Проект «Лабтэйко
проект
Театрализация сказок народов Севера на родном ненецком языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_labteyko.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Проект подготовлен:
Салиндер Клавдия Юрьевна, воспитатель Сеяхинской школы - интернат
совместно с:
Резвиной Ириной Валерьевной, директором Сеяхинской школы-интерната
Шараповой Юлией Сергеевной, заместителем директора по ВР
Название места работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа - интернат»
Наименование муниципального образования - Ямальский район, ЯНАО
Наименование населённого пункта - село Сеяха
Название проекта «Лабтэйко», театральная постановка по сказкам народов Севера
Введение
В школе-интернате обучаются дети, приезжающие из тундры, основная национальность - ненцы, родители их ведут кочевой образ жизни.
За последнее время значительно улучшились условия проживания и образования детей коренной национальности. Руководствуясь воспитательной программой школы - интерната педагогический коллектив школы-интерната успешно решает задачу развития национального образования, задачу сохранения самобытной культуры северных народов, их языка, обычаев, обрядов, ремесел.
Актуальность, инновационная значимость проекта
Актуальность создания данного проекта видится в том, чтобы вызвать интерес к сказкам коренных народов Севера посредством постановочной театрализации, а также через участие в флэш-мобах по чтению сказок в социальных сетях. Показать молодому поколению богатство и разнообразие фольклора коренных народов Крайнего Севера: аллегорические сказки о животных, волшебные сказки, героические сказания, предания и легенды, исторические были, бытовые сказки, сюжеты фольклорных произведений, которых отмечены национальным своеобразием, они вводят нас в жизнь древних народов Севера, в них много народной фантазии, мудрости, юмора. Коренные народы Севера издавна бережно сохраняли древние сказания, сказки, передавали их из поколения в поколение. Их легенды можно расценивать как уникальный культурный феномен. К сожалению, последнее время наблюдается утрата традиционного фольклора, сказки уже не передаются из уст в уста, как это было в старину. Ещё одним источником сказок является книга, но молодое поколение с неохотой читают книги. К сожалению, на сегодня, как бы мы этого не хотели телефоны, смартфоны, компьютер, социальные сети поглощают молодое поколение, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Постепенно сужается представления о сказках, о культуре народов Севера. Именно обращение к традициям народа является насущным вопросом на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость. Данный проект вызовет интерес к познаю культурного наследия, продемонстрирует всю красоту народных сказок, привьет любовь к этому виду жанра, обогатить знания детей и молодёжи о фольклоре коренных народов, способствует сохранению родного языка. Формирует активную жизненную позицию молодых людей, развитию творческих способностей, социальной адаптации в обществе.
Актуальность проекта основана:
- современной общественной потребностью коренных народов Севера к сохранению и приумножению культуры, обычаев, и традиций коренных малочисленных народов Севера;
- отсутствие системы театрально-постановочной деятельности в школе-интернате;
- наличием многовековых и эффективных в области традиционного воспитания детей коренной национальности через устное народное творчество и недостаточной их интеграцией в современный образовательный процесс по этнокультурному направлению.
Актуальность темы проекта позволила нам определить его проблему, которая заключается в том, что современный уровень этнокультурного воспитания детей коренных малочисленных народов Севера не может быть достаточным без интеграции многовековых, исторически отобранных многими поколениями сказаний, преданий, которые также важны и при социальной адаптации тундровых детей к школе и окружающему социуму.
Социальная значимость проекта
Данный проект позволит организовать досуг воспитанников интерната, совместно педагогами, сотрудниками, родительской общественности, даёт возможность научиться лучше понимать друг друга, сблизиться и преодолеть замкнутость на себе. Главное преимущество театральных постановок перед другими развлечениями (компьютерными играми, чтением книг, просмотром видеофильмов) в том, что они предполагают коллективное действие, а значит, активное общение, сопереживание.
Цель проекта:
В течение 2021-2022 года посредством добровольного вовлечения воспитанников, подростков, молодёжь, взрослых организовать театрально-постановочные мероприятия в рамках проекта «Лабтэйко», а также принимать активное участие в культурно-массовых мероприятиях проводимых в населённом пункте в селе Сеяха Ямальского района
Задачи проекта:
1. Показать и сохранить богатство и разнообразие фольклора коренных народов Крайнего Севера;
2. Познакомить с содержанием сказок коренных народов Севера, воспитание интереса к художественному слову;
3. Организация содержательного досуга детей, подростков и молодежи посредством приобщения их к социо - культурной деятельности.
