Проект «Лабтэйко
проект

Салиндер Клавдия Юрьевна

Театрализация сказок народов Севера на родном ненецком языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_labteyko.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

        

Проект подготовлен:

Салиндер Клавдия Юрьевна, воспитатель Сеяхинской школы - интернат

совместно с:

Резвиной Ириной Валерьевной, директором Сеяхинской школы-интерната

Шараповой Юлией Сергеевной, заместителем директора по ВР

Название места работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа  - интернат»

Наименование муниципального образования - Ямальский район, ЯНАО

Наименование населённого пункта  - село Сеяха

Название проекта  «Лабтэйко», театральная постановка по сказкам  народов Севера  

Введение

В школе-интернате обучаются дети, приезжающие из тундры, основная национальность - ненцы, родители их ведут кочевой образ жизни.

За последнее время значительно улучшились условия проживания и образования детей коренной национальности. Руководствуясь воспитательной программой школы - интерната педагогический коллектив школы-интерната успешно решает задачу развития национального образования, задачу сохранения самобытной культуры северных народов, их языка, обычаев, обрядов, ремесел.

        

Актуальность, инновационная значимость проекта

Актуальность создания данного проекта видится в том, чтобы вызвать интерес к сказкам коренных народов Севера   посредством постановочной театрализации, а также  через участие  в флэш-мобах по чтению сказок в социальных сетях. Показать молодому поколению богатство и разнообразие фольклора коренных народов Крайнего Севера: аллегорические сказки о животных, волшебные сказки, героические сказания, предания и легенды, исторические были, бытовые сказки, сюжеты фольклорных произведений, которых отмечены национальным своеобразием, они вводят нас в жизнь древних народов Севера, в них много народной фантазии, мудрости, юмора. Коренные народы Севера издавна бережно сохраняли древние сказания, сказки, передавали их из поколения в поколение. Их легенды можно расценивать как уникальный культурный феномен. К сожалению, последнее время наблюдается утрата традиционного фольклора, сказки уже не передаются из уст в уста, как это было в старину. Ещё одним источником сказок является книга, но молодое поколение с неохотой читают книги. К сожалению, на сегодня, как бы мы этого не хотели телефоны, смартфоны, компьютер, социальные сети поглощают молодое поколение, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Постепенно сужается представления о сказках, о культуре народов Севера. Именно обращение к традициям народа является насущным вопросом на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.   Данный проект вызовет интерес к познаю культурного наследия, продемонстрирует всю красоту народных сказок, привьет любовь к этому виду жанра, обогатить знания детей и молодёжи о фольклоре коренных народов, способствует сохранению родного языка.  Формирует активную жизненную позицию молодых людей, развитию творческих способностей, социальной адаптации в обществе.

Актуальность проекта основана:

- современной общественной потребностью коренных народов Севера к сохранению и приумножению культуры, обычаев, и традиций коренных малочисленных народов Севера;

- отсутствие системы театрально-постановочной деятельности в школе-интернате;

- наличием многовековых и эффективных в области традиционного  воспитания детей коренной национальности через устное народное творчество и недостаточной их интеграцией в современный образовательный процесс по этнокультурному направлению.

Актуальность темы проекта позволила нам определить его проблему, которая заключается в том, что современный уровень этнокультурного воспитания детей коренных малочисленных народов Севера не может быть достаточным без интеграции многовековых, исторически отобранных многими поколениями  сказаний, преданий, которые также важны и при социальной адаптации тундровых детей к школе и окружающему социуму.

Социальная значимость проекта

Данный проект позволит организовать досуг воспитанников интерната, совместно педагогами, сотрудниками, родительской общественности, даёт   возможность научиться лучше понимать друг друга, сблизиться и преодолеть замкнутость на себе. Главное преимущество театральных постановок перед другими развлечениями (компьютерными играми, чтением книг, просмотром видеофильмов) в том, что они предполагают коллективное действие, а значит, активное общение, сопереживание.

Цель проекта:

В течение 2021-2022 года посредством добровольного вовлечения воспитанников, подростков, молодёжь, взрослых организовать театрально-постановочные мероприятия в рамках проекта «Лабтэйко», а также принимать активное участие в культурно-массовых мероприятиях проводимых  в населённом пункте в селе Сеяха Ямальского района

 Задачи проекта:

1. Показать и сохранить богатство и разнообразие фольклора коренных народов Крайнего Севера;

2. Познакомить с содержанием сказок коренных народов Севера, воспитание интереса к художественному слову;

3. Организация содержательного досуга детей, подростков и молодежи посредством приобщения их к социо - культурной деятельности.

