Взаимосвязь образовательных программ по специальности "Технология машиностроения" с профильными предприятиями
статья на тему

Бардина Марина Вячеславовна

В статье рассматривается взаимосвязь учебного заведения с работодателями по направлениюТехнология машиностроения с профильными предприятиями Орехово-Зуевского района.Участие работодателей непосредственно в учебном процессе является необходимым условием для реализации профессиональных образовательных программ.Внедрение в жизнь стратегии совместной реализации образовательных программ представляет очевидную выгоду всех участников проекта (колледж-выпускник-предприятие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_obrazovatelnyh_programm.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯСЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ» С ПРОФИЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО РАЙОНА

М.В.Бардина преподаватель специальных дисциплин

Ликино-Дулёвского  политехнического колледжа

           В   настоящее   время   машиностроение  и металлообработка входит   в   число   одной   из  приоритетных   отраслей   развития   экономики   Российской   Федерации.   Согласно   оценке  регионального распределения на  Центральный Федеральный округ  приходится около 10% предприятий машиностроительной отрасли. На  территории

г.Орехово-Зуево и района  расположены  предприятия которые вносят       свой     вклад    в   развитие    отрасли, это:  

Общество с ограниченной ответственностью «ОЗМК» (д.Губино),

Орехово-Зуевский машиностроительный завод «Транспрогресс»

ОАО «Демиховский машиностроительный завод»,

ООО «Ликинский Автобусный завод»,

Машиностроительный завод «Тонар» (д.Губино),

Производственная компания «МОСКОММАШ»,

ООО «Русская компания по производству шин  Мишлен»(д.Давыдово)  и другие.

Это предприятия, где  кадровая составляющая которых образована преимущественно техническими специалистами. Рабочие и специалисты технической направленности трудятся в большинстве отраслей экономики нашего региона, во многих областях профессиональной деятельности.

Дефицит  работников технической  квалификации в условиях использования в производстве инноваций, передовых  знаний и технологий, быстрого роста мобильности  трудовых  ресурсов  заставили  работодателей  активно  взаимодействовать  с  учебными   заведениями,     участвовать   в   формировании   компетенций   выпускников      и вникать в вопросы обеспечения качества образования.  

Выпускник  считает  образование  качественным,  если  оно позволяет  ему  успешно  конкурировать  на  рынке  труда,  получить  работу  и  успешно  развивать  карьеру.  Работодателей  при приеме  выпускников  на  работу  в  первую  очередь  интересует  не  соответствие  их  подготовки  требованиям  ФГОС,  а  их  профессиональная  компетентность,  способность     ориентироваться  в  производственной  обстановке,  решать  нестандартные      задачи,   принимать     самостоятельные      решения    в   пределах    своей  компетенции  и  отвечать  за  них,  работать  в  команде.  Поэтому  работодатели  и  студенты  будут  считать  качество  образования  низким,  если  уровень  подготовки  выпускников  не  оценивают  готовность     выпускника    к  профессиональной  деятельности.

Открытие специальности «Технология машиностроения»  в ЛДПК, была ориентирована  на потребности вышеперечисленных промышленных предприятий; предприятий, оснащенных наукоемким оборудованием, автоматизированными линиями производства, и основывался на перспективных данных Центра занятости населения Орехово-Зуевского района и отделов кадров градообразующих промышленных предприятий.

Задача   учебного учреждения, состоит в том, чтобы каждый обучающийся с первых занятий усвоил главное: избрав специальность  «Технология машиностроения», он должен стать специалистом  высокой квалификации, и подготовится за время обучения к определённым образовательными стандартами (ФГОС) следующим видам деятельности:

1.Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

2.Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.

3.Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.

4.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям (служащих).

        На современном этапе (этапе внедрения и реализации ФГОС нового поколения) образовательное учреждение обязано согласовать свои учебные программы с работодателями. От работодателя требуется внесение в содержание программ своих предложений, рекомендаций по формированию конкретных качеств личности и профессиональных компетенций, необходимых рабочему на данном предприятии. Это позволит учебному заведению подготовить специалистов, нужных производству.

Участие работодателей непосредственно в учебном процессе является не просто желательным, а необходимым условием в реализации любых основных профессиональных образовательных программ.

Взаимодействие образовательных программ с предприятиями предполагает следующее содержание.

