Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Технические измерения"
материал

Лысак Мария Ивановна

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Технические измерения" для студентов первого курса, обучающихся по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка). Срок обучения 2 года 10 месяцев.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Технические измерения - 51 час,  где  17 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа, которая предполагает  самостоятельное изучение обучающимися теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная  внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося. В данных  рекомендациях  в краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное обучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, конспектирования текста, работа со справочниками, тестовые задания, работа с текстом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsr_stanochnik.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение (ОГАПОУ)

 «Белгородский машиностроительный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

для организации самостоятельной  работы

 учебной дисциплины

ОП.01.  ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

по профессии

15.01.25 Станочник (металлообработка)

2020

Аннотация

      Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Технические измерения - 51 час,  где  17 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа, которая предполагает  самостоятельное изучение обучающимися теоретического материала и выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная  внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося. В данных  рекомендациях  в краткой форме изложен теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное обучение, рассмотрены примеры упражнений и других видов самостоятельной деятельности обучающихся (или предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, конспектирования текста, работа со справочниками, тестовые задания, работа с текстом).

Оглавление

1.Пояснительная   записка

2.Виды самостоятельной работы  обучающихся

3.Формы контроля

4.Критерии оценки результатов самостоятельной работы  обучающихся

5.Перечень внеаудиторных  самостоятельных  работ

6. Требования к сообщению

7. Правила составления презентации

8.Самостоятельная работа №1

9.Самостоятельная работа №2

10. Самостоятельная работа №3

11.Самостоятельная работа №4

12.Самостоятельная работа №5

13.Самостоятельная работа №6

14.Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Пояснительная записка

         Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по  учебной дисциплине  Технические измерения: по профессии 15.01.25.Станочник (металлообработка). Срок обучения 2год 10мес.  Всего  на внеурочную самостоятельную работу по учебному плану предусмотрено 17 часов, из них 5 часов консультации. Основная задача образования заключается в формировании профессиональных качеств будущего рабочего, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает при переходе на стандарты, в рамках которых реализуется компетентностный подход, когда  необходимо вырабатывать у обучающихся навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.

       Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование знаний и профессиональных умений;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению профессии;
  • развитие самостоятельности  и технического мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования

Виды самостоятельной работы обучающихся

      -Чтение основной и дополнительной литературы.

     - Самостоятельное         изучение материала по техническим источникам.

-Работа со  справочником.

-Поиск необходимой информации через Интернет.

-Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации

(к тестированию, дифференцированному зачету).

-Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного       типа (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения,  задачи, тесты).

-Составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала

-Ответы на контрольные вопросы.

-Творческие работы (доклад, сообщение,)

Формы контроля самостоятельной работы

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
  2. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
  3. Тестирование.
  4. Устный опрос.
  5. Отчет о проделанной работе.

 

Критерии оценки  самостоятельной работы студентов

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • обучающийся свободно применяет знания на практике;
  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • обучающийся усваивает весь объем программного материала;
  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится тогда когда:

  • обучающийся знает весь изученный материал;
  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • обучающийся умеет применять полученные знания на практике;
  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оценка «3» ставится тогда когда:

  • обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов преподавателя;
  • Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.

Оценка «2» ставится тогда когда:

  • У обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все же большая часть не усвоена;
  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Перечень внеаудиторных  самостоятельных  работ 

Теоретический материал

Самостоятельная работа

Название темы

Кол-во час

Название темы

Количество часов

Учебная дисциплина   Технические измерения.

34

Раздел  1.

Основные сведения о размерах и соединениях в машиностроении

9

-Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их  защите.

№1.Подготовка сообщения по теме  «Факторы, влияющие на точность обработки».

№ 2. «Выполнение расчета предельных размеров и допуска».

№ 3. Выполнение расчетов по определению годности размеров деталей

5

Раздел 2.

 Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений

4

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

.№ 4. «Выбор отклонений по справочным таблицам и  выполнение расчета предельных размеров и допуска»

2

Раздел 3.

Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхностей.

4

-  Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчётов и подготовка к их защите.