Целевые группы, на которые направлен проект - ученики 1-11 классов (7-18 лет), т.е все категории детей.

Для реализации целей и задач проекта создан клубное формирование из воспитанников Сеяхинской школы – интернат, педагогов, родительской общественности.  Работа центра реализуется через театральную постановку сказок коренных народов Севера за счет организации клубного формирования на базе Сеяхинской школы – интернат.

Новизна проекта.

Актуальность создания данного проекта видится в том, чтобы вызвать интерес к познанию  сказок коренных народов Севера   посредством постановочной театрализации, а также  через участие  в флешмобах по чтению сказок, сказаний, преданий  в социальных сетях.

Для автономного округа приоритетным является сохранение традиций, культуры, уникальной самобытности коренных народов Севера. Благодаря поправкам в Конституцию РФ гарантии прав коренных малочисленных народов приобретают конституционный статус, в котором  говорится о том, что успех России возможен только в опоре на нашу культуру. Древнейшая богатейшая культура России, её народов – важнейший ресурс страны, который находится под надежной защитой государства. При этом особое внимание закреплено на сохранении прав, самобытности коренных народов России.  

План-график (сетевой график) выполнения работ

Год выполнения

Перечень мероприятий

и взаимосвязанных действий по их выполнению

Срок

1

2

3

2021-

2022

В случае получения субсидии, освоение суммы в рамках субсидии

- приобретение оборудования (приложение №1 смета):

- проработка юридических вопросов и всех необходимых документов (локальных актов);

- заключение договоров по закупке и транспортировке грузов;

- закупка оборудования и всех составляющих.

март -

сентябрь

 2021 г.

Запуск проекта «Лабтэйко», осуществление организационной деятельности внутри школы-интерната:

- внесение корректировок в дополнительную образовательную программу и учебный план дополнительного образования на 2021-2022 г.

- разработка и утверждение нормативно-правовых документов (приказы: по организации рабочей группы педагогов, участвующих в запуске и реализации проекта, с разделением должностных обязанностей);

- организация работы проекта, как составной части школы-социального парка

сентябрь 2021 - май 2022 г

- установка оборудования;

- разработка новой дополнительной воспитательной программы «Лабтэйко»;

- планирование различных воспитательных этнокультурных мероприятий;

- организация клубного формирования

- организация театральных постановок по сказкам народов Севера

-участие в дистанционных творческих районных и окружных конкурсах, направленных на развитие фольклора коренных народов Севера

- отчеты о деятельности по проекту «Лабтэйко» на сайте школы, департамента образования МО Ямальский район, департамента образования ЯНАО.

Октябрь 2021 - май 2022 года

Ресурсное обеспечение

1. Нормативно - правовое:

- формирование и утверждение пакета документов по проекту «Центр национальных видов спорта «Лабтэйко»»;

- при необходимости внесение изменений в Устав Школы-интерната;

- разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности педагогов, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления.

2. Программно - методическое:

- разработка воспитательных программ с введением театрально-постановочной деятельности по сказкам коренных  народов Крайнего Севера;

- разработка программы клубного формирования;

- создание и корректировка программы и плана воспитательной работы  Сеяхинской школы - интернат.

3. Информационное:

- информирование коллектива педагогов, родителей, воспитанников о характере преобразований в школе-интернате через школьный сайт, СМИ.

4. Мотивационное:

- разработка механизма стимулирования результативной деятельности педагогов (через формы материального и морального поощрения);

- усиление мотивационной работы среди воспитанников и родителей о необходимости внедрения преобразований в школе-интернате.

5. Кадровое:

- обучение на курсах педагогов, работающих в условиях инновационного режима;

- подбор и расстановка профессиональных кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;

6. Организационное:

- составление плана и расписания для работы;

7. Материально - техническое:

- организация работы клубного формирования в системе дополнительного образования;

- обеспечение помещения для репетиций театральных постановок  ;

- приобретение атрибутов, декораций, аудио оборудования, материала для пошив костюмов;

8. Финансовое:

- составление и корректировка сметы расходов на реализацию проекта;

- финансирование проекта по следующим направлениям: модернизация материально-технической учебной базы; программное и методическое обеспечение; повышение квалификации педагогов.

