Библиотечные уроки
методическая разработка
Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, педагогам, мастерам, кураторам, студентам и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности, студентов развития у педагогов и студентов потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnye-uroki.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечные уроки
ВВЕДЕНИЕ.
Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой, представляющей библиотечно-информационные ресурсы читателям, педагогам, мастерам, кураторам, студентам и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности, студентов развития у педагогов и студентов потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.
Главная задача библиотечных уроков - сделать так, чтобы у студентов были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:
- читатели должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации;
- научить студентов пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках;
- приучать читателей к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;
- Закреплять интересы к узнаванию окружающего мира, к изучаемым общеобразовательным, техническим, специальным дисциплинам и к чтению.
Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но, тем не менее, в измененной форме. Педагогу и библиотекарю следует запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить уроки в виде самостоятельной работы студентов над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у обучающихся. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.
Главное задача библиотечного урока - выработать способность студентов самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить студентов систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
Типичными формами работы библиотеки по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
· индивидуальные консультации по библиографическому разыскиванию и методике работы с литературой;
· групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;
· экскурсии по библиотеке;
· проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
· библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
· игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:
· Знания возможностей библиотеки;
· Умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.;
· Знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
· Знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);
· Умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);
· Умения бережно обращаться с произведениями печати.
Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой успеваемости студентов. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения студентов самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.). Основная цель библиотечных уроков – дать студентам знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. 2. Овладение методами аналитической переработки информации. 3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебно-методической и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).
ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА.
1.Помнить о цели:
· Какой цели я собираюсь достичь?
· Почему я собираюсь достичь этой цели?
· Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока.
1.Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат:
· Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы;
· Состояние группы как целого, – какие процессы происходят в группе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно;
· Состояние каждого участника – как чувствует себя в группе каждый студент, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?);
· Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в группе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участника.
1.Библиотекарь должен уметь:
· Слушать и слышать;
· Быть открытым;
· Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям;
· Не упускать никого и ничего в процессе работы;
· Не сталкивать мнения, а выслушивать;
· Не оценивать;
· Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников;
· Говорить четко и понятно;
· Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину.
1.Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение:
· устанавливать контакт с партнером по общению;
· отслеживать «состояние контакта» в процессе общения;
· удержание контакта в процессе общения;
· восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения;
· «настраивать» собеседника (организовать запрос);
· «настроиться» на собеседника (понимать запрос);
· собирать и анализировать информацию об интересах партнера;
·изучать и правильно оценивать возможности партнера;
·организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера);
· Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера. Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков со студентами. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер).
Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут студентам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.
Участники занятий в процессе работы учатся:
1. Воспринимать и анализировать информацию;
2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его;
3. Строить доказательство и заключение;
4. Ясно и конкретно выражать свои мысли;
5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, заключения партнера.
Учитывая возрастные особенности студентов, следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в группе:
· Дать представление судентам о современных информационных
технологиях;
· Научить студентов самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри библиотеки, так и вне нее;
· Приобщать студентов к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
· Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к литературе и к чтению.
Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты, выставки. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры студентов. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.
Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на разделы.
Раздел I (I- II курсы) – Студенты учатся перерабатывать информацию, создавать новую, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме. При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять студентов по пути самостоятельного исследования. По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами обучающихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого цикла обязательно проводится итоговое занятие.
Главная задача программы – научить студентов работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор студентов по всемирной истории, истории России, литературе, географии,экологии,химии,биологии и.т.д.
При оценке работы студентов на библиотечном уроке учитывается:
· правильность ответа;
· оперативность ответа;
· умение выражать свои мысли кратко и четко;
· владение основными терминами по изучаемым предметам;
· логика изложения;
· умение работать в группе;
· эмоциональность, заинтересованность.
Раздел I.
1-2 курсы
Тема 1. Информационные ресурсы библиотеки. Содержание темы: Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки.
Тема 2. Библиографический аппарат письменной работы. Содержание темы: Правила оформления.
Тема 3. Тестирование. Содержание темы: Проверка на усвоение материала в игровой форме.
I Курс | |
Тема 1. Алфавитный каталог, его составление и описание. Карточка алфавитного каталога. Обучение новым возможностям поиска информации. | Октябрь |
Тема 2. Систематический каталог. Обучение использованию новых информационно-поисковых систем. Схема основного авторского описания. | Ноябрь |
Тема 3. Предметный каталог. Развитие у обучающихся основных поисковых умений и навыков в качестве базиса для формирования информационно-независимой личности. | Декабрь |
Тема 4. Книги по естественным, гуманитарным наукам для старших подростков: специфика, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по естественным, гуманитарным наукам. Серии книг по естественным, гуманитарным наукам, их тематика. Связь с программой колледжа
| Сентябрь |
Тема5. Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, романы, публицистические произведения | Октябрь,ноябрь |
II Курс | |
Тема 1. Поиск литературы для реферата и исследовательской работы. | Октябрь |
Тема 2. Поиск литературы для доклада. | Ноябрь |
Тема 3. Поиск с использованием компьютерных программ. Обучение использованию информационно-поисковых систем. | Декабрь |
Тема 4. Книги по общетихническим, прфессиональным наукам для старших подростков: специфика, особенности их чтения, методика использования в обучении. Справочная литература по общетихническим, прфессиональным наукам. Серии книг по общетихническим, прфессиональным наукам их тематика. Связь с программой.
