Программа профессионального модуля ПМ 01. Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
учебно-методический материал
Программа профессионального модуля ПМ.1 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.1.doc | 620 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.1 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Алдан 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы профессионального модуля | 4 |
2. Структура и содержание профессионального модуля | 10 |
3. Примерные условия реализации программы | 19 |
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида деятельности) | 27 |
Программа профессионального модуля ПМ.1 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» на базе основного общего образования и примерной рабочей программы ГАПОУ МО «МЦК-Техникум имени С.П. Королева»
Организация-составитель: |
| |
Составитель: | Миронов Б.И. –ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум» |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее – Программа) является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
ПООП СПО разработана в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения WSI, компетенций WSR «Сварочные технологии», ПС «Сварщик», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013г. №701н, а также интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR «Сварочные технологии».
Используемые сокращения
В настоящей Программе используются следующие сокращения:
ПООП – примерная основная образовательная программа;
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ОП – общепрофессиональный модуль;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс;
WSR - WorldSkills Russia
WSI - WorldSkills International
ПС – профессиональный стандарт.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
Цель освоения ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» - сформировать у обучающихся теоретические знания и практические навыки для проведения подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистки и контроля сварных швов после сварки.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить вид деятельности: «Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки» и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК1.1 | Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. |
ПК1.2 | Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. |
ПК1.3 | Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. |
ПК1.5 | Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку. |
ПК1.6 | Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку |
ПК1.7 | Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла |
ПК 1.8 | Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки. |
ПК 1.9 | Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. |
Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт |
|
уметь |
|
знать |
|
Примечание: * - практический опыт, знания и умения, соответствующие требованиям ТО WSR/WSI. |
Общие и профессиональные компетенции, указанные во ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) и данной Программе дополнены на основе:
- анализа требований ПС «Сварщик»;
- анализа требований регламента WorldSkillsRussia по компетенции «Сварочные технологии»;
- анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда.
- обсуждения с заинтересованными работодателями.
Данный модуль включает практические занятия, виды работ по учебной практике, с учетом освоенного в рамках ООП СПО теоретического материала.
Данный модуль предполагает использование времени вариативной части ООП СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Рекомендуемое количество часов на освоение Программы:
всего – 309 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, включая:
- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося – 156 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 0 часов;
- учебной практики (производственное обучение) – 144 часа;
- Демонстрационный экзамен 9 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | Демонстрационный экзамен | |||||
Обязательные аудиторные учебные занятия | внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа | учебная, часов | производственная часов | |||||||
всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая проект (работа), часов | всего, часов | в т.ч., курсовой проект (работа), часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ОК 1.1-1.6, ПК 1.3 | Раздел 1. Оборудование поста для сварки, сварочные материалы, процессы и режимы сварки МДК.01.01 Технология сварки и сварочное оборудование | 84 | 48 | 32 | - | - | - | 36 | - | - |
ОК 1.1-1.6, ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 1.9 | Раздел 2. Нормативно-техническая и производственно-технологическая документация по сварке. Виды сварочных конструкций и технология изготовления МДК 01.02.Технология производства сварных конструкций | 48 | 36 | 20 | - | - | - | 12 | - | - |
ОК 1.1-1.6, ПК 1.1-ПК 1.7, ПК 1.9 | Раздел 3.Чертежи сварных металлоконструкций, сборка элементов под сварку, подогрев металла. МДК.01.03. Подготовительные и сборочные операции перед сваркой. | 60 | 36 | 26 | - | - | - | 24 | - | - |
ОК 1.1-1.6, ПК1.1 – ПК 1.6, ПК 1.8, ПК 1.9 | Раздел 4 Дефекты сварных швов, контроль сварных соединений. МДК.01.04 Контроль качества сварных соединений | 108 | 36 | 26 | - | - | - | 72 | - | - |
Всего: | 309 | 156 | 104 | - | - | - | 144 | - | 9 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | |||
1 | 2 | 3 | |||
Раздел 2 ПМ 1. Оборудование поста для сварки, сварочные материалы, процессы и режимы сварки | 84 | ||||
МДК.01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование. | 48 | ||||
Тема 1.1. Основы технологии сварки. | Содержание | Уровень освоения | 26 | ||
1. Основы технологии сварки. | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 26 | ||||
Безопасность труда | 2 | ||||
Сварочная дуга | 2 | ||||
Практическое занятие №1:Металлургические процессы | 2 | ||||
Практическое занятие №2:Режимы сварки | 2 | ||||
Практическое занятие №3:Расчет параметров режимов сварки | 4 | ||||
Техника выполнения швов | 2 | ||||
Практическое занятие №4: Обозначения сварочных швов | 2 | ||||
Практическое занятие №5:Однослойные и многослойные швы | 2 | ||||
Виды швов | 4 | ||||
Практическое занятие №5:Выбор параметров режимов сварки | 4 | ||||
Тема 1.2. Сварочное оборудование. | Содержание | Уровень освоения | 22 | ||
1. Сварочное оборудование. | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 22 | ||||
Сварочный пост. Инструменты и принадлежности сварщика | 4 | ||||
Практическое занятие №1: Источники сварочной дуги | 2 | ||||
Практическое занятие №2: Сварочные трансформаторы | 2 | ||||
Практическое занятие №3: Сварочные выпрямители. | 2 | ||||
Практическое занятие №4: Сварочные преобразователи | 2 | ||||
Практическое занятие №5: Сварочные инверторы | 2 | ||||
Практическое занятие №6: Сварочные полуавтоматы | 2 | ||||
Практическое занятие №7: Сварочные материалы | 4 | ||||
Зачетная работа | 2 | ||||
Тематика домашних заданий
| |||||
Учебная практика раздела 1. Виды работ: 1. Инструктаж по охране труда, ПБ и технике безопасности. 2. Подготовка, настройка и порядок работы на сварочном инверторе. 3. Подготовка, настройка и порядок работы на сварочном полуавтомате. 4. Возбуждение сварочной дуги. 5. Формирование сварочной ванны в различных пространственных положениях. | 36 | ||||
Раздел 2. Нормативно-техническая и производственно-технологическая документация по сварке. Виды сварочных конструкций и технология изготовления | 48 | ||||
МДК.01.02. Технология производства сварных конструкций. | 36 | ||||
Тема 2.1. Технологичность сварных конструкций. | Содержание | Уровень освоения | 12 | ||
1. Технологичность сварных конструкций. | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 12 | ||||
Технологическая классификация сварных конструкций. | 2 | ||||
Порядок разработки технологического процесса изготовления сварных конструкций. Нормативно-техническая документация на сварочные технологические процессы (технологическая карта на сварочные работы) | 2 | ||||
Решетчатые изделия. Коробчатые изделия | 2 | ||||
Тавровые и двутавровые балки | 2 | ||||
Фермы | 2 | ||||
Конструкции из труб | 2 | ||||
Тема 2.2. Технология изготовления сварных конструкций. | Содержание | Уровень освоения | 24 | ||
1. Технология изготовления сварных конструкций | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 24 | ||||
Практическое занятие №1:Сварка коробчатого изделия. | 2 | ||||
Практическое занятие №2:Сварка решётчатых конструкций. | 2 | ||||
