Доклад на тему: «Работа с фонограммой на уроках в классе духовых инструментов»
методическая разработка
В успешной работе преподавателя детской школы искусств важную роль играет применение на практике современных образовательных технологий.
В современных реалиях учебного процесса (дистанционное обучение в период карантина) неоспоримо важную роль стало играть применение информационных компьютерных технологий (ИКТ).
В сегодняшнем докладе я хочу рассмотреть один из аспектов применения на практике ИКТ – работу с фонограммой на уроках в классе духовых инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_fonogrammoy_v_klasse_dukhovykh_instrumentov.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 г. Ельца»
Доклад на тему:
«Работа с фонограммой на уроках в классе
духовых инструментов»
Докладчик: преподаватель по классу духовых и ударных инструментов
Черная А. А.
Елец, 2023 г.
«Работа с фонограммой на уроках в классе духовых инструментов»
В успешной работе преподавателя детской школы искусств важную роль играет применение на практике современных образовательных технологий.
В современных реалиях учебного процесса (дистанционное обучение в период карантина) неоспоримо важную роль стало играть применение информационных компьютерных технологий (ИКТ).
В сегодняшнем докладе я хочу рассмотреть один из аспектов применения на практике ИКТ – работу с фонограммой на уроках в классе духовых инструментов.
Важной особенностью работы в классе с духовыми инструментами является развитие интонации и слуха, связанных со спецификой исполнения на духовых инструментах. Известно, что развить данные способности юному музыканту-духовику помогает игра с аккомпанирующим инструментом или в ансамбле с преподавателем или другими учениками. Но возникает большая проблема для развития чистой интонации при самостоятельных занятиях ученика или на дистанционном обучении, когда нет возможности исполнять свои партии под живой аккомпанемент концертмейстера.
На помощь в данном случае и приходит фонограмма, или точнее ее еще можно назвать минусовая фонограмма.
Минусовая фонограмма («минус», «минусовка»; от «запись минус один голос») — запись музыкального произведения, в котором отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. Под такую запись музыкант (профессионал или любитель) имеет возможность сам исполнять отсутствующую партию. Чаще всего это просто готовый аккомпанемент для солиста ( https://ru.wikipedia.org/).
В своей работе я использую готовые минусовые фонограммы, которые можно найти на различных сайтах с фонограммами, но чаще фонограммы для своих учеников я составляю сама.
Далее хочу рассказать последовательность действий как создать фонограмму самостоятельно:
- необходимо установить на компьютер любую музыкальную программу для набора нот (Sibelius, Finale, Partitura),
- в программе выбрать инструменты для аккомпанемента на свой вкус – от аккомпанирующего фортепиано до целого симфонического оркестра,
- набрать ноты аккомпанемента в нотном редакторе для фортепиано либо создать аранжировку для аккомпанирующего ансамбля или оркестра, обогатив тем самым сам аккомпанемент различными тембральными красками,
- экспортировать нотный текст в аудиофайл, перевести в формат мп3.
Вот таким нехитрым способом можно создавать интересные оригинальные фонограммы-минусовки, обогощать их различными тембрами инструментов, менять темп самой минусовки по мере разучивания пьесы учеником, начиная с самых медленных темпов и доводя до оригинала.
Ранее считалось, что игра «под минусовку» - это чаще разучивание пьес эстрадного характера. Но в современных реалиях при применении возможных технических средств фонограмма становится почти равноправным аккомпанементом не только для пьес-миниатюр, но и для серьезной классики и произведений крупной формы.
Для учащихся младших классов я рекомендую использовать наряду с минусовой фонограммой и плюсовую, ту, в которой прописан и основной голос. Для раннего разучивания пьесы такая фонограмма позволит ученику более комфортно и быстро выучить свою партию в общем пласте «солист-аккомпанемент». Позднее, когда ученик будет играть уверенно под плюсовую фонограмму, можно ее заменить на минус.
В своем классе использование фонограмм я применяю не только на уроках специальности, но и в ансамбле. Для этих целей я прописываю фонограммы для каждого голоса ансамбля отдельно: для первой партии это будет второй голос с аккомпанементом, а для второй партии – наоборот.
Таким образом, учащиеся могут самостоятельно разучивать свою партию ансамбля как часть всего произведения, а не отдельно, а также оттачивать темп, тембр, метроритм и нюансы.
Подытожив свое выступление, замечу, что игра под фонограмму в классе духовых инструментов решаем ряд задач:
- применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности в классе;
- развитие музыкального слуха и вкуса;
- воспитание исполнительской дисциплины;
- развитие внимания при исполнении;
- точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике;
- знакомство с лучшими образцами классической и эстрадной музыки;
- воспитание самостоятельности;
- развитие чувства ответственности, качества разучивания своей партии.
Применение в преподавательской деятельности фонограммы расширяет возможности процесса обучения, помогает справиться с возникшими сложностями дистанционного обучения и расширяет репертуар учащегося, а также позволяет ускорить процесс его грамотного разучивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства."Цель: обоснование современной информационно - коммуникативной технологи...
Доклад на тему "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"
Доклад "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"...
Урок "Контрольно - измерительный инструмент"
Государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования профессиональное училище № 15 г. Сыктывкара...
Урок Разметка. Разметочный инструмент.
План урока "Разметка Разметочный инструмент" помогает объяснить обучающимся о сушности раметки, для чего она необходима. Использумый для этого инструмент и применяемые приспособления....
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Презентация к докладу по ВКР АНИКЕЕВОЙ О.Д. по теме: «Работа медицинской сестры с пациентами при СД 2 типа в школе сахарного диабета». 2019 г.
В июне 2019 г. студентка группы С-372: Аникеева Ольга Дмитриевна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУ...
Методический доклад на тему :"Работа над интонацией в классе скрипки"
quot;Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая выразительной". О способах наботы над чистой интонацией в классе скрипки....