Преимущества и недостатки цифровых технологий в среднем профессиональном образовании
статья

В  данной статье проводится анализ достоинств и недостатков цифрового образования в среднем профессиональном образовании. Хорошо это или плохо? Современные технологии развиваются столь стремительно, что мы уже не можем представить, например, как жить без смартфона. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы,  налоговые службы, регистрационные палаты и многие другие. Банки уже давно в своей работе использую цифровые технологии, такие как онлайн-банк, например, где можно не выходя из дома оплатить коммунальные платежи, телефон, перевести деньги родным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.С.Антропова, преподаватель

Т.И.Фофанова, преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж», г. Белгород

Белгородская область

Аннотация

В  данной статье проводится анализ достоинств и недостатков цифрового образования в среднем профессиональном образовании. Хорошо это или плохо? Современные технологии развиваются столь стремительно, что мы уже не можем представить, например, как жить без смартфона. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы,  налоговые службы, регистрационные палаты и многие другие. Банки уже давно в своей работе использую цифровые технологии, такие как онлайн-банк, например, где можно не выходя из дома оплатить коммунальные платежи, телефон, перевести деньги родным.

Ключевые слова: цифровое образование; современные технологии; дистанционное обучение.

В соответствии с современными запросами всех сфер общества происходит модернизация содержания среднего профессионального образования. Современное производство требует компетентных специалистов с хорошо выраженными профессиональными качествами, способных творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Поэтому на преподавателя колледжа возлагается обязанность формирования активного, грамотного, стремящегося к непрерывному самообразованию, конкурентоспособного, открытого для инноваций специалиста. Данная цель может быть успешно достигнута с помощью использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий обучения. Но хочется сделать акцент на использование информационно-коммуникационных технологий.

Министерство образования разработало государственную программу развития образования о переходе программы образования на электронный формат на разных этапах обучения. На данном моменте используется электронный журнал, дистанционные курсы, где обучающиеся могут проходить тесты и решать задачи, имея свой профиль на сайтах, где преподаватель отслеживает стадию изучения материала студентом, контролирует, оценивая и давая рекомендации по усвоению выданной информации. Современная трактовка образования в корне отличается от старой, название этой трактовке – цифровизация.[4]

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа,  дающих возможность реализовывать цифровые проекты, в будущем быть востребованным на рынке труда и социализированным в общество в условиях цифровой экономики. [1]

Цифровые технологии – среда существования, которая открывает новые возможности:

  • обучение в любое удобное время;
  • непрерывное образование;
  • возможность формирования навыков работы с цифровыми технологиями, навыков аналитического, критического и гибкого мышления, навыков мультизадачной, комплексной работы в межпрофессиональных командах, развития способности к разнообразной и эффективной онлайн-коммуникации.

Основная задача цифровизации образования заключается в удобстве и  доступности, как для педагога, так и для обучающегося.[3]

Преподаватель прививает студентам навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживает самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Он должен уметь сочетать у молодежи информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности. Педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости.

Учебные пособия, сборники задач, журналы и дневники осуществили переход на электронную систему обучения. В скором будущем компьютеры и планшеты заменят привычные тетради. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг, позволяет экономить на канцелярских товарах. С одной стороны обучающимся не придется носить тяжелые рюкзаки с учебниками и тетрадями, с другой - работа с электронным дневником, например, экономит время преподавателя. Многие методические цели могут быть реализованы более эффективно при использовании  цифровых технологий. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению.  Восприятие учебного материала осуществляется визуально, аудиально, кинестетически, например, с помощью презентаций, информационно-справочных систем, что способствует быстрому усваиванию большого объёма учебного материала, позволяет повысить интерес студентов к изучению учебной дисциплины. Использование цифровых технологий позволяет преподавателю видеть вопросы каждого обучающегося и обеспечивать обратную связь.  Электронные тренажеры и тесты имеют возможность выдавать задания случайным образом, пресекая списывание у товарища, что способствует активизации познавательной деятельности при работе за компьютером, формирует у студентов высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации и, как следствие  повышает мотивацию обучения. Так же такая форма обучения, позволяет самостоятельно возвращаться к темам, которые по какой-либо причине не были своевременно усвоены обучающимся. Это дает возможность студенту оперативно усваивать новый материал.[2]

Благодаря использованию на занятиях компьютерных моделей  усиливаются межпредметные связи,  развивается творческий подход к окружающему миру, формируется информационная культура.

Однако применение цифровых технологий определяют необходимость внесения изменений в деятельность преподавателя. Преподавателю добавляется огромная нагрузка по подбору,  разработке и составлению материала для обучающихся. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.

К сожалению, цифровизация имеет и ряд недостатков. Человек способен развиваться исключительно в обществе. Без умения коммуницировать люди не смогут взаимодействовать друг с другом, а это важно не только в профессиональной деятельности, но и в жизни. Студент должен не только заниматься образованием, но и совершенствовать свои социальные навыки, это необходимо для развития его личностных качеств.

Так же немаловажной проблемой является отсутствие компьютера или высокоскоростного Интернета, без помощи, которых невозможно осуществлять дистанционную форму обучения. Важно не допускать различие программного обеспечения у преподавателей и студентов, потому что это может повлечь за собой проблемы с установкой необходимых для работы приложений. Все это свидетельствует о том, что цифровая форма обучения требует больших финансовых затрат. Например, продление лицензии на ПО, закупка специального оборудования, - все это дополнительные денежные расходы.

Еще одним недостатком можно считать привыкание студентов к однообразной подаче информации. Со временем глаз устает от ярких слайдов и видео, это становится обыденным и перестает удивлять и интересовать обучающихся.

Дистанционное обучение пагубно влияет на физическое состояние организма человека. Длительное пребывание перед монитором способствует ухудшению зрения, пересыханию роговицы глаза, покраснению и раздражению, а также нарушению осанки. На человеческий организм влияет и электромагнитное излучение, которое постепенно разрушает его.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время нет возможности объективно оценивать: будет ли форма цифрового образования положительным новшеством. Не получится сравнить данную систему с чем-то подобным, так как такой практики еще не было, она применяется впервые. Однако, мы не можем отрицать многочисленные преимущества новой формы обучения. Живя в двадцать первом веке – веке информационных технологий, человек напрямую связан с работой за компьютером. Цифровая форма обучения должна способствовать развитию мобильности, внимательности, умению быстро обрабатывать большие объемы информации. Именно эти качества ценят современные работодатели.

Список использованных источников:

  1. Степанов, С. Ю. К проблеме выбора стратегии развития цифрового образования как непрерывного [Электронный ресурс] / С. Ю. Степанов // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – № 1 (25). – С. 18–7. – Электрон. дан. – DOI: 10.15393/j5.art.2019.4464
  2. Уваров А.Ю. (2018b). Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4.
  3. Цифровизация образования – надежды и риски. [Электронный ресурс]: URL:https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148tsifrovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski
  4. Цифровизация образования — основные плюсы и минусы

https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Статья "Коммуникативные технологии в среднем профессиональном образовании как средство мотивации обучения"

В статье представлен опыт использования коммуникативных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании на примере обучения химии....

Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.

Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них...

Среднее профессиональное образование. Журнал№ 3. "Виртуальная обучающая среда: перспективы и недостатки"

quot;Виртуальная обучающая среда: перспективы и недостатки"Генезис мирового опыта дистанционного образования показывает, что еще в XVIII веке слушатели получали материал, общаясь с педагогами и ...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы  применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также  использования интерактивных электронных образовательных ресур...