Рабочая программа по инженерной графике
рабочая программа по теме
Рабочая программа по инженерной графике для специальности 151901 "Технология машиностроения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО
«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности среднего профессионального образования 151901 – Технология машиностроения.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный
колледж имени П.И. Пландина»
Разработчик: Князева С. М., преподаватель инженерной графики, I категории.
Рекомендована Методическим советом колледжа ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»
Заключение Методического совета колледжа № _______ от «____»________20__ г.
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 – Технология машиностроения, входящей в укрупненную группу специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке профессий рабочих, должностей
служащих: 11853 - Доводчик-притирщик, 11883 - Долбежник, 12242 - Заточник, 12273 - Зуборезчик, 12277 - Зубошлифовщик, 14889 - Наладчик автоматических линий и агрегатных станков, 14901 - Наладчик автоматов и полуавтоматов, 14914 - Наладчик зуборезных и резьбофрезерных станков, 14989 - Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, 16045 - Оператор станков с программным управлением, 16799 – Полировщик, 17636 – Разметчик, 17985 –Резьбофрезеровщик, 17986 – Резьбошлифовщик, 18355 – Сверловщик, 18452 - Слесарь-инструментальщик, 18466 - Слесарь механосборочных работ, 18559 - Слесарь-ремонтник, 18809 - Станочник широкого профиля, 19149 – Токарь, 19158 - Токарь-полуавтоматчик, 19163 - Токарь-расточник, 19165 - Токарь-револьверщик, 19479 – Фрезеровщик, 19630 - Шлифовщик.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять графические изображения технологического оборудования технологических схем в ручной и машинной графике;
- выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной машинной графике;
- выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике;
- читать чертежи и схемы;
- оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- законы, методы и приемы проекционного черчения;
- правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации;
- правила оформления чертежей, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;
- способы графического технологического оборудования и выполнения технологических схем;
- требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 225 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов;
самостоятельной работы обучающегося 75 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 225 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 150 |
в том числе: | |
практические занятия | 144 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 75 |
1. Самостоятельное изучение тем: Форма основной надписи для текстовых конструкторских документов (спецификация, пояснительная записка и т.п.). Конструкцию некоторых прописных и строчных букв греческого и латинского алфавитов. Правила нанесения угловых размеров на чертежах. Последовательность построения лекальных кривых (эллипс, гипербола, парабола, циклоидные и спиральные кривые, синусоида). Методы проецирования точек относительно плоскостей проекции. Относительное положение двух прямых в пространстве. Изображение следов плоскости на комплексном чертеже. Расположение осей и коэффициенты искажения для аксонометрических проекций. Проецирование геометрических тел шара и тора. Нахождение действительной величины отрезка и плоской фигуры способом совмещения. Взаимное пересечение конических поверхностей. Нахождение линий пересечения геометрических тел способом концентрических сфер Аксонометрические проекции модели с наклонными поверхностями и вырезами. Построение по двум проекциям третьей проекцию модели с наклонными поверхностями и вырезами. Элементы технического конструирования в конструкции и рисунке детали. | 35 |
2. Написание рефератов. | 25 |
4. Подготовка творческих заданий. | 15 |
Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины инженерная графика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Геометрическое черчение. | Содержание учебного материала. | 26 | |
1. Введение. Основные сведения по оформлению чертежей: Линии чертежа ГОСТ 2.303- 68 - типы, размеры, методика проведения их на чертежах. Масштабы ГОСТ 2.302-68 – определение, обозначение и применение. Основная рамка и основная надпись по ГОСТу. | 2 | 2 | |
2. Чертёжный шрифт и выполнение надписей на чертежах: Размер и конструкция прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков. Нанесение слов и предложений чертёжным шрифтом. Сведения о стандартных шрифтах, размерах и конструкции букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах. | 2 | 2 | |
