Открытый урок : Материаловедение – это искусство или наука?
методическая разработка на тему
Разработан тематический спектакль с целью привлечь и заинтересовать студентов в изучении Материаловедения, через цикл вне аудиторных мероприятий.
Данная методическая разработка позволяет в игровой форме повторить пройденный материал, установить меж предметные связи, мотивирует студентов к индивидуальной активности, творчеству, создает ситуацию
успешности для всех студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема Материаловедение – это искусство или наука?
Вид занятия тематический спектакль
Цель занятия: сформировать устойчивый интерес к дисциплине, повторить усвоенный материал
Задачи:
- Образовательная закрепить знания по темам, изученным в первом семестре
- Развивающая мотивировать студентов к изучению дисциплины, развивать творческую активность и личную инициативу обучающихся, в решении учебных задач
- Воспитательная формировать ответственность, исполнительность, дисциплинированность
Обеспечение занятия:
- Наглядные пособия презентации
- Тех средства обучения проектор
- Литература
Основная Черепахин А.А. Материаловедение: учебник. -: Издательство «Академия»,2009. – 256с. – Серия: Среднее профессиональное образование
Дополнительная А.И. Самохоцкий: Металловедение Учебник для техникумов: - М.: Металлургия, 1990. – 416с.
- Меж предметные связи химия, физика, математика
- Содержание занятия:
- История материаловедения.
- Что такое материаловедение: наука или искусство?
- Шедевры, созданные мастерами из материалов.
Сценарий тематического спектакля
по теме « Материаловедение – это наука или искусство»
Участники:
- Емеля –
- Чародей –
- Поэт-
- Ученый –
- Два героя из ларца –
I действие
Экран | Сцена |
Заставка. Представление участников. Заставка «планета». Голос за кадром: А в это время в тридесятом государстве на рудниках Мордера… Заставка – алмаз, меч, самолет… | На сцене появляется Емеля. Он работает на руднике. Очень интенсивно, вытирает пот со лба. Емеля: «Вот уже который год материал ищу я тот, Что б и гнулся, и сверкал, и на солнышке блистал. Что б был крепкий как алмаз И что б радовал он глаз» |
Раздается шум, гром. Заставка – молнии, искры…. | Емеля: «Слышу грохот я и шум, а пойду ка погляжу…» Уходит. |
Трансляция новостей | |
Заставка – отброс планеты вверх. Голос: «Тем временем в академии технических наук измотанный поиском нового материала ученый уснул.» Заставка «Спят усталые игрушки» На сцене 2 лавки: на одной имитация, на другой спит ученый. Музыка, которая соответствует грезам во сне. Ученый спит, т.е. тело – укрытое одеялом; И ученый встает | Ученый: «Много в мире есть вопросов, много в жизни разных бед, Помогите мне ребята Получить на все ответ» |
Заставка из мультфильма «Про Вовку» - момент появления из ларца двух молодцев | На сцену выходят два молодца из волшебного ларца и предлагают провести викторину «А теперь мы с вами вместе викторину проведем и ответами своими целый мир вокруг спасем!» Ведущие задают вопросы и за правильные ответы выдают студентам призы. Сразу. |
На экране заставка – Металлы – это ……….? | «Продолжите, пожалуйста!» |
| Что это? |
Угадайте, что это? | |
Сплав железа с углеродом, с содержанием углерода до 2,14% | Называется ….. |
1539°С | Что это за температура? |
Fe3C | Что это? |
Линия, соединяющая температуры начала кристаллизации сплавов данной системы, | Называется… |
Механическая смесь, которая образуется из жидкого расплава и имеет температуру плавления ниже температуры плавления входящих компонентов | Называется… |
Заставка – Космос, Вселенная | На сцене эффектно появляется Чародей с бенгальским огнем. Чародей: «Что ты мучаешь себя Магия спасет тебя! Этот красочный огонь Подарит разуму покой. И с отдохнувшей головой Найдешь на все ответ ты свой» |
Музыка, соответствующая появлению музы Заставка – На экране портрет Толстого, портрет Менделеева, таблица Менделеева | На сцене появляется муза: «О нет, зачем ему ты врешь! За озаренье выдал ложь. Не может быть изобретенье Без истинного вдохновенья. И Менделеев и Толстой покорны музе молодой» |
Звук озарения | Ученый просыпается: «О, Эврика, была б всегда Такая в жизни простота. Я понял все! В глазах горит, мой материал! Мой ТАУНИТ!!! |
Заставка Формулы мелькают вперемешку с картинами Колосс Родосский, Венера, статуя Будды, Медный всадник…. | Вбегает Емеля: «Ученый мудр не по годам, но я сейчас вопрос задам. Что ж все-таки важнее нам Науки строгий алгоритм или искусства нежный ритм?» |
На экране ребусы | Появляются двое молодцов из ларца |
Ребусы | |
Угадайте, что это? | |
заставка | На сцене появляется ученый: «Мораль сей басни такова Наука без искусства мертва И даже самый умный муж Без вдохновенья туп и глуп» |
Емеля: «я думаю, что материаловедение — это и наука и искусство!» Все соглашаются Муза: Много есть металла в мире, |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов и приемов обучения на занятиях по Материаловедению
По курсу Материаловедения предусмотрены в соответствии с государственными стандартами аудиторные и самостоятельные занятия. Аудиторные занятия подразделены на лекционные и практические.
