Музыкальный и поэтический пейзаж омского художника А.Н. Либерова на внеурочных музыкальных занятиях
план-конспект занятия

ССегодня наблюдается огромный интерес к исследованиям в сфере культуры. В настоящее время проблема состоит в том, что в общественном сознании происходят значительные изменения, обострение социальных, национальных противоречий. Это заставило нас обратить свое внимание на формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека, нравственных и эстетических ценностей. Именно через искусство происходит передача духовного опыта, восстанавливаются отношения между поколениями.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания.  Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую  она  опирается. Такой  основой  в  системе  эстетического  воспитания   мы   можем   считать искусство: музыку, литературу, живопись .Ведь только искусство заключает в себе  большой  потенциал для развития личности. Внеурочная музыкальная работа, благодаря связи музыки, живописи и литературы воспитывает чувства любви к малой родине, гордости, сопричастности и ответственности за историю родного края, бережное отношение к художественному  наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_-_praktich_konferentsiya_omskoe_prirtyshe.doc155.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "МНОГОЛИКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ"

_______________________________________________________

Направление: Культура народов Омского Прииртышья

Тема: Музыкальный и поэтический пейзаж омского художника А.Н. Либерова на внеурочных музыкальных занятиях

Автор: Сухорукова Юлия Сергеевна

Научный руководитель: Головачева Вера Михайловна

Образовательная организация: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский музыкально - педагогический колледж»

2022

Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

ГЛАВА I Исследование творчества омского художника

А.Н.Либерова

1.1  Природа Сибири через полотна А.Н.Либерова..............................................5

1.2 Поэтическая пастельная живопись А.Н.Либерова........................................ 9

Глава II  Эстетическое   воспитание во внеурочной музыкальной

работе

2.1 Художественно - эстетическое воспитание: понятие..................................10

2.2 Методы художественной педагогики во внеурочной

музыкальной работе.............................................................................................11

Заключение...........................................................................................................13

Список источников..............................................................................................14

Приложение

Приложение 1 Разработка сценария  творческой встречи  "Поющие

аккорды  пастельных тонов А.Н. Либерова"..............................................16

ВВЕДЕНИЕ

Эстетическое воспитание тесно связано с мировоззрение будущего общества. Сегодня наблюдается огромный интерес к исследованиям в сфере культуры. В настоящее время проблема состоит в том, что в общественном сознании происходят значительные изменения, обострение социальных, национальных противоречий. Это заставило нас обратить свое внимание на формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека, нравственных и эстетических ценностей. Именно через искусство происходит передача духовного опыта, восстанавливаются отношения между поколениями.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания.  Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую  она  опирается. Такой  основой  в  системе  эстетического  воспитания   мы   можем   считать искусство: музыку, литературу, живопись и другие виды художественного творчества. Ведь только искусство заключает в себе  большой  потенциал для развития личности. Внеурочная музыкальная работа, благодаря связи музыки, живописи и литературы воспитывает чувства любви к малой родине, гордости, сопричастности и ответственности за историю родного края, бережное отношение к художественному  наследию.

Через изучение и познание  творчества омского художника Алексея Николаевича Либерова,  жившего  на территории Омской области, складывается неразрывная связь с предшествующими поколениями.

Цель работы: Через разработку сценария творческой встречи на основе изучение творчества омского художника А.Н. Либерова, приблизиться к пониманию созвучия музыки , живописи и литературы для передачи  красоты  природы родного края и необходимости бережного отношения к ней.

Задачи:
1. Изучить материал о художнике А.Н. Либерове
2. Определить основные жанры и техники работы художника
3. Исследовать технику пастели

4. Рассмотреть понятие эстетическое воспитание

5. Определить суть методов художественной педагогики во внеурочной музыкальной работе
6. Разработать сценарий внеурочного музыкального мероприятия
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в педагогической деятельности различными субъектами социально-культурной деятельности школьного и внешкольного образования.

ГЛАВА I Исследование творчества омского художника

А.Н.Либерова

1.1  Природа Сибири через полотна А.Н.Либерова

Творчество Алексея Николаевича Либерова (1911–2001) – пейзажиста, мастера пастели, народного художника РСФСР хорошо известно профессионалам и знатокам искусства Сибири. Его произведения вошли в состав многих музейных коллекций страны, хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. В Омске, еще при жизни мастера в 1994 году был создан Художественный музей «Либеров-центр», где занимаются творчески одарённые дети, организуются выставки сибирских художников, нередко его бывших учеников, формируется тематическая коллекция сибирского пейзажа. Для А.Н. Либерова, как и для многих сибирских художников, жанр пейзажа приобрёл особое значение в творческой жизни. Конечно, здесь действует мощный географический фактор: где, как не в Сибири, можно найти такие обширные пространства, захватывающие дух человека. Однако А.Н. Либерову удалось найти особый поворот сибирской темы. В свои пейзажные работы – независимо от выбранной разновидности жанра – он привнёс лирическое мироощущение. Лирической интонацией окрашены самые масштабные панорамы сибирской земли, лирикой наполнены картины с элементами бытового жанра, интимные и камерные пейзажи-настроения. А.Н. Либерова считают одним из первых пейзажистов-лириков старшего поколения художников Сибири.
       Большая творческая жизнь художника А. Н. Либерова всеми своими корнями связана с Сибирью. В одном из красивейших старинных городов Сибири –Томске – он родился в 1911 году и провёл свои детские годы. Родным городом Алексею Николаевичу стал и Омск – город на Иртыше.
        Картины А.Н. Либерова узнаются с первого взгляда. Сильные стороны
дарования мастера – чувство меры, «дисциплина» цвета и профессиональная культура, полученная в Институте имени И.Е. Репина Всероссийской Академии художеств, где он учился с 1932 года и окончил курс в 1939 году в мастерской И.И.Бродского.
        Лирико-эпический пейзаж и «либеровский» колорит – именно на этих
жанровых предпочтениях и особенностях мастера заостряют внимание искусствоведы, обращавшиеся к творчеству мастера.
         Под словом «пейзаж» принято понимать два значения: вид на природу, местность и изображение в искусстве природы, местности. Вид на природу в первом значении - это объективная реальность, которая несет информацию от самого первоисточника, без посредников. Изображенная же природа - это субъективная реальность, которая несет информацию, сочиненную художником, доступными ему средствами. Если хочешь узнать о Сибири, почувствовать могучее дыхание сурового края, увидеть величавое течение ее полноводных рек, дремучесть лесов, уютную прелесть заросших берегов озер и речушек, очарование березовых колков, нужно постоять у картин Либерова. Любовь художника отдана первозданной природе.
        Произведения художника надолго приковывают внимание зрителя, увлекают его в мир красоты, открывают тайну очарования леса, неба, озера... «Это как встреча со старым другом; на душе становится светлее, чище, как после хорошей музыки...» «Это радость погружения в красоту, счастье как бы заново обретенной родной речки, леса, полянки (хотя ее никогда и не видела)»— таковы отзывы зрителей.

