Основные недостатки в учебно-производственной деятельности студентов и их причины
статья по теме
Предварительный просмотр:
Важнейшее звено индивидуализации подхода к студентам — устранение или ограничение недостатков в их учебно-производственной деятельности. Индивидуальный подход содержит в себе и другую очень важную сторону — оказание студентам помощи в реализации их благоприятных возможностей, достоинств: способности к длительному сосредоточению внимания, высокой скорости реакций, склонности к основательному выполнению заданий и т.д.
Как показывают материалы различных анкет, большинство педагогов (68,8%) осуществляют работу по обоим этим направлениям. Вместе с тем у части педагогов (20,7%) в индивидуальном подходе к студентам проявляется определенная односторонность: основное внимание они уделяют преодолению и компенсации недостатков в их деятельности.
Достоинства студентов могут проявиться без особого вмешательства со стороны педагога. Иногда эти возможности не реализуются или могут проявляться в негативном плане (торопливость, чрезмерно медленное выполнение заданий, лишние действия и т.д.). В таких случаях работа по преодолению недостатков в деятельности студентов оказывается непосредственно связанной с реализацией их благоприятных возможностей: устранение крайностей в их деятельности выступает как условие проявления этих возможностей в нужном направлении.
Как преодоление или ограничение недостатков в деятельности студентов, так и более полная реализация их благоприятных возможностей требует выявления психологических причин особенностей их работы. В целях облегчения анализа этих особенностей на основе данных, полученных от педагогов, ниже приведены причины типичных недостатков в учебно-производственной деятельности студентов.
Предварительно представлю данные, показывающие, какое число педагогов (в %) отмечает наличие тех или иных недостатков в деятельности учащихся.
Недостатки в деятельности студентов | Количество педагогов, отметивших недостатки, % |
Неумение применять теоретические знания в практической деятельности | 58.4 |
Торопливость в выполнении заданий | 57.4 |
Недостаточный контроль своей работы | 57.4 |
Частые отвлечения от работы | 55,8 |
Поверхностное изучение учебной литературы | 49.1 |
Слишком медленное выполнение заданий | 36.5 |
Слишком медленное овладение знаниями и навыками | 27.9 |
Частые отступления от предъявляемых к работе требований | 26.9 |
Длительное вхождение в работу | 20.3 |
Медленное переключение на новое задание | 18.3 |
Наряду с перечисленными недостатками педагогами названы и такие, как боязнь выполнять практические задания при наличии теоретических знаний, стремление получить легкие задания, недостаточная подготовка к работе.
Представленные недостатки в деятельности студентов можно объяснить различными причинами. Ниже названы эти причины и отмечено количество указаний на них (в %) от общего числа указаний на различные индивидуальные качества студентов. Следует учитывать, что многие педагоги отметили влияние разных качеств на тот или иной недостаток.
Неумение применять теоретические знания в практической деятельности. Этот недостаток наиболее отчетливо связан с особенностями интеллектуальной деятельности студентов: замедленной сообразительностью, слабой развитостью практической смекалки и поверхностным складом ума (33,8% указаний). Вместе с тем он зависит от личностных качеств, свидетельствующих о недостаточно ответственном или безответственном отношении к деятельности и слабом интересе к учебно-производственной деятельности (32,4% указаний), а также невнимательности (12,7% указаний). Отмечается связь данного недостатка с торопливостью.
Торопливость в выполнении заданий. Она нередко наблюдается у студентов с повышенными скоростными характеристиками поведения и деятельности: подвижных, торопливых, эмоционально возбудимых (47,2% указаний). Вместе с тем эта особенность связана и с личностными качествами: недисциплинированностью, недостаточной старательностью, невнимательностью (31,2% указаний), а также с повышенной самооценкой (10,4% указаний). Следует учитывать, что в условиях резкого ускорения деятельности торопливость может наблюдаться и у медлительных учащихся.