Целевые группы, на которые направлен проект - ученики 1-11 классов (7-18 лет), т.е все категории детей.
Для реализации целей и задач проекта создан клубное формирование из воспитанников Сеяхинской школы – интернат, педагогов, родительской общественности. Работа центра реализуется через театральную постановку сказок коренных народов Севера за счет организации клубного формирования на базе Сеяхинской школы – интернат.
Новизна проекта.
Актуальность создания данного проекта видится в том, чтобы вызвать интерес к познанию сказок коренных народов Севера посредством постановочной театрализации, а также через участие в флешмобах по чтению сказок, сказаний, преданий в социальных сетях.
Для автономного округа приоритетным является сохранение традиций, культуры, уникальной самобытности коренных народов Севера. Благодаря поправкам в Конституцию РФ гарантии прав коренных малочисленных народов приобретают конституционный статус, в котором говорится о том, что успех России возможен только в опоре на нашу культуру. Древнейшая богатейшая культура России, её народов – важнейший ресурс страны, который находится под надежной защитой государства. При этом особое внимание закреплено на сохранении прав, самобытности коренных народов России.
План-график (сетевой график) выполнения работ
Год выполнения | Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению | Срок |
1 | 2 | 3 |
2021- 2022 | В случае получения субсидии, освоение суммы в рамках субсидии - приобретение оборудования (приложение №1 смета): - проработка юридических вопросов и всех необходимых документов (локальных актов); - заключение договоров по закупке и транспортировке грузов; - закупка оборудования и всех составляющих. | март - сентябрь 2021 г. |
Запуск проекта «Лабтэйко», осуществление организационной деятельности внутри школы-интерната: - внесение корректировок в дополнительную образовательную программу и учебный план дополнительного образования на 2021-2022 г. - разработка и утверждение нормативно-правовых документов (приказы: по организации рабочей группы педагогов, участвующих в запуске и реализации проекта, с разделением должностных обязанностей); - организация работы проекта, как составной части школы-социального парка | сентябрь 2021 - май 2022 г | |
- установка оборудования; - разработка новой дополнительной воспитательной программы «Лабтэйко»; - планирование различных воспитательных этнокультурных мероприятий; - организация клубного формирования | ||
- организация театральных постановок по сказкам народов Севера -участие в дистанционных творческих районных и окружных конкурсах, направленных на развитие фольклора коренных народов Севера - отчеты о деятельности по проекту «Лабтэйко» на сайте школы, департамента образования МО Ямальский район, департамента образования ЯНАО. | Октябрь 2021 - май 2022 года |
Ресурсное обеспечение
1. Нормативно - правовое:
- формирование и утверждение пакета документов по проекту «Центр национальных видов спорта «Лабтэйко»»;
- при необходимости внесение изменений в Устав Школы-интерната;
- разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности педагогов, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления.
2. Программно - методическое:
- разработка воспитательных программ с введением театрально-постановочной деятельности по сказкам коренных народов Крайнего Севера;
- разработка программы клубного формирования;
- создание и корректировка программы и плана воспитательной работы Сеяхинской школы - интернат.
3. Информационное:
- информирование коллектива педагогов, родителей, воспитанников о характере преобразований в школе-интернате через школьный сайт, СМИ.
4. Мотивационное:
- разработка механизма стимулирования результативной деятельности педагогов (через формы материального и морального поощрения);
- усиление мотивационной работы среди воспитанников и родителей о необходимости внедрения преобразований в школе-интернате.
5. Кадровое:
- обучение на курсах педагогов, работающих в условиях инновационного режима;
- подбор и расстановка профессиональных кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;
6. Организационное:
- составление плана и расписания для работы;
7. Материально - техническое:
- организация работы клубного формирования в системе дополнительного образования;
- обеспечение помещения для репетиций театральных постановок ;
- приобретение атрибутов, декораций, аудио оборудования, материала для пошив костюмов;
8. Финансовое:
- составление и корректировка сметы расходов на реализацию проекта;
- финансирование проекта по следующим направлениям: модернизация материально-технической учебной базы; программное и методическое обеспечение; повышение квалификации педагогов.