Первые пейзажи Алексея Николаевича - певца родного края, влюбленного в его природную краску: «Из окна поезда», «Барабинская степь», «Золотой вечер». Пейзажи зрелой поры «Весенние воды», «Угрюм - река», «Дорога в тайгу», «Васюганские доли». Последние работы: «Вечер в деревне», «Лес Тары», «Закат на Иртыше».

Циклы его работ «Нефть в Сибири», «Целина» наполнены восхищением масштабностью свершений, свидетельствуют о высоком мастерстве автора.

Умение чувствовать глубину национальной культуры западных стран сделали его работы по Венгрии («Будапешт просыпается», «Крыши Будапешта», «На перроне Будапешта», «Венгерская улочка», «По дорогам Венгрии», и др.) живым свидетельством красоты этого края.

А цикл работ по Германии («На Шпрее», «В саксонской долине», «Немецкая Венеция», «Над Эльбой») не случайно широко приветствовался  на персональных выставках автора в Новосибирске, на Академической выставке в Москве, в Ленинграде. Многие работы этих циклов приобретены ведущими музеями страны.

В 1980 г. за серию пейзажей «Весна на Иртыше», «Угрюм - река», «Над Васюганом», «Буровая Китаева», «Самотлорские рождения» мастеру была присуждена Государственная премия РСФСР.

 «Ветреный день» - эквивалент природной красоты. Художник оправдывает название через изображение клонящихся от ветра крон деревьев, не затрагивая при этом ни композиции, ни колорита, ни манеры письма - они неприкосновенны, ибо не могут прийти в противоречие с автором, уверовавшим в неизменность, вечность и целостность природы. Композиция работы строго центрична: отношения верха и низа, правой и левой сторон зафиксированы березкой, расположенной на вертикальной оси пейзажа.

«Вечер на реке Уй» - один из шедевров мастера. Здесь многие цвета музыкальных ритмов. Природа предстала в переходный момент от вечера к ночи. Картина «Родина», ее второе название «Степь» является пейзажем «малого отечества», Выполнена она в Барабинской степи. Автору важны позы, движения, все то, что помогает создать определенное эмоциональное состояние. Художником взята высокая точка обзора. Полотно «Родина» колористично, но в нем еще нет той общей сдержанной серовато - голубой гаммы, которую принято среди сибирских искусствоведов называть «особым либеровским колоритом». Эпический размах в картине смягчается лирикой авторского чувства. Оно впоследствии будет присутствовать в работах Либерова А. Н.  даже при изображении самых масштабных панорам сибирской земли.

Колористическое единство работ этого автора держится на мягкой гармонии тона. Его излюбленные тона — серебристо - жемчужно серые, и оттенки той самой «серой шкалы», о которой он говорил: «Я разработаю серую шкалу». Эмоциональной выразительности и песенной певучести в своих произведениях художник добивается благодаря мягким контрастам цвета, композиционному противопоставлению планов, точному распределению пятен света и тени. Выражению неуловимого движения в его пейзажах способствует нежный поющий аккорд бархатистых пастельных тонов.

Художника не увлекает созерцание дальних и ближних планов, горизонтальных ритмов, какой - либо топографичности в характеристике изображения. Его привлекает не внешняя правда. Он не любит зависеть от натуры, копировать ее. Его интересует внутренняя суть сибирского приволья, простор, величие природы и, вместе с тем, пронизывающее тревожное чувство нестабильности, хрупкости окружающего мира.

Из воспоминаний художника: «Когда началась война с Японией, я попал на Дальний Восток. Буквально через неделю эшелоном с востока нас перебросили под Москву, и свое боевое крещение я получил в Бологом, недалеко от Ленинграда. Война- страница, которую невозможно вычеркнуть из памяти. Я был на передовой, участвовал в наступлениях, видел поражения и пережил радость победы. На фронте много рисовал, постоянно делал наброски. Часто вспоминаю я и дороги войны. Помню места под Смоленском... Отступая, шли через непроходимые и дремучие леса, как в Сибири. У нас в семье про такие леса говорили - «шишковские». На войне особенно остро ощущаешь красоту природы, и это восприятие идет через контрасты... Только что прошли лесными тропами среди могучих, казалось вековых деревьев, среди высокий пахучих трав, ярких цветов, и вдруг,  на десятки километров - израненный лес, наполовину срубленный. Это трудно даже представить. Бомбы срезали верхушки деревьев, и высотой четыре - пять метров, как телеграфные столбы, стояли пни. Война показала бесчеловечность, бездуховность отношения не только к человеку, но и к природе». «В искусстве пейзажа ценю, когда художник выражает свое отношение, свою сопричастность природе. Важно, чтобы природа жила в душе каждого художника, чтобы она была согрета его сердцем. Самое трудное для художника - сохранить непосредственность восприятия природы».
        Когда на выставках знакомишься с большим количеством работ художника, создается впечатление, что все они наполненные разным содержанием, и имеющие индивидуальное цветовое решение, - тем не менее, сохраняют близость чему-то общему. Это общее можно определить как особое «колористическое состояние». В каждом произведении А.Н. Либерова наличествует цветовая «взаимосвязь всех зон». Отсюда, на наш взгляд, и свойственная работам Либерова тонкая гармония и уравновешенность.

1.2 Поэтическая пастельная живопись А.Н.Либерова

   Для Алексея Николаевича Либерова не было затруднения в выборе материала. Поэтическими интонациям либеровского творчества близка техника пастели, ее бархатистость, нежные цветовые градации перламутрово-серых, голубых оттенков. Пейзажи художника невольно сравнивают с музыкой — они действительно сходны с русской классической музыкой, то камерной, то торжественной.
        Многие пейзажи Либерова написаны в сложной, удивительно тонкой технике пастели, которой он виртуозно владеет. Свой первый пейзаж «Из окна поезда» (1941. Всесоюзная выставка 1945 г.) он написал пастелью, известные пейзажи 70-х годов тоже написаны пастелью. Ею художник пишет на грунтованной бумаге, на холсте, на грунтованном картоне. Пастель в руках художника — податливый, покорный его желанию материал, пастелью он сразу и рисует и пишет как маслом, и именно это создает особую легкость, выразительность его произведениям, подвижность, одухотворенность изображаемого.
       Пейзажи художника тоновые. Тонко, со вкусом художник строит пейзаж из мягких тональных контрастов, образующих особый мягкий и, как часто говорят, «либеровский колорит», где доминируют цвета: серый жемчужный, цвет старого серебра, приглушенные золотисто-коричневые, зеленые, — что и создает особую тонкую гармонию, покой, уравновешенность и в то же время специфическую световую напряженность за счет отдельных ярких, как бы светящихся пятен, штрихов («Вечер после грозы», «Вода и небо Васюгана», «Вечер в Петропавловске», «Просека», «Тымск — сибирское село», «Навстречу земле»). Гармония цвета и единство колористических решений этих работ наглядно убеждают в основе эмоционального строя картин. Такой колорит наиболее точно выражает неброскую красоту западной и северной Сибири. Творческий путь Алексея Николаевича Либерова охватывает большой временной период от дебюта художника в 1929 году на выставке «Новая Сибирь» до последних дней жизни.
Середина 1950-х годов характеризуется особым оживлением пейзажной живописи.
        Уже с середины 1960-х годов А.Н. Либеров почти полностью отдает предпочтение технике пастели, причем пишет ею как маслом, который раз утверждая, что пастель есть «вид живописи», и свойственная работам Либерова тонкая гармония и уравновешенность.
       
Пейзажи художника невольно сравнивают с музыкой — они действительно сходны с русской классической музыкой, то камерной, то торжественной. Не кажется ли Вам, что кисть можно сравнить со смычком? Коснется художник холста и краски зазвучат, как музыка...

Глава II  Эстетическое   воспитание во внеурочной музыкальной

работе

2.1 Художественно - эстетическое воспитание: понятие.

Художественное воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, музыкальном, литературном.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

Основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

2.2 Методы художественной педагогики во внеурочной

музыкальной работе

   

          Сделать внеурочную музыкальную работу  интересной, а значит, повысить интерес к ней позволяют различные методы обучения.

В современных условиях для организации музыкального творчества школьников значимыми становятся специальные методы эмоциональной драматургии (автор - Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова). Перечисленные методы обучения музыке обладают общим свойством - все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. При этом данные методы могут применяться как в организации урока, выступающего своеобразным "художественным произведением" учителя и учеников, так и коллективного творческого дела во внеклассной работе. Так, метод эмоциональной драматургии предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности. Суть данного метода в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен и урок, и музыкальный фестиваль, и концерт, и конкурс, и т.д.  Существование данной модели допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития учащихся, их художественных пристрастий.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам.

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. Данный метод создания художественного контекста позволяет обеспечить ту необходимую связь музыки с жизнью, о которой пишет Б. В. Асафьев: "Лаборатория расширяет круг своих наблюдений за пределы школы и возможно детально организует обсуждение и оценку происходящих вокруг музыкально-общественных дел и проявлений музыкального творчества и исполнительства".

   Таким образом, специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики обучающихся. Обращение к музыке как средству воспитания подрастающего человека основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение обучающихся в музыкально творческой деятельности, которое даёт эффективные воспитательные результаты в том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.

Заключение

       Алексея Николаевича Либерова следует считать одним из первых пейзажистов – лириков старшего поколения мастеров советской Сибири. Возвышенное отношение к природе, правда натуры, умение запечатлеть увиденное в ясной, четкой композиции, блестящее владение материалом и создает ту степень реализма, которая отличает произведения этого мастера.
     Алексей Николаевич Либеров пишет чувством. Его талант — 
чисто русский талант, развившийся в русле русского реалистического искусства. Созданные им произведения согреты любовью к родной земле.
     Оригинальность, неповторимость этого художника в том, что он нашел свой мир и облюбовал материал, который органически сливается с характером художника и наиболее полно выражает его чувства и мысли. Творчество Алексея Николаевича Либерова основано на истинном профессионализме, на глубоком постижении натуры и искреннем восхищении природой. Оно является значительной, неотъемлемой частью культурной среды Омска. Его работы знают и ценят в Сибири, Москве и Санкт-Петербурге. Заслуги Либерова в развития отечественного изобразительного искусства по достоинству оценены государством: он является народным художником России, лауреатом Государственной премии им. И.Е.Репина, член-корреспондентом Российской академии художеств, профессором живописи, почетным гражданином Омска. Именно ему Омск обязан тем, что в 1960-м, году в педагогическом институте возник художественно-графический факультет, и у наших земляков появилась возможность получать высшее художественное образование.

       Почему мы обратились именно к этой теме? Во-первых, проблемы искусства, культуры, воспитания в человеке таких начал, как нравственность, духовность, эстетическое восприятие мира, его красоты и гармонии, важны в наше время как никогда. Внутренний мир человека - самое большое богатство, самое ценное, что может быть. И чтобы стать личностью, необходимо постигнуть опыт прошлого, без которого нет настоящего, и не может быт будущего. Во-вторых, мы обратились к творческому наследию омского художника для того, чтобы через его работы увидеть красоту родного края, глубже понять его историю. 

Результатом нашего исследования стало создания сценария внеурочной музыкальной работы "Поющие аккорды пастельных тонов А.Н. Либерова". В нем слились воедино все виды искусства: музыка, живопись, литература.

Нам удалось рассмотреть  природу Сибири через полотна А.Н.Либерова,

познакомиться с жанром пейзажа в творчестве А.Н.Либерова и его техникой пастельной живописи. В сценарии мы использовали методы художественной педагогики в контексте эстетического воспитания.

Список литературы

1.Астафьев В. Последний поклон. - М., 1983. - С.1 7
2. Гольденблюм А.М. Изобразительное искусство Омской области. - Омск 1959

3. Гуменюк А.Н. Пейзаж в творчестве А.Н. Либерова 1960-1980-х годов// Учителя и ученики. Связь поколений. Сборник научных статей. и материалов по итогам проекта «Учителя и ученики. Связь поколений». Омск, 2001 С. 10-20.

4. Дмитренко А. Прирастая Сибирью... //Художник. 1985, №12

5. Либеров А. О родном крае // Омская правда. 1949, 9 янв.

6. Либеров А. Каталог выставки. Авт. вст. ст. А. Долгих. - Омск, 1981

7. Либеров А. Буклет.- М., 1949

8. Либеров. Каталог выставки. Авт. ст. М. Сокольников.- М.,1961

9. Либеров А. Буклет.- Омск, 1967

10.Либеров Алексей. Жизнь и творчество/ Сост. А.И.Долгих, Г.А. Севостьянова. Омск, 1996,

11.Севостьянова Г.А., Либеров А.Н. Размышление о пейзаже (из бесед с художником)//Сибирский пейзаж : пространство мифов. Сборник материалов научно-практического семинара-выставки(15-17 февраля 2000г. г. Омск)/Отв.ред. В. Г. Рыженко. Омск, 2000. с.5-6.

12. Скуратов И. Пастели А. Либерова // Искусство. 1979, № 6

13. Соловьева- Волынская И.Н. Художники Омска. - Д., 1972

14.«Тетрадь №1 апрельских детских искусствоведческих чтений, посвящённых народному художнику России А.Н. Либерову»– М., 2004

Приложение

Приложение 1

 Разработка сценария  творческой встречи  "Поющие аккорды

пастельных тонов А.Н. Либерова"

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством омского художника А.Н.Либерова

- способствовать воспитанию любви к музыке, к природе на примере музыки русского композитора П.И.Чайковского 

- научиться  анализировать взаимосвязи между художественными образами музыки живописи литературы

 Твой взгляд да будет тверд и ясен.

 Сотри случайные черты,

 И ты увидишь: мир прекрасен.

 (А. Блок)  

У:Дорогие   друзья!   Сегодня   нас   ждет  встреча   с  творчеством   нашего современника, человека, чья судьба связана с городом, в котором мы живем, с народным художником Алексеем Николаевичем Либеровым.

У:  Что в нашем городе Омске связано с именем этого художника?

Д: Государственный  областной  художественный    музей «Либеров - центр», школа эстетического воспитания музея «Либеров - центр.

У: Знаменательно,  что  все  эти храмы  были  открыты при жизни художника, главной чертой которого, являлась НЕУСПОКОЕННОСТЬ. Посмотрите на художественную фотографию,  где изображен Алексей Николаевич Либеров.

У:  Что вы можете сказать как психологи, при первом взгляде на  этого человека? Сконцентрируйте свой взгляд на лице, глазах, позе.

Д:  Увлеченный,   решительный,   одухотворенный,   мудрый,   тонко воспринимающий жизнь.

У: На долю выпало много знаменательных встреч, много поистине исторических дел, очень много удивительных творческих успехов, много достойных учеников, еще много всего, что возвышает человеческую индивидуальность до уровня творческой личности общероссийского масштаба. Он удостоен самых высоких званий и наград. Он - лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина, народный художник России, член - корреспондент Российской академии художеств, профессор живописи, Почетный гражданин города Омска.

У:  Прошу вас настроить свои сердца на общение с полотнами омского художника, удивительно талантливого человека и понять настроения и чувства, которые он вложил в свои творения и попытаться определить ключевую тему его творчества  (демонстрируется зрительный ряд репродукций картин Либерова Л.Н).

 У:  Верно, это тема «Сибирский пейзаж»,  который является доминантой его творчества.  Многие художники обращались к пейзажной живописи. Их имена вам помогут вспомнить репродукции картин  (демонстрируется зрительный ряд репродукций картин Шишкина, Левитана, Остроухова).

У: Наверное, вы согласитесь, что всматриваясь в картины этих художников, понимаешь, что они не просто зафиксировали на полотнах любимые уголки  природы,  но  и  подарили нам,  зрителям, счастливые  минуты общения с прекрасным. Либеров А.Н. продолжил тему пейзажа в своем творчестве, внеся в нее свое лирическое мироощущение. Давайте вместе подумаем:  природа, красота окружающего мира даны человеку в вечное пользование?

Д: говорят о том, что многое зависит от самого человека, его духовных, нравственных ориентиров.

У: Обобщая ответы детей, подводит к мысли о том, что если нет красоты в душе человека, то он не увидит ее и в природе.

                                                Не то, что мните вы, природа,

                                                Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                          (Ф.Тютчев).

У:  Что в природе Сибири могло привлечь внимание художника, да так, чтобы родилась картина? Вспомните свои прогулки за город, моменты общения с природой.

Д:  Красота степи, леса, всплеск воды, краски неба, хрустальное журчание ручья.

У:  И, конечно же, если ты хочешь познакомиться и глубже почувствовать природу Сибири через полотна А.Н. Либерова, надо настроиться на особый характер восприятия. Их надо воспринимать не только зрительно, но и сердцем. И только в этом случае нам откроются искренность и великолепие ее могучих рек, красота живописных озер, таинство непроходимых таежных лесов, искренность и теплота уютных березовых колок.

Эту мысль мне хотелось бы выразить в поэтической форме, обратившись к стихам Н.Заболоцкого:

                                           В очарованье русского пейзажа

                                           Есть подлинная радость, но она

                                           Открыта не для каждого и даже,

                                           Не каждому художнику видна.

Наверное, неслучайно, через духовное общение с картинами А.Н. Либерова многие впервые открыли для себя пейзажи Сибири и Омского Прииртышья во всей полноте жизненных впечатлений и особенностей колорита, света, воздуха, пространства.

Исследователи творчества А.Н.Либерова утверждают, что переживание пейзажа, созерцание внутри пейзажа имеет свои биографические корни. Обратимся к дневниковым записям: «Я вырос в условиях природы неочищенной красоты и живописности: луга, беспредельное море цветов, окрестные леса, где всегда было много грибов и ягод». Эти детские впечатления со временем переросли в эстетические убеждения, кредо художника. Перелистывая страницы дневника, мы читаем: «Важно, чтобы природа жила в душе каждого художника, чтобы она была согрета его сердцем».

У:  Как вы считаете, что художник вложил в эти слова?

Д:  Природу нужно почувствовать душой, выражать состояние своей души, найти в ней отклик и передать его с помощью красок.

У: Действительно, природа и искусство не отделены одно от другого потому, что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевает природу родного края. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе очень близкие и родственные чувства.

                                 С природой одною он жизнью дышал

                         Ручья разумел лепетанье

                                           И говор древесных листов понимал

                                           И чувствовал трав прозябанье.

                                           (Е. Баратынский).

У: Давайте, из предложенного ряда остановимся на нескольких картинах и более подробно поговорим о них: «Осень в Сибаке», «Осень в парке», «Дом моего детства».  Как вы чувствуете состояние природы в картине «Осень в Сибаке»?

Д:  Природа грустит, ждет прихода зимы. Мы чувствуем дыхание берез с тонкими стройными стволами с редкой золотистой листвой и замедленное движение водной глади около деревьев.

У: Да, верно, природа грустит, словно человек. В ней, как в зеркале отражается русская душа, способная сопереживать, сострадать, чувствовать чужую боль, как свою.  Какие краски использует пейзажист, чтобы воплотить образ осени?

Д: Серое небо, жемчужная гладь воды, бледные краски осени. Мы ощущаем сырой осенний воздух.

У:  Действительно, краски А.Н. Либерова самобытны. Уникальность этого живописца в лирико-романтическом складе его души, в сочетании cмастерством владения старинной техникой пастели. Художник ценит исключительные свойства этого материала  -  возможность передачи тонких цветовых градаций: краски не выцветают, не темнеют от времени, не сохнут в период работы. При рассмотрении работ можно увидеть сеть штрихов, линий, пятен, растертых рукой. Пастелью художник часто работает как живописец широкими мазками кисти.  Живопись Либерова тоновая. Тональность — это то, ценное качество в живописи, которое утрачено в произведениях современных художников.

Еще одна особенность творческого почерка А.Н. Либерова: он никогда не копирует даже то, что его удивило, поразило в жизни. Он запоминает мотив, состояние природы, свое отношение и свое возникшее чувство. Прирожденный горожанин, он смотрит на окружающие луга, поля, леса, воды, небо влюбленными глазами селянина.

У:  Вы, верно, сказали, в воздухе  чувствуется  холодный осенний день. Природа  пронизана  ожиданием.     Мы  как  будто  слышим  звенящую тишину, шелест последних листьев. У подножья холма, покрытого густым лесом, расположилась маленькая деревушка. Какие поэтические строки вы выберите, глядя на такую картину? (учащимся предлагается раздаточный материал: фрагменты стихов русских поэтов об осени).

***

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком

И журавли, печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о чем...

(С.Есенин).

***

Звенит, кружась в осеннем танце,

Листвы прощальная краса...

(И. Бунин).

***

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки

Льют  дожди, и нет просвета

Затерялось где то лето.

Ходит осень, бродит осень

Ветер с клена листья сбросил

Под ногами коврик новый

Желто - розовый — кленовый.

(В. Авдиенко).

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

(Ф.Тютчев).

***

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца

Чахлая рябина мокнет под окном,

Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А. Плещеев).

***

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман да сырость

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин).

***

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

(Н. Некрасов).

***

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

(М. Лермонтов).

У:  Спасибо  вам,  за то,   какие  стихи  вы  выбрали,  что  вы  тонко  почувствовали созвучие живописи и поэзии. Посмотрите, как образно и   возвышенно Тютчев называет осень «дивной порой», Некрасов «славной»,  у Лермонтова осень вызывает ощущение печали, а Фет прямо говорит о  желании скорее расстаться с ней.  Нередко А.Н.Либерова тоже называли поэтом живописи. Для того, чтобы  вы убедились в этом хочу представить вам еще одну поэтическую работу  А.Н.Либерова «Осень в парке».   Постарайтесь понять чувства, образы,  мысли, которые вложены художником в этот пейзаж.

У:  Какое общее впечатление о пейзаже? Не такую ли осень любил А.С.: Пушкин «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой». Чем же мила она сердцу художника? Почему для Либерова это милый  сердцу уголок?   Давайте попытаемся рассмотреть эту картину с точки  зрения «Поздняя осень и человек, вступающий с ней в диалог». Созерцая   природу, в данном случае осеннюю  природу, попытаемся почувствовать

состояние человека.

У:  Приходилось ли вам в природе наблюдать нечто подобное? Какое  внутреннее состояние, настроение у человека, в такую погоду?

Д:  На картине изображен холодный дождливый осенний день. Дорога,  уходящая вдаль и одинокие фигуры людей, бредущие как будто по дороге  жизни. Осень у этих людей   вызывает чувство печали и тоски. И быть  может, в этот момент им не с кем поделиться, нет рядом человека,    который бы почувствовал их состояние.

У:  Фигура человека, идущего под зонтом, словно сжата со всех сторон,  закрыта   от   посторонних   глаз,   что   наталкивает   нас   на   мысль   об  одиночестве. И может быть только осенняя природа в настоящий момент  является   его   чутким,   понимающим   собеседником.   А.Н.   Либеров   с  помощью интонационно - образной основы картины «Осень в парке» как  бы хочет помочь человеку понять себя, совладать со своим одиночеством,   и таким образом внести ясность и стабильность в его душу.

У:  Для одного человека осень - расцвет жизни, а для другого – это одиночество, разлука.

                                     Бездна... лишь дует холодный ветер,

                                     Острой болью пронзающий кожу...

                                     Сгоревших замков остывший пепел,

                                     Небо серое, душу тревожит.

У:  Человек всегда должен стараться переосмыслить искусство и дать ему свою оценку, понимая, что это не простое отражение действительности. Что мы и попытались с вами сделать.   Как колорит картины передает состояние человека и природы?

Д:  Краски неяркие, блеклые, преимущественно холодных тонов. Это краски осени, они размыты, в них оттенки серого и охристого цвета.    Они создают ощущения свежести, влаги, прохлады.

У:  Копирование природы - неприемлемо для художника. А. Н. Либеров как настоящий поэт природы воспевает хмурые облака, насторожившуюся, затаившуюся природу. В этой работе не найти у него ликующего солнечного дня, осенних солнечных полянок, ярких ковров цветущих опушек, все в особом состоянии, настроении, все в сероватых  приглушенных   пастельных   тонах.   Вот   в   этом   и   кроется   понятие  особенного    уникального    «либеровского»    колорита,    «либеровского»   почерка.

Чаще всего, у художников мы видим другую осень, золотую, роскошную   разноцветную, богатую  на дары.  Именно эту осень Тютчев называл  «дивной порой», а художники называют ее «золотой», как «Золотая осень»   Левитана.  Такая осень есть и на полотнах Либерова   «Дом моего детства».

У:  Какими звуками возвестила осень о своём приходе?  Подберите слова, звуки, краски, с помощью которых можно описать  природу, свои ощущения, чувства, характеризующие позднюю осень.

Д:  Листья не просто падают. Мы слышим их мягкое шуршание, можно  услышать интонации медленного вальса.

Листья падают в саду...

В этот старый сад, бывало,

Ранним утром я уйду

И блуждаю, где попало.

Листья кружатся, шуршат

Ветер с шумом налетает -

И гудит, волнуясь, сад

И угрюмо замирает.                                           (И. Бунин).

Они кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут.

У: С какой интонацией в целом звучит эта картина? Не только всмотритесь, но и вслушайтесь в ее звучание.

Д:  Интонации нежные и теплые, светлые воспоминания. В первой картине «Осень в Сибаке»: интонации грусти, печали, уныния. Во второй, «Осень в парке»: тоска, одиночество. В третьей «Дом моего детства»: душевное тепло, спокойствие, равновесие.

У:  Верно, картина пропитана ностальгическими чувствами автора к родовому гнезду, отчему дому. Мы видим двухэтажный бревенчатый дом, к нему ведет дощатая дорожка. Деревянные ворота и калитка гостеприимно распахнуты. Картина написана очень теплыми золотыми красками, осины, березы и ели приглашают нас в свои объятия, течет размеренная жизнь, люди неспешно общаются. Глядя на стрекочущих сорок, мы можем услышать их оживленный стрекот, на бегущую по опавшим листьям собаку, можно представить негромкий радостный лай, шелест осеннего ветра в кронах деревьев. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Природа наслаждается последними теплыми деньками.

Художник приглашает нас в свой духовный мир, рисуя в своих воспоминаниях дом своего детства. На полотнах художников природа никогда не выглядит мертвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки. Обратимся к воспоминаниям: «Я родился в старинном сибирском городе Томске в 1911 г. Родители мои были коренные сибиряки. Томск до сих пор славится своей архитектурой, памятниками деревянного зодчества. Это был типично купеческий город с великолепными торговыми рядами. Я всегда любил и вспоминаю с глубокой нежностью этот прекрасный город. Помню, как мы с мамой пошли за малиной в лес, увлеклись сбором ягод и вдруг в тишине слышим причмокивание. Оказалось, медведь рядом лакомится малиной. Мама взяла нас за руки и потихоньку отвела подальше. Очень любил я речку Томъ - чистую, прозрачную, с ее пологими берегами и утесами - великанами. Родители мои хорошо понимали и чувствовали природу. Запомнились мне наши походы с отцом на рыбалку на Басандайку, на Песчаное озеро. В погожие дни летом часто устраивали пикники, в них принимали участие друзья моих родителей. Таков был уклад жизни: неторопливый, доброжелательный, с большим интересом ко всему прекрасному».

На картине  «Дом  моего  детства»,  художник дает нам  возможность прочувствовать состояние, красоту жизни, краски осени. Полотно  А.Н. Либерова  «Дом  моего  детства»,   как  и  многие другие картины  художника,     как  правило,  ассоциативны.  Всмотритесь,  они вызывают поток воспоминаний, поэтических сравнений? .

У: Чем отличаются краски картин «Осень в парке» и «Дом моего детства»?

У: Какие у вас воспоминания вызывают эти картины: «Осень в парке» и «Осень в Сибаке», «Дом моего детства»? Что объединяет эти картины и в чем их различие?

Д:  Объединяет тема осени, талант художника, его мастерство, а различие заключается в разных ощущениях, чувствах, характеризующие позднюю осень пейзажной лирики А.Н. Либерова.

У:  О дождливой осенней погоде и о чувствах человека можно рассказать с помощью музыкальных звуков.

                                       От красок шумно и светло

                                       Картины воздух обступили,

                                       Я музыку сюда бы ввел

                                       Чтобы они заговорили.

Проведем параллель. Музыкальный пейзаж   - это пейзаж настроения, в  котором   выразительность   интонаций   сливается   с   изобразительными  подробностями музыкального языка.  Многое зависит от настроения, от общения с окружающим миром. По словам  самого художника Либерова А.Н.   «Лучшее  получается,  когда  состояние природы и собственное душевное состояние перекликаются, и  ты говоришь в своих работах так, как тебе хотелось бы, ты поешь  собственную песню. Именно в этом я вижу смысл творчества, смысл  своего искусства».

Музыка     обладает     своеобразными     художественными     средствами  (красками)   -   тембровыми,   регистровыми,   ладовыми,   ритмическими,  динамическими, с помощью которых изображается жизнь.

У:  Давайте представим, что вы - композиторы и вам тоже хочется  изобразить осень, как выразился художник Либеров: «спеть собственную  песню».   Какими   бы   средствами   музыкальной   выразительности   вы  воспользовались?  (учащиеся  разбиваются  на пары,  и  им дается  несколько  минут для  составления гипотезы по схеме: мелодия, лад, тембр, динамика, темп,  форма).

(Дети слушают «Осеннюю песню»  П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»  и во время слушания делают пометки, что из их  предположений совпало с мыслями композитора, а что - нет (плюс,  минус.)   Их   предположения   записываются   в   тетради,   по   желанию  озвучиваются. По окончании прослушивания - обсуждение и выводы).

У:  Передавая определенное эмоциональное состояние   композитор, как поэт и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие,  светлые (мажор, или мажорный лад) или более приглушенные, неяркие, а  подчас и темные (минор, или минорный лад). Так в каком же ладу  написана пьеса русского композитора?

Д:  Минор: пьеса грустная, унылая, печальная, жалобная.

У:  Вопросы по рядам:

1 ряд:  Каков, по вашему мнению, был характер произведения, настроение и
почему?

2 ряд:   Какое качество музыки использовал композитор?

3 ряд: В какие минуты жизни вы обратились бы к этой музыке? Почему?

Д: Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность  музыки.   К   этой   музыке   можно   обратиться   в   минуты   раздумья   и  размышлений.

У:  Какой картине она созвучна?

Д:  В пьесе слышны плачущие, стонущие, как бы поникшие интонации,  которыми композитор выражает душевное состояние человека — печаль, грусть, его прощание с теплом, светом. В ней — задумчивость, щемящая  грусть, а может быть, и одиночество. Ведь увядание природы часто в  сознании людей связывается с увяданием жизни. Созвучие с картиной  «Осень в парке».

У: Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. А в середине  немного взволнованная, беспокойная (исполняет 5-й и 6-й такты пьесы).  Но потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии.  Да, в музыке можно услышать и порывы ветра (исполняет повторно 5-й и  6-й такты), и как падают листья (исполняет 7-й и 8-й такты). Мелодия  звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло.

У:  Вы были настоящими творцами, композиторами. Выразительные  средства помогли передать и раскрыть образ фортепианной пьесы.  Послушайте «Осеннюю песню» еще раз (фрагмент).

У:  Мы с вами убедились, как много общего в интонационной основе и  средствах выразительности музыки и живописи.  П.И. Чайковский - великий русский композитор. С его произведениями вы  знакомы с первого класса. Он написал музыкальный цикл «Времена года»,  в котором выразил свою любовь к русской природе.  12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.   Каждую пьесу  П.И.Чайковский предваряет стихотворением.

Мы сегодня с вами открыли этот альбом «Времена года» на осенней  страничке, и услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал  «Осенней   песней».   Осень   была   одним   из   любимых   времён   года   композитора.

Из воспоминаний А.Н. Либерова мы видим, что он тоже очень любил музыку. «Мои родители любили бывать на симфонических концертах и брали нас, детей с собой. Гостями моих родителей нередко бывали музыканты, артисты. Музыка часто звучала в нашем доме. Играла на пианино моя мама, Антонина Ивановна. Она очень любила музыку и старалась приобщить к ней и нас. Мама вообще пыталась привить вкус и любовь ко всему прекрасному: природе, музыке, изобразительному искусству. Всех детей, а нас было четверо, обучали рисованию. И учились мы у очень хороших педагогов». В семье Либеровых очень любили музыку многих русских композиторов и особенно горячо и трепетно, музыку П. И. Чайковского, поэтому она неслучайно звучит на нашей встрече.

У:  Предлагаю вам творческое задание. Дышать вместе с дыханием музыки. Настроить свой сердечный пульс на частоту музыкальной пульсации. И движением рук, корпуса, передать звуковую палитру.