Недостаточный контроль в процессе своей работы. Эта особенность, прежде всего, связана с недостаточно ответственным отношением к деятельности, слабовыраженным интересом к изучаемому предмету, недисциплинированностью и невнимательностью (57,7% указаний). Она также зависит от повышенной самооценки (11,4% указаний). Прослеживается отчетливая связь между отмеченным недостатком и динамическими характеристиками учащихся: торопливостью, подвижностью и эмоциональной возбудимостью (20% указаний).
Частые отвлечения от работы. Отмеченная особенность преимущественно связана с недостаточно ответственным отношением к учебной деятельности, слабовыраженным интересом к изучаемому предмету, недисциплинированностью и невнимательностью (58,5% указаний), а также с торопливостью, подвижностью и эмоциональной возбудимостью (24% указаний).
Поверхностное изучение учебной литературы. Этот недостаток в основном объясняется недостаточно ответственным отношением к учебной деятельности, слабовыраженным интересом к изучаемому предмету, недисциплинированностью и невнимательностью (54,7% указаний). Наряду с этим он отчетливо связан с торопливостью, подвижностью и эмоциональной возбудимостью (21,4% указаний). Отмечается также связь с недостатками в интеллектуальной деятельности (11,6% указаний) и повышенной самооценкой (9% указаний).
Слишком медленное выполнение заданий. Отмечается связь названной особенности с личностными качествами, выражающими отношение к учебной деятельности и профессии (26,6% указаний), с низкими скоростными характеристиками: медлительность, медленное овладение знаниями (23,2% указаний) и недостатками в интеллектуальной деятельности (19,3% указаний).
Слишком медленное овладение знаниями и навыками. Чаще всего отмечается влияние на этот недостаток особенностей интеллектуальной деятельности, преимущественно замедленной сообразительности (36,6% указаний) и личностных качеств, выражающих отношение к деятельности (32,4% указаний). Отмечается также его связь с медлительностью и пониженной работоспособностью (21,2% указаний).
Частые отступления от предъявляемых к работе требований. Данная особенность прежде всего объясняется личностными качествами, особенно недисциплинированностью и невнимательностью (54% указаний). Наряду с этим отмечается ее связь с торопливостью, подвижностью и эмоциональной возбудимостью (15% указаний), с повышенной самооценкой (11% указаний) и интеллектуальными качествами (11% указаний).
Длительное вхождение в работу. Отмечается связь этой особенности с личностными качествами (32,4% указаний), а также с замедленной сообразительностью (23,2% указаний) и общей медлительностью (12,5% указаний).
Связь между особенностями деятельности студентов и их психологическими причинами проявляется по разному. В одних случаях она выступает в простой форме. Например, при положительном отношении к учебно-производственной деятельности склонность студента к торопливости оказывается отчетливо связанной с его подвижностью. В других же случаях разные причины как бы накладываются друг на друга. Так, торопливость может оказаться одновременно связанной и с подвижностью студента, и с его недостаточно ответственным отношением к делу. Соответственно индивидуальная работа в названных ситуациях приобретает разный характер. В первом случае необходимо приучить студента более основательно выполнять свою работу и тщательно ее контролировать. Во втором же случае наряду с этим следует решать сложные воспитательные задачи, связанные с перестройкой отношения студента к выполняемой деятельности.
Таким образом, именно выявление психологических причин особенностей деятельности студента позволяет наметить и реализовать обоснованную систему педагогических воздействий на него.
Козлов Евгений Иванович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положения и план развития учебно-производственной деятельности
Представленный материал состоит из положения об организации учебно-туристческой фирмы и плана развития предприятия на базе колледжа...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности
Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...
Методическая разработка «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»
Методическая разработка «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»...
"Организация учебно-производственной деятельности в системе СПО"
Современные ФГОС требуют широкого внедрения иформационных и сетевых технологий, которые тесно переплетаются с современными образовательными технологиями и становятся не просто веянием времени, а жизне...
Конкурс мастерства среди студентов Колледжей учебно-производственного объединения "Техника и технология наземного транспорта" г. Москвы
quot;Лучший мастер по ремонту и обслуживанию автомоиблей"...
Выступление на ПЦК на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности».
Выступление на предметно-цикловой комиссии на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности»....