Открытый урок : Материаловедение – это искусство или наука?
методическая разработка на тему

Разработан тематический спектакль с целью привлечь и заинтересовать студентов в изучении Материаловедения, через цикл вне аудиторных мероприятий.

Данная методическая разработка позволяет в игровой форме повторить пройденный материал, установить меж предметные связи, мотивирует студентов к индивидуальной активности, творчеству, создает ситуацию

успешности для всех студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема                Материаловедение – это искусство или наука?                        

Вид занятия        тематический спектакль                                        

Цель занятия: сформировать устойчивый интерес к дисциплине, повторить усвоенный материал

Задачи:

  1. Образовательная         закрепить знания по темам, изученным в первом семестре                                
  2. Развивающая мотивировать студентов к изучению дисциплины, развивать творческую активность и личную инициативу обучающихся, в решении учебных задач
  3. Воспитательная         формировать ответственность, исполнительность, дисциплинированность  

Обеспечение занятия:

  1. Наглядные пособия        презентации                                                
  2. Тех средства обучения                проектор                                                
  3. Литература

Основная Черепахин А.А. Материаловедение: учебник. -: Издательство «Академия»,2009. – 256с. – Серия: Среднее профессиональное образование

Дополнительная А.И. Самохоцкий: Металловедение Учебник для техникумов: - М.: Металлургия, 1990. – 416с.

  1. Меж предметные связи         химия, физика, математика        
  2. Содержание занятия:
  1. История материаловедения.
  2. Что такое материаловедение: наука или искусство?
  3. Шедевры, созданные мастерами из материалов.


Сценарий тематического спектакля

по теме « Материаловедение – это наука или искусство»

Участники:

  1. Емеля –
  2. Чародей –
  3. Поэт-
  4. Ученый –
  5. Два героя из ларца –

I действие

Экран

Сцена

Заставка.  Представление участников.

Заставка «планета».

Голос за кадром: А в это время в тридесятом государстве на рудниках Мордера…

Заставка – алмаз, меч, самолет…

На сцене появляется Емеля. Он работает на руднике. Очень интенсивно, вытирает пот со лба.

Емеля:

«Вот уже который год материал ищу я тот,

Что б и гнулся, и сверкал, и на солнышке блистал.

Что б был крепкий как алмаз

И что б радовал он глаз»

Раздается шум, гром.

 Заставка – молнии, искры….

Емеля:

 «Слышу грохот я и шум,

а пойду ка погляжу…»

Уходит.

Трансляция новостей

Заставка – отброс планеты вверх.

Голос: «Тем временем в академии технических наук измотанный поиском нового материала ученый уснул.»

Заставка «Спят усталые игрушки»

На сцене 2 лавки: на одной имитация, на другой спит ученый.

Музыка, которая соответствует грезам во сне.

Ученый спит, т.е. тело – укрытое одеялом;

И ученый встает

Ученый:

«Много в мире есть вопросов, много в жизни разных бед,

Помогите мне ребята

Получить на все ответ»

Заставка из мультфильма

«Про Вовку» - момент появления из ларца двух молодцев

На сцену выходят два молодца из волшебного ларца и предлагают провести викторину

«А теперь мы с вами вместе викторину проведем и ответами своими целый мир вокруг спасем!» Ведущие задают вопросы и за правильные ответы выдают студентам призы. Сразу.

На экране заставка –

 Металлы – это ……….?

«Продолжите, пожалуйста!»

http://www.chem.msu.su/rus/cryst/cryschem/photo/fe_big.jpg  http://www.chem.msu.su/rus/cryst/cryschem/photo/cu_big.jpg

Что это?

XTZbY91r4uo.jpg

Угадайте, что это?

Сплав железа с углеродом, с содержанием углерода до 2,14%

Называется …..

1539°С

Что это за температура?

Fe3C

Что это?

Линия, соединяющая температуры начала кристаллизации сплавов данной системы,

Называется…

Механическая смесь, которая образуется из жидкого расплава и имеет температуру плавления ниже температуры плавления входящих компонентов

Называется…

Заставка – Космос, Вселенная

На сцене эффектно появляется Чародей с бенгальским огнем.

Чародей:

«Что ты мучаешь себя

Магия спасет тебя!

Этот красочный огонь

Подарит разуму покой.

И с отдохнувшей головой

Найдешь на все ответ ты свой»

Музыка, соответствующая появлению музы

Заставка –

На экране портрет Толстого, портрет Менделеева, таблица Менделеева

На сцене появляется муза:

«О нет, зачем ему ты врешь!

За озаренье выдал ложь.

Не может быть изобретенье

Без истинного вдохновенья.

И Менделеев и Толстой покорны музе молодой»

Звук озарения

Ученый просыпается:

«О, Эврика, была б всегда

Такая в жизни простота.

Я понял все!

В глазах горит, мой материал!

Мой  ТАУНИТ!!!

Заставка

Формулы мелькают вперемешку с картинами

Колосс Родосский, Венера, статуя Будды, Медный всадник….

Вбегает Емеля:

«Ученый мудр не по годам, но я сейчас вопрос задам.

Что ж все-таки важнее нам

Науки строгий алгоритм или искусства нежный ритм?»

На экране

ребусы

Появляются двое молодцов из ларца

Ребусы

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1500.png

Угадайте, что это?

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1501.png

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1506.png

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1505.png

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1503.png

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1502.png

D:\школьные работы\ВСЁ ДЛЯ ХИМИИ\ребус\сканирование0002.jpg

D:\школьные работы\ВСЁ ДЛЯ ХИМИИ\ребус\сканирование0008.jpg

заставка

На сцене появляется ученый:

«Мораль сей басни такова

Наука без искусства мертва

И даже самый умный муж

Без вдохновенья туп и глуп»

Емеля:

 «я думаю, что материаловедение — это и наука и искусство!»

Все соглашаются

Муза:

Много есть металла в мире,
Без него нам никуда -
Нет замены ему в мире:
Нет из дерева клинка.

Все они разнообразны,
Ведь без них как ни крути,
Вам скажу я без сарказма -
Мы ходить бы не смогли! (кальций, магний, натрий, калий)

Алюминий и дюраль,
Прочный словно мысль титан -
Нам дорогу к звёздам дал
Это светлый, брат, металл!

Чугунина, ртуть, свинец,
Тёмные, тяжелые.
В бытовых условиях
Для нас они не новые:)

Литий, цинк и серебро
Галий, медь и олово,
Нам они дают добро -
ЭлектротОк ведь здорово!

Хэви-метал в нащей жизни
Очень,брат, необходим -
Будет трёхвалентный феррум
Править миром до седин!


Провода стальные нервов -
Металлической струны,
Сталевары льют из бездны
Нашей матушки... души!

Честь и слава металлистам
Что куют металл и рок,
Пусть он будет самым чистым,
Победит любой порок!!!




Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов и приемов обучения на занятиях по Материаловедению

По курсу Материаловедения предусмотрены в соответствии с государственными стандартами аудиторные и самостоятельные занятия. Аудиторные занятия подразделены на лекционные и практические.

Учитывая данные исследований о том, что в процессе простого предоставления информации на лекции, студенты усваивают всего лишь около 15 %, применяю следующие рекомендованные приемы интерактивного обучения:

- включение в лекцию элементов беседы, ссылка на междисциплинарные связи;

-предложение сформулировать те или иные положения, или определения;

- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

- использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.;

- презентация или видео по теме лекции.

Кроме того, обязательным элементом лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией: невербальный и вербальный контакт с обучающимися; предложение разгадать кроссворд по теме лекции или провести тестовый опрос-летучку.

В процессе лекции студенты из пассивных слушателей превращаются в активных соучастников учебной деятельности. Так, например, при изучении темы «Свойства материалов» в начале изложения лекционного материала, студенты самостоятельно, опираясь на знания полученные на предметах физика, химия, формулируют ответы на поставленные вопросы:

 -по каким признакам классифицируют материалы;

 - чем отличаются аморфные тела от металлических;

- какие Вам известны свойства материалов….

Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период "глубокого" внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, нужно переключить внимание слушателей на другой вид деятельности: просмотреть видеоматериал по теме, разгадать кроссворд.

В процессе изложения материала, использую доску, на которой даю краткое схематичное отображение опорного конспекта лекции. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на практические занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов.