Практическое занятие №3:Изготовление двутавровой балки.. | 2 | ||||
Практическое занятие №4: Стык двутавровой балки. | 2 | ||||
Практическое занятие №5: Сопряжение труб под разным углом. | 2 | ||||
Практическое занятие №6: Сварка трубчатых конструкций. | 2 | ||||
Практическое занятие №7: Сборка и сварка ферм. | 4 | ||||
Сварка емкостей и оболочковых конструкций | 2 | ||||
Сварка изделий по стандартам ВСР | 2 | ||||
Практическое занятие №8: Сварка изделий по стандартам ВСР | 4 | ||||
Тематика домашних заданий
| |||||
Учебная практика раздела 2. Виды работ: 1. Сборка коробчатых изделий* 2. Сборка изделий из труб* | 12 | ||||
Раздел 3.Чертежи сварных металлоконструкций, сборка элементов под сварку, подогрев металла. | 60 | ||||
МДК.01.03. Подготовительные и сборочные операции перед сваркой. | 36 | ||||
Тема 3.1. Подготовительные операции перед сваркой. | Содержание | Уровень освоения | 24 | ||
1. Подготовительные операции перед сваркой. Сварные соединения и швы. | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 24 | ||||
Требования к поверхностям. Подготовка металла к сварке | 2 | ||||
Разметка | 2 | ||||
Разделка кромок. | 2 | ||||
Практическое занятие №1: Виды разделки кромок | 2 | ||||
Практическое занятие №2: Правка, гибка, рубка металла | 2 | ||||
Чтение чертежей и технической документации. | 2 | ||||
Практическое занятие №3: Составление технологической карты по подготовке металла к сварке | 2 | ||||
Практическое занятие №4: Классификация сварных швов | 2 | ||||
Практическое занятие №5:Виды сварочных соединений и наложение прихваток | 4 | ||||
Практическое занятие №6:Назначение и виды подогрева | 4 | ||||
Тема 3.2. Сборка конструкций под сварку. | Содержание | Уровень освоения | 12 | ||
1. Сборочно-сварочные приспособления и сборка деталей. | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 12 | ||||
Сборочно-сварочные приспособления | 2 | ||||
Практическое занятие №1: Прихватки. Назначение. Технология выполнения | 4 | ||||
Практическое занятие №2: Проверка точности сборки | 2 | ||||
Практическое занятие №3: Подготовка металла к сварке, сборка изделий и постановка прихваток по стандартам ВСР | 4 | ||||
Тематика домашних заданий 1. Определить основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах. 2. Установить основные типы и конструктивные элементы разделки кромок. 3. Изложить основные правила чтения чертежей и спецификаций. 4. Выполнить анализ чертежа и спецификации сварной металлоконструкции. 5. Перечислить слесарные операции, выполняемые при подготовке металла к сварке: разметка, резка, рубка, гибка и правка металла. 6. Изложить правила подготовки кромок изделий под сварку. 7. Описать виды и назначение ручного и механизированного инструмента для подготовки элементов конструкции под сварку. 8. Установить этапы подготовки металла к сварке в соответствии с ГОСТами. 9. Сформулировать правила сборки элементов конструкции под сварку. 10. Объяснить необходимость проведения подогрева при сварке. 11. Изложить порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла. 12. Установить технологию выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла | |||||
Учебная практика раздела 3. Виды работ: 1. Очистка поверхности пластин и труб 2. Разметка при помощи линейки, угольника, циркуля, по шаблону. 3. Подготовка кромок под сварку 4. Наложение прихваток и проверка точности сборки* 5. Подогрев деталей | 24 | ||||
Раздел 4 Дефекты сварных швов, контроль сварных соединений. | 108 | ||||
МДК.01.04. Контроль качества сварных соединений. | 36 | ||||
Тема 4.1. Дефекты сварных соединений. | Содержание | Уровень освоения | 8 | ||
1. Дефекты сварных соединений | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 8 | ||||
Классификация дефектов сварных соединений. | 2 | ||||
Причины образования основных видов дефектов. | 2 | ||||
Практическое занятие №1:Методы исправления дефектов сварных соединений. | 4 | ||||
Тема 4.2. Контроль качества сварных соединений. | Содержание | Уровень освоения | 28 | ||
1. Контроль качества сварных соединений. | 2 | ||||
Тематика учебных занятий. | 28 | ||||
Классификация методов неразрушающего контроля. | 2 | ||||
Практическое занятие №1: Визуально-измерительный контроль. | 2 | ||||
Практическое занятие №2: Отработка навыков использования измерительного инструмента сварщика. | 4 | ||||
Практическое занятие №3: Ультра-звуковой контроль | 2 | ||||
Практическое занятие №4: Рентгено-графический контроль | 2 | ||||
Практическое занятие №5: Мело-керосиновая проба | 2 | ||||
Практическое занятие №6: Гидравлический контроль | 2 | ||||
Классификация методов разрушающего контроля. | 2 | ||||
Практическое занятие №7: Контроль на сжатие и растяжение | 2 | ||||
Практическое занятие №8: Контроль на ударную вязкость и изгиб | 2 | ||||
Практическое занятие №8: Выполнение оценки по стандартам ВСР | 6 | ||||
Тематика домашних заданий
| |||||
Учебная практика раздела 4. Виды работ:
| 72 | ||||
Примечания:
| |||||
Демонстрационный экзамен | 9 |
3. Примерные условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация Программы осуществляется при наличии:
- учебного кабинета теоретических основ сварки и резки металлов -1;
- сварочной лаборатории -1;
- учебного кабинета иностранного языка – 1;
- слесарных мастерских – 1;
- сварочного полигона – 1;
- лаборатории механических испытаний;
- станочных мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета теоретических основ сварки и резки металлов:
- Рабочее место преподавателя;
- Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия);
- Наглядные пособия:
- макеты, демонстрирующие конструкцию источников питания;
- макеты сборочного оборудования;
- плакаты с конструкцией источников, демонстрационные стенды;
- плакаты с технологическими цепочками изготовления отдельных видов сварных конструкций;
- демонстрационные стенды со вспомогательными инструментами;
- комплект видеофильмов с описанием технологических процессов изготовления различных сварных конструкций по учебному плану – решётчатых конструкций, балок, резервуаров (горизонтальных и вертикальных), монтажу трубопроводов и т.п.).
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Оборудование сварочной лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся - по количеству обучающихся;
- комплект образцов сварных соединений труб и пластин из углеродистой и легированной стали, цветных металлов и сплавов, в т. ч. с дефектами (не менее, чем по три образца со стыковыми швами пластин и труб, сваренных в различных пространственных положениях из углеродистой, легированной стали, цветных металлов и сплавов соответственно; не менее, чем по три образца со угловыми швами пластин, сваренных в различных пространственных положениях из углеродистой, легированной стали, цветных металлов и сплавов соответственно);
- наглядные пособия (плакаты со схемами и порядком проведения отдельных видов контроля качества, демонстрационные стенды с образцами сварных швов, в которых наблюдаются различные дефекты сварки).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета иностранного языка:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- Комплект учебно-методической документации (учебники, словари, учебные пособия, примеры чертежей и технологических карт по зарубежным стандартам)*;
- Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды)*.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Оборудование слесарной мастерской:
- рабочее место преподавателя;
- вытяжная и приточная вентиляция;
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами - по количеству обучающихся серии ВС-1 (или аналог) - по количеству обучающихся;
- разметочный и слесарный инструмент - по количеству обучающихся;
- радиально-сверлильный станок модели МН-25Л или аналог – 1 шт.;
- заточной станок универсальный марки 3Е642 (или аналог) - не менее 1 шт.;
- рычажные ножницы марки Metalmaster MTS (или аналог) - не менее 1 шт.;
- гильотинные ножницы марки НА3121 или НА 3121 (или аналог) - не менее 1 шт.;
- переносные сборочные приспособления (комплект) – струбцины, винтовые стяжки, угловые стяжки, магнитные упоры - не менее 1 шт. на двоих обучающихся;
- наружный центратор для сборки труб ЦЗН-111 (или аналог) (для Ø до 114 мм), ЦЗН-151 (или аналог) (для Ø 159 -168 мм), ЦЗН- 211 (или аналог) (для Ø 216 мм), ЦЗН -271 (или аналог) (для Ø 273 мм) – по 1 типоразмеру на каждую сварочную кабину;
внутренний центратор для сборки труб ЦВ-42 (или аналог) (для Ø 426 мм) – не менее 1 шт.