Информация о сотрудниках (исполнителях проекта)

п/п

Ф.И.О. исполнителей проекта (программы)

Должность (обязанности) в проекте,

место работы, занимаемая должность

1.

Резвина Ирина Валерьевна, директор школы-интерната

 - координатор проекта, консультативная помощь, предоставление всех необходимых для реализации проекта содержательных материалов, изучение документов, оказание консультативной помощи организация взаимодействия с организациями села, района, округа и РФ, соавтор проекта «Мэбетако»

2.

Резвина Ирина Валерьевна

- автор и руководитель проекта, автор проекта «Лабтэйко»

3.

Салиндер Клавдия Юрьевна, воспитатель интерната тренер спортивной секции «Мэбетако»

 - автор и реализатор проекта «Лабтэйко» -проведение театрально-постановочных мероприятий по сказкам народов Севера

4.

Байханова Сайрагуль Ильясхановна воспитатель

 -соавтор и реализатор проекта «Лабтэйко» -проведение театрально-постановочных мероприятий по сказкам народов Севера

5.

Шарапова Юлия Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель английского языка

 - координатор проекта «Лабтэйко», реализатор проекта, проведение обсуждений с участниками, организация взаимодействия с воспитанниками школы-интерната

6.

Фадеева Ирина Владимировна

- координатор проекта «Лабтэйко», реализатор проекта, проведение обсуждений с участниками, организация взаимодействия с обучающимися школы-интерната.

7.

Куртлацкова Ольга Анатольевна, учитель информатики

- реализатор проекта «Мэбетако»», ответственный за представление и размещение информации по реализации проекта на сайте

Критерии оценки и показатели

эффективности ожидаемых результатов

Ожидаемыми результатами реализации проекта являются:

  • Создание эффективно действующей инфраструктуры, обеспечивающей формирование «цепочки» взаимосвязи: выпускник школы-интерната - обучающийся ВУЗА, ССУЗа, - воспитатель, педагог организатор по этнокультурному направлению.
  • Повышение уровня изучения и познания молодого поколения культурного фольклорного населения коренных народов Севера;
  • Дальнейшее   изучение фольклора коренных народов Севера для развитие этнокультурного направления
  • Создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для развития национальных видов спорта.
  • Расширение сотрудничества между школой-интернатом и образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования района, округа, учреждениями культуры и спорта.
  • Успешная социализация воспитанников посредством театральных  постановок .

Оценкой эффективности реализации проекта являются:

  • Участие участников в различных конкурсах, этнофестивалях, мероприятий по этнокультурному направлению.
  • Организация содержательного досуга детей
  • Поступление выпускников школы - интернат в ССУЗы по направлению социокультурной деятельности.
  • Позитивная динамика в общественном признании и воспитательного потенциала театрально-постановочной деятельности сказок народов Севера.
  • Рост интереса к изучению культуры своего народа, фольклорного богатства
  • Рост числа детей, посещающих клубное формирование театральных постановок сказок
  • Повышение профессионализма педагогов воспитателей по преподаванию театральных кружков  (обмен опытом работы, диссеминация).
  • Достижение учащимися своего личностного успеха.
  • Участие в очных творческих конкурсах, этнофестивалях проводимых вЯмальском   районе, в округе
  • Оценка эффективности реализации проекта осуществляется по годам в течение всего срока его реализации.

Как уже отмечалось ранее, проект «Лабтэйко» направлен на создание воспитательной среды, ориентированной на социализацию воспитанников, приобщение развивающейся личности к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа.

Возможные риски реализации инновационного проекта

и механизмы их минимизации

Наименование

риска

Анализ причин

его возникновения

Механизмы

минимизации

1. Консерватизм ряда педагогов, сложность преодоления стереотипов.

Игнорирование замечаний советов и требований. Возникновение смыслового барьера, раздражительность в общении, формальное отношение к делу.

Разъяснительные беседы о важности целей и задач проекта, об ожидаемых результатах, путях и способах их достижения; методическая учёба педагогов, повышение квалификации (самообразование, методические советы, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации).

Установление доплат и надбавок за организацию работы по реализации проекта

2. Недостаточная для реализации проекта в полном объёме материально-техническая, учебно-методическая база школы-интерната.

Недостаточное оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием.

Оснащение образовательного процесса современным оборудованием (нарты, топоры, тынзяны и др.) и технологиями (программно-методическое обеспечение); финансирование проекта в полном объёме.

