Проект по теме "Создание танца на основе литературного первоисточника"
проект

Тема «Создание хореографической постановки на основе литературного первоисточника»

Мы будущие хореографы. Музыка, слово и движение для нас связаны. Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, искусствоведов.

Мы решили провести собственное исследование, посвященное взаимосвязи текста и хореографии.

Цель данной работы: в результате анализа поэмы, биографии автора, исторического этапа жизни государства создать хореографическую постановку.

Данная работа должна доказать мысль: Создание яркого хореографического образа предполагает сложную работу с текстом произведения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить биографию А.А.Ахматовой;

- исследовать исторические материалы, связанные с периодом создания поэмы;

- проанализировать сведения о художественном произведении «Реквием» А.А.Ахматовой, музыкальном произведении Моцарта «Реквием»;

- создать хореографическую постановку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Ю.Кузьминова

О.В.Полякова

Е.Е.Горьковой

руководитель Л.А.Вотякова

ГБПОУ ИО БМУ, г. Братск

Проект

Создание танца на основе литературного первоисточника

Цель данной работы: в результате анализа поэмы, биографии автора, исторического этапа жизни государства создать хореографическую постановку.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить биографию А.А.Ахматовой;

- исследовать исторические материалы, связанные с периодом создания поэмы;

- проанализировать сведения о художественном произведении «Реквием» А.А.Ахматовой, музыкальном произведении Моцарта «Реквием»;

- создать хореографическую постановку.

Анна Ахматова родилась, росла и воспитывалась в дворянской среде. Анна Ахматова вся была из той старой России, которая рухнула в 1917 году. Первая же ее встреча с новой Советской властью произошла уже в 1921 году: ее бывшего мужа, отца ее ребенка, великого русского поэта Николая Гумилева арестовали петроградские власти, обвинили в контрреволюционном заговоре и через три недели расстреляли.

С 1921 года произведения Анны Ахматовой начали жестко цензурировать, а в период с 1925 по 1939 гг. поэтессу не печатали вообще. В 1935 году под арест попали ее новый муж Николай Пунин и 23-летний сын Лев, правда, через неделю их отпустили. Однако, спустя три года сына на пять лет отправили в лагерь. В то жуткое время бесчисленных репрессий даже великий город Ленинград казался лишь довеском к своим переполненным тюрьмам. И Ахматова не была сторонним наблюдателем… Семнадцать долгих месяцев мать провела в тюремных очередях. Ахматова, носившая сыну передачки в ленинградские "Кресты", написала в эти годы одно поэму «Реквием».

Большой террор – период наиболее массовых сталинских репрессий в СССР 1937-1938 годов. Понятие «Большой террор» вошло в мировую историографию благодаря британскому историку Роберту Конквесту.

Массовые репрессии по политическим, классовым и идеологическим мотивам начались в СССР в конце 1920-х годов и продолжались с разной степенью интенсивности. Они затронули все слои общества и все социальные группы. Миллионы граждан были подвергнуты арестам, расстрелам, лишению свободы, ссылке и другим мерам наказания.

Наибольший размах репрессий пришелся на 1937-1938 годы. В июле 1937 года органы внутренних дел СССР начали широкомасштабные операции по уничтожению (как правило, это означало расстрел) так называемых «антисоветских элементов» и «контрреволюционных национальных контингентов», которые продолжались до середины ноября 1938 года.

В этом исследовании литературный первоисточник будет рассматриваться как основа хореографической постановки. Обращение к литературной основе способствует постановке более ярких хореографических композиций, рождению нестандартных идей.

Создание яркого хореографического образа предполагает сложную работу с текстом произведения. Необходимо отойти от первоисточника, вслушаться в музыку, чтобы полней раскрыть содержание текста языком танца, создать свой образный строй, способный передать авторскую идею.

Поэма Ахматовой отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий, посвящено всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть.  Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма. реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку.

Тема народного страдания раскрывается сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она сравнивает с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на страдания своего ребёнка.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Реквием – это торжественное, печальное и возвышенное произведение концертной религиозной музыки.

Для реквиема характерна строгая структура: 9-12 песнопений (у Ахматовой Вступление,12 частей, Эпилог)

Моцарт, работая над сочинением, понял, что умирает. Автор не мог отделаться от мысли, что пишет заупокойную мессу для самого себя. Композитор умер, так и не успев закончить произведение. Закончил его ученик.

Жизнь молодого композитора оборвалась также трагично и преждевременно, как и миллионы жизней жертв репрессий.

Реквием – гимн скорби и печали, отражающий чувства тоскующего по ушедшим.

Реквием создан в 1791 г. Более двухсот лет эта музыка звучит на поминальных церемониях и классических концертах.

Связать хореографию с музыкой — значит синхронизировать две эстетические категории: движение и звук. Музыка в танце воспринимается через хореографию. Основная задача при обработке музыкального материала – достижение смысловой организованности между мотивом и движением. Мотивом является сюжет, основная мысль (идея).

В нашем случае необходимо объединить два великих произведения, две мощные идеи, попытаться уложить в 3-4 минутный танец фрагмент синкретизированного замысла.


Contemporary – современный танец, построенный на естественных движениях, положениях, позах, позволяющий продемонстрировать красоту и пластичность тела человека. Чувственный, искренний, очень эмоциональный, он сочетает элементы западной хореографии и восточных телесных практик, позволяет импровизировать, танцевать соло, в паре, группой из нескольких человек.

Мы выбрали этот стиль в сочетании с элементами классического танца, потому что contemporary – это поиск ответов на свои вопросы. У каждого человека получается свой танец, этот стиль не имеет рамок и ограничений. Современную хореографию предпочитает очень творческая и вдумчивая молодёжь, которая любит раскрываться в танце. Это тот стиль, который может выразить весь драматизм, заложенный поэтессой в каждую строчку поэмы; драматизм, подкрепленный величественным и печальным одновременно Реквиемом Моцарта.

В начале номера мать и поэтесса стоят в колонне, символизируя единое целое. В то же время сын исполняет соло на переднем плане, а массовка проходит «шторками» мимо него. Таким образом передается его одиночество среди людей, ограждение от них.

Когда мать и поэтесса расходятся в разные стороны, сын отходит на задний план. С одной стороны – мать исполняет соло, где изображает свои чувства, переживания за сына, обращение к Богу, с другой – поэтесса, которая все эти эмоции запечатлеет в поэме. В этот момент в музыке происходит затишье, помогающее подчеркнуть эту мольбу матери о сыне.

Затем на передний план в центр выходит поэтесса. Своими движениями она «пишет поэму». Мать в этот момент отходит в горизонтальную колонну, символизирующую очередь у Крестов, в которой приходилось долгое время стоять Ахматовой.

Затем сын выходит в центр, а мать, как бы показывая желание приблизиться к нему, обходит его, сложив руки в мольбе. Она желает коснуться его, остаться с ним, но этого не достижимо, и она снова отходит на второстепенный план. Музыка отображает это в спокойной, но в итоге в нарастающей динамике.

Поэтесса же выходит со второстепенного плана и тоже взаимодействует с сыном. Два этих дуэта подряд отображают связь двух воплощений Ахматовой с сыном, их след в его жизни.

В следующий момент, в затишье в музыке, мать с сыном идут, обнявшись, по диагонали, как будто в воспоминании.  Поэтесса кружит вокруг, и вместе с музыкой создаётся ощущение душевного спокойствия.

Но на очередном нарастании динамики музыки массовка разъединяет мать и сына, напоминая о страшных событиях, произошедших в их жизни.

Затем массовка каждого солиста оббегает по спирали. В этих кругах можно увидеть гармонию общность переживаний всех этих людей вместе с персонажами.

Две линии в финале создают массовость, огромное количество людей, переживших те времена, и каждый прошёл со своей историей. В конце каждый уже морально искалеченный и уставший идет к поэтессе, оставшейся в сердцах многих этих людей как памятник искусству и памяти о тех временах в реквиеме.

 Просмотр хореографической постановки, явившейся результатом данного исследования, возможен посредством использования данного QR-кода.

Список литературы

1. https://obrazovaka.ru/sochinenie/rekviem/analiz-poemy-ahmatovoy.html

2. https://www.allsoch.ru/sochineniya/25316

3. https://todes-spb.ru/article-stil-kontemporari

4. https://gmig.bm.digital/ontology/310919763121430528/bolshoj-terror 

5. https://stepup74.ru/dancearticles/khoreografija-klassicheskij-tanec/

6.https://sitekid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquorekviemraquo_a_ahmatova.html

7. Голубева С. Г. Композиция танца. Приемы построения // ГБОУ №604   Пушкинский район г. Санкт – Петербурга, Изборская д 4,корп 2. – 2017.- С. 9 - 12.

8. Попова Л. В. Композиция и постановка танца // Якутск. – 2022. – С.18 –44

9. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Свойкина Л.Ф. Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, как фактор особого внимания современного балетного искусства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2015. – №6 (203). – С. 70-76.

10. Попова Л. В. Композиция и постановка танца // Якутск. – 2022. – С.18 – 44



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "постановка современного танца "Мастера"

поэтаный план создания хореографического номера совместно с участниками танцевального коллетива.  использование различных предметов и компьютерного стула в постановке сюжета номера. развитие импр...

творческий проект "постановка современного танца "Мастера"

поэтаный план создания хореографического номера совместно с участниками танцевального коллетива.  использование различных предметов и компьютерного стула в постановке сюжета номера. развитие импр...

Учебный проект "Встреча с танцем"

Проект был разработан и проведен в МОБУДОД "Кузьмоловская ДШИ". Участниками проекта являются ученики и преподаватели фортепианного отдела школы....

Методы работы с первоисточниками на уроках истории цикла ОГСЭ.

в данной статье рассматриваются методы преподавания истории цикла ОГСЭ, связанные с работай, основанной на первоисточниках, а так же связь общеучебных навыков и профессиональных компетенций на занятия...

Презентация Проект «Танцы народов мира»

У каждой народности есть своя неповторимая танцевальная культура, отражающая глубину, красоту и колорит страны...