Оборудование сварочного полигона и рабочих мест сварочного полигона:
- рабочее место преподавателя;
- место для проведения визуального и измерительного контроля;
- вытяжная и приточная вентиляция;
- измерительный инструмент (универсальные шаблоны сварщика УШС-3, УШС – 4, шаблон Ушерова- Маршака, шаблон Красовского УШК-1, шаблон для измерения катетов швов УШС-2) для контроля сборки соединений под сварку и определения размеров сварных швов - по количеству обучающихся;
- электроинструмент для подготовки кромок и зачистки швов после сварки: угловая шлифовальная машина марки Bosch GWS 7-125, Makita 9069SF (или аналог); портативная кромкофрезерная машинка МКФ-18Р ИТС (или аналог)
- сварочные посты;
- сварочные маски со светофильтром «хамелеон» - по количеству обучающихся;
- индивидуальные средства защиты: спецодежда, спецобувь, перчатки огнестойкие для защиты рук - по количеству обучающихся.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- вытяжная вентиляция – по количеству сварочных постов;
- однопостовой источник питания сварочной дуги постоянного тока – не менее 5 шт. марок Форсаж 315М, Kemppi Master MLS 3500 (или их аналоги);
- Источники питания сварочной дуги для механизированной сварки постоянного тока (рекомендуется источник с импульсным управлением) марки: источник питания Форсаж-500 в сочетании с механизмом подачи проволоки Форсаж-МПм или комплектный полуавтомат Kemppi FastMig Pulse 450 с импульсным управлением (или аналог)*.
- электрододержатель – по 1 шт. на один сварочный пост марок DE2400, ЭД- 40 М Корд (или их аналоги)*;
- приспособления для сборки и сварки листов и труб в различных пространственных положениях - по 1 шт. на один сварочный пост*;
- кабели сварочные марки КГ 1×50 (два кабеля по 5 м. на каждый пост) и токоподводящие зажимы марок OK 4 ground clamp, NEVADA 6 (или их аналоги) - по 1 компл. на один сварочный пост*.
Оборудование лаборатории механических испытаний:
- образцы в виде пластин или дисков из различных металлов – 1 компл.
- рабочее место преподавателя (лаборанта).
Оборудование станочных мастерских:
- точильно-шлифовальный станок модели ТШ-3 или аналог – 1 шт.;
- токарный станок модели JET GHB 1340A или аналог – 1 шт.;
- ленточнопильный станок модели СТЛП-350 или аналог – 1 шт.;
- токарно-винторезный станок модели 16ТВН 25/1000 или аналог – 1 шт.;
- широкоуниверсальный фрезерный станок модели 6Т82Ш или аналог – 1 шт.;
- плоскошлифовальный станок модели ЗД 711 АФ-10 или аналог – 1 шт.;
- радиально-сверлильный станок модели МН-25Л или аналог – 1 шт.
Примечание: * - оборудование, инструмент, необходимые для формирования практических навыков, соответствующих требованиям ТО WSR/WSI.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.М Бардин. Высокочастотные инвенторы для сварки на переменном токе. 2015
Лупачев В.Г. Ручная дуговая сварка. 2014
Смирнов И.В. Сварка специальных сталей и сплавов: Уч.пособие, 2-е изд., испр. и доп.*2017 г. 2017
Н.Н. Маслов. Производство сварных работ (учебник). 2014
Быковский О.Г., Фролов В.А., Пешков В.В. Сварка и резка цветных металлов: Учебное пособие О.Г. Быковский, В.А. Фролов, В.В. Пешков. - (Бакалавриат)., (Гриф). 2017
Гаспарян В.Х Электродуговая и газовая сварка. 2013
Овчинников В.В. Производство сварных конструкций: Учебник В.В. Овчинников. - (Профессиональное образование), (Гриф). 2017
В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов 2015
В.В. Овчинников. Расчет и проектирование сварных конструкций 2015
Н.Н. Маслов. Производство сварных работ (учебник). 2014
Быковский О.Г., Фролов В.А., Пешков В.В. Сварка и резка цветных металлов: Учебное пособие О.Г. Быковский, В.А. Фролов, В.В. Пешков. - (Бакалавриат)., (Гриф). 2017
В.В. Овчинников. Расчет и проектирование сварных конструкций 2015
В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов 2015
Сенько В.П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Инструкционно-технологические карты, 2-е изд., стереотипное. 2014
В.В. Овчиников Сварка и резка деталей из различных сталей , цветных металов и их сплавов , чугуна во всех пространственных положениях.( Практикум учебное пособие). 2015
В.В. Овчинников. Контроль качества сварных соединений (практикум). 2015
Овчиников В.В. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений. 2015
Лупачев В.Г. Ручная дуговая сварка. 2014
Гаспарян В.Х Электродуговая и газовая сварка. 2013
В.В. Овчинников. Механические испытания : металлы, сварные соединения, покрытия ( учебник) 2015
В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов 2015
Лупачев В.Г. Ручная дуговая сварка. 2014
Гаспарян В.Х Электродуговая и газовая сварка. 2013
В.М Бардин. Высокочастотные инвенторы для сварки на переменном токе. 2015
В.А. Фролов. Специальные методы сварки и пайки 2013
Интернет ресурсы
1. http://profilgp.ru/page/svarka-angliyskiy-yazyk - Анго-русский словарь. Сварка
Нормативные документы:
1. ПБ 03-273-99. Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 17 с.
2. Руководящий документ РД 03-615-03. Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 22 с.
3. Руководящий документ РД 03-614-03. Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 61 с.
4. Руководящий документ РД 03-613-03. Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 34 с.
3.3. Организация образовательного процесса
3.3.1 Образовательная организация, реализующая ООП СПО, должна обеспечить проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, практической работы обучающихся, учебной и производственной практик, предусмотренных учебным планом с учетом действующих санитарных, противопожарных правил и норм.
3.3.2. Реализация настоящей Программы должна обеспечивать:
- выполнение обучающимися практических занятий;
- освоение обучающимися ПМ в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
3.3.3. Обязательным условием реализации настоящей Программы является предварительное (или параллельное) освоение:
- учебных дисциплин общепрофессионального цикла: ОП 01 «Основы инженерной графики», ОП 04 «Основы материаловедения», ОП 05 «Допуски и технические измерения».
3.3.4. При организации образовательного процесса необходимо соблюдать требования обеспеченности каждого обучающегося современными учебными, учебно-методическим печатными и/или электронными изданиями, учебно-методической документацией и материалами.
Программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем междисциплинарным курсам.
3.3.5. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
3.3.6. Реализация настоящей Программы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам и доступом к сети Интернет во время самостоятельной подготовки.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
3.3.7. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
3.3.8. Организация образовательного процесса выполняется по расписанию в учебных аудиториях.
3.3.9. Консультационная помощь оказывается в рамках установленного программой времени.
3.3.10. Учебная практика производится на базе образовательного учреждения, т.е. на базе мастерских, производственное обучение проводится на предприятиях и должно быть приближено к производственным условиям.
3.3.11. В целях приближения контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, образовательная организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также экспертизе фонда оценочных средств внешних экспертов – работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций в области сварочного производства.
3.3.12. Реализация настоящей Программы возможна в сетевой форме с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций и (или) ресурсных центров. Наряду с образовательными организациями и (или) ресурсными центрами, также могут участвовать иные организации (изготовители сварных конструкций различного назначения, сварочно-монтажные организации и пр.), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики, предусмотренных настоящей Программой.