3. Возможное нежелание части воспитанников принимать участие в реализации проекта.

Снижение школьной мотивации, состояние лени, нарушение самоорганизации, самоконтроля, самоанализа. Снижение рефлексии.

Совершенствование работы по созданию в школе-интернате ситуации успеха  - интереса воспитанников и родителей к спорту, к реализации проекта.

4. Отсутствие финансирования.

Нехватка помещения, атрибутов, сценических костюмов.

Привлечение средств из внебюджетных источников.

Получение дополнительных средств финансирования.

5. Взаимодействие с социальными партнёрами

Нарушение связей по субъективным и объективным причинам.

Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества, работа на договорных условиях.

Бизнес-план

План маркетинга:

- совершенствовать систему поощрений (в том числе и материального стимулирования) для привлечения высококвалифицированных кадров;

- усилить рекламную кампанию в СМИ различных уровней;

- расширить сеть социальных партнеров школы - интерната.

Формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.

Заработная плата работников школы-интерната, привлекаемых к работе в проекте, включает в себя ставки заработной платы (должностные оклады) педагога дополнительного образования, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Стимулирующая часть заработной платы назначается за качественное и творческое выполнение должностных обязанностей, повышение эффективности труда, превышение объемных показателей, высокую результативность труда. Выплаты стимулирующего характера работникам школы - интерната производятся с целью: повышения качества образовательного и воспитательного процессов; усиления материальной заинтересованности работников; развития творческой активности и инициативы. Источником финансирования стимулирующей части заработной платы являются средства, направляемые на стимулирующие выплаты, которые составляют 15% базовой части фонда оплаты труда на текущий финансовый год.

Стимулирующая часть заработной платы работникам школы - интерната устанавливаются на основании решения Управляющего совета приказом директора в соответствии с Положением о порядке распределения стимулирующей части заработной платы.

Заключение

1. Изучение этнического своеобразия культуры коренных малочисленных народов Севера России показывает, что традиции народной педагогики в области устного народного творчества могут оказывать большое позитивное влияние на современный процесс этнокультурного воспитания подрастающего поколения.

2. Образовательные программы и методические разработки по этнокультурному  воспитанию, основанные на интеграции сказок народов Севера посредством театральных постановок сказок коренных народов Севера, способствуют совершенствованию образовательного процесса в области этнокультурного  воспитания и позволяют успешно решить проблему национально-регионального компонента, не создавая противоречий в обеспечении единого государственного образовательного стандарта и традиционной культурой этнопедагогики при условии акцента на реализацию принципа вариативности, позволяющего подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, материально-технической оснащенностью учебного процесса, видом учебного учреждения и учета национальных и региональных условий.

Перспективы развития проекта

  • Публикация материалов по данной теме на сайтах, в социальных сетях;
  • Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;
  • Создание сборников по сказкам коренных народов Севера;
  • Создание анимационных мультфильмов на основе фольклора;
  • Участие в мероприятиях, проводимых образовательными учреждениями, Дома культуры села.
  • Привлечение спонсорской помощи для дальнейшей реализации проекта;
  • Организация выездов мобильной группы с театральными постановками в близлежащие поселения;

Значение применения проекта для развития системы дополнительного образования

Театрально-постановочная деятельность является наиболее эффективной педагогической технологией            развития творческой личности детей, подростков, обеспечит необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга детей, подростков, и взрослых. Занятия в театральном объединении помогают научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему.

Возможность использования проекта в практике работы других участников образовательного процесса.

В случае реализации проекта существует возможность для организации выездов мобильной группы с театральными постановками в близлежащие поселения для участия этнофестивалях Ямальского района и ЯНАО. Возможность применить данный проект в других образовательных учреждениях региона.

Приложение 1

Смета расходов

Вид оборудования

Количество

Стоимость

каждого предмета

Общая стоимость

Расходы на декорации, атрибуты, оформление сцены

10000

Расходы на приобретение подарков, сувенирной продукции с логотипами

Блокноты

Ручки

Подарки

15000

Транспортные расходы  на выезд близлежащие поселения для участия в этнокультурных мероприятиях

5

50000

Проживание

5

20000

Пошив национальных костюмов готовая сорочка

               2

20 000 р

40 000

Пошив национальных костюмов суконная ягушка

2

20 000 р

40 000

Расход на приобретение беспроводных профессиональных микрофонов

5

5000

25 000

Итого:

200 000 рублей

Итого

200 000 руб.

Всего