Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Допуски и технические измерения»
методическая разработка на тему

Наконечная Евгения Викторовна

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Допуски и технические измерения» предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

В данных методических рекомендациях приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, докладами, сообщениями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины «Допуски и технические измерения», закреплении теоретических знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО  «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и выполнению

самостоятельной работы студентов

по дисциплине

            «Допуски и технические измерения»

Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Преподаватель: Наконечная Е.В.

Воронеж  2016


Содержание Введение………………………………………………………………………… 3

Методические рекомендации для студентов по выполнению

различных видов заданий самостоятельной работы  и показатели их оценивания ………………………………………………..…………………..5

Задания для самостоятельного выполнения по каждой теме дисциплины.........................................................................................................9

Рекомендуемая литература…………………………………………………..12


Введение

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Допуски и технические измерения» предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

В данных методических рекомендациях приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, докладами, сообщениями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины «Допуски и технические измерения», закреплении теоретических знаний и умений.

В результате освоения данной дисциплины студент должен

уметь:

  - контролировать качество выполняемых работ;

В результате освоения данной  дисциплины студент должен

знать:

  - системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;

  - допуски и отклонения формы и расположения поверхностей;

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям технического профиля таковы, что часть часов, отводимых на изучение дисциплины должна осуществляться студентами самостоятельно. Это способствует развитию общих компетенций студентов таких, как: организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы содержат указания для студентов по конкретным видам самостоятельной работы, показатели оценки выполнения заданий, задания различных видов по каждой теме дисциплины.

В таблице 1 приводится распределение учебной нагрузки на внеаудиторную самостоятельную работу по темам и разделам дисциплины, в соответствии с рабочей программой.

Таблица 1. Нагрузка на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.

Название раздела и темы дисциплины

Внеауди-торная нагрузка в часах

Раздел 1. Основные сведения о размерах

5

Тема 1.1. Линейные размеры, допуски линейных размеров

3

Тема 1.2. Посадки

2

Раздел 2. Допуски и посадки гладких элементов деталей

3

Тема 2.1. Единая система допусков и посадок (ЕСДП)

1

Тема 2.2. Система допусков и посадок (ОСТ)

2

Раздел 3. Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности

7

Тема 3.1. Отклонения поверхностей деталей машин

1

Тема 3.2. Допуски и отклонения формы поверхностей

2

Тема 3.3. Допуски, отклонения и измерения отклонений расположения поверхностей

4

Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Допуски и технические измерения»

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
  • Подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  • Выполнение практических работ.
  • Работа со справочной литературой.
  • Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.
  • Подготовка к дифференцированному зачёту.

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2. Подготовка к дифференцированному зачёту

1.        Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2.        Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и практических занятиях на должном уровне.

4.        Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные преподавателем.

5.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6.        Заучите «рабочие определения» основных понятий.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • обоснованность и правильность изложения ответа на вопрос преподавателя по проверяемой теме дисциплины;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе

1.        При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2.        Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.

4.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5.        Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6.        В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  •  краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
  • логичность изложения материала конспекта;
  • уровень понимания изученного материала.

4. Подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

  1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.
  2. При подготовке сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
  3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточните их значение в справочной литературе).
  4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
  5. Напишите основные положения сообщения в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
  6. Перескажите текст сообщения, корректируя последовательность изложения материала.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • полнота и качественность информации по заданной теме;
  • свободное владение материалом сообщения;
  • логичность и четкость изложения материала;

5. Выполнение практических заданий

6. Работа со справочной литературой

  1. Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Если требуется выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.
  2. Обратите внимание, как выполнялось аналогичное задание на занятии с помощью преподавателя.
  3. Выпишите ваш вариант задания.
  4. Выполните предложенную задачу, используя выписанные формулы и конспект лекций.
  5. В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.
  6. Проанализируйте полученный результат (сопоставив известные теоретические положения  в специальной литературе и конспекте лекций с полученным результатом). Например, после расшифровки марки или выбора марки стали для конструкции или инструмента сравните ваш результат с марочником стали или электронными справочниками, просмотрите рекомендуемую литературу по данной теме.
  7. Выполнение задания должно сопровождаться необходимыми пояснениями (теоретическим обоснованием) при необходимости ссылками на справочную и специальную литературу. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • грамотная запись условия задания и ее решения;
  • грамотное использование формул (при необходимости);
  • грамотное использование справочной литературы;
  • точность и правильность результатов;
  • обоснование выполнения задания.

7. Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
  2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
  3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии.
  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

  • оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
  • качественное выполнение всех этапов работы;
  • необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
  • правильное оформление выводов работы;
  • обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.

Самостоятельная работа студентов оценивается преподавателем по критериям, представленным ниже.

Критерии оценки самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов оценивается согласно следующим критериям:

Оценка «5» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу;
  • работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя;
  • объем работы соответствует заданному;
  • работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем.

Оценка «4» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе;
  • работа оформлена с неточностями в оформлении;
  • объем работы соответствует заданному или чуть меньше;
  • работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более,

чем на 1-2 дня.

Оценка «3» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса;
  • работа оформлена с ошибками в оформлении;
  • объем работы значительно меньше заданного;
  • работа сдана с опозданием в сроках на 5-6 дней.

Оценка «2» выставляется студенту, если:

  • не раскрыта основная тема работы;
  • работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя;
  • объем работы не соответствует заданному;
  • работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней.

Задания для самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Основные сведения о размерах

Тема 1.1. Линейные размеры, допуски линейных размеров

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по основным сведениям о линейных размерах и допусках линейных размеров.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическому занятию «Графическое изображение размеров, отклонений и поля допуска» с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

  1. Подготовить конспект по темам: «Аттестация качества продукции»; «Посадки в системе отверстия и в системе вала».

Тема 1.2. Посадки.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о посадках.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на тему: «Анализ размеров и графическое изображение посадки».

Раздел 2. Допуски и посадки гладких элементов деталей

Тема 2.1. Единая система допусков и посадок (ЕСДП).

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о единой системе допусков и посадок (ЕСДП).

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Тема 2.2. Система допусков и посадок (ОСТ)

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о материалах, устойчивых к воздействию температуры.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на тему: «Подсчет значений предельных размеров и допуска размера на изготовление по данным чертежа. Определение годности заданного действительного размера».

Раздел 3. Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности

Тема 3.1. Отклонения поверхностей деталей машин.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об отклонениях поверхностей деталей машин.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовить конспект по теме: «Влияние шероховатости на эксплуатационные свойства деталей».

Тема 3.2. Допуски и отклонения формы поверхностей.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о допусках и отклонениях формы поверхностей.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовить конспект по теме: «Штангенинструменты».

Тема 3.3. Допуски, отклонения и измерения отклонений расположения поверхностей.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о допусках, отклонениях и измерениях отклонений расположения поверхностей.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на тему: «Чтение чертежей с обозначениями допусков форм и расположения поверхности, допустимой величины шероховатости поверхностей».

  1. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на тему: «Расшифровка обозначений допусков форм и расположения поверхности, допустимой величины шероховатости поверхностей».

  1. Подготовить конспект по теме: «Допуски и отклонения формы и расположения поверхностей».

  1. Подготовка к дифференцированному зачету: повторение тем, изученных за весь курс обучения.

Рекомендуемая литература

Основные источники:

  1. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски и посадки, ОИЦ «Академия» 2014
  2. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски и технические измерения в машиностроении, ОИЦ «Академия» 2012
  3. Таранина Е.П. Допуски, посадки и технические измерения. ТО, «Академкнига/учебник» 2015

Дополнительные источники:

1. Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. ОИЦ «Академия» 2009

2. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Оопуски, посадки и технические измереня в машиностроении.,М.: Высшая школа, «Академия», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДОПУСКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –  ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее ...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Допуски и технические измерения" по профессии "15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)"

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Допуски и технические измерения» в объеме 60 аудиторных часов (практические и лабораторные занятия &nda...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам внеаудиторной самостоятельной работе...

Комплект учебного-планирующей документации для обучающихся ПО по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические измерения"

Комплект УПД предназначен для обучющихся по программе ПО (со сроком обучения 5 месяцев) по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей 2,3 разряда по дисциплине "Допуски и технические изм...

Комплект практических заданий по учебной дисциплине "Допуски и технические измерения"

Комплект материалов для выполения практических заданий по учебной дисциплине "Допуски и технические измерения" для обучающихся по программ ПО...

Методическая разработка практического занятия учебной дисциплины Допуски и технические измерения

Методическая рпзработка для проведения практического занятия по теме "Выполенеие измерений деталей контрольно - измиерительными и нструментами" учебной дисциплингы "Допуски и технически...