План-разработка урока учебной практики "Гибка металла" слесарный курс.
план-конспект урока по теме
План-разработка урока учебной практики
Тема урока: «Гибка металла».
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Учебные цели урока:
- обучающая: углубить теоретические знания и приобрести практические умения и навыки приемам гибки листового металла, круглого металла в тисках с помощью различных приспособлений;
- воспитывающая: прививать учащимся бережное отношение к инструменту и материалам, воспитывать уверенность в своих силах, прилежание, старательность и ответственность;
- развивающая: развивать двигательную сферу (при изучении технологических операций), мыслительные процессы (умение анализировать, сравнивать, обобщать), самостоятельность, внимательность и аккуратность (в процессе изготовления изделий).
Методы урока: репродуктивный метод обучения (по классификации);
- словесные методы (объяснение, беседа, работа с учебными пособиями: рабочая тетрадь, работа с технологическими картами);
- наглядно-демонстрационные (демонстрация инструментов, материалов, приспособлений, слайдовых материалов, трудовых приёмов);
- практические методы (упражнение-воспроизведение, самостоятельная работа)
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:
· инструменты и оборудование: молотки слесарные массой 500 грамм; линейка измерительная; разметочный инструмент (чертилка, циркуль разметочный); пресс винтовой или гидравлический.
· приспособления и материалы: тиски; оправки разные; гибочные штампы разные; гибочное приспособление для чертилок; масло машинное; песок речной мелкий; сталь листовая и круглый прокат.
· дидактические средства обучения: рабочие тетради; технологические карты; критерии оценивания; алгоритм действий; экранные пособия (мультипроектор, слайды).
Место проведения: слесарная мастерская
Технологическая карта урока по теме «Гибка металла»
Учебный элемент (УЭ), время | Содержание (учебный материал с указанием задания) | Рекомендации по выполнению (для обучающихся) |
I. Организационный этап урока – 5 мин. | ||
УЭ -0 (5мин.) | · Выявление отсутствующих обучающихся · Проверка внешнего рабочего вида · Организация внимания и готовности обучающихся к уроку
| · Дежурному представить рапорт о наличие обучающихся на уроке. · Старосте информировать о готовности группы к уроку (наличие рабочей одежды на соответствие техники безопасности и пожарной безопасности) |
II. Вводный инструктаж – 40 мин. | ||
Учебный элемент УЭ-1 является вводным и содержит интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ) урока; задача мастера: создать у обучающихся определённую мотивацию предстоящей деятельности, стимулировать познавательную и трудовую активность. | ||
УЭ – 1 (5 мин.)
| Тема урока: Гибка металла (слайд 1-3) Интегрирующая цель: в итоге работы с учебными элементами вы должны:
| · Внимательно прочитайте тему и цели урока. · Подумайте и ответьте на вопрос: для чего необходимо этому научиться, насколько это познание пригодится в освоении профессии?
|
Целью учебных элементов УЭ – 2, 3 является подготовка обучающихся к восприятию учебного материала. На данном этапе представляется уместным использование вводного повторения в форме самостоятельной работы, самоконтроля, комментированного обсуждения слайдового материала, в ходе которого обучаемые восстанавливают в памяти знания, необходимые для изучения нового материала. | ||
УЭ – 2 (10 мин.) | Актуализация опорных знаний и умений обучающихся Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для изучения нового материала; проверить уровень усвоения изученного ранее материала по теме «Правка металла», оценить способность применения теоретических знаний на практике.
1. Выполнение дифференцированных (по уровню сложности) заданий: · уровень А (стандартное задание): подгруппа учащихся № 1 – стр. 23, задание № 18 · уровень Б (более сложное задание): подгруппа учащихся № 2 – стр. 24, задание № 22
2. Демонстрация слайдового материала «Техника безопасности при выполнении слесарных работ» и его обсуждение с целью выявления нарушений правил техники безопасности (слайд 4-6)
| 1. В рабочих тетрадях «Основы слесарного дела» (Б.С.Покровский) выполните одно из заданий по выбору (5 мин.) Уровень А · заполните таблицу: какие инструменты следует использовать при выполнении конкретных работ; · по окончании работы, используя ключ (возьмите у мастера), проверьте себя и оцените. Уровень Б · напишите правильные ответы: определить причины появления дефектов и предложить способы их предупреждения при правке; · по окончании работы обратитесь к помощнику мастера оценить ваши ответы.
|
УЭ – 3 (25 мин.) | Формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности учащихся по новой теме урока. Цель: создать у обучающихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при выполнении изучаемой операции; предупредить о возможных ошибках, затруднениях, дефектах в работе учащихся.
1.1. Инструктаж мастера п/о с применением средств ТСО: · об организации рабочего места, подготовки к работе, правил безопасности; · о назначении и применении гибки металла; · о подготовке и выборе материалов гибки (демонстрация инструментов, материалов); · личный показ выполнения приемов, способов работы; · объяснение способов контроля и самоконтроля.