| Ноябрь |
Тема5. Художественная литература для студентов. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, романы, публицистические произведения. | Октябрь,ноябрь |
III Курс | |
Тема 1. Поиск литературы для реферата и исследовательской работы, курсовые работы | Ноябрь |
Тема 2. Поиск литературы для написания диплоимных работ
| Февраль |
Тема 3. Периодические издания для студентов. Роль периодических изданий в обучении и воспитании студентов. Современные периодические издания для молодежи, их разнообразие. Профиль, читательское назначение. Краткая характеристика отдельных периодических изданий. | Сентябрь, май |
1 ,2,3 курсы.
Тема 1. Литература разных видов и жанров. Типы изданий. Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.
Тема 2. Информационно-поисковая система в библиотеке. Содержание темы: Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки.
Тема 3. Правила оформления письменных работ Содержание темы: Повторение правил оформления письменных работ и закрепление пройденного материала.
Тема 4. БИБЛИОТЕЧНЫЙ «ВЫПУСКНОЙ».
Содержание темы: Игра – праздник.
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ ВЫПУСКНИКА.
Раздел I – В работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и картотеках, использовать списки литературы внутри книги, владеет техникой работы с периодическими изданиями, владеет методами и формами рекламы литературных произведений, самостоятельно подбирает литературу в соответствии со своими индивидуальными планами.
Приложение
Библиотечный урок
«СЛОВАРИ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»
Цель: познакомить студентов с основными типами словарей, развивать любознательность и интерес к чтению.
Задачи: дать представление о многообразии словарей, применение, значение.
Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.
Эпиграф: «…словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Собственно, словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее…» Вольтер.
Ход мероприятия
Педагог-библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.
- Что означает слово «минорный»?
- Что означают слова «мнемический» и «сенсорный»?
- Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.
Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С.Маршак.
Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.
Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.
Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.
Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.
Толковый словарь В.Даля
Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился «Толковый словарь живого великорусского языка». А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими». Вместе с «дикими» словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За 4томный «толковый словарь живого великорусского языка» - труд всей жизни В.И.Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук. Достаем четвертый том, откроем на слове «СЛОВАРЬ». Читаем: «СЛОВАРЬ» - сборник слов. Значит в четырех толстых книгах собраны русские слова и выражения.
Составитель словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше слов народного – живого – языка, «как ходит он устно из конца в конец по всей нашей родине».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.
«Словарь современного русского литературного языка» Академии наук России насчитывает 17 томов. Это целое хранилище русского языка, вся его многовековая история. Конечно, этим словарем пользуются реже, чем, например, четырехтомным «Толковым словарем русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова. Но чаще всего прибегают к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, неоднократно переиздававшегося и наиболее полного на сегодняшний день, в котором дано лексическое и грамматическое толкование около 53 тысяч слов. Используя его, дайте объяснение словам: библиотека, библиотекарь, библиофил, библиофоб. Как ночь и день, как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб». Потому что библиофил – это любитель и собиратель книг, а библиофобия означает ненависть к книге. Это кажется невероятным, невозможным. Разве бывают люди, способные ненавидеть книгу! Бывают.
В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, отважным и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Для слов, сходных по смыслу, существует словарь синонимов. Давайте подберем к глаголу «говорить» синонимы (ребята выполняют задание с помощью словаря: разговаривать, молвить, шептать, кричать, доказывать, спорить, утверждать, произносить, спрашивать…). А теперь давайте подберем к слову «ложь» синонимы. (Обман, небыль,, неправда, наговор).
Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.
Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.
При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей. Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японскорусский. Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.
Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.
Часто у нас возникают вопросы, встречаются непонятные слова, связанные с определенной отраслью знаний. В таком случае на помощь придут отраслевые словари. Например, «Краткий политический словарь»,
«Технический словарь», «Географический словарь» и т.д.
Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то, или иное слово. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит, или звонит.
Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то, или иное книжное слово, - смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.
Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.
Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.
Составитель: Хаджаева Зарема Рзахановна БУ ЛПК Филиал в г. Покачи, педагог-библиотекарь, студенты группы ПРН-22 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок "Символы России"
Урок "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине....
Открытый библиотечный урок
Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"...
Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина
Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...
Библиотечный урок "Полёт в космос"
Библиотечный урок разработан мною по теме "Освоение космоса" для начальной школы. Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно...
Сценарии библиотечных уроков
Сценарии библиотечных уроков...
Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"
Конспект библиотечного урока "Знакомство с библиотекой" для школьников с практическими заданиями и загадками о библиотеке....
Библиотечный урок. Структура книги.
План-конспект библиотечного урока...