Рабочая программа ОП.01 Технические измерения
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Технические измерения по профессии 15.01.09 "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от «3» сентября 2015г. № 222
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных
и трелевочных машин
Профессия (ОК 016-94):
14269 -Машинист трелевочной машины
19204-Тракторист по подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса
Усть-Илимск, 2015
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Лесозаготовитель» «01» сентября 2015 г. Протокол № 1 Председатель методической комиссии _________А.К.Зоркольцева |
Автор: Турчанинова Галина Александровна - преподаватель
Рабочая программа (далее программа) составлена на основании примерной программы учебной дисциплины по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, имеющей рецензию ФИРО (рег. №704 от 24.12.2012г.)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины Технические измерения является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, входящей в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение.
Данная программа учебной дисциплины адаптирована к условиям ГБПОУ «УИ ТЛТУ». Занятия проводятся в кабинете технического черчения, в котором имеются наглядные пособия:
- стенды с натуральными образцами деталей и соединений,
- набор контрольно-измерительных инструментов(штангенциркули типа ШЦ-I и ШЦ-II в количестве 6 штук, микрометр – 1 шт., набор резьбовых шаблонов - 2 шт., набор щупов – 2 шт.)
- натуральные образцы деталей машин и механизмов;
- комплект плакатов по темам Технические измерения;
- инструкции для выполнения лабораторных и практических работ;
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке для профессий связанных с управлением и обслуживанием машин и механизмов лесозаготовительного производства: 13796 Машинист-крановщик, 14269 Машинист трелевочной машины, 19203 Тракторист, 13583 Машинист бульдозера, 18528 Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования. Наличие основного общего образования обязательно. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать техническую документацию;
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
- определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
- выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- систему допусков и посадок;
- квалитеты и параметры шероховатости;
- основные принципы калибровки сложных профилей;
- основы взаимозаменяемости;
- методы определения погрешностей измерений;
- основные сведения о сопряжениях в машиностроении;
- размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
- основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
- стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
- наименование и свойства комплектуемых материалов;
- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;
- методы и средства контроля обработанных поверхностей
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 3 |
практические занятия | 5 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Подготовка и выполнение сообщений по предложенным темам; Выполнение электронной презентации; Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических сообщений по периодике. Поиск информации в источниках сети интернет | 4 4 4 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические измерения»
Наименование разделов и тем | Номер занятия | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Технологии, формы и методы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Раздел 1. Допуски и посадки | 22 | |||||
Тема 1.1. Допуски и посадки гладких элементов деталей в соответствии с ЕСДП | Содержание учебного материала | 16 | ||||
1,2 | 1 | Введение. Значение и место курса «Технические измерения» в подготовке рабочих. Содержание курса и его взаимосвязь с другими дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов. Основные понятия взаимозаменяемости. Точность. Стандартизации в машиностроении. Качество продукции. Номинальный, действительный и предельные размеры. Верхнее и нижнее предельные отклонения. Условия годности. Сопрягаемые и несопрягаемые поверхности. Определение характера сопряжений. | 2 | 1 | Фронтальная (групповая) Урок – лекция, с элементами беседы | |
3 | 2 | Образование посадок. Образование посадок в системе отверстия. Основное отверстие. Поля допусков отверстий. Выбор посадки. Образование посадок в системе вала. Основной вал. Посадки в системе вала. Выбор посадки. | 1 | 2 | ИКТ, Фронтальная (групповая) Урок – лекция, | |