2.1. Пробные выполнения новых трудовых приёмов, умений: поочерёдный показ несколькими обучающимися трудовых приёмов и способов выполнения технологического процесса гибки металла: ü воспроизведение обучающимися показанных мастером п/о трудовых приёмов и способов выполнения изучаемых операций с комментируемым пояснением последовательности их выполнения; ü повторение правил безопасности организации и содержания рабочего места.
3.1. Разъяснение обучающимся (Слайды 11-20) ü заданий по выполнению операций, учебно-производственных работ согласно технологической карте «Гибка двойного угольника из полосы в тисках», «Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений» (приложение № 1); ü критериев оценивания (приложение № 2); ü алгоритма действий (приложение № 3). | 1. Внимательно слушайте объяснение мастера п/о и наблюдайте за показом: · организации рабочего места; · трудовых приёмов и способов выполнения изучаемых операций: ü выбор материала по форме; ü способы закрепления материалов в тисках; ü выбор инструментов и приспособлений; ü способы гибки (с применением приспособлений); · способами контроля и самоконтроля.
2. Закрепите свои знания: попробуйте повторить выполнение трудовых приёмов за мастером п/о с объяснением последовательности действий.
3. Внимательно слушайте разъяснение мастера п/о задания для самостоятельного выполнения на последующем этапе работы. При необходимости задавайте уточняющие вопросы.
|
III. Текущий инструктаж – 4 часа 50 мин. | ||
Учебный элемент УЭ – 4 представляет собой этап отработки новых трудовых приёмов, умений, способов работы обучающихся. На данном этапе мастером п/о осуществляется руководство путём инструктирования и контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ. | ||
УЭ – 4 (4часа 50 мин).
| Цель: проконтролировать правильность выполнения учебно-производственных работ обучающихся
Основная форма инструктирования: обходы рабочих мест учащихся.
ü правильности организации рабочего места; ü правильности и последовательности выполнения отрабатываемых приёмов и способов; ü правильности пользования технологическими картами; ü умения пользоваться технической и справочной литературой; ü рациональности использования рабочего времени; ü соблюдения безопасности условий труда.
| ü Самостоятельно выполняйте задание, опираясь на технологическую карту, алгоритм действий. ü Строго следуйте соблюдению техники безопасности. ü Если испытываете затруднения, обратитесь к мастеру за помощью. ü Завершив работу, убедитесь в правильности выполнения технологического процесса. ü Дайте самооценку своей работе согласно критериям оценивания. |
IV. Заключительный инструктаж – 25 мин. | ||
Учебный элемент УЭ – 5 представляет собой этап подведения итогов работы: на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать ошибок и закрепить успехи… | ||
УЭ – 5 (25 мин.) | Цель: подвести итоги урока
1. Сообщение мастером о целеполагании урока. 2. Сдача выполненных работ. 3. Разбор допущенных ошибок и приемы их устранения. 4. Анализ соблюдения ТБ, норм времени (рассмотрение случаев потерь рабочего времени). 5. Анализ достигнутых успехов учащихся: ü демонстрация лучших работ учащихся; ü сообщение оценок за урок 6. Общий вывод по формированию умений и навыков, полученных на уроке. 7. Сообщение темы следующего урока. 8. Объяснение домашнего задания. 9. Уборка рабочих мест.
|
· Представьте выполненные работы на проверку мастеру п/о. · Принимайте участие в разборе допущенных ошибок. · Вернитесь к целям урока, подумайте и ответьте на вопросы: ü Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке? ü Помогал ли ты другим или тебе помогали? ü Что вызвало наибольшие затруднения? ü Какие качества ты развивал в себе? · Запишите домашнее задание. · Внимательно прослушайте инструктаж мастера п/о по его выполнению. · Приведите своё рабочее место в надлежащее состояние. · Сдайте рабочее месте дежурному обучающемуся.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Гибка металла" | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.» китайская мудрость
знать способы выполнения трудовых операций: гибки листового металла, круглого металла в тисках с помощью различных приспособлений; уметь работать по технологической карте; знать способы контроля и самоконтроля. По итогам урока вы должны:
Причины нарушения Техники безопасности
Тема : ГИБКА МЕТАЛЛА Учебные вопросы Сущность и виды гибки. 2. Инструменты, приспособления и материалы, применяемые при гибке. 3. Механизация при гибке. 4. Правила выполнения работ при ручной гибке металла. 5. Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способыпредупреждения.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: инструменты и оборудование: молотки слесарные массой 500 грамм; линейка измерительная; разметочный инструмент (чертилка, циркуль разметочный); пресс винтовой или гидравлический. приспособления и материалы: тиски; оправки разные; гибочные штампы разные; гибочное приспособление для чертилок; масло машинное; песок речной мелкий; сталь листовая и круглый прокат. дидактические средства обучения: рабочие тетради; технологические карты; критерии оценивания; алгоритм действий; экранные пособия (мультипроектор, слайдовый материал).
