Педагогическая разработка урока
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_razrabotka.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №1» РЦ
Методическая разработка
урока производственного обучения
«Комплексные работы № 1»
Разработал:
Мастер п/о Васильев С.Ю.
г. Чита, 2012
Введение
Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня в России нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учебе, среди них много слабоподготовленных, детей из неблагополучных семей. В связи с этим перед педагогами профессиональных училищ ставятся задачи поиска новых форм обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии, помогающим слабым учиться, обрести уверенность в себе. Необходима такая организация учебного процесса, при которой каждый урок стал бы интересным, учащиеся научились приобретать знания самостоятельно, у них появилась бы возможность проявить себя, найти применение своим способностям. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся является проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Исходя из выше сказанного, актуальность темы работы обусловлена: поиском новых педагогических приемов обучения и социальными потребностями формирования активной личности, отличающейся высоким профессионализмом и высокой нравственной культурой.
Цель данной работы – обоснование необходимости использования нетрадиционных форм обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения.
В данной работе предлагается план урока производственного обучения по теме: «Комплексные работы№1» с элементами конкурса «КВН»
Урок по теме «Комплексные работы №1» проводится для обучающихся по профессии «Машинист локомотива». На изучение данной темы отводится 42 часа (7 уроков).
Основной обучающей целью этой темы является: научить обучающих выполнять раннее изученные слесарные операции: разметка, рубка, резка, сверление отверстий, опиливание металла в комплексе.
Для успешного проведения нетрадиционного урока, мастер производственного обучения должен обладать следующими качествами:
-быть хорошим специалистом и творчески подходить к работе,
-уметь использовать нетрадиционные приемы, формы обучения и быть неплохим психологом.
В нетрадиционном уроке должны быть учтены:
-комплекс учебно-воспитательных и развивающихся целей,
-актуализация и мотивация учебно-производственной деятельности,
-методы организации,
-дидактические средства обучения,
-формы обучения и контроля,
-активность учащихся.
К уроку с нетрадиционной формой проведения предъявляются следующие требования:
-оригинальность проведения,
-ясность целей и поэтапность их достижения,
-широкое использование дидактических средств обучения,
-высокая активность учащихся,
-возможность объективной оценки педагогом и самооценка учащимися.
Основная часть
- Подготовка к уроку
Для качественного проведения урока нетрадиционной формы требуется тщательная подготовка. Пишется сценарий, по которому будет проводиться урок. Составляется план урока производственного обучения.
Урок проводится в слесарной мастерской.
Верстаки (попарно соединенные между собой) в мастерской расположены в два ряда, на которых разложен инструмент, соответствующий данному уроку.
На рабочем месте мастера п/о располагается:
- письменный стол мастера
- стол для жюри, накрытый скатертью
- оверхед с набором фолий
- экран
- стулья
- демонстрационный столик, расположенный с левого края от жюри.
Сидячие места обучающихся находятся в начале мастерской уровнем ниже, чем место мастера (для лучшего восприятия вводного инструктажа). Слева располагается демонстрационный верстак для демонстрации трудовых приемов.
Мастером составляются кроссворды, карточки с заданиями для урока, составляются оценочные ведомости для жюри, подбирается учебно-производственная работа, изготавливается эталон.
На доске пишется тема урока и его цель, а также учебно-производственная работа и нормы времени.
- Проведение урока
Урок начинается с организационной части продолжительность 5 минут, которая содержит в себе построение, рапорт старосты, проверку внешнего вида, согласно требований техники безопасности. После чего ребята занимают места для получения вводного инструктажа.
Следующим этапом урока является вводный инструктаж продолжительностью 45 минут.
Мастер сообщает тему и цель урока. Назначаются члены жюри (3 человека) и им выдаются оценочные ведомости. Группа делится на команды по 14 человек. Ребята выбирают своих капитанов (капитаны команд осуществляют контроль изготовления изделия), придумывают названия команд. Закрепляются рабочие места за командами. Мастер объясняет ребятам цель игры.
1 конкурс –это конкурс кроссвордов. На формате А4 выдается 2 кроссворда (по 10 вопросов в каждом) для 2 команд, которые решаются в течении 10 минут. Ребята коллективно решают кроссворды и затем отдают жюри. Те, в свою очередь проверяют кроссворды по эталону и выставляют баллы(5 баллов за правильный ответ) в оценочную ведомость. Цель конкурса - проверить и закрепить теоретические знания по ранее изученным операциям.
2 конкурс - конкурс заданий. Капитаны команд выбирают карточки - по 2 каждой команде, команда совещается, и член команды выполняет задание, комментируя свои действия. На этот конкурс отводится 20 минут. Члены жюри оценивают ответы ребят от 1 до 10 баллов. Результаты заносят в оценочную ведомость. Цель конкурса – проверить и закрепить практические навыки по ранее изученным операциям
3 конкурс - конкурс «Ситуация». Выдаются карточки с заданиями, после чего одна команда зачитывает вопрос, а вторая должна ответить на него и наоборот, в течение 12 минут. Оцениваются ответы членов команд от 1 до 10 баллов и заносятся в ведомость. Цель конкурса – проверить и закрепить знания и практические навыки по технике безопасности по ранее изученным операциям.