Учитывая данные исследований о том, что в процессе простого предоставления информации на лекции, студенты усваивают всего лишь около 15 %, применяю следующие рекомендованные приемы интерактивного обучения:
- включение в лекцию элементов беседы, ссылка на междисциплинарные связи;
-предложение сформулировать те или иные положения, или определения;
- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
- использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.;
- презентация или видео по теме лекции.
Кроме того, обязательным элементом лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией: невербальный и вербальный контакт с обучающимися; предложение разгадать кроссворд по теме лекции или провести тестовый опрос-летучку.
В процессе лекции студенты из пассивных слушателей превращаются в активных соучастников учебной деятельности. Так, например, при изучении темы «Свойства материалов» в начале изложения лекционного материала, студенты самостоятельно, опираясь на знания полученные на предметах физика, химия, формулируют ответы на поставленные вопросы:
-по каким признакам классифицируют материалы;
- чем отличаются аморфные тела от металлических;
- какие Вам известны свойства материалов….
Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период "глубокого" внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, нужно переключить внимание слушателей на другой вид деятельности: просмотреть видеоматериал по теме, разгадать кроссворд.
В процессе изложения материала, использую доску, на которой даю краткое схематичное отображение опорного конспекта лекции. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на практические занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов.
Самостоятельный поиск, творческая инициатива вырабатывается у студентов на занятиях по материаловедению по видам материалов: студенты представляют на конкурсной основе проекты (разработанные схемы технологических процессов изготовления изделий, эскизы), лучшая работа заслуживает самую высокую оценку. Студенты творчески подходят к выполнению заданий, разрабатывают технологию производства. В аудитории происходит обсуждение эскизов, этапов технологии, выбирается лучший проект.
Обучение по дисциплине «Материаловедение» является творческим обучением. При проведении практических работ планируется использование ролевых игр (совместно по дисциплинам Материаловедение и Метрология).
В зависимости от темы занятия студенты «назначаются» преподавателем исполняющими обязанности начальника ОТК (отдел технического контроля), сотрудниками ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория), инженерами термистами отдела главного металлурга автомобильного завода, инженерами-технологами машиностроительного завода, инженерами-конструкторами и выполняют УИРС (учебная исследовательская работа студента), в процессе выполнения которой самостоятельно получают новые для них научные результаты и делают по ним заключения в рамках предложенной инженерной должности.
Например, при проведении практической работы по теме «Определение твердости материалов» студенты разбиваются на малые группы. Перед каждой из групп ставится задача: изучить различные методы определения твердости материалов, произвести анализ этих методов и рассчитать основные показатели твердости материалов по методу Бринелля. В процессе выполнения практической работы реализуются главные принципы интерактивного обучения – взаимодействие, активность обучаемых, опора на групповой опыт, обязательная обратная связь. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой незаменимый индивидуальный вклад, без использования которого конечный результат учебного задания в виде конкретного решения технической задачи не может быть достигнут. В процессе выполнения учебного задания происходит активный обмен знаниями, идеями, наиболее эффективными способами достижения поставленной цели. Для стимулирования интерактивной деятельности осуществляется работа с различными источниками информации.
В качестве одной из форм оценивания результатов учебного занятия можно применить оценивание обучающимися:
Таблица 1.
Показатели | Всегда | Обычно | Иногда | Никогда |
1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать | ||||
2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо | ||||
3. Мы выясняли то, что было нам непонятно | ||||
4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили |
При изучении диаграммы состояния железо-цементит применяю интерактивный прием МОЗАИКА (АЖУРНАЯ ПИЛА)
Этот метод является усложненной разновидностью метода «каждый учит каждого», соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого времени. Кроме того, данный метод может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Этот прием лучше всего использовать, когда уже освоены работа в малых группах и метод «каждый учит каждого».
- Разделяю участников на «основные» группы. Внутри групп определяю экспертов - раздайте карточки с заданиями.
- Сообщаю время для работы «основных» и «экспертных» групп. У студентов должно быть достаточно времени, чтобы стать «экспертами» по своему материалу: для этого может потребоваться пол-урока. Для работы в «основных» группах также может потребоваться много времени.
- Дается команда к началу работы.
- В ходе работы слежу за временем и помогаю группам.
- После окончания работы предоставляется слово представителям «основных» групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания).
- Подводим итоги. Выясняем, каков был вклад разных «экспертов» в общее решение? В чем была разница в работе «основных» и «экспертных» групп?
Использованные источники
1.http://www.nanoscopy.net/en/index.shtml/
3. статья «Интерактивные методы обучения в материаловедении»
д.т.н. проф. Волков Г.М., к.т.н. доц. Давыденко Л.В., к.т.н. доц. Прохорова А.И. МГТУ «МАМИ»
4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005, 43 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."
Это помощь преподавателя для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....
Открытый урок по основам материаловедения "Алюминий и его сплавы"
Тема «Алюминий и его сплавы» изучается по дисциплине «Основы материаловедения». Тема «Алюминий и его сплавы» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для НПО по учебной ди...
Открытый урок по предмету: "Материаловедение"
План - конспект урока по предмету: "Материаловедение" на тему: "Металлы, их сплавы и применение" с презентацией....
Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ
Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные знания по искусству Др...
Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.
Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить и закрепить знания обучающихся о жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выпол...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Углеродистые конструкционные качественные стали, применяемые на предприятии ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ».
В результате изучения темы урока «Углеродистые конструкционные качественные стали» обучающиеся должны усвоить виды качественных сталей, их свойства, применение и определе...
Открытый урок по изобразительному искусству
Техника "тычка и мазка"...