Сгибание заготовок из тонколистового металла в тисках: киянкой с помощью слесарного молотка и деревянного бруска Гибка тонколистового металла с помощью оправок: Гибка в гибочном штампе: пуансон изделие заготовка матрица Гибка проволоки
Правила выполнения работ при ручной гибке металла При изгибании листового и полосового материала в тисках разметочную риску необходимо располагать точно. При гибке из полос и прутков деталей типа уголков, скоб разной конфигурации, крючков, колец следует рассчитывать длину элементов и общую длину развертки детали, размечая при этом места изгиба. При гибке листового и полосового металла в приспособлениях необходимо строго придерживаться прилагаемых к ним инструкций. При гибке газовых или водопроводных труб любым методом шов должен располагаться внутри изгиба.
ТИПИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ ПРИ ГИБКЕ, ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Дефект Причины Способ предупреждения При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным Неправильное закрепление заготовки в тисках Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали Вмятины' (трещины) при изгибании трубы с наполнителем Труба недостаточно плотно набита наполнителем Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком
Упражнения по отработке приёмов гибки
Учебное задание 1. Гибка двойного угольника из полосы в тисках. 1. Определяем длину заготовки согласно чертежу: L = 20 + 60 + 15 + 2 × 0,5 × 3 = 98 мм, где 2 - два изгиба; 0,5 × 3 - припуск на изгиб Прибавим к расчетной длине припуск на дополнительную обработку торцов после рубки - 1 мм на каждую сторону. Таким образом, общая длина заготовки составит 98 + 2 = 100 мм.
2. Отметив заданную длину на полосе, проводят риску. Полосу укладывают на правильную плиту и навесным ударом отрубают размеченную заготовку. При необходимости заготовку правят. 3. Обработав торцы заготовки и получив расчетную длину, приступаем к гибке . 4. Размечаем заготовку, причем к размеру полки каждого изгиба прибавляют 1,5 мм, т. е. на полосе проводим риски на расстоянии 21,5 и 16,5 мм от каждого торца. 5. Зажимаем заготовку в тиски таким образом, чтобы риска линии изгиба совпадала с верхней поверхностью губок тисков.
6. Наносим удары молотком по выступающей части полосы, загибаем первую полку угольника. Затем заготовку переворачиваем, устанавливаем ее по второй линии изгиба и зажимаем в тиски.
7. Загибаем вторую полку угольника. 8. Качество гибки проверяют на глаз, углы — слесарным угольником, линейные размеры — линейкой.
Учебное задание 2. Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений. Чертеж чертилки.
Определяем общую длину заготовки согласно чертежу: L = l стержня + l кольца = 120 + 3.14 ∙ 30 = 214.2 мм где 30 мм – диаметр кольца. 2. Отрезаем от прутка 215 мм; 0,8 мм оставляют на окончательную обработку, при необходимости пруток правим. Отмерив от конца прутка половину длины окружности кольца (47 мм), зажимаем заготовку вместе с оправкой в тиски. Ударами молотка загибаем полукольцо (а).
5. Развернув заготовку на 180° вместе с оправкой, загибаем вторую часть кольца (б).
6. Не вынимая оправки из кольца, заготовку переставляем в тисках и ударом молотка по стержню подгибаем его, придавая ему правильное положение относительно оси кольца; оси кольца и стержня должны совпасть. 7. При проверке качества гибки основное внимание уделяем симметричности расположения кольца по отношению к стержню. Линейные размеры проверяем линейкой, качество гибки – внешним осмотром.
Гибку кольца можно производить и в приспособлении, для чего один конец заготовки устанавливаем в зазор между штифтом и оправкой, а свободный конец заготовки берем руками и изгибаем пруток вокруг оправки
Рефлексия Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке? Ты помогал другим или тебе помогали? Что вызвало наибольшие затруднения? Какие качества ты развивал в себе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационный лист по учебной практике студента 2 курса
Аттестационный лист является одним из обязательных документов, который предоставляет студент 2 курса БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по результатам прохождения учебной практики ...
Аттестационный лист по учебной практике студента 3 курса
Аттестационный лист является одним из обязательных документов, который предоставляет студент 3 курса БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по результатам прохождения учебной практики ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы Тема урока: «Приготовление блюд из запеченной рыбы», «Рыба запеченная по -русски»
Приготовление блюд из запеченной рыбы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.05.Приготовление блюд из мяса и домашней птицы. Тема урока: «Приготовление блюд из котлетной массы»
Приготовление блюд из мяса и домашней птицы...
План урока учебной практики Тема урока: "Выполнение технологических операций по сортированию рыбы, морепродуктов по видам, размерам, и качеству в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ, ТУ. Изучение изменения рыбы-сырца"
План урока учебной практикив группе № ОР 1720 по профессии «Обработчик рыбы и морепродуктов»ПК 01 « Производство охлажденной и мороженой продукции»МДК 01.01 Т...
Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»
Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...
Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",
Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...