Методическая разработка в рамках федерального проекта "Содействие повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования"
методическая разработка

Проблема повышения уровня финансовой грамотности является актуальной для современного общества, технически и экономически продолжающего двигаться вперёд. Практически каждый день перед человеком встают вопросы экономического характера и не всегда он готов ответить на них, в то время, как именно из ответов, которые человек даёт на данные вопросы, складывается его будущее. Закладывая основы финансовой грамотности у детей, мы обеспечиваем для них и для общества в целом более светлое будущее. Начинать подобную работу необходимо с рассмотрения понятий и явлений, наиболее близких для обучающихся. Среди подобных понятий выделяется и, лежащее в основе моего проекта, понятие «деньги».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

 «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»

Методическая разработка

 в рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Тема

«История возникновения денег, их свойства и функции (игра по станциям)»

Санкт-Петербург

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….…….3

Технологическая карта ……………………………………………………………….…4

Приложение……………………………………………………………………………...11

Пояснительная записка

Проект «История возникновения денег, их свойства и функции» разработан по окончанию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» в рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Проблема повышения уровня финансовой грамотности является актуальной для современного общества, технически и экономически продолжающего двигаться вперёд. Практически каждый день перед человеком встают вопросы экономического характера и не всегда он готов ответить на них, в то время, как именно из ответов, которые человек даёт на данные вопросы, складывается его будущее. Закладывая основы финансовой грамотности у детей, мы обеспечиваем для них и для общества в целом более светлое будущее. Начинать подобную работу необходимо с рассмотрения понятий и явлений, наиболее близких для обучающихся. Среди подобных понятий выделяется и, лежащее в основе моего проекта, понятие «деньги».

Таким образом, выбранная тема является актуальной.

Технологическая карта занятия

Тема занятия: История возникновения денег, их свойства и функции

Форма проведения: игра по станциям.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о свойствах и функциях денег.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Способствовать формированию у учащихся основных понятий: деньги и виды обмена, свойства денег и функции денег.

Метапредметные:

  • Продолжить работу по развитию умений извлекать информацию из различных источников, анализировать и делать выводы.

Личностные:

  • Способствовать формированию разумного отношения к деньгам и их использованию в жизни.

Необходимые ресурсы: раздаточный материал – маршрутные листы, карточки для игрового упражнения «Найди и поменяй», рабочие листы с заданиями, демонстрационный материал для работы на станции «Функции денег» - перья, ракушки, камушки.

Структура занятия

Станции

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Универсальные учебные действия

Организационный этап.

Настрой на работу.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название.  

Преподаватель освещает особенности построения занятия, озвучивает название станций, знакомит с маршрутным листом.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Станция 1. Древнее общество.

Выполняют задания в рамках игрового упражнения «Найди и поменяй». Обменивают «товары» в соответствии с картинками, данными на карточках.

Пытаются сформулировать определение понятия «бартер».

Соотносят определение, данное учителем с тем, которое было сформулировано самостоятельно.

Находят положительные и отрицательные черты бартера, заполняют таблицу, озвучивают свой ответ.  

Переходят на следующую станцию.

Заранее раскладывает на столах учащихся карточки. Объясняет правила игрового упражнения.

Сообщает учащимся, что те действия, которые они выполняли в рамках игрового задания называются бартером. Предлагает попробовать дать определение понятию бартер.

Комментирует версии детей и озвучивает существующее определение понятия «бартер» (Бартер  [barter] — способ торговли товарами и услугами в виде непосредственного взаимообмена этими товарами и услугами без использования денег (натуральный обмен). Экономико-математический словарь.

Даёт таблицу для заполнения.

Оценивает работу группы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

общеучебные –осознанное речевое высказывание; формулирование ответов, умение давать определение понятию; умение анализировать – выделять положительные и отрицательные черту предмета/явления.

Станция 2. История денег.

Читают текст, выделяют главное.

Отвечают на вопросы викторины, демонстрируя понимание прочитанного, степень усвоения самостоятельно прочитанного материала.  

Переходят на следующую станцию.

Даёт задание прочитать текст, подчеркнуть в нём самые интересные и важные по мнению членов группы моменты.

