
3. Что из перечисленного является обязательными расходами семьи:
А) социальные пособия;
Б) сдача квартиры в аренду;
В) оплата услуг связи;
Г) покупка лекарств.
4. Выберите верное утверждение:
А) семейный бюджет рассчитывается на 1 год;
Б) личный финансовый план составляется на 5 лет;
В) пенсия дедушки является фиксированным доходом семьи;
Г) семейный бюджет – это план покупок.
5. План доходов и расходов семьи является …
А) семейным бюджетом;
Б) семейными затратами;
В) соответствие моде;
Г) потребностью.
6. Укажите одну из рациональных потребностей семьи…
А) поездка за границу;
Б) покупка автомобиля;
В) покупка еды;
Г) оплата мобильной связи.
7. Формирование дополнительных источников дохода – это цель…капитала:
А) резервного;
Б) текущего;
В) чистого;
Г) инвестиционного.
8. Если величина доходов больше, чем величина расходов, то бюджет
считается…
А) дефицитным;
Б) профицитным;
В) пассивным;
Г) активным.
9. Что из перечисленного не является фиксированными расходами семьи:
А) поездка на отдых;
Б) платеж по кредиту;
В) оплата услуг связи;
Г) покупка лекарств.
10. Структура доходов и расходов семьи за определенный период времени:
А) переменные расходы;
Б) совокупные доходы;
В) бюджет семьи;
Г) постоянные расходы.
2 задание «решить ситуационную задачу»
2.1 Заполните таблицу бюджета семьи Ивановых за месяц и определите их семейные накопления. Исходные данные: начисленная заработная плата папы равна 80000 рублей; начисленная заработная плата мамы - 38000 рублей; начисленная стипендия старшего брата - 3200 рублей. Коммунальные платежи равны 11150 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы - 14300 рублей; питание дома - 22000 рублей; покупку и ремонт одежды - 8600 рублей; проезд в общественном транспорте - 3500 рублей; бытовые расходы - 2900 рублей, развлечения, отдых - 7000 рублей; ежемесячный платеж по кредиту за автомобиль - 21600 рублей; эксплуатация автомобиля - 7950 рублей, непредвиденные расходы - 5000 рублей.
статьи доходов | рубли | статьи расходов | рубли |
1 | |||
2… | |||
…. | |||
итого |
На заполнение данной таблицы каждой команде дается 10 минут, после заполнения таблицы, один из представителей команды, озвучивает, какой вид бюджета у данной семьи получился, сколько рублей составляют расходы и сколько доходы. За правильный ответ команда получает 10 баллов, команда, которая раньше всех выполнила данное задание получает дополнительно 5 баллов, с учетом того, что задача решена верно. Максимальное количество баллов – 15.
2.2 Семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, дочь - ученица 4 класса. Сын – студент колледжа. Семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии сына. Зарплата папы равна 60000 рублей, а мамина зарплата составляет 2/3 папиной. Пенсия бабушки 12000 рублей, а стипендия брата равна 1/4 пенсии бабушки. Чему равен доход семьи?
На решение данной задачи командам дается 5 минут. За правильный ответ команда получает 10 баллов, команда, которая раньше всех выполнила данное задание получает дополнительно 5 баллов, с учетом того, что задача решена верно. Максимальное количество баллов – 15.
3 задание «ребусы» преподаватель показывает карточку с ребусом (можно на слайде) команды обсуждают, отвечает та команда, которая первая поднимет руку и за правильный ответ получает 2 балла. Максимальное количество баллов – 12.
1. Ответ – рубль
2.ответ - пенсия
3. ответ - кредит
4. ответ – доход
5. ответ – недвижимость
6. ответ – капитал
4 задание «задача на скорость» - к доске приглашается 1 представитель команды, которому необходимо решить задачу и озвучить ответ, задача на скорость, кто первый решит, тот и отвечает, за правильный ответ команда получает 8 баллов, за не верный минус 8 баллов.
Задача: Проездной билет на месяц стоит 1800 рублей, а билет на одну поездку – 35 рублей. Ваня купил проездной билет и сделал за месяц 55 поездок. Сколько рублей он сэкономил?
5 задание «Математическая задача»
Не пользуясь калькулятором в течение 10 минут команды должны посчитать число и записать его на листках, за правильный ответ команда получает 10 баллов.
Правильный ответ: 53.
Комментарий преподавателя:
25 + 25 + 25 = 75
25 + 4 + 4 = 33
4 – 3 = 1
3 + 25 × 2 = 53.
Дополнительное 6 задание «быть финансово-грамотным – это круто!» творческий конкурс, пока преподаватель проверяет задания и подсчитывает баллы, каждому участнику отводится время, для рисования буклета/рисунка на тему «финансовая грамотность моими глазами». Данные рисунки позднее будут опубликованы на выставке в рамках Недели финансовой грамотности.
4 этап. Рефлексия и подведение итогов игры.
Преподаватель озвучивает результаты игры и каждая команда узнает сколько им удалось накопить за время игры. Помимо этого каждая команда получает диплом участника и победителя.
И, на последок, для закрепления темы студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
1.какие виды бюджета вы узнали?
2. какие статьи расходов можно сократит, чтобы сэкономить?
3. так ли важно планировать бюджет семьи в сегодняшнее время?
Просмотр ролика «сказка о деньгах» https://www.youtube.com/watch?v=F4XQLuiKc1s.
В качестве домашнего здания, ребятам было предложено составить бюджет своей семьи, определить какой тип бюджета у них существует и предложить меры по его улучшению. А также на сайте https://finza4et.ru/ пройти личный и семей2ный финансовый зачет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данного мероприятия обучающимися было сформировано понимание того, что планирование расходов и доходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Через представление конкретной ситуации было сформулировано понятие «семейный бюджет».
Научились рационально планировать бюджет.
Через организованную работу с ребусами и задачками были сформированы понятие «доход» и «пенсия» и т.д.
Организованная работа с конкретными ситуациями помогла научится планировать и рассчитывать бюджет.
Цель данного урока была достигнута путем решения задач, поставленных в начале работы.
Данный план урока можно использоваться на занятиях по финансовой грамотности в рамках изучения темы «Бюджет семьи», на уроках по экономике и обществознанию. А также, как план открытого урока в рамках недели финансовой грамотности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Материалы сайта «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» - https://fmc.hse.ru
3. Материалы сайта «Персональный навигатор по финансам. Мои финансы.РФ» - https://моифинансы.рф/
3.Материалы сайта «Финансовая культура» - https://fincult.info/rake?tags=1579
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...
КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по междисциплинарному курсу МДК 02. 02. «Организация и контроль финансово-хозяйственной деятельности» специальность 38.02.06 Финансы
КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»по междисциплинарному курсу МДК 02. 02. «Организация и контр...
Методические рекомендации "Как посмотреть онлай-урок по финансовой грамотности"
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 ле...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению открытого урока «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» практическая работа
Тема практической работы "Анализ эффективности работы персонала"урок проводился в дистанционном формате обучения MS Tiem...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Учебная практика УП.01. ПМ.01 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ основной образовательной
Рабочая программа учебной практики УП 01, по специальности 38.02.06 Финансы....
Презентация урока по теме "Финансовая грамотность и семейный бюджет"
Материал презентации содержит информацию по основам финансовой грамотности: основные понятия и определения, примеры рационального распоряжения финансами, практические задачи и т.п. Рассчитан на студен...