  1. Организация и проведение практик по профилю подготовки обучающихся в объеме требований государственных образовательных стандартов (организация и проведение практик осуществляется в соответствии с требованиями Положения [1], но типового договора с предприятием документ не содержит. Необходимо создание договора, обеспечивающего выполнение требований образовательных программ, содержащего механизм формирования профессиональных навыков, защиту интересов обучающегося и в идеале – оплату практики в случае выполнения обучающимся должностных обязанностей на предприятии).
  2. Коррекция содержания образовательных программ и совершенствование учебно-лабораторной базы (по итогам каждого из видов практик на основе анализа подготовленности обучающихся к решению практических задач формулируются предложения предприятий по коррекции содержания образовательных программ и совершенствованию учебно-лабораторной базы, в том числе за счет предприятия).
  3. Совместное изучение динамики становления обучающегося как специалиста (колледж представляет данные об успеваемости, посещаемости занятий, о личных качествах обучающегося; предприятие – о формировании практических навыков в ходе практики. На основе обобщенных данных создается рейтинг обучающихся , служащий исходной информацией для создания системы мотивации обучающегося).
  4. Реализация системы мотивации обучающихся (мощным мотивирующим фактором для обучающихся является предложение работодателей о последующем трудоустройстве уже на старших курсах, на этапах прохождения квалификационных экзаменов и  практик. Такой подход позволяет «вести» обучающегося от поступления до выпуска с гарантированным  трудоустройством).

5. Реализация программы повышения квалификации преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения (позволит на базе профильных предприятий  исходя из перспектив развития техники и современных производственных технологий   быть в курсе всех новшеств в машиностроительной отрасли и вносить поправки в процессе   освоения практико-ориентированных умений  обучающихся).

6. Регулярного  участия   работодателей  и  специалистов-практиков  в  учебном  процессе    (чтение лекций, проведение семинаров, мастер-классов, которое дает обучающимся опыт     практического   общения   с   работодателями   и позволяет   формировать   профессиональные     компетенции).

       

Предлагаемая стратегия отвечает интересам обеих сторон. Выгода предприятия – в привлечении талантливых специалистов при рациональном расходовании средств; в популяризации своей деятельности в обществе. Интересы колледжа – выполнение требований государственных образовательных стандартов по формированию профессиональных навыков, по проведению практик; создание системы мотивации студентов; повышение социальной защищенности молодежи; решение проблемы трудоустройства выпускников; совершенствование содержания образовательных программ и учебно-лабораторной базы.

Внедрение в жизнь стратегии совместной реализации образовательных программ колледжа  и предприятий предоставляет колледжу  серьезные конкурентные преимущества и очевидную выгоду предприятиям и выпускникам.

Список литературы.

1.Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291

2.Круглов В.И., Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В.И. Круглов, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков, С.А. Степанов // Аккредитация в образовании 2006, № 7 с. 21

3.Переверзев   В.Ю.,   Полихронидин   А.Х.   Формироние  информационной среды для подготовки будущих  специалистов //Среднее  профессиональное образование. 2012. № 10.

4.Чистякова С.Н., «О принципах профильного обучения и проблемах их реализации», http://www.minobr.sakha.ru/iro/kcenter/5dapk/d_05.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Автоматизация управления предприятием общественного питания 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8. «Общепит» по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Рабочая программа учебной дисциплины «Автоматизация управления предприятием общественного питания 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8. «Общепит» является вариативной частью основной профессиональной образовательной про...

Методические рекомендации По организации практической работы на тему: «Организация взаимосвязи сотрудников диспетчерской службы со структурными подразделениями предприятия» по ПМ 02 «Основы организации деятельности диспетчерской службы» по профессии 3

Данная методическая разработка поможет мастеру производственного обучения по профессии Оператор диспетчерской службы провести практическое занятие или занятие по учебной практике на тему "Взаимос...

Рабочая программа учебного предмета история (Профильный уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год

Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта. Рассчитана на 4 учебных часа в неделю. : 10 кл. -136 часов в год,  11 кл. – 132 часов в год  (и...

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («швейное дело») индивидуальное обучение на дому Иванова Вячеслава, 8а класс

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с у...

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») 5 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с у...

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») 7а класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с у...