Информация о сотрудниках (исполнителях проекта)
№ п/п | Ф.И.О. исполнителей проекта (программы) | Должность (обязанности) в проекте, место работы, занимаемая должность |
1. | Резвина Ирина Валерьевна, директор школы-интерната | - координатор проекта, консультативная помощь, предоставление всех необходимых для реализации проекта содержательных материалов, изучение документов, оказание консультативной помощи организация взаимодействия с организациями села, района, округа и РФ, соавтор проекта «Мэбетако» |
2. | Резвина Ирина Валерьевна | - автор и руководитель проекта, автор проекта «Лабтэйко» |
3. | Салиндер Клавдия Юрьевна, воспитатель интерната тренер спортивной секции «Мэбетако» | - автор и реализатор проекта «Лабтэйко» -проведение театрально-постановочных мероприятий по сказкам народов Севера |
4. | Байханова Сайрагуль Ильясхановна воспитатель | -соавтор и реализатор проекта «Лабтэйко» -проведение театрально-постановочных мероприятий по сказкам народов Севера |
5. | Шарапова Юлия Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель английского языка | - координатор проекта «Лабтэйко», реализатор проекта, проведение обсуждений с участниками, организация взаимодействия с воспитанниками школы-интерната |
6. | Фадеева Ирина Владимировна | - координатор проекта «Лабтэйко», реализатор проекта, проведение обсуждений с участниками, организация взаимодействия с обучающимися школы-интерната. |
7. | Куртлацкова Ольга Анатольевна, учитель информатики | - реализатор проекта «Мэбетако»», ответственный за представление и размещение информации по реализации проекта на сайте |
Критерии оценки и показатели
эффективности ожидаемых результатов
Ожидаемыми результатами реализации проекта являются:
- Создание эффективно действующей инфраструктуры, обеспечивающей формирование «цепочки» взаимосвязи: выпускник школы-интерната - обучающийся ВУЗА, ССУЗа, - воспитатель, педагог организатор по этнокультурному направлению.
- Повышение уровня изучения и познания молодого поколения культурного фольклорного населения коренных народов Севера;
- Дальнейшее изучение фольклора коренных народов Севера для развитие этнокультурного направления
- Создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для развития национальных видов спорта.
- Расширение сотрудничества между школой-интернатом и образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования района, округа, учреждениями культуры и спорта.
- Успешная социализация воспитанников посредством театральных постановок .
Оценкой эффективности реализации проекта являются:
- Участие участников в различных конкурсах, этнофестивалях, мероприятий по этнокультурному направлению.
- Организация содержательного досуга детей
- Поступление выпускников школы - интернат в ССУЗы по направлению социокультурной деятельности.
- Позитивная динамика в общественном признании и воспитательного потенциала театрально-постановочной деятельности сказок народов Севера.
- Рост интереса к изучению культуры своего народа, фольклорного богатства
- Рост числа детей, посещающих клубное формирование театральных постановок сказок
- Повышение профессионализма педагогов воспитателей по преподаванию театральных кружков (обмен опытом работы, диссеминация).
- Достижение учащимися своего личностного успеха.
- Участие в очных творческих конкурсах, этнофестивалях проводимых вЯмальском районе, в округе
- Оценка эффективности реализации проекта осуществляется по годам в течение всего срока его реализации.
Как уже отмечалось ранее, проект «Лабтэйко» направлен на создание воспитательной среды, ориентированной на социализацию воспитанников, приобщение развивающейся личности к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа.
Возможные риски реализации инновационного проекта
и механизмы их минимизации
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Механизмы минимизации |
1. Консерватизм ряда педагогов, сложность преодоления стереотипов. | Игнорирование замечаний советов и требований. Возникновение смыслового барьера, раздражительность в общении, формальное отношение к делу. | Разъяснительные беседы о важности целей и задач проекта, об ожидаемых результатах, путях и способах их достижения; методическая учёба педагогов, повышение квалификации (самообразование, методические советы, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации). Установление доплат и надбавок за организацию работы по реализации проекта |
2. Недостаточная для реализации проекта в полном объёме материально-техническая, учебно-методическая база школы-интерната. | Недостаточное оснащение образовательного процесса необходимым оборудованием. | Оснащение образовательного процесса современным оборудованием (нарты, топоры, тынзяны и др.) и технологиями (программно-методическое обеспечение); финансирование проекта в полном объёме. |
3. Возможное нежелание части воспитанников принимать участие в реализации проекта. | Снижение школьной мотивации, состояние лени, нарушение самоорганизации, самоконтроля, самоанализа. Снижение рефлексии. | Совершенствование работы по созданию в школе-интернате ситуации успеха - интереса воспитанников и родителей к спорту, к реализации проекта. |
4. Отсутствие финансирования. | Нехватка помещения, атрибутов, сценических костюмов. | Привлечение средств из внебюджетных источников. Получение дополнительных средств финансирования. |
5. Взаимодействие с социальными партнёрами | Нарушение связей по субъективным и объективным причинам. | Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества, работа на договорных условиях. |
Бизнес-план
План маркетинга:
- совершенствовать систему поощрений (в том числе и материального стимулирования) для привлечения высококвалифицированных кадров;
- усилить рекламную кампанию в СМИ различных уровней;
- расширить сеть социальных партнеров школы - интерната.
Формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.
Заработная плата работников школы-интерната, привлекаемых к работе в проекте, включает в себя ставки заработной платы (должностные оклады) педагога дополнительного образования, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Стимулирующая часть заработной платы назначается за качественное и творческое выполнение должностных обязанностей, повышение эффективности труда, превышение объемных показателей, высокую результативность труда. Выплаты стимулирующего характера работникам школы - интерната производятся с целью: повышения качества образовательного и воспитательного процессов; усиления материальной заинтересованности работников; развития творческой активности и инициативы. Источником финансирования стимулирующей части заработной платы являются средства, направляемые на стимулирующие выплаты, которые составляют 15% базовой части фонда оплаты труда на текущий финансовый год.
Стимулирующая часть заработной платы работникам школы - интерната устанавливаются на основании решения Управляющего совета приказом директора в соответствии с Положением о порядке распределения стимулирующей части заработной платы.
Заключение
1. Изучение этнического своеобразия культуры коренных малочисленных народов Севера России показывает, что традиции народной педагогики в области устного народного творчества могут оказывать большое позитивное влияние на современный процесс этнокультурного воспитания подрастающего поколения.
2. Образовательные программы и методические разработки по этнокультурному воспитанию, основанные на интеграции сказок народов Севера посредством театральных постановок сказок коренных народов Севера, способствуют совершенствованию образовательного процесса в области этнокультурного воспитания и позволяют успешно решить проблему национально-регионального компонента, не создавая противоречий в обеспечении единого государственного образовательного стандарта и традиционной культурой этнопедагогики при условии акцента на реализацию принципа вариативности, позволяющего подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, материально-технической оснащенностью учебного процесса, видом учебного учреждения и учета национальных и региональных условий.
Перспективы развития проекта
- Публикация материалов по данной теме на сайтах, в социальных сетях;
- Участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;
- Создание сборников по сказкам коренных народов Севера;
- Создание анимационных мультфильмов на основе фольклора;
- Участие в мероприятиях, проводимых образовательными учреждениями, Дома культуры села.
- Привлечение спонсорской помощи для дальнейшей реализации проекта;
- Организация выездов мобильной группы с театральными постановками в близлежащие поселения;
Значение применения проекта для развития системы дополнительного образования
Театрально-постановочная деятельность является наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей, подростков, обеспечит необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга детей, подростков, и взрослых. Занятия в театральном объединении помогают научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему.
Возможность использования проекта в практике работы других участников образовательного процесса.
В случае реализации проекта существует возможность для организации выездов мобильной группы с театральными постановками в близлежащие поселения для участия этнофестивалях Ямальского района и ЯНАО. Возможность применить данный проект в других образовательных учреждениях региона.
Приложение 1
Смета расходов
Вид оборудования | Количество | Стоимость каждого предмета | Общая стоимость |
Расходы на декорации, атрибуты, оформление сцены | 10000 | ||
Расходы на приобретение подарков, сувенирной продукции с логотипами Блокноты Ручки Подарки | 15000 | ||
Транспортные расходы на выезд близлежащие поселения для участия в этнокультурных мероприятиях | 5 | 50000 | |
Проживание | 5 | 20000 | |
Пошив национальных костюмов готовая сорочка | 2 | 20 000 р | 40 000 |
Пошив национальных костюмов суконная ягушка | 2 | 20 000 р | 40 000 |
Расход на приобретение беспроводных профессиональных микрофонов | 5 | 5000 | 25 000 |
Итого: | 200 000 рублей | ||
Итого | 200 000 руб. | ||
Всего |