4 конкурс - конкурс «Лучшая бригада». Команды получают задания, инструкционные карты и приступают к выполнению задания. Капитаны команд контролируют процесс изготовления изделия, помогают отстающим. На объяснение задания отводится 3 минуты. Цель конкурса - научить обучающих выполнять раннее изученные слесарные операции: разметка, рубка, резка, сверление отверстий, опиливание металла в комплексе.
После того, как обучающие приступают к выполнению задания, наступает следующий этап урока производственного обучения - текущее инструктирование и самостоятельная работа обучающихся продолжительностью 290 мин.
На данном этапе урока мастер совершает целевые обходы с целью контроля и корректировки технологии изготовления изделия.
Обход № 1 проверка соблюдения технологического процесса.
Обход № 2 проверка организации рабочего места.
Обход № 3 индивидуальное инструктирование.
Обход № 4 проверка соблюдения ТБ.
После текущего инструктирования и самостоятельной работы обучающихся наступает заключительный инструктаж, который занимает по времени 20 мин.
Проводится заключительный 5 конкурс - конкурс «лучшие специалисты» Капитаны команд выбирают лучшую работу у соперников и отдают жюри для оценивания. Жюри оценивают работы согласно чертежа и эталона и подводят итоги. Цель – выявить ребят, которые лучше справились с заданием.
В это время мастер указывает на ошибки, допущенные ребятами, выставляет оценки. Задается домашнее задание.
Подведение итогов: жюри подводят итоги, оглашают победителей.
После окончания урока производится уборка мастерской.
Заключение
Урок, проведенный таким методом (игра) безусловно, имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением:
- повышает интерес обучающих к изучаемым предметам, способствует приобретению знаний, умений и навыков,
- учащиеся учатся творчески мыслить, проявлять свои способности, излагать и отстаивать свою точку зрения, что порождает у них уверенность в себе,
- побуждает обучающих к работе в библиотеках и тем самым приводит к расширению их кругозора,
- импровизация производственных ситуаций с решением вопросов охраны труда приучает учащихся к сложным условиям, формирует у них мобильность в принятии решений,
- повышает интерес учащихся к получаемой профессии, способствуют появлению гордости за избранную профессию,
- сплачивает учащихся групп, благоприятствует формированию доброжелательных отношений между учащимися и мастером, побуждает к раскрытию личностных качеств учащихся.
В данной работе раскрыт один из способов повышения эффективности урока. Конечно, арсенал методов и приемов активизации деятельности учащихся на уроке не ограничивается примером, изложенным выше. Описано лишь то, что является отражением собственного опыта.
Приложение
План урока производственного обучения
Группа: 1-28
Тема урока: «Комплексные работы №1.»
Цели урока: научить обучающихся производить работы в комплексе по ранние изученным темам: плоскостная разметка, резка металла, гибка металла, опиливание, сверление отверстий.
Развивать творческое мышление
Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.
Тип урока: урок по закреплению ранее полученных ЗУН.
Метод урока: игра.
Материальное и дидактическое обеспечение: инструкционные карты, 2 кроссворда, 8 карточек-заданий, молотки, линейки масштабные, чертилки, кернера, напильники.
Время: 6 часов.
Учебно-производственная работа: изготовление капарульки.
Межпредметные связи: материаловедение, черчение, слесарное дело, допуски.
Внутрипредметные связи: разметка плоскостная, рубка, сверление, опиливание, клепка, правка и гибка металла.
Литература: Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела»,
Н.И. Макиенко «Практические работы по слесарному делу»,
В.А. Скакун «Слесарное дело».
Литература, рекомендуемая учащимся: Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела», Н.И. Макиенко «Практические работы по слесарному делу».
Ход урока:
- Организационная часть. (5мин)
- Построение, рапорт старосты.
- Проверка внешнего вида, согласно требований техники безопасности
Вводный инструктаж. (45мин)
- Сообщить тему, цель урока.
- Назначить членов жюри (выдать оценочные ведомости), разделить группу на команды (назначить капитанов)
- Конкурс кроссвордов (на формате А4 выдается 2 кроссворда для 2 команд, которые решаются в течении 10 минут)
- Конкурс заданий (капитаны команд выбирают карточки по 2 каждой команде, команда совещается, и член команды выполняет задание, комментируя свои действия 20минут)
- Конкурс «Ситуация» (выдаются карточки с заданиями, после чего одна команда зачитывает вопрос, а вторая должна ответить на него и наоборот. 12 минут)
- Конкурс «Лучшая бригада» (команды получают задания, инструкционные карты и приступают к выполнению задания. Капитаны команд контролируют процесс изготовления изделия, помогают отстающим 3 минуты)
- Текущее инструктирование и самостоятельная работа
учащихся (290 мин.)
- Целевой обход.
Обход № 1 проверка соблюдения технологического процесса.
Обход № 2 проверка организации рабочего места.
Обход № 3 индивидуальное инструктирование.
Обход № 4 проверка соблюдения ТБ.
- Заключительный инструктаж (20 мин.)
- Конкурс «лучшие специалисты» (капитаны команд выбирают лучшую работу у соперников)
- Указание на допущенные ошибки.
- Подведение итогов (жюри подводят итоги, оглашают победителей)
- Домашнее задание: повторить темы плоскостная разметка, резка металла, гибка металла, опиливание, сверление отверстий по учебнику В. А. Скакун «Слесарное дело»
- Уборка мастерской.
Оценочная ведомость
Конкурс «Кроссворды»
Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов
Конкурс «Задание»
Оцениваются ответы членов команд от 1 до 10 баллов.
Конкурс «Ситуация»
Оцениваются ответы членов команд от 1 до 10 баллов.
№ конкурса | Команда 1 | Команда 2 |
Итого |
Конкурс «Задания»
Задание 1.
Продемонстрируйте прием плоскостной разметки, комментируя при этом свои действия.
1.Инструмент, применяемый для разметки.
2.Хватка инструмента.
3.Угол наклона ( к линейке и заготовке).
4.Особенности данной операции.
Задание 2.
Организация рабочего места ( правильное расположение слесарного инструмента на рабочем месте.)
Задание 3.
Продемонстрируйте технологию опиливания металла
1.Подготовка тисков для опиливания (регулировка тисков)
2.Установка заготовки в тиски
3.Хватка инструмента.
4.Виды движений напильником.
Задание 4.
Продемонстрируйте технологию резки металла.
1. Виды резки.
2. Рабочая стойка.
3.Хватка инструмента.
4.Настройка слесарной ножовки (установка полотна, натяжение полотна до и во время работы.)
2 | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | 3 | ||||||||||||||||||||
4 | 5 | ||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
Конкурс «Кроссворды»
По горизонтали:
1.Слесарная операция по нанесению рисок на заготовку.
2.Лунка ( углубление) , полученная в результате работы кернером.
3.Слесарная операция предания заготовки нужной формы с помощью давления.
4. Операция по удалению с поверхности заготовки слоя материала при помощи режущего инструмента.
5.Правка закаленных деталей.
По вертикали:
1.Слесарная операция, связанная с разделением материала или заготовок на части.
2.Вид обработки отверстия.
3.Приспособление при правке тонкого металла.
4.Черновая обработка отверстия.
5.Инструмент, в виде металлического стержня, применяемый при разметке.
Конкурс «Кроссворды»
1 | 3 | ||||||||||||||||||
1 | 2 | ||||||||||||||||||
2 | 4 | 4 | |||||||||||||||||
5 | 5 | ||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
По горизонтали:
1.Чистовая обработка отверстия.
2.Ударный инструмент.
3.Разновидность зубила.
4.Инструмент, применяемый для образования отверстия.
5.Инструмент, применяемый при разметке.
По вертикали:
1.Операция обратная гибки металла.
2.Рабочее место слесаря.
3.Получистовая обработка отверстия.
4.Мерительный инструмент.
5.Слесарная операция по снятию лишнего слоя металла.
Конкурс «Ситуация»
Задание 1.
Во время урока производственного обучения у обучающегося на рабочем месте наблюдалась следующая картина: все инструменты лежали в одной куче, рукоятка молотка располагалась за пределами рабочего верстака, сам молоток был не расклинен, на рукоятке напильника наблюдалась трещина. Лишние заготовки были убраны в ящик верстака. Ударная часть зубила
имело грибообразную форму. После чего обучающийся был отстранен от работы мастером.
Объясните почему, и как бы вы поступили на месте обучающегося.
Задание 2.
При изучении операции обработки отверстий на сверлильном станке учащийся без разрешения мастера произвел запуск станка. При этом был одет в перчатки, на рукавах рабочей формы отсутствовали пуговицы. После чего был отстранен от работы.
Объясните ошибки, совершенные учащимся и порядок действий согласно техники безопасности при работе на станке.
Задание 3.
При изучении операции «резка металла» учащийся разрезал листовой металл ручными ножницами без перчаток и получил травму пальцев левой руки.
Объясните причину травматизма и правила техники безопасности при работе.
Задание 4.
Опиливая заготовку с острыми кромками, обучающийся держал инструмент следующим образом: левая ладонь обхватывала кончик напильника, в правую ладонь упиралась рукоятка, слабонасаженная на хвостовик напильника.
Что нарушил обучающийся и какие последствия могут произойти в данной ситуации?
Литература
1. Скакун В. А. Методика производственного обучения. - Москва, 2005.
2. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела. - Москва, 2005.
3. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу. - М, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
Педагогическая разработка
Конспекты уроков...
Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развит...
Авторская педагогическая разработка занятия учебной практики Обработка потайной застёжки – молнии.
Данная разработка позволяет ориентировать обучающихся с ОВЗ (8 вид) на организацию самоконтроля, формирование навыков анализа своей деятельности на занятии, повышение профессиональной компетентности. ...
ПК 4.4 Педагогические разработки
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, проектов...
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений....