Знакомство с библиотекой (экскурсия)
материал

Алексеева Елена Владиславовна

Познакомить с разными отделами библиотеки: читальный зал, абонемент; вызвать у детей желание стать читателями поможет экскурсия по библиотеке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_biblioteke.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ (экскурсия)

Цель: познакомить с разными отделами библиотеки: читальный зал, абонемент; вызвать у детей желание стать читателями.

Оборудование: выставка ярких новых книг, в библиотеках, носящих имя писателя или политического деятеля, организовать выставку его книг.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята! Вы сегодня пришли в удивительный дом! Здесь живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Библиотека.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Библиотека- это собрание книг, журналов, газет, которые один человек или много людей собрали и хранят.

Ты пришел в гости к товарищу. Он говорит: «Сейчас я покажу тебе свою библиотеку»,- и подходит к шкафу или полке, где стоят книги.

«Пойду- ка я сегодня в библиотеку»,- говоришь ты и идёшь в дом, где на дверях есть табличка «Детская библиотека».

Библиотека существует уже много лет. В нашей стране первые библиотеки появились более 9 веков назад.  Первая библиотека в Древней Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве.

Современная библиотека — это учреждение, которое собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного пользования, а также ведёт справочно-библиографическую работу: организует выставки, составляете списки книг по разным темам и для разных людей. Работник библиотеки называется «библиотекарем».

В настоящее время всё большее количество книг оцифровываются и хранятся на электронных носителях, некоторые книги не печатаются и в бумажном виде их нет.

Самая большая библиотека в нашей стране находится в городе Москве и носит имя В. И. Ленина. Каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране, обязательно попадают в эту библиотеку. Приходят туда книги и из других стран, некоторые написаны на разных языках. Ежегодно библиотека выпускает отчет, в котором знакомит читателей с новыми изданиями. В этой библиотеке 36 читальных залов.

Наша библиотека называется Калейдоскоп. Она находится в Западном микрорайоне города Новосибирска. Внимательные и заботливые сотрудники помогут вам подобрать интересные книги, а также проведут познавательные мероприятия и клубные занятия. (познакомить с расписанием занятий и рассказать о деятельности клубов и кружков) 

В библиотеке регулярно проходят встречи с писателями, разнообразные конкурсы. Посетителям доступен бесплатный интернет, wi-fi. Библиотекари оформляют выставки книг, чтобы познакомить с ними читателей, расширить круг чтения, рассказать о новых.

Наша библиотека – место «равного доступа» для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Ее «изюминка» – сенсорная комната «Огонек». Ребятишек с ограничениями по зрению ждут читающая машина SARA, тифлофлешплеер, специализированная литература, тактильные макеты и издания, развивающие панно и многое другое. (показать оборудование и рассказать о нем)

В нашей библиотеке много книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих учителей. Посмотрите на нашу книжную выставку. Какие книги стоят на ней? (показать и назвать некоторые книги с выставки)

«Жила- была в одной дерене маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её не было на свете. Мать её очень любила, а ещё больше её любила бабушка. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку…  »

Вы догадались, из какой книги эти слова? Знаете ли вы, кто её написал?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «Красная шапочка» Шарль Перро

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а у вас есть любимые книжки, любимые писатели?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

БИБЛИОТЕКАРЬ: Из какой книги эти слова?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

А кто придумал этого доброго врача? (Корней Иванович Чуковский)

Какие другие сказки он написал?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: («Цыплёнок», «Айболит», «Бармалей»,«Краденое солнце», «Крокодил», «Мойдодыр», Муха-Цокотуха», «Одолеем Бармалея!»,«Приключения Бибигона», «Путаница», «Собачье царство», «Тараканище», «Телефон», «Топтыгин и Лиса», «Федорино горе», «Чудо-дерево»)

Отгадай загадки и скажите, в какой книге спрятались отгадки?

  1. Девочка- малютка в цветке родилась,

            В ореховой скорлупке спать улеглась.

                                             (Дюймовочка) Г. Х. Андерсен

  1. Кто он? Ответь скорее на вопрос.

Сам деревянный, длинный нос.

Нашел он ключик не простой,

Чтобы открыть секрет большой.

                                    («Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстой)

  1. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.       («Вот какой рассеянный» С. Я. Маршак)

Вот как много книг вы уже знаете! А сколько книг ещё незнакомых! Сколько удивительных историй они вам расскажут, стоит только захотеть.

Вы уже многие умеете читать и поняли:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!   (В. Д. Берестов «Читалочка»)

В нашей библиотеке есть серия книг «Как хорошо уметь читать». Она состоит из нескольких сборников.

Серия книг — это несколько книг, объединённых между собой по смыслу, жанру, автору или по другому принципу.

Сборник — это издание, в котором собрано несколько или много произведений одного автора или коллектива соавторов (авторский сборник) либо разных авторов.

  1. Первая книга серии- сборник рассказов известных советских писателей для первоклассников о жизни нашей страны и детей. В книгу входят произведения А. Гайдара. Б. Житкова. З. Воскресенской, Л. Пантелеева, Б. Емельянова и др.
  2. Вторая книга- сборник стихов советских поэтов для первоклассников о родине, о жизни детей и взрослых в нашей стране.
  3. Третий сборник серии состоит из рассказов советских писателей о природе и животных, о бережном отношении и любви ко всему живому. В сборник вошли произведения Е. Чарушина, М. Пришвина, К. Паустовского и др.
  4. Следующий сборник- это книга для первоклассников и состоит из повестей о жизни ребят в школе и дома.
  5. В выпуск 5 серии входят весёлые рассказы известных детских писателей: Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева и др.

Ребята, сейчас мы с вами находимся в читальном зале библиотеки. Здесь нельзя шуметь, громко разговаривать, здесь ребята читают редкие и лучшие книги.

Посмотрите, здесь много красивых выставок для больших и маленьких читателей.

Читальный зал, открытые страницы,

Сосредоточенны читающие лица.

Уйдя в мир книг до самопоглощения,

Души и разума источник просвещения.

Здесь тишину нарушит только шепот,

Покажется ничтожным жизни опыт.

Всё прочитать не сможешь и вовеки,

Хоть сутками сиди в библиотеке. (Виталий Рябчунов)

Этот зал, волшебный зал,

Называется – читальный!

Здесь газеты и журнал,

Здесь узнаешь, что вулкан,

Это страшный великан,

Всё сметает на пути,

Так, что лучше обойти.

Где берёза, где лещина

У художника в картине,

Сколько в слове «щука» букв,

Сколько в мире есть наук.

Читальный зал — это помещение в библиотеке, используемое посетителями как место для работы. В библиотеках, предоставляющих возможность брать книги домой через абонемент, со многими особенно ценными или хрупкими можно работать только в читальном зале (например, старопечатные книги, книжные памятники, профессиональные журналы, газеты, энциклопедии, большие словари).

Читальные залы обычно предлагают читателю возможность работы за письменным столом. Современные читальные залы оснащены компьютерами для поиска и заказа необходимых изданий в электронном каталоге.

А теперь мы пойдём в другой зал, который называется «абонемент». Здесь можно взять книги домой на 14 дней. Если вы не успели прочитать книгу, то можно продлить пользование книгой, придя в библиотек или по телефону и на сайте библиотеки.

Книги здесь стоят рядами

Полка к полке – посмотри!

Корешки пестрят цветами

Красный, жёлтый, раз, два, три.

Все стоят по алфавиту,

«А» - Астафьев, «Б» - Бажов.

Можешь ты домой их взять,

Только, чур – вернуть назад!

У нас в библиотеке,

Есть много разных книг,

Есть книги - «великаны»,

Есть книги – «малыши».

Они стоят на полке,

Их рассмотреть, спеши!

Ты оглянись и посмотри:

Вот эта полка о любви,

Твоих друзьях, твоей мечте.

А эти книги о войне,

Что прогремела на земле.

Есть книги о друзьях меньших,

И сказки, и стихи…

Из книг узнаешь много ты,

Не медли! Дверь открой! Войди!

Книг в библиотеке много, чтобы быстро найти нужную книгу, необходимо их расставить в определенном порядке. У каждой книги в библиотеке есть свой адрес, место, куда её нужно поставить, чтобы потом быстро найти. Адрес книги состоит из двух строчек букв и цифр. Первая строка- показывает к какому разделу или отрасли знаний относится эта книга: художественная литература, математика, астрономия и т.д. Вторая строка адреса книги указывает, где место книги в алфавитном каталоге, включает в себя начальную букву фамилии автора или первого слова заглавия книги и цифру.  