Листья падают, падают, кружатся

Вальс танцует листва с ветерком

Предлагаю ребята сейчас вам

Покружится в танце с листвой   (пластическое интонирование).

У:  Благодарю, что вы так красочно исполняли музыку, щедро дарили тепло своей души, передавая характер осенней природы. Природа обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость.

У: Представьте, что вы студент театрального ВУЗа и занимаетесь в творческой мастерской. Перед вами задание: произнести словосочетание «Скучная картина».

У:  У каждого получился свой смысл, своя интонация, мелодическое начало, спокойный темп, негромкая динамика, определенная ритмическая организация, близкая к распеву. Все это было созвучно мягкой, бархатистой фактуре пастелей Либерова, приглушенной гамме золотисто - охристых и серебристых тонов, так тонко и точно передающих атмосферу осеннего дня.

Музыка уже появилась, стоило только вслушаться в слова, и начать вживаться в настроение, которое заполнило всю душу. Слова несут мысль, рассказ о чем то.

Сейчас мы услышим произведение этого же русского композитора, но на слова А. Н. Плещеева, которое так и называется «Осень».

1 ряд - Какие интонации слышаться?

2 ряд - О чем рассказывает музыка?

3 ряд - Как вы понимаете     последнюю  фразу песни:  «Многим ли
дождаться света и тепла?»

Д:  Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени,  задумчивость природы. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая - с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Слова помогают понять смысл произведения.

У:  Какой картине созвучна,  и почему?

Д:  Эта песня созвучна картине «Осень в Сибаке», в песне слышны слова«Смотрит   деревушка   сереньким   пятном»,   и   передается   внутренние  состояние человека.

У:  Предлагаю   вам   сейчас   поиграть   в   дирижеров   и   свободно подирижировать. Рука движется, ниспадает, словно осенний лист или  осенняя паутинка.

У:  В чем общее и различие с картиной? (обращение  к словарю эстетических эмоций. Школьники обязательно должны услышать 2 и 3 куплет, без чего данное сочинение превращается просто в календарь природы).

2 куплет

Все тебе не рады! Твой унылый вид

Горе да невзгоды бедному сулит

Слышит он заранее крик да плач ребят

Видит, как от стужи ночь они не спят,

Нет одежды теплой, нету в печке дров

Ты на чей же, осень, поспешила зов?

З куплет.

Вот и худ и бледен сгорбился больной...

Как он рад был солнцу, как был бодр весной!

А теперь - наводит желтых листьев шум

На душу больную рой зловещих дум!

Рано, рано осень в гости к нам пришла,

Многим ли дождаться света и тепла!

(А.Н.Плещеев).

П. И. Чайковский был великим тружеником в музыке и никогда не покидал своего рабочего кабинета, своего рабочего места до тех пор, пока не выполнял поставленную перед собой задачу. Работа рождала у него вдохновение. Он страстно любил природу, именно русскую природу - ее леса и деревушки, околицы, тропинки, лесные опушки и задумчивый плеск воды в озерах. Все это вызывало у композитора тот прилив творческих сил, которые мы, его потомки, слышим в прекрасных звуках его музыки. Его жизненным девизом были слова: «Вдохновение это гостья, которая не посещает ленивых».

Также как и П.И.Чайковский, художник А.Н. Либеров в своем творчестве познал много мук. Творчество - это радость, счастье, но и мука. Его творчество - это, прежде всего работа, работа ритмичная, непрерывная, как дыхание, как удары сердца. Это постоянная работа мысли, упражнение руки, изучение объекта и «подпитка» своих эмоций новыми впечатлениями, общением с природой.

В  свои 83 года, он был легок на подъем. Для него было не проблемой выехать за 40 - 60 км посмотреть нужное ему состояние природы. Творчество народного художника России Алексея Либерова цельно и значительно в своих проявлениях. Мягкий, лиричный по складу своего таланта, А. Либеров в искусстве следует своей намеченной линии. Он верен пейзажу родины, развивая святые для него традиции русской школы живописи. Задушевно, просто, зримо передает он свое понимание красоты земли, леса, рек, озер, облаков. От его картин пахнет полевыми цветами, сеном, свежим ветром.

У:  Предлагаю и вам потрудиться душой и выполнить творческое задание «Цветовое эхо». Чтобы запомнить свои ощущения, перенести своё видение на бумагу красками, оставив цветовое эхо, взглянув на которое воссоздаётся в памяти образ звучавшей музыки. Показать в красках движение, развитие музыкального образа.

Михаил Пришвин писал: «Созерцая природу, человек все лучшее, о чем он говорит, берет из себя».

Вывод: Таким образом, музыка слова, оттенки живописи повлекли за собой рождение музыки звуков. Слова, музыка и цвет слились в единое целое. Наверное, и композитор, и поэты, и художник, увидев необыкновенное чудо, красоту, почувствовал в душе музыку звуков и созвучий, которые превратились в мелодию и гармонию красок.

Заканчивая нашу встречу, мне хотелось бы пожелать вам встретиться с картинами А.Н. Либерова в музее и пообщаться с ними как с добрыми друзьями, постараться не только всмотреться в эти картины словно во внутренний мир человека, но и почувствовать музыку его души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»

Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...

УМК ПМ 06.02 «Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях»

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ «Преподавание музыки и организация внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательных учреждениях» МДК «Теория  и методика музыкального воспитан...

Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

Внеурочное интегрированное занятие "Олимпийская мозаика"

Разрабатывая данное занятие, мы хотели не только синтегрировать различные учебные предметы, но и сделать такое внеклассное занятие, в котором могли бы принимать участие сразу все дети, обучающиеся в к...

Сборник тестовых заданий для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Сборник тестов для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа, специальности 44.02...