№5. «Составление таблицы условных обозначений отклонений формы и расположения поверхностей».

2

Раздел  4.

Основы технических измерений.

1

-Проработка  учебной и специальной технической литературы.

1

Раздел 5.

Средства для измерения линейных размеров

8

Проработка  учебной и специальной технической литературы, подготовка презентация ( сам. работа №6)

 Самостоятельная работа №6. -  Выполнить эскиз с обозначением частей штангенциркуля и микрометра. Приемы измерения и правила чтения размеров

4

Раздел 6.

Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений

6

Проработка  учебной и специальной технической литературы.

2

Раздел 7. Основные понятия о размерных цепях

1

Проработка  учебной и специальной технической литературы

1

Требования к сообщениям

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение  дополняется материалом других источников.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст.

2. Составьте его развернутый план.

3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.

4. Объедините близкие по смыслу части.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.

Тематическое и смысловое единство сообщения  выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Сообщение  должно содержать информацию на 3-5 мин.  и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.

Правила составления презентации

       1.Презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

2. Не делать слишком много слайдов. Нормальное время выступления – 5-10 минут.   Исходя из этой цифры, рекомендуем делать не больше 10 слайдов.

3. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом. Не рекомендуется  смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4.На проекторе, как правило, теряется цветопередача и ухудшается контрастность. Поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон.

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

5.Ищите разумный баланс  между текстом, графикой и анимацией.

6.Общие правила оформления текста:

-тщательное выравнивание текста, буквиц;

-горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

-каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

-основную идею абзаца располагать в самом начале- в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

-идеально, если на слайде только заголовок, изображение (рисунок, диаграмма, схема, таблица) и подпись к ней.

Правила  представления презентации

1. Не читайте по бумажке.

2.Произносите слова громко и четко. Не торопитесь.

3. Не поворачивайтесь  к аудитории спиной.

4.Постарайтесь не волноваться.

Самостоятельная работа №2 - 2час.

Выполнение расчета предельных размеров и допуска.

1. Заданы: номинальный размер (вала или отверстия) и предельные отклонения.  Определить для указанных размеров (вала или отверстия):                              

 1) наибольший предельный размер (мм),

2) наименьший предельный размер (мм),

3) допуск размера  (мм),

4) записать условное обозначение номинального размера с предельными отклонениями.

вариант

D, мм

ES, мкм

EI, мкм

d, мм

еs, мкм

еi, мкм

1

20

48

35

190

-50

-96

2

35

85

60

250

-190

-400

3

70

50

20

350

-62

-151

4

90

0

-35

450

-230

-480

5

140

20

-20

600

+550

-550

Самостоятельная работа №3 - 2час.

 Выполнение расчетов по определению годности размеров деталей.

 Для партии штифтов диаметр  d = 40мм  установлены предельные  размеры:    dнб = 40,09мм  и  dнм =39,84мм.  

В партии попались штифты, имеющие размеры:  d= 40,12мм,   d =39,76мм,      d =40,05мм,    d  =39,94мм,  d =40,0мм  d =39,87мм, 40,01мм, 39,90мм.

Определить годность этих штифтов путем сравнения действительных размеров с предельными размерами.

Образец выполнения задания.

Сравниваем действительные размеры с предельными  размерами  (основание:  условие годности детали d < dнб  либо d = dнб  d > dнм  либо d = dнм)

d  - dнб =40,12 - 40,09 =0,03мм – брак исправимый

d - dнм = 39,76 -39,84 = -0,08мм –брак неисправимый.

Самостоятельная работа №4 - 2час.

Выбор  предельных отклонений размеров  по справочным таблицам и выполнение расчета предельных размеров и допуска.

Задание 1. Для заданных  номинальных размеров  и обозначению поля допуска определить по справочным таблицам предельные отклонения и вычислить наибольший и наименьший предельные размеры, допуск размера, графически изобразить поле допуска.