Предлагает ответить на вопросы викторины:

1. Когда в мире были изобретены первые бумажные деньги? 2. Когда появились первые русские монеты? 3. Откуда пошло название «монета»? 4. Откуда пошло название «рубль»? 5. Какие деньги назывались «Катеньками»? 6. Когда появились первые золотые монеты? 7. Переведите на современный русский язык: алтын. 8. От какого слова  произошло название американского доллара?

Оценивает работу группы.

Познавательные:

логические – поиск существенной информации (из справочных материалов, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: умение принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

Станция 3.

Свойства денег.

Рассматривают предоставленный материал.

Размышляют над заданными вопросами, дают ответы.

Работают в группе, заполняют таблицу.

Переходят на следующую станцию.

Выкладывает ракушки, птичьи пёрышки, камушки.

Проводит беседу по вопросам:

1.Что объединяет предметы?

2. В качестве чего их могли использовать?

3. Удобно ли пользоваться товарными деньгами?

Даёт таблицы. Просит учащихся оценить, насколько каждый из перечисленных предметов (веществ, животных) пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам.

Оценивает работу группы.

Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

Познавательные:

логические – осуществление поиска информации, работа с таблицей.

Станция 4. Функции денег.

Воспринимают теоретический материал.

Работают в группе. Моделируют ситуации.

Отвечают на заданные вопросы.

Переходят на следующую станцию.

В устной форме представляет учащимся теоретический материал. Даёт определение денег (Деньги – всеобщий эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и обменивается на любой другой). Озвучивает функции денег (средство обращения, средство платежа, мера стоимости, средство накопления, мировые деньги), кратко рассказывает о каждой из них.

Предлагает смоделировать ситуации, которые могут помочь проиллюстрировать озвученные функции.

Комментирует увиденные ситуации.

Проводит беседу по вопросам:

  1. Чем (кем) определяется стоимость денег?
  2. Что является главным для денег?

Оценивает работу группы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов с опорой на имеющиеся знания.

Станция 5. Защита для денег.

Выполняют практические задания.  

Находят, где расположены водяные знаки.

Находят цифровые обозначения, выделенные серебристой краской.

Находят метки для людей с ослабленным зрением.

Находят названные элементы.

Рассматривают банкноту, находят буквы «РР».

Находят рельефное изображение.

Находят микроузор, рассматривают геометрические фигуры, из которых он состоит.

Находят защитную нить.

Находят и показывают расположение микротекста.

Переходят на следующую станцию.

Озвучивает, какие особенности имеют современные бумажные деньги, просит учащихся находить называемые элементы на банкноте и обозначать их расположение на рисунке.

1. Водяные знаки - расположенные на купонных полях денежных билетов; хорошо видны при рассматривании банкнот на просвет: с одного края повторяют фрагменты рисунка лицевой или оборотной стороны; с другого - цифровое обозначение номинала банкнот.

2. Серебристая краска - цифровые обозначения номиналов всех банкнот имеют хорошо заметный серебристый блеск.

3. Метки для людей с ослабленным зрением - на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф. Предназначены для определения номиналов банкнот.

4. Краска с изменяющимся цветом - (только на банкноте в 500 рублей) эмблема Банка России при рассматривании банкноты под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый.

5. Скрытое изображение - на узорной ленте банкнот при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "PP".

6. Рельефное изображение - в верхней части лицевой стороны банкнот текст "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ" имеет рельеф, воспринимаемый на ощупь.

7. Микроузор - купонные поля оборотной стороны банкнот запечатаны цветными прямоугольниками, состоящими из мелких геометрических фигур.

8. Защитная нить - видимая на просвет прозрачная полимерная полоса содержит текст, состоящий из букв "ЦБР" и числовых номиналов банкнот в прямом и перевёрнутом изображении.

9. Микротекст - состоит из букв "ЦБР" и числовых номиналов банкнот.

Оценивает работу команды.

Познавательные:

логические – осуществление поиска информации.

Станция 6. Конечная.

Решают кроссворд.

Продолжают выбранную фразу в соответствии с собственными эмоциями, впечатлениями и мнениями.  

Предлагает учащимся решить кроссворд.

Подсчитывает баллы и озвучивает результаты.

Просит учащихся продолжить одну из трёх фраз:

 Сегодня я научился …

Сегодня я узнал …

 По этой теме я бы ещё хотел узнать…

Обобщает сказанное учащимися и подводит итоги.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.