4 | 3 | Основные принципы построения единой системы допусков и посадок (ЕСДП). Общие сведения об ЕСДП. Интервалы размеров. Единицы допуска. Ряды точности (квалитеты). Схематическое графическое изображение полей допусков. Нанесение и определение предельных отклонений размеров отверстий и валов на чертежах. Способы указания отклонений. Обозначение посадок на сборочном чертеже. | 1 | 2 | Фронтальная (групповая) Урок - лекция | |
Практические занятия | 12 | |||||
5,6 | 4 | Определение максимальных зазоров и натягов по размерам сопрягаемых деталей; | 2 | Работа в парах, беседа с элемен-тами самостоя-тельной работы | ||
7,8 | 5 | Определение вида системы посадок по характеру расположения поля допуска; | 2 | Работа в парах, беседа с элемен-тами самостоя-тельной работы | ||
9,10 | 6 | Нахождение соответствия вида сопряжений; | 2 | КСО, обсуждение | ||
11,12 | 7 | Схематическое графическое изображение полей допусков; | 2 | объяснение и самостоятельная работа | ||
13,14 | 8 | Нанесение и определение предельных отклонений размеров отверстий и валов на чертежах; | 2 | Индивидуальная, объяснение и самостоятельная работа | ||
15,16 | 9 | Определение качества продукции. Условия годности. | 2 | КСО, обсуждение | ||
Самостоятельная работа | 5 | |||||
Изучение учебной и специальной технической литературы, составление конспектов | 2 | |||||
Подготовка и выполнение сообщения на тему «Определение качества продукции. Показатели качества. Контроль качества»; | 3 | |||||
Тема 1.2. Отклонения формы, расположения и шероховатость поверхностей в соответствии с ГОСТом | Содержание учебного материала | 4 | ||||
17 | 4 | Отклонения формы и расположения поверхностей. Допуски и отклонения формы поверхностей. Допуски и отклонения расположения поверхностей. | 1 | 2 | ИКТ, Фронтальная (групповая) Урок – лекция, | |
18 | 5 | Шероховатость поверхности. Понятие о параметрах шероховатости поверхности. Обозначение шероховатости. | 1 | 2 | Фронтальная (групповая), объяснение с демонстрацией наглядных пособий | |
19,20 | 7 | Чтение чертежей с условными обозначениями шероховатости и допусками отклонений формы и расположения поверхностей. | 2 | КСО, обсуждение | ||
21,22 | Контрольная работа по теме «Допуски и посадки» | 2 | ||||
Самостоятельная работа | 4 | |||||
Выполнение сообщений или презентаций по темам: «Показатели качества продукции», «Виды взаимозаменяемости», «Посадки в системе вала, отверстия», «Системы посадок», «Влияние шероховатости деталей на работу механизма», «Влияние отклонения от расположения поверхностей на характер соединения деталей»; | 2 | |||||
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических сообщений по периодике. | 2 | |||||
Раздел 2. Основы технических измерений | 10 | |||||
Тема 2.1. Измерения с помощью штангенциркуля и микрометра | Содержание учебного материала | 2 | ||||
23 | 6 | Средства и методы измерений. Характеристика средств измерений. Классификация методов измерений. Метрология. Измерительные приборы. Калибры. Пределы измерений. Точность измерений. Погрешности измерений. | 1 | 2 | Фронтальная (групповая) Урок – лекция, с элементами эвристической беседы | |
24 | 7 | Штангенинструменты. Виды, устройство и область применения штангенинструметов. Чтение показаний. | 1 | 2 | Индивидуальная, объяснение и самостоятельная работа | |
Лабораторные работы | 3 | |||||
25,26 | 1 | Ознакомление с типами и устройством штангенциркулей. | 2 | КСО, объяснение и самостоятельная работа | ||
27 | 2 | Ознакомление с устройством микрометра. | 1 | КСО, объяснение и самостоятельная работа | ||
Практические занятия | 5 | |||||
28,29 | 8 | Микрометрические инструменты. Типы и устройство микрометрического инструмента. Чтение показаний. | 2 | 2 | Индивидуальная, объяснение и самостоятельная работа | |
30,31 | 8 | Проведение внутренних и внешних промеров глубины деталей с помощью измерительных инструментов. | 2 | Работа в парах, обсуждение выполненных работ | ||
32 | 9 | Проведение измерений, определение погрешности измерений. | 1 | Работа в парах, обсуждение выполненных работ | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |||||
Выполнение электронной презентации на тему «Общие сведения об устройстве и применении различных измерительных средств»; «Средства измерения параметров резьбы»; | 5 | |||||
Изучение учебной и специальной технической литературы, составление конспектов. | 2 | |||||
ВСЕГО: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины Технические измерения занятия проводят в кабинете Техническая графика.
