Проблемы достоверности и стилизации в создании народного костюма. "
проект

Тарасенко Евгения Арсеньевна

Презентация по разработке и стилизации народного костюма ученицей Десногорской ДХШ Екатериной Гурченковой в качестве дипломного пректа  была показана на Областной конференции "Народный костюм: от истоков к современности". Демонстрировался и сам костюм, сотоявший из традиционной рубахи, сарафана, пояса и налобной повязки. Ученицей были изучены примеры составляющих сарафанный комплекс Смоленского края по книгам Смоленского этнографического музея и других авторов, в одной из которых были даже выкройки. Их пришлось переработать, подогнать под мерки самой дипломницы. Ткани - лен, лен с хлопком, цветные нитки вязальные для пояса. Обьем презентации не позволяет выложить его здесь, предлагаю ознакомиться с докладом по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ШКОЛА»

216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон

Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65

Проблемы достоверности и стилизации в создании народных костюмов (сценических, реконструированных)

Опыт разработки и выполнения народного костюма ученицей Десногорской ДХШ

Екатериной Гурченковой

в творческом проекте
«Я в садочке была».

             

                             

     

Преподаватель МБУДО

«Десногорская ДХШ»
Тарасенко Е.А.

Десногорск, 2021

Использование народных культурных традиций в образовательном учреждении дополнительного образования.

Праздники на основе народных традиций, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека: это  высокая духовность и нравственность, уважение к традициям, доброжелательные отношения с окружающими, чувство собственного достоинства и национальной гордости, бережное отношение к природе, активизация творческого мышления.

В Десногорской худ школе уже более 20 лет активно функционирует Клуб народных ремесел «Параскева Пятница», в котором проводят общешкольные праздники на основе народных традиций. Это календарные праздники «Масленица», «Свет Рождества»,  «Дары волхвов», «Рождественские посиделки», «Встреча весны», «Красная горка», «Мамин день», праздники, посвященные народному быту, ремеслам: «Печка-матушка», «Этот дивный, вечно юный лен», «Бабушкины сказки», «Храни меня, мой поясок»… В каждом празднике насыщенная программа: театральная постановка сказки по теме, выставка произведений народных художников, работы детей, репродукции картин, викторины, мастер-классы. Дети читают стихи, исполняют песни, народные танцы. Особенно украшают программу каждого вечера выступления фольклорного ансамбля исторической музыки Смоленщины ДМШ под управлением Владимира Платонова. Дети знакомятся со старинными музыкальными инструментами, их звучанием в разных фольклорных наигрышах, под их аккомпанемент исполняются древние песнопения, разучиваются обрядовые танцы. К каждой программе совместно с преподавателями дети  рисуют декорации, подбираются костюмы. Это самый важный и ответственный вопрос: дети должны впитывать подлинную красоту старинных предметов, гармоничность формы, соответствие функции, находясь в их среде. Мы всегда в декорациях обустраиваем уголок русской избы, где печь хоть и нарисованная, и огонек в ней ненастоящий, зато ухват, кочерга, хлебная лопата, горшки, кринки, рушники подлинные.   Костюмы подбираем из своего гардероба в стиле «ретро», но есть уже небольшая костюмерная со специально сшитыми костюмами. Удалось воплотить мечту о сарафанном комплексе в духе русского народного костюма в творческом проекте выпускницы ДХШ Гурченковой Екатерины «Я в садочке была». Работа велась по всем правилам: на первом этапе тщательное изучение предметов русского народного костюма. Катя сделала много зарисовок рубах, сарафанов, поясов, головных уборов, изучала конструктивное, цветовое, орнаментальное решение. Большую помощь оказали книги В.Г. Кунташовой «Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX – начала XX веков» из собрания Смоленского музея-заповедника, Л.М.Козиковой «Традиционный крестьянский костюм Смоленской губернии  XIX – начала XX в.в.». На следующем этапе подбирали выкройки всех составляющих комплекса из книги В.Г. Кунташовой, а заодно искали подходящие ткани – только из настоящего льна, может шерсти. Ассортимент наших магазинов ограничен, выручили друзья – интернет - пользователи, прислали натуральные льняные ткани подходящих цветов, для сарафана – лен с промышленным нанесением древнерусских орнаментальных мотивов. Характер ритмической организации орнаментальных мотивов диктовал крой сарафана. Отобранные Катей модели косоклинного сарафана и прямого с кабатом пришлось адаптировать под новую ткань, конструктивно сарафан приобрел новый характер: силуэтно был приближен к косоклинному, верхняя часть – лиф с простыми членениями, от чистого кабата пришлось отказаться. С рубахой проблем было меньше, как и в сарафане пришлось корректировать размер изделия. Выкройку безполиковой рубахи, построенную по книге В.Г. Кунташовой, удлинили, рукава чуть сузили книзу, отказались от ластовицы, чтобы упростить шитье. Очень творческим был подбор тканей – льна, сатина, атласной ткани для оформления декора плеча и низа рукава.

Пояс Катя сделала шитым из двух видов льна, концы декорировать плетением цветных нитей косичкой с оформлением кистей. Девичий обруч, выкройка которого тоже была взята из книги В.Г. Кунташовой,  идеально подошел Кате по размеру, можно сказать - почти прямой повтор старинного образца. К сожалению мы не видели, из какой ткани был сделан обруч из коллекции Смоленского музея – заповедника, ориентировались только на конструктивную основу. Кате не удалось сделать точное повторение старинного народного костюмного комплекса, но изучение всех составляющих, традиций кроя, пошива, декорирования принесло огромную пользу. Катя постаралась на этапе шитья использовать принятые в старину приемы обработки швов:  стачные с отгибкой на одну сторону, с отгибкой на обе стороны с подрубкой краев, запошивка с двумя строчками поверху, краевые швы - рубец потайной, обшивочные швы – косой полоской ткани, кантом, сборки в 2 нитки. Преимущественно ткани сшивались на швейной машинке. Не устаю благодарить маму Кати, которая научила ее шить! Это удивительно, как ребенок в 14 лет уверенно строчила на машинке, тщательно завязывала узелки, на руках обрабатывала швы. Эту огромную работу она выполнила за несколько месяцев. Приблизиться к выполнению подлинного народного костюма Смоленского края в творческом проекте под руководством преподавателя ДХШ Рассоловой Е.К. удалось другой нашей выпускнице – Екатерине Болониной. Она сшила костюм для куклы, некоторые элементы костюма декорировала вышивкой «строчка - перевить» - очелье, оплечье рукавов в сочетании красного, белого, желтого и вкраплений синего. Костюмный комплекс Кати Гурченковой активно используется в жизни школы, в нем иногда позируют старшеклассницы на уроках живописи, его можно увидеть на участницах праздничных программ в школьном клубе «Параскева Пятница», а куклу в Смоленском народном костюме часто усаживают в натюрморты.

Можно ли добиться полной идентичности народного костюма? Очень сложно, почти нереально.

  1. Наличие натуральных тканей – льна, шерсти, ситца, сатина, окрашенных натуральными красителями. Весь крой в старину был модульным, соответствовал ширине полотна, вытканного на станке. Сейчас ширина фабричной ткани гораздо шире, есть ли смысл подстраиваться под древние стандарты? Привлекает принцип безотходного производства, каждый лоскут ткани шел в дело. Нам надо этому учиться.
  2. Особенности кроя праздничной одежды, рабочей, в которой крестьяне ходили на покос, жатвы, их большое множество.

Ф.М. Пармон, художник-конструктор, специалист современного костюма, рассматривает русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества (4, 4). Тщательно изучил первоисточники в музейных коллекциях и экспедициях, обмерил, описал, составил картотеку музейных подлинников. Выделил костюмы – образы, соответствующие каждому региону, передающие пластические, конструктивные,  композиционные особенности, перевел их в кодовые обозначения через ЭВМ.    «Анализ элементов русского народного костюма подтверждает богатство конструкций, подсказывающих создание современных решений по принципу – «от конструкции к форме»  Задача современно специалиста – глубоко проникнуть в философию народного костюма» (4, 250).

3. Народный костюм можно сшить из подходящих натуральных тканей, выкроить согласно конструктивным особенностям региона, а чтобы достойно декорировать - требуется настоящее мастерство, художественный вкус, умение ткать пояс, вышивать, и многое другое. Любое несоответствие может свести работу на нет.

 «Не всегда грамотно, содержательно трансформируется русский народный костюм в произведениях современных художников бытового и сценического костюма. Виной этому часто является поверхностное представление о народном костюме - его художественных достоинствах, эстетической сущности, образности форм, конструктивной логичности и т.п.» Г.С.Маслова (4, 4).

Приобщение подрастающего поколения к народным традициям можно рассматривать как одну из важнейших целей образования. В концепции этнокультурного образования подрастающего поколения, разработанной Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой и Л.В. Ершовой [8; 3] сформулированы цели, среди которых актуально в XXI веке: развитие личности, формирование яркой индивидуальности, понимающей истоки культуры, умеющей оценить непрерывную связь времён, меру ответственности за сохранение и приумножение национальных и мировых ценностей с безусловным пониманием своего места в настоящем времени и осознанным целеполаганием будущей деятельности (9, 1).

Список литературы.

1.Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) – http://cpk-kultura.ru/sites/default/files/OSNOVI-PRINT.NEW.indd_0.pdf

2.  Кунташова В. Г. Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX – начала XX веков (Из собрания Смоленского музея – заповедника)- Смоленский музей-заповедник, 2007.

3. Козикова Л.М. Традиционный крестьянский костюм Смоленской губернии XIX – начала XX в.в. – Смоленск.: Годы, 2006.

4. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.- М.: Издательство В.Шевчук, 2012.

5. Рыбченков Б.Ф., Чаплин А.П. Талашкино.- М.: Изобразительное искусство, 1973.

6. Кочергина Г.Д. Современные образовательные технологии.

7. Письмак Г.А. Использование различных видов искусства для развития творческой активности учащихся художественных отделений ДШИ (Из опыта работы ДШИ N 2 г.Свердловска): методические рекомендации для преподавателей ДШИ и ДХШ.: М.:1991.

8. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова. – М.: ГОУ ВПО «МГУКИ», 2011. – С.

3.

9. Резанов Л. В. канд. пед. наук, учитель технологии ГБОУ Лицей №1828 «Сабурово» г. Москва DOI 10.21661/r-118936

ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ русского человека через народный костюм

В статье "Образ русского человека через народный костюм" хотелось познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма.Развивать эстетический и художественный вкус учащихся.Воспитыват...

Чувашский народный костюм

Начинаю серию публикаций по традиционным костюмам народов России. Статья может быть полезна для педагогов преподающих "Историю костюма". К статье приложены видеоматериалы.С удовольствием отв...

Русский народный костюм. Реферат

История Русского народного костюма интересна и актуальна особенно в наши дни. Все мы понимаем как важно не терять своих корней, познакомить и показать детям во что одевались наши предки. Тем более что...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народный костюм»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Европейский народный костюм

Описание европейского народного костюма, общие черты....

Урок - презентация "Русский народный костюм. Графическая стилизация" по предмету "Прикладная композиция" для 4(8) класса ДХШ/ДШИ

В презентации показана графическая стилизация русского народного костюма на основе изученного иллюстративного материала по теме "Русский народный костюм" и "Русская народная картинка - ...