Выполнение требований к материально - техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации настоящей Программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.
3.3.13. Специальность «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» входит в «Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697.
При поступлении на обучение поступающий должен представить оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра в соответствии с перечнем врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и «Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (С изменениями и дополнениями от 15 мая 2013 г., 5 декабря 2014 г). Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний.
В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздравсоцразвития России, образовательная организация обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в образовательной организации и последующей профессиональной деятельности.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
3.4.1. Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по настоящей Программе:
- реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (модулю), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении;
- мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», и иметь на 1 - 2 уровня квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников;
- преподаватели, мастера производственного обучения, ведущие образовательную деятельность, должны регулярно, не менее 1 раза в 3 года, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемой дисциплины или программы практического обучения, на курсах повышения квалификации или переподготовки, на профильных предприятиях реального сектора экономики, или в профильных ресурсных центрах, в том числе в рамках программ сетевого взаимодействия.
3.4.2. Специфические требования, дополняющие примерные условия реализации образовательной программы СПО:
- для подготовки обучающихся к соревнованиям по WSR, предпочтительна стажировка преподавателей, мастеров производственного обучения и прочих специалистов, участвующих в процессе подготовки, на предприятиях, производящих сварную продукцию, в том числе на аналогичных предприятиях за границей;
- преподаватели, мастера производственного обучения и прочие специалисты, участвующие в процессе подготовки к соревнованиям WSR, должны регулярно проходить тестирование, разработанное для отбора экспертов WSR по соответствующим блокам вопросов (компетенциям). Результаты сдачи тестов по компетенции WSR «Сварочные технологии» должны быть не ниже 80%.
3.4.3. Руководители практики - представители организации, на базе которой проводится практика: должны иметь на 1 - 2 уровня квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя:
- текущий контроль знаний в форме выполнения контрольных работ (в письменной форме) и самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
- промежуточную аттестацию студентов в форме дифференцированного зачета;
- государственную итоговую аттестацию.
Для текущего и промежуточного контроля образовательной организацией создаются фонды оценочных средств, предназначенных для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки. Фонды оценочных средств включают средства поэтапного контроля формирования компетенций:
- задания для самостоятельной работы (составление рефератов по темам примерной программы);
- вопросы и задания к зачету / дифференцированному зачету;
- тесты для контроля знаний;
- билеты для квалификационного экзамена;
- контрольные работы;
- практические занятия.
Результаты освоения выражаются в освоении общих и профессиональных компетенций, определенных в программе.
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций. | Чтение чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций оформленных по стандартам РФ. Чтение чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций оформленных на английском языке по стандарту ISO 2553*. Чтение чертежей средней сложности и сложных сварных металлоконструкций оформленных на английском языке по стандарту AWS A2.4*. |
ПК 1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке. | Чтение конструкторской документации на свариваемую конструкцию Умение пользоваться нормативно-технической документацией, регламентирующей выбор сварочных материалов, сборку, сварку и требования к контролю качества конкретных деталей и узлов. Чтение производственно-технологической документации в виде технологических инструкций по сварке и карт технологического процесса сварки, регламентирующих применяемые сварочные материалы, порядок и способы сборки, технологические требования к сварке и контролю качества конкретных деталей и узлов. Чтение производственно-технологической документации сварочных процессов, оформленной в соответствии с требованиями международных стандартов по сварке и родственным технологиям, и требованиями ТО WSR/WSI *. |
ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки. | Организация рабочего места Соблюдение требований безопасности труда Знание оснащенности и проверка оснащённости сварочного поста для различных способов ручной и частично механизированной сварки. Проверка работоспособности и исправности оборудования поста для различных способов ручной и частично механизированной сварки. Проверка наличия заземления сварочного поста РД, РАД, МП. Знания правил пользования баллонов со сжатыми и сжиженными газами. Настройка сварочного и вспомогательного оборудования для различных способов сварки согласно требованиям инструкций по эксплуатации и технологических карт сварки. Настройка специализированных источников питания для свари неплавящимся электродом постоянного, переменного тока и импульсных*. Настройка специализированных источников питания для импульсно-дуговой сварки плавящимся электродом*. |
