Сценарий к 9 мая " Дети войны"
план-конспект занятия
Воспитание патриотических чувств у обучающихся на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса. Задачами данного занятия являются: развитие у воспитанников чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство социального обслуживания Московской области
Государственного социального семейного центра помощи
семье и детям Московской области
«Преображение»
Сценарий к празднику 9 мая
« Дети войны 1941-1945»
Разработала: воспитатель группы «Искры»- Блинова И.Г.
2024
Цель: воспитание патриотических чувств у обучающихся на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса. Задачами данного занятия являются: развитие у воспитанников чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
Введение
( сл 1) Добрый день , ребята ! Сегодня наше занятие посвящено детям войны . Всё дальше от нас годы войны. Сегодня за партами сидят правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за свободу, за мир, за то, чтобы мы жили на земле.C каждым годом становится всё меньше тех, кто участвовал в боях и трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё свидетели войны, те, кто в годы войны были детьми, нашими сверстниками. Дети войны… У них не было детства. Они рано узнали цену таким словам, как «жизнь», «кровь», «смерть», «победа», «Родина». Дети войны… Они рано повзрослели, рано поседели… Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Вмиг повзрослевшие, не по годам мудрые, невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне
Война отобрала у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Тема также актуальна на сегодняшний день, сейчас в Донбассе, в Сирии тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на кусочки дома и горят детские кроватки.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось? И поэтому сегодня мы поговорим о детях войны, о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные и послевоенные годы.
(сл 2) И вот этот роковой день 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты… Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина.Все мирно спят . И вдруг…
Воспитатель : Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
Долгих Л.М.(Мария А)
Воспитатель: Подумайте :хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
(сл 3 )Воспитатель : . Война разрушила их детство не пощадила никого . Вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
В это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети, которые были беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми в жерла войны и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.
Воспитанница
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б.Окуджава (Дарья А )
Воспитатель: Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Кто-то из детей воевал на фронте в составе действующих армий, другие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.(сл 4)
Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9–11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести. Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт. (сл 5 )Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до Рейхстага - сыны полков своей страны".(сл 6)
Воспитанник:
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Воспитатель:Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.
Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе со взрослыми. Война поставила ребёнка на одну ступень с взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне с взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.И всё это «Для Фронта ,для победы.»
(сл 7) В тяжкое время для страны они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки.(сл 8 ) Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.
Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых. Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.
Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!(сл10)
Воспитанник.
Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.(cл12 )
Воспитанница.
Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 - медалью «За оборону Москвы».
(сл 13) Воспитатель. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию. (просматривается последний эпизод фильма)
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Воспитатель : (сл 14)Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Они несли свой крест – ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры – детства. Самый известный концлагерь для детей «Саласпилс»(сл 15).Более 35 тысяч детей были замучены в этом лагере. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей.(сл 16) Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, выкачивали кровь до последней капли для нужд немецкой армии, испытывали яды. Выживал лишь один из десяти.Посмотрите на чудом сохранившиеся рисунки этих детей.(сл 17)
Воспитатель: Дети и война… Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам... Дети Войны ,девочки и мальчики не играли в войну ,а выживали в ней, совершая свой подвиг .Они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Их имена навсегда остануться памяти людей!
Наш народ всё помнит ,а чтобы будущие поколения не забывали воздвигнуты памятники « Нашим маленьким героям» (слайд 18-21)
Воспитанник исполняет песню «Не отнимайте солнце у детей»,
зажигаем свечу и передаём из рук в руки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа в форме устного журнала на тему «Дети войны» (для студентов 1-2 курсов)
Методическая цель - формирование патриотического сознания и нравственных ценностей через личностную оценку исторических событий и...
День науки «Патриотизм и гражданственность:как было, есть и будет», секция - Дети войны. Руководитель: О.Г.Гольская - преподаватель педагогики.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8478707","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"212","style":"width: 71px; height: 50px;","width":"300"}}]]...
Конспект воспитательского часа "Дети Войны"
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы, познакомить воспитанников с боевыми наградами, которыми награждались юные герои...
Классный час "Дети войны"
Презентация посвящена детям войны. О том как дети помагали взрослым, шли в бой и погибали. Ставится проблема: политика - дети...
Внеклассное мероприятие посвященное детям ВОВ "Дети войны"
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "до...
Дети войны
Расширение знаний детей о войне 1941 - 1945 гг., воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества, воспитание уважения к людям старшего поколения....