Приложение

Маршрутный лист

Команда____________________________________________

Станция

Кабинет

Баллы

  1. Древнее общество.

  1. История денег.

  1. Свойства денег.

  1. Функции денег.

  1. Конечная.

Итого: ____________

Максимальное количество баллов за прохождение станции - 5 баллов

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Маршрутный лист

Команда________________________

Станция

Кабинет

Баллы

  1. История денег.

  1. Древнее общество.

  1. Функции денег.

  1. Свойства денег.

  1. Конечная.

Итого: ________

Максимальное количество баллов за прохождение станции - 5 баллов

Станция 1. Древнее общество.

Игровое упражнение «Найди и поменяй»

Описание: На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у учащегося. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.

Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.

Чётные группы:

1 ученик имеет карточку: есть камень, нужно мясо;

2 ученик есть мясо, нужна шерсть;

3 ученик: есть шерсть, нужен камень.

4 ученик: посредник.

Нечётные группы:

1 ученик имеет карточку: есть зерно, нужна ткань;

2 ученик: есть ткань, нужно мясо;

3 ученик: есть мясо, нужно зерно.

4 ученик: посредник..

+ Бартерного обмена

- Бартерного обмена

Станция 2. История денег

История возникновения денег

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли.

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел - тоже неизвестно. Произошло это примерно 71 тысячу лет назад.

https://auction.conros.ru/img/336/2.jpgВ нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса.

Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам - получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней. Название же копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий на коне и с копьем в руке, от которого и пошло название монеты. На другой стороне монеты изображался княжеский вензель («решето»). С тех пор копейка, стала основной разменной монетой на Руси ее приравняли к рублю в соотношении 100:1. Такое деление оказалось очень удобным. Само же название «деньги» произошло от слова «денга» 1/2 коп. Это название серебряной монеты, которую начали чеканить в годы правления Дмитрия Донского. Со временем денга была вытеснена из обращения копейкой.http://cenitel.com.ua/wp-content/uploads/2015/12/kopeika-md.png

Бумажные деньги были изобретены в Китае, в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. http://planetolog.ru/banknotes/43055_b.jpg

Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, ласково называемую «катенькой».

Золотые монеты появились в государстве Лидия (цари Гигес и Крез) в VII - VIII веке до нашей эры. Слово монета появилось в древнем Риме от имени Богини Юноны Монеты.

Для денег не существует границ и для их названий тоже. 

Название американского доллара, например, произошло от слова «талер». Это название серебряной монеты, которая чеканилась сначала в Германии, а затем и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую внешность. Рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен более полувека назад русским художником Сергеем Макроновским.

Станция 3. Свойства денег

Предметы,

Выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлимость

Кол-во

баллов

Соль

Каменные

колеса

Рыба

Золото

Медные монеты

Чек на предъявителя

Ответ:

Предметы,

Выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Преемственность

Кол-во

баллов

Соль

_

+

+

+

_

3

Каменные

колеса

_

_

+

+

+

3

Рыба

_

_

_

_

+

1

Золото

+

+

+

+

+

5

Медные монеты

_

+

+

+

+

4

Чек на предъявителя

+

+

+

+

+

5

Станция 6. Конечная

Кроссворд.

1 

2

3 

4 

5 

6

7

8 

9 

 

10 

11 

 

 

Ответ:

1 Л

2 П

О

Р

Т

А

Т

И

В

Н

О

С

Т

Ь

К

В

3 М

4 Д

Е

Л

И

М

О

С

Т

Ь

Д

Н

5 О

Б

Р

А

Щ

Е

Н

И

Е

О

Т

6 Б

7 Д

С

А

8 А

Г

Р

Е

Г

А

Т

Н

Н

Ь

К

Ь

Г

9 Н

А

Л

И

10 Ч

Н

Ы

Е

Е

11 В

К

Л

А

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция «Финансовая грамотность населения и студентов»

Ключевыми темами конференции стали: формирование благоприятной нормативно-правовой базы и стандартов финансовой грамотности; защита прав потребителей финансовых услуг; программы по повышению финансово...

Презентация РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Презентация РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

Статья РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.Существование данной проблемы уже признали и государственные власти России, - П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

Презентация по дисциплине «Основы финансовой грамотности» на тему «Виды финансового мошенничества»

Краткая характеристика и примеры самых известных видов финансового мошенничества...