ПК 1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку. | Организация рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда. Подбор инструмента и оборудования. Выполнение сборки и подготовки элементов средней сложности и сложных сварных конструкции под ручную и частично механизированную сварку с применением сборочных приспособлений. Выполнение сборки и подготовки элементов средней сложности и сложных сварных конструкции под ручную и частично механизированную сварку на прихватках. Применение ручного и механизированного инструмента для зачистки поверхностей под сварку, выполнение типовых слесарных операций, применяемые при подготовке деталей перед сваркой. Применение предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке. |
ПК 1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку | Организация рабочего места Соблюдение требований безопасности труда Подбор инструмента и оборудования Контроль подготовки элементов конструкций под сварку. Контроль с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. |
ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрева металла | Организация рабочего места Соблюдение требований безопасности труда Выбор способа выполнения предварительного подогрева Подбор оборудования и инвентаря Проведение предварительного и сопутствующего (межслойного) подогрева металла Контроль температуры предварительного и сопутствующего (межслойного) подогрева металла |
ПК 1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки. | Организация рабочего места Соблюдение требований безопасности труда Подбор инструмента и оборудования Устранение поверхностных дефектов в сварных швах без последующей заварки, путём зачистки. Удаление поверхностных дефектов в сварных швах после сварки, с подготовкой мест удаления дефектов под последующую заварку. |
ПК 1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. | Организация рабочего места Соблюдение требований безопасности труда Подбор инструмента и оборудования Контроль с применением измерительного инструмента сваренных различными способами сварки деталей на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. Контроль с применением измерительного инструмента сваренных различными способами сварки деталей на наличие поверхностных дефектов и соответствие их размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к профессии и освоение профессиональных компетенций с положительным результатом -Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация внутриорганизационным условиям работы. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - Определение цели порядка работы. - Обобщение результата. - Использование в работе полученные ранее знания умения. - Рациональное распределение времени при выполнении работ. |
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | - самоанализ, контроль и коррекция результатов собственной работы. - Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях - Ответственность за свой труд. |
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - эффективный поиск и использование информации, включая электронные для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий. Работа с различными прикладными программами. |
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. | -взаимодействие с обучающимися, преподавателям, мастерами, наставниками в ходе обучения и прохождения практики. - Терпимость к другим мнениям и позициям. - Оказание помощи участникам команды. - Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. - Выполнение обязанностей в соответствии распределением групповой деятельности. |
Примечание: * - освоенные профессиональные компетенции и основные показатели оценки результата, соответствующие требованиям ТО WSR/WSI. |
Составитель:
ГАПОУ РС (Я)
«Алданский политехнический техникум», Миронов Богдан Игоревич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программаПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ .01. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ ПОСЛЕ СВАРКИ. по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05....
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.02.«Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01.Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки по теме «Технология сварки конструкций из л
Методическая разработка открытого урока по МДК 01.02.«Технология производства сварных конструкций» профессионального модуля ПМ.01.Подготовительно-сварочные работ...
Компетентностно-ориентированное задание для комплексного экзамена по модулям ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» и ПМ.02 «Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электро
Компетентностно-ориентированное задание для комплексного экзамена по модулям ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» и...
Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
Паспорт фонда оценочных средствпо профессиональному модулю ПМ.1 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки№ п/пКонтролируемые разделы (темы) дисциплиныКод контролир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...
КОСы по профессиональному модулю ПМ 01 «Подготовительные сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной сварки(наплавки)»по учебной и производственной практике
КОСы по профессиональному модулю ПМ 01 «Подготовительные сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик ручной и частично ме...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01«Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИХМАО-ЮГРЫБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫНЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧА...