Методы работы с первоисточниками на уроках истории цикла ОГСЭ.
статья на тему
в данной статье рассматриваются методы преподавания истории цикла ОГСЭ, связанные с работай, основанной на первоисточниках, а так же связь общеучебных навыков и профессиональных компетенций на занятиях по общепрорфессиональным дисциплинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы с первоисточниками на уроках истории цикла ОГСЭ.
В преподавании такой учебной дисциплины, как история, невозможно обойтись без использования исторических первоисточников. Применение их на уроках помогает студентам не только лучше прочувствовать «дух времени» и особенности изучаемого исторического события, но и получить определенные практические навыки работы с различной информацией.
Отвечая на вопрос для чего нужна такая деятельность, мы можем сказать, что она создает условия для самостоятельного освоения учащимися и предметных знаний, и общеучебных навыков, что соответствует требованиям ФГОС, согласно которым основной упор в преподавании учебных дисциплин должен делаться на организацию практической и самостоятельной работы студентов как на уроке, так и во внеаудиторной деятельности.
И так, с помощью каких же методических приемов можно добиться эффективной работы учащихся с первоисточниками? Прежде чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, преподаватель должен обратить внимание на необходимость определения конкретных задач урока, для которых будет использоваться информация источника: подтвердить определенную точку зрения по вопросу или самостоятельно определить тему, выявить проблему, выдвинуть и обосновать собственное предположение и т.д.
Кроме того, мы должны исходить из возможностей использования разнообразных источников: от официальных документов и до фотографий и видеофильмов, иллюстрирующих изучаемое историческое событие, выбирая те, которые помогут наиболее ярко проиллюстрировать изучаемую тему. Так как мы должны стремиться к развитию способности студентов самостоятельно добиваться высоких образовательных результатов, то работа с первоисточниками является одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели. Студенты получают историческую информацию не по готовому тексту, написанному автором учебника, а самостоятельно, становясь «первооткрывателями» на своем уровне.
Если исходить из того, что наша главная задача – не столько научить, сколько дать возможность студенту учиться самому, то для предоставления ему такой возможности, преподаватель должен продумать компоновку и очередность использования информации исторических источников, т.е. выбрать способ её подачи:
- Определенная последовательность информации;
- Сочетание текста с иллюстративным материалом;
- Разделение информации на несколько блоков;
- Объединение различных текстов и их фрагментов по теме.
Приведем пример фрагмента практического занятия на тему: «Анализ исторических карт и документов по внешней политике СССР к началу 1980-х гг.».
- Проанализируйте выдержки из документа «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». Выделите принципы, на которых станы Европы обещали строить взаимоотношения. Запишите их в опросный лист.
Предполагаемый ответ студентов: знакомятся с историческим документом, выделяют главные направления и записывают их в опросный лист.
- Как вы думаете, почему этот исторический документ считается кульминацией периода разрядки? Вставьте пропущенные слова и получите вывод.
Приходят к выводу о том, что данный акт стал основой для нового уровня взаимоотношений между сверхдержавами, свел к минимуму опасность перехода «холодной войны» к реальным боевым действиям. Выбирают из предложенных вариантов правильный.
- Определяется задача использования фрагментов текстов: выделение принципов, на которых станы Европы обещали строить взаимоотношения. Подбирается текст исторического источника для изучения: в данном случае - это «Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». (Приложение 1).
- Составляются задания к тексту:
- Прочитайте предложенный исторический документ
- Выделите главные направления, предложенные в документе
- Сделайте вывод по документу.
В ходе последовательного выполнения перечисленных заданий, студенты самостоятельно приходят к выводу о том, что данный акт стал основой для нового уровня взаимоотношений между сверхдержавами, свел к минимуму опасность перехода «холодной войны» к реальным боевым действиям.
Таким образом, исторический источник становится для студентов не только, объектом исследования, но и помогает им сделать собственное учебное «открытие».
Приведем еще пример работы с источником. Студенты получают задание:
Рассмотрите отрывок из статьи Г. Елисеева «Остров Даманский». Выберите из документа исторические сведения и расставьте их в хронологическом порядке.
Предполагаемый ответ студентов: знакомятся с историческим документом, анализируют документ, выстраивают хронологический порядок событий.
Задача работы с данным историческим документом – это знакомство с новыми, ранее неизвестными студентам, историческими фактами о военных действиях на советско-китайской границе. В работе с данным документом студенты не только получают новую историческую информацию, но и учатся анализировать документ и выявлять последовательность исторических событий.
Таким образом, мы убедились в том, что продемонстрированные методические приемы работы с текстом исторического источника помогают получить определенную пользу:
- Качественно усвоить знания;
- Получить опыт применения навыков и знаний работы с исторической информацией;
- Овладеть «эффективным чтением».
Эти навыки помогут студентам не только на уроках истории, но и на других учебных дисциплинах, т.к. работа с различными документами используется во многих дисциплинах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В качестве консультации при работе с документами на уроках истории дана памятка...
Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...
Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...
Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы
В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....
Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.
Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...
Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...