3. Основные правила нанесения размеров: Правила нанесения размеров по ГОСТу 2.307-68 на чертежах. Линейные размеры размерные и выносные линии, стрелки, размерные числа и их расположение на чертеже, знаки, применяемые при нанесении размеров. | 2 | 2 | |
4. Геометрические построения и приёмы вычерчивания контуров технических деталей: Деление окружности. Приёмы вычерчивания контуров деталей с применением различных геометрических построений. Сопряжения, применяемые в технических контурах деталей. Сопряжения двух прямых дугой окружности заданного радиуса. Сопряжения дуг с дугами и дуги с прямой. | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
1. Линии чертежа | 2 | 2 | |
2. Чертежный шрифт | 2 | 2 | |
3. Вычерчивание контуров деталей с делением окружности на равные части, построением сопряжений и уклоном и конусностью. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Форма основной надписи для текстовых конструкторских документов (спецификация, пояснительная записка и т.п.). Конструкцию некоторых прописных и строчных букв греческого и латинского алфавитов. Правила нанесения угловых размеров на чертежах. Последовательность построения лекальных кривых (эллипс, гипербола, парабола, циклоидные и спиральные кривые, синусоида) | 10 | ||
Тема 2. Проекционное черчение (Основы начертательной геометрии). | Содержание учебного материала. | 61 | |
1. Общие сведения о видах проецирования, проецирование точки и прямой. Понятие проецирования, проекции, центрального, параллельного, косоугольного и прямоугольного проецирования. Свойства прямоугольного проецирования. Обозначение плоскостей проекций, осей проекций и проекций точки, прямой. Построение прямоугольных проекций отрезков. | 2 | 2 | |
2. Аксонометрические проекции: Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и фронтальная изометрии. Изображение в аксонометрических проекциях плоских фигур и объёмных тел. Изображение окружностей, расположенных в плоскостях, параллельных плоскостям проекций (в изометрической, диметрической или фронтальной проекциях). | 2 | 2 | |
3. Проецирование геометрических тел: Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и тора) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел. Изображение геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях. | 2 | 2 | |
4. Сечение геометрических тел плоскостями: Понятие о сечении. Сечение тел проецирующими плоскостями. Нахождение действительной величины отрезка и плоской фигуры способами вращения, совмещения и перемены плоскостей проекций. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях. | 2 | 2 | |
5. Взаимное пересечение поверхностей тел: Линии пересечения геометрических тел; способы нахождения точек линии пересечения. Изображение пересечения многогранников. Общие сведения о линии пересечения геометрических тел. Способы нахождения линий пересечения. Пересечение тел вращения. | 2 | 2 | |
6. Проекции моделей: Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. Построение комплексных чертежей моделей по натурным образцам, по аксонометрическому изображению модели. Построение по двум проекциям третьей проекции модели. Вычерчивание аксонометрических проекций моделей. | 2 | 3 | |
Практические занятия. | |||
1. Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций геометрических тел с нахождением проекций точек и линий, принадлежащих поверхности данного тела. Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекции точки. | 4 | 2 | |
2. Построение комплексных чертежей усеченных геометрических тел (тел вращения и многогранников), нахождение действительной величины фигуры сечения. Изображения усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях. | 8 | 2 | |
3. Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций пересекающихся многогранников. | 4 | 2 | |
4. Построение комплексных чертежей проекции моделей по аксонометрическому изображению. | 6 | 2 | |
5. Построение третьей проекции по двум заданным проекциям. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Методы проецирования точек относительно плоскостей проекции. Относительное положение двух прямых в пространстве. Изображение следов плоскости на комплексном чертеже. Расположение осей и коэффициенты искажения для аксонометрических проекций. Проецирование геометрических тел шара и тора. Нахождение действительной величины отрезка и плоской фигуры способом совмещения. Строить действительные величины фигуры сечения торовой поверхности тела. Взаимное пересечение конических поверхностей. Нахождение линий пересечения геометрических тел способом концентрических сфер. Аксонометрические проекции модели с наклонными поверхностями и вырезами. Построение по двум проекциям третьей проекцию модели с наклонными поверхностями и вырезами. | 25 | ||