Оборудование учебного кабинета Техническая графика :
- посадочные места для обучающихся - 32;
- рабочее место преподавателя - 1;
- стенды с натуральными образцами деталей и соединений,
- набор контрольно-измерительных инструментов (штангенциркули типа ШЦ-I
и ШЦ-II в количестве 6 штук, микрометр – 1 шт., набор резьбовых шаблонов - 2 шт., набор щупов – 2 шт.)
- натуральные образцы деталей машин и механизмов;
- комплект плакатов по темам Технические измерения;
- инструкции для выполнения лабораторный и практических работ;
- комплект учебно-наглядных пособий Технические измерения – 30 шт.;
Технические средства обучения:
- персональный компьютер, переносное мультимедийное оборудование.
- электронные презентации по темам дисциплины
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- инструкции для проведения лабораторных работ – 30 шт.;
- штангециркули – 6 шт.;
- микрометр – 1 шт.;
- натуральные образцы деталей для измерений – 15 шт;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учеб. для проф.образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с.
- Журавлев А.Н. Допуски и технические измерения. Учебник для проф.учеб.заведений. –М.: Высшая школа, 2005. – 255 с.
- Зайцев С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для НПО / С.А.Зайцев, Д.Д.Грибанов. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
Дополнительные источники:
- Берков В.И. Технические измерения (альбом): Учеб.пособие. – М. Высш.шк., 2008 . – 144 с.
- Таратина Е.П. Допуски, посадки и технические измерения: теоретические основы профессональной деятельности(текст): Учеб.пособие. – М: Академкнига\учебник, 2006. – 144 с.
Интернет-ресурсы: доступ
- http//www.tehlit.ru – Техническая литература.
- http//www.pntdoc.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Анализирование технической документации | устный опрос |
Определение предельных отклонений размеров по стандартам, технической документации | Оценка результата деятельности на практических занятиях |
Выполнение расчетов величин предельных размеров и допуска по данным чертежа. Определение годности заданных размеров | Письменный опрос, наблюдение во время проведения практических работ |
Определение характера сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным размерам | наблюдение во время проведения практических работ |
Выполнение графиков полей допусков, по выполненным расчетам | Оценка результата деятельности на практических занятиях |
Применение контрольно-измерительных приборов и инструментов | Оценка результата выполнения лабораторных и практических работ |
Знания: | |
Знание системы допусков и посадок | тестирование |
Знание квалитетов и параметров шероховатости | Оценка результата выполнения практических и контрольных работ |
Знание основных принципов калибровки сложных профилей | устный опрос |
Знание основ взаимозаменяемости | устный опрос |
Знание методов определения погрешностей измерения | наблюдение во время проведения практических работ |
Знание основных сведений о сопряжениях в машиностроении | Письменный опрос |
Знание размеров допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку | устный опрос |
Знание основных принципов калибровки простых и средней сложности профилей | письменный опрос |
Знание стандартов на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы | устный опрос, |
Знание наименований и основных свойств комплектуемых материалов | устный опрос |
Знание устройства, назначения, правил настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов | Оценка результата деятельности на практических и лабораторных занятиях |
Знание методов и средств контроля обработанных поверхностей | наблюдение во время проведения практических работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-677066-1443768164.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Программа учебной дисциплины оп.01 «Технические измерения» разработана на основе Федерального государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Технические измерения»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования для специальнос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-546749-1551355369.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК.01.01 «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» по профессии 190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.01 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190631.01 Авто...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-885892-1485852354.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ( ПМ.01) Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта МДК 01.01 Слесарное дело и технические измерения
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО23.03.01 Автомеханик...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-620978-1428499555.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измерений (35.01.13)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Техническая механика с основами технических измирений разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1112588-1549361756.jpg)
Рабочая программа Техническая механика с основами технических измерений
Программа предназначена для подготовки по профессии Мастер сельскохозяйственного производства...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120831-1551003494.jpg)
Рабочая программа ОП 02 Техническая механика с основами технических измерений 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продук...