 (Т. е. адрес состоит из индекса ББК или УДК и авторского знака. ББК – библиотечно-библиографическая классификация, по которой в Научной библиотеке систематизируется литература по общественным и гуманитарным наукам. Авторский знак – условное обозначение, включающее начальную букву фамилии автора или первого слова заглавия документа и цифру, определяемое авторской таблицей.)

Найти нужную книгу по каталогу. Каталог в библиотеке- это алфавитный или тематический перечень всех документов, имеющихся в составе библиотечного фонда. (показать). Это система библиографических записей, содержащих основную информацию о документах и расположенных для удобства использования в алфавитном или алфавитно-предметном порядке. Чаще всего сейчас библиотекари и читатели используют электронный каталог.

Книги в зале «младший абонемент» расставлены как по алфавиту, так и по темам: о дружбе, о школе, о животных, сказки, рассказы, стихи, детективы, фантастика, фэнтези, приключения и т.д.

Книги любят аккуратных читателей и долго им служат. Не все ребята могут похвастаться бережным отношением к книгам. И как бывает обидно библиотекарям, когда по вине неряшливых читателей разорванную книгу нельзя выдать другим.

Вот о таком читателе Самуил Яковлевич Маршак рассказал историю «Книжка про книжки». (Прочитать отрывок)

Как вы думаете, чем закончилась эта история?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …

БИБЛИОТЕКАРЬ: Книги не выдержали такого обращения и убежали от Гришки в библиотеку. Пришлось отправить книги к доктору- переплетчику. Там их обновили, починили, одели в переплет.

Вышли книги из больницы,

Починили им страницы,

Переплеты, корешки,

Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале

Каждой полку указали…

Ребята нашего библиотечного театра приготовили для вас сценку. Давайте посмотрим. (смотрят выступление театральной студии)

Сценка «Две книжки» М. Ильина

Автор: Однажды встретились две книжки,

            Разговорились меж собой:

1-ая книга: Ну, как твои делишки?

Автор: Одна спросила у другой.

2-ая книга: Ох, милая, мне стыдно перед классом

                     Хозяин мой обложку вырвал с мясом!

                     Да что обложка… оборвал листы!

                     Из них он делает кораблики, плоты

                     И голубей….

                     Боюсь, листы пойдут на змей,

                     Тогда лететь мне в облака!

                      А у тебя целы бока?

1-ая книга: Твои мне не знакомы муки,

                     Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу,

О них и говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

2-ая книга: Ну мой на тройках едет еле-еле

                     И даже двойку получил на той неделе…

Автор: В басне нет загадки.

             Расскажут напрямик

             И книжки, и тетрадки,

             Какой ты ученик.

БИБЛИОТЕКАРЬ: А вы какие ученики и читатели?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

  1. Для чего нужна библиотека?
  2. Для чего нужны книжные выставки?
  3. Как найти нужную книгу в библиотеке?
  4. Как сохранить книгу красивой?
  5. Что понравилось в библиотеке?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

БИБЛИОТЕКАРЬ: Наша экскурсия подошла к концу, но мы не прощаемся, а ждем новой встречи. Закончить наше путешествие по библиотеке я хочу стихотворением Сергей Михалкова.

«Дом книг»

О сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс статей, заметок по теме «Семейное чтение». Конкурс эссе на тему «Присуди литературную премию…». Конкурс презентаций «Моя домашняя библиотека»

Конкурс статей, заметок по теме «Семейное чтение». Конкурс эссе на тему «Присуди литературную премию…». Конкурс презентаций «Моя домашняя библиотека»...

Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой

Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка  по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах....

Методическая разработка занятия на английском языке к Международному дню школьных библиотек

Продолжительность занятия: 90 минутВозраст детей 13-15 летЦель занятия: - формирование творческих способностей и коммуникативной компетенции детей в области истории и культуры;- умение использовать зн...

Моя электронная библиотека

В своей работе я использую методическую литературу подобранную в электронном варианте...

Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"

Конспект библиотечного урока "Знакомство с библиотекой" для  школьников с практическими заданиями и загадками о библиотеке....

Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией"

Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией" для студентов 1 курса специальности 29.02.09. Печатное дело...

знакомство со школьной библиотекой

Данная презентация была создана для начальных классов. Знакомство с книгами и библиотекой...