Тема 3. Элементы технического рисования. | Содержание учебного материала. | 10 | |
1. Плоские фигуры и геометрические тела: Назначение технического рисунка, отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции, зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей, техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника и круга, расположенных в плоскостях, параллельных какой-либо из плоскостей проекций, технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара, придание рисунку рельефности (штриховки). | 2 | 1 | |
Практические занятия. | |||
1. Выполнить технические рисунки геометрических тел. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Элементы технического конструирования в конструкции и рисунке детали. | 6 | ||
Тема 4. Машиностроительное черчение | Содержание учебного материала. | 118 | |
1. Основные положения: Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависимость качество изделия от качества чертежа. Обзор стандартов ЕСКД. Разновидности современных чертежей. Виды изделий и конструкторских документов. | 2 | 1 | |
2. Изображения - виды, разрезы, сечения: Виды: назначение, расположение и обозначение основных, местных и дополнительных видов. Разрезы: горизонтальный, вертикальный (фронтальные и профильные) и наклонный. Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные). Назначение, расположение и обозначение. Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений. Обозначения и надписи. Графическое обозначение материалов в сечениях и разрезах. | 2 | 2 | |
3. Резьба, резьбовые изделия: Основные сведения о резьбе. Классификация резьб. Основные параметры резьбы. Общие сведения и характеристики, стандартных резьб общего назначения. Условное изображение резьбы. Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей по их действительным размерам согласно ГОСТа (болты, шпильки, гайки, шайбы и др.). Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепежных деталей. | 2 | 2 | |
4. Эскизы деталей и рабочие чертежи: На значение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие чертежи изделий основного и вспомогательного производства - их виды, назначение, требования к ним. Ознакомление с техническими требованиями к рабочим чертежам. Понятие о допусках и посадках. Порядок составления чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа. | 2 | 2 | |
5. Разъемные и неразъемные соединения деталей: Различные виды разъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения. Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. Изображение соединений при помощи болтов, шпилек, винтов, упрощение по ГОСТ 2.315-68. Трубные соединения. Шпоночные и шлицевые соединения. Виды неразъемных соединений деталей, условные изображения и обозначения швов сварных соединений, соединения заклепками, пайкой, склеиванием. | 2 | 2 | |
6. Зубчатые передачи: Основные виды передач. Технология изготовления, основные параметры. Конструктивные разновидности зубчатых колес. Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах. Условные изображения цилиндрической, конической и червячной передачи по ГОСТу. Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом. | 2 | 2 | |
7. Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей: Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа. Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для выполнения сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок сборки и разборки сборочных единиц. Обозначение изделия и его составных частей. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях. Изображение контуров пограничных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положениях. Назначение спецификаций. Порядок заполнения спецификации. Основная надпись на текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже. | 2 | 2 | |
8. Чтение и деталирование чертежей: Чтение и деталирование сборочных чертежей. Габаритные, установочные, присоединительные и монтажные размеры. Деталирование сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования сборочных чертежей отдельных деталей. Увязка сопрягаемых размеров. | 2 | 3 | |
Практические занятия. | |||
1. Выполнение чертежей деталей с применением простых разрезов, аксонометрическая проекция. | 2 | 2 | |
2. Выполнение чертежей деталей, содержащих необходимые сложные разрезы. | 2 | 2 | |
3. Выполнение сечений для деталей (без резьбы). | 2 | 2 | |
4. Изображение и обозначение резьб. Вычерчивание крепежных деталей с резьбой. | 2 | 2 | |
5. Вычерчивание болтового соединения деталей. | 4 | 2 | |
6. Вычерчивание шпилечного соединения деталей. | 4 | 2 | |