Самостоятельный поиск, творческая инициатива вырабатывается у студентов на занятиях по материаловедению по видам материалов: студенты представляют на конкурсной основе проекты (разработанные схемы технологических процессов изготовления изделий, эскизы), лучшая работа заслуживает самую высокую оценку. Студенты творчески подходят к выполнению заданий, разрабатывают технологию производства. В аудитории происходит обсуждение эскизов, этапов технологии, выбирается лучший проект.

Обучение по дисциплине «Материаловедение» является творческим обучением. При проведении практических работ планируется использование ролевых игр (совместно по дисциплинам Материаловедение и Метрология).

 В зависимости от темы занятия студенты «назначаются» преподавателем исполняющими обязанности начальника ОТК (отдел технического контроля), сотрудниками ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория), инженерами термистами отдела главного металлурга автомобильного завода, инженерами-технологами машиностроительного завода, инженерами-конструкторами и выполняют УИРС (учебная исследовательская работа студента), в процессе выполнения которой самостоятельно получают новые для них научные результаты и делают по ним заключения в рамках предложенной инженерной должности.

Например, при проведении практической работы по теме «Определение твердости материалов» студенты разбиваются на малые группы. Перед каждой из групп ставится задача: изучить различные методы определения твердости материалов, произвести анализ этих методов и рассчитать основные показатели твердости материалов по методу Бринелля. В процессе выполнения практической работы реализуются главные принципы интерактивного обучения – взаимодействие, активность обучаемых, опора на групповой опыт, обязательная обратная связь. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой незаменимый индивидуальный вклад, без использования которого конечный результат учебного задания в виде конкретного решения технической задачи не может быть достигнут. В процессе выполнения учебного задания происходит активный обмен знаниями, идеями, наиболее эффективными способами достижения поставленной цели. Для стимулирования интерактивной деятельности осуществляется работа с различными источниками информации. 

В качестве одной из форм оценивания результатов учебного занятия можно применить оценивание обучающимися:


             Таблица 1.

Показатели

Всегда

Обычно

Иногда

Никогда

1. Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

2. Мы отвечали на вопросы, давая объяснения, когда это было необходимо

3. Мы выясняли то, что было нам непонятно

4. Мы помогали друг другу, с тем чтобы все могли понять и применить на практике ту информацию, которую мы получили

При изучении диаграммы состояния железо-цементит применяю интерактивный прием МОЗАИКА (АЖУРНАЯ ПИЛА)

Этот метод является усложненной разновидностью метода «каждый учит каждого», соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого времени. Кроме того, данный метод может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Этот прием лучше всего использовать, когда уже освоены работа в малых группах и метод «каждый учит каждого».

  • Разделяю участников на «основные» группы. Внутри групп определяю экспертов - раздайте карточки с заданиями.
  • Сообщаю время для работы «основных» и «экспертных» групп. У студентов должно быть достаточно времени, чтобы стать «экспертами» по своему материалу: для этого может потребоваться пол-урока. Для работы в «основных» группах также может потребоваться много времени.
  • Дается команда к началу работы.
  • В ходе работы слежу за временем и помогаю группам.
  • После окончания работы предоставляется слово представителям «основных» групп для презентации группового решения проблемы (результатов выполнения задания).
  • Подводим итоги. Выясняем, каков был вклад разных «экспертов» в общее решение? В чем была разница в работе «основных» и «экспертных» групп?

Использованные источники

1.http://www.nanoscopy.net/en/index.shtml/                            

2. http://www.nanoscopy.org/

3. статья «Интерактивные методы обучения в материаловедении»

 д.т.н. проф. Волков Г.М., к.т.н. доц. Давыденко Л.В., к.т.н. доц. Прохорова А.И. МГТУ «МАМИ»

4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005, 43 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

Открытый урок по основам материаловедения "Алюминий и его сплавы"

Тема «Алюминий и его  сплавы» изучается по дисциплине «Основы материаловедения».  Тема «Алюминий и его сплавы» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для НПО по учебной ди...

Открытый урок по предмету: "Материаловедение"

План - конспект урока по предмету: "Материаловедение" на тему: "Металлы, их сплавы и применение" с презентацией....

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.

Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить  и закрепить знания обучающихся о  жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выпол...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы материаловедения» Тема: «Углеродистые конструкционные качественные стали, применяемые на предприятии ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ».

В результате изучения темы урока «Углеродистые конструкционные качественные стали»  обучающиеся должны усвоить  виды  качественных сталей, их свойства, применение и  определе...