вариант

Обозначение поля допуска  (вал)

еs, мкм

еi, мкм

Обозначение поля допуска (отверстие)

ES, мкм

EI, мкм

1

10h4

15H5

2

20f7

30G7

3

40h8

50H9

4

50d11

70D11

5

65g6

85K7

6

80s7

90E9

7

100f9

120H8

Основные сведения. Связь между параметрами:  номинальным и  предельными размерами, предельными  отклонениями и допуском отверстий и валов выражается следующими формулами:

Dнб = D + ES,  мм          Dнм = D +EI, мм                              (1)

dнб = d +es,  мм               dнм = d + ei, мм                               (2)

T = Dнб – Dнм , мм          T =  dнб  -  dнм                                   (3)

T = ES – EI, мм              T = es – ei , мм                                 (4)

Самостоятельная работа №5 - 2час.

 «Составление таблицы условных обозначений отклонений формы и расположения поверхностей».

Обозначение отклонений формы и расположения. ГОСТ 2.308-68

Допустимое отклонение формы и расположения поверхностей могут оговариваться в технических условиях или на свободном поле чертежа или указываться на изображении детали с использованием условных обозначений (графическими символами).

допуск плоскостности

70px-Localisation

позиционный допуск

допуск симметричности

допуск параллельности

допуск прямолинейности

допуск перпендикулярности

70px-Coaxialite

допуск соосности

допуск радиального (торцового) биения

Пример:

0,1/100

0,1/200

Самостоятельная работа №6 - 3час.

 Выполнить эскиз с обозначением частей штангенциркуля и микрометра. Приемы измерения и правила чтения размеров.

Части штангенциркуля ШЦ 1: 4 - губки для внутренних измерений, 2 - рамка, 8 - зажим рамки, 1 - штанга,
6 - линейка глубиномера, 6 - шкала штанги, 3 - нониус,
5 - губки для наружных измерений

Описание: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/010/001/244940397.jpg Части штангенциркуля:      1 - штанга , 2 - рамка,   3 шкала – нониус,  4 - губки для внутренних измерений, 5 - губки для наружных измерений, 6 - линейка глубиномера,  8 - зажим рамки

Описание: http://www.info.instrumentmr.ru/izmerenie/images/Image143.jpgМикрометр МК:
1 – пятка,  2 – установочная мера, 3 - микровинт, 4 - стебель,
5 - барабан, 6 - трещетка, 7 - стопор,
8 - скоба

Подготовка к дифференцированному зачету.

Цель работы: Ознакомиться с вопросами, выносимыми на дифференцированный зачет, составить опорные конспекты на отдельные темы.  

  1. Виды размеров.
  2. Допуск размера.
  3. Методы определения уровня качества продукции.
  4. Дайте определение понятию «стандартизация».
  5. Взаимозаменяемость деталей машин, виды.
  6. Поле допуска, условие годности детали.
  7. Посадка, типы посадок.
  8. Определение типа посадки сопрягаемых элементов деталей.
  9. Посадки в системе отверстия или в системе вала.
  10. Квалитет,  их назначение.
  11. Отклонение формы плоских поверхностей.
  12. Отклонение формы цилиндрических поверхностей.
  13. Отклонения расположения поверхностей.
  14. Шероховатость поверхности, параметры.
  15. Обозначение шероховатости поверхности на чертежах.
  16. Контроль отклонения формы, шероховатости поверхности.
  17. Метрология, методы измерения.
  18. Типы резьб, обозначение их на чертежах.
  19. Допуски, устанавливаемые на  параметры метрической резьбы.
  20. Назначение шпоночных и шлицевых соединений, контроль.
  21. Перечислите основные части штангенинструмента.
  22.  Основные части  гладкого микрометра.
  23. Правила чтения размера  на гладком микрометре.
  24. Типы калибров, их применение.
  25. Выбор измерительных  средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса

Цель данных методических указаний – ознакомить  с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Структура данного пособия включает следующие разделы:−       Система органов дыхания;−       Пищеварительная система;−...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Энергосбережение технологических процессов"

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.08 «Энергосбережение технологических процессов», разработанной на основе Федерального государственного об...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»  разработанной на основе Федерального государственного образовательного ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

Учебно-методическая разработка: Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (кос) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку

МетМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (КОС) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку включают ...