7. Вычерчивание болтового, шпилечного, винтового соединений деталей по условным соотношениям и упрощенно. | 6 | 2 | |
8. Выполнение чертежей неразъемных соединений деталей. | 2 | 2 | |
9. Вычерчивание эскиза зубчатого колеса. | 4 | 2 | |
10. Эскизы деталей сборочной единицы, состоящей из 5-10 деталей, брошюровка эскизов в альбом с титульным листом. | 16 | 2 | |
11. Сборочный чертеж по эскизам деталей сборочной единицы. | 4 | 2 | |
12. Выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-6 деталей. | 24 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Современные тенденции автоматизации и механизации чертежно-графических и проектно- конструкторских работ. Современные способы получения копии чертежей, виды изделий и конструкторских документов. Выносные элементы, их определение и содержание. Применение выносных элементов. Расположение и обозначение выносных элементов. Условности и упрощения. Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса, винтовая поверхность, сбеги, недорезы, проточки и фаски. Форма детали и ее элементы, графическую и текстовую части чертежа, конструктивную и технологическую база, нормальные диаметры, длины и особенности конструирования деталей машин. Литейные и штамповочные уклоны и скругления. Центровые отверстия, галтели, проточки. Условные изображения и обозначения соединений заклепками, пайкой, склеиванием. Первоначальные сведения по оформлению элементов сборочных чертежей (обводка контуров соприкасающихся деталей, штриховка разрезов и сечений, изображение зазоров). Условные изображения реечной и цепной передач, храпового механизма. Конструктивные особенности при изображении сопрягаемых деталей, изображение уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и установочных устройств. Работа сборочной единицы. Количество деталей, входящих в сборочную единицу. Количество стандартных деталей. | 30 | ||
Тема 5. Чертежи и схемы по специальности. | Содержание учебного материала. | 10 | |
1. Чтение и выполнение чертежей и схем: Типы схем в зависимости от основного назначения. Общие сведения о схемах. Виды схем в зависимости от характера элементов и линий связи: кинематические, гидравлические, пневматические, электрические и др. Правила выполнения схем в соответствии с требованиями ЕСКД. | 2 | 2 | |
Практические занятия. | |||
1. Выполнение и чтение схем в соответствии с требованиями нормативных документов ЕСКД. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Условные графические обозначения элементов на чертежах, схемах по ГОСТу. | 4 | ||
Всего: | 225 | ||
Обязательные аудиторные: | 150 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
инженерной графики.
Оборудование учебного кабинета:
1. Комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика».
2. Объемные модели геометрических тел.
3. Образцы деталей, узлов, сборочных единиц, приспособлений.
4. Чертежные инструменты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- С.К.Боголюбов, Инженерная графика. – М: изд. Машиностроение, 2007 г.
2. Р.С.Миронова, Б.Р.Миронов, Инженерная графика. – М: ACADEMIA, 2000.
3. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, Черчение, 4-е изд., дораб. – М: АСТ: Астрель, 2010.
Дополнительные источники:
1. Н.Г.Преображенская, Т.В.Кучукова, Основные правила оформления чертежей. Построение чертежа «плоской» детали. – М: Изд.центр «Вентана-Граф», 2010.
2. Н.Г.Преображенская, Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа. – М: Изд.центр «Вентана-Граф», 2010.
3. Т.В.Кучукова, Чертежи типовых соединений деталей. – М: Изд.центр «Вентана-Граф», 2010.
4. Н.Г.Преображенская, И.Ю.Преображенская, Чтение и деталирование сборочных чертежей. – М: Изд.центр «Вентана-Граф», 2010.
Интернет–ресурсы:
- http://engineering-graphics.spb.ru/book.php - Электронный учебник
- http://ng-ig.narod.ru/ - Это сайт, посвященный начертательной геометрии и инженерной графике.
- http://www.cherch.ru/ - Всезнающий сайт про черчение.
- http://www.granitvtd.ru/ - Справочник по черчению.
- http://www.vmasshtabe.ru/ - Инженерный портал.
- http://siblec.ru/index.php?dn=html&way=bW9kL2h0bWwvY29udGVudC8xc2VtL2NvdXJzZTc1L21haW4uaHRt – Электронный учебник.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
|
|
Разработчик:
АПК им. П.И Пландина преподаватель Князева С. М.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дисциплины Инженерная графика
Программа предназначена для изучения Инженерной графики в автотранспортных техникумах.В программе представлены теоретические и практические занятия....

Рабочая программа по инженерной графике для специальности 08.02.09
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ППССЗ для специальности 08.09.02 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...