Открытый библиотечный урок
методическая разработка на тему
Библиотечный урок "Поэты Ставропольского края о родной природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Библиотечный урок | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэты Ставрополья о родном крае.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Вступление к основной части урока.
Он жив, огонь поэзии прекрасный!
И никому не погасить его вовек!
Эти слова я взяла эпиграфом к нашему библиотечному уроку. Так как настоящей хозяйкой на нём сегодня будет поэзия, главными гостями – стихи.
- Актуализация знаний.
- Вы задумывались, когда- нибудь, отчего человек начинает писать гениальные стихи?
(Ответы детей).
- Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по- новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце?
- Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?
-Любите ли вы читать стихи?
(Ответы детей).
- А пишет ли кто-то из вас стихи?
Мне кажется, что писать стихи- это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый, и поможет нам в это, конечно же, библиотека с её богатыми фондами.
Слово предоставляется заведующей сельской библиотекой имени А. Д. Бахтинова, Вакуевой Юлии Сергеевне, она познакомит с литературой, которая поможет вам анализировать стихотворения, проникнуть в тайны мастерства поэтов.
(Слово библиотекаря).
Ребята, есть ли у вас вопросы к Юлии Сергеевне?
-Какие темы затрагивают поэты в своих стихах?
(ответы детей).
4. Работа над темой урока.
Самые разные, но есть одна, которая звучит в творчестве каждого поэта, это тема Родины. Родина, земля, где родился, некрасивой не бывает, она прекрасна уже тем, что живёт в твоей душе, а степь это или горы, леса или пустыня – значения не имеет. Сегодня мы с вами поговорим о том, как звучит эта тема в творчестве поэтов Ставрополья.
- Реализация домашнего задания.
Рассмотрим, как звучит тема любви к родному краю в творчестве И. Кашпурова, В. Слядневой и нашего земляка А. Бахтинова.
Что объединяет этих поэтов?
Для выполнения этого задания вы были разделены на творческие группы, которые собирали материал по творчеству одного из поэтов.
- Отчёт творческих групп. Отчёт творческой группы №1.
Слово предоставляем творческой группе, работающей по творчеству Ивана Кашпурова.
1уч-к: Чтобы понять поэта, нужно отправиться в его страну…
Страна И. Кашпурова- Ставрополье, степной край. Степь без конца и без края, взгорья, седые, солончаковые прогалины, пустыри, поросшие седыми дикими травами. Именно всё это стало предметом поэтического вдохновения нашего поэта- земляка.
2 уч-к: И. В. Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновском Александровского района. Там он учился, оттуда отправился в г. Ставрополь, где поступил в педагогический институт , а затем в Москве закончил литературный институт им. Горького (в 1957).Уже первые сборники поэта «Дыхание степей», « Над седыми курганами»(1958) привлекли внимание читателей своей свежестью и непосредственностью поэтического голоса, удивительной связью с жизнью. Долгое время Кашпуров возглавлял Ставропольское отделение Союза писателей и немало сделал для появления в нашем крае плеяды молодых писателей и поэтов, помогал им найти соё место в жизни. Он верил в великую силу русского народа, которая поможет ему справиться со всеми трудностями.
- Каковы же основные темы творчества И. Кашпурова?
Ответы уч-ся:
-Отцы и сыновья.
-Степное Ставрополье.
-Военная тема.
-Воспевание гражданского подвига.
- Тема памяти.
3 уч-к: Мне понравилась поэма И. Кашпурова «Село в степи», которая посвящена героически погибшим бойцам, убитым кулаками в 1921 году. Поэт рассказывает о том, что до прихода на Ставрополье Советской власти мир людей был ограничен своим домом, своим двором. В сёлах люди разделились на принявших власть и тех, кто был против её прихода. Он говорит, что герои, сложившие головы на благо людей, не будут забыты. Я прочитаю небольшой отрывок из этого цикла, но уже из него видно, как горячо любил свою Родину Кашпуров:
Куда ни глянешь-
В дымке сивой
Лишь степь, да степь
Кругом видна
Где начинается Россия,
И где кончается она?
Немало езжу я по свету
Но в дни невзгод, как в мир весны,
К тебе село моё я еду
Так едут к матери сыны
И ты, как мать, меня утешишь
И силы новые вольёшь.
4 уч-к: Память о замечательном мастере поэтического слова, патриоте родного края сохраняется. В ноябре 1998 года в селе Калиновском Александровского района, где родился Иван Васильевич, был открыт ему памятник. Кроме того, установлены мемориальные доски: одна- на здании сельской школы, в которой учился будущий поэт, а другая- на доме в Ставрополе по адресу: у. Ленина, 387, где жил. Решением Ставропольской государственной Думы № 77 от 26. 02. 1998 года библиотеке- филиалу № 13 Ставропольской ЦБС присвоено имя И. В. Кашпурова.
Слово учителя. «Стихи поэта Ивана Кашпурова будут жит на нашей земле, поскольку они и сами стали уже частью этой земли, её живых колосьев, неоглядных просторов»,- так отозвалась о поэзии И. Кашпурова Валентина Сляднева, Председатель Правления краевого отделения Союза писателей России, которая считает Кашпурова своим учителем.
Отчёт творческой группы № 2.
1 уч-к: Валентина Сляднева родилась на Ставрополье. Первые годы жизни совпали с военным лихолетьем.С пятнадцати лет Валентина Сляднева пошла работать в совхоз в с. Надежда, затем училась в Ставрополе в педагогическом институте, и по окончании его работала учительницей русского языка и литературы. Выйдя замуж за военного лётчика, жила на Южном и Среднем Урале, в Заполярье.
2 уч-к:В её стихах уместны и естественны народные, песенные интонации, из которых черпались и исконные нравственные установки: любовь, добро, дети, цветы, надежда- всё , что жизнь. Свой голос у В. Слядневой есть-живой, естественный. Особенно стихи её хороши, когда она говорит о своём: о земле, о своих стариках, о доме, о детях и женской доле. Тема эта не может быть маленькой, ибо это вечная тема, и поэт находит в пределах этой темы свои решения, краски, свою правду.
3 уч-к: Стихи поэтессы публиковались в газете «Неделя», в журналах «Урал», «Уральский следопыт», «Новый мир», Изданы её переводы с татарского, карачаевского и черкесского языков, поэтические сборники «Тропинка в солнце», «У подножия горы» и др.
4 ученик : Мне хотелось бы прочитать замечательное стихотворение В. Слядневой.
Траве придорожной и пыльно, и жарко.
Комбайны идут.
Перепёлки от поля
Уводят птенцов….
И готовое к жатве
Навстречу выходит ко мне Ставрополье.
Кузнечики бьют по своим наковальням,
К мехтоку торопится старенький «газик»,
На мостике рыжий мальчишка- штурвальный
Смеётся: ему эта жатва как праздник!
Поют васильки, стебельки молочая,
Летит к горизонту степное раздолье,
Пшеничным венком меня снова венчает
Моё Ставрополье,
Моё Ставрополье.
Слово библиотекаря.
О родном Ставрополье с любовью писал и наш земляк, Труновский поэт – А. Д. Бахтинов. Имя которого с 2008 года носит наша библиотека. Он был активным читателем, многие его стихи впервые звучали в стенах нашей библиотеки.
Отчёт творческой группы № 3 ( творчество А. Д. Бахтинова).
1 уч-к:Творческое наследие Андрея Дмитриевича Бахтинова разнообразно: это стихи, некоторые из которых стали песнями, небольшая повесть «Млечный путь Памяти», посвящённая землякам-ключёвцам, участникамВеликой Отечественной войны, пробовал он себя и в публицистике.
Несомненно, ярче всего его душевная щедрость , самобытность таланта раскрылись в сихах. Они поражают неподдельной искренностью чувств, образностью, мелодичностью.
2 уч-к: Тематика стихов А. Д. Бахтинова разнообразна, но каждая их строчка проникнута любовью к малой родине поэта, её людям.
О любви к Родине написано немало. Но поэта это не пугает:
Тебе слов ласковых
Немало сказано,
Но повториться не боюсь….
У него своё видение Отчизны. «Для меня ты не с большой Москвы, а со степной деревни начиналась»,- признаётся А. Бахтинов в стихотворении «Родина». С нескрываемой нежностью пишет о своём родном селе. Здесь всё самое дорогое, к чему стоит возвращаться из дальних краёв.
Ты- друзья мои верные,
Ты- звезда в роднике,
Ты- любовь моя первая
В васильков платке….
3 уч-к:Теме прославления крестьянского посвящены такие стихотворения, как «Борозда», «Накануне», «Комбайнёры» и др.
А. Д. Бахтинов сам не раз стоял за штурвалом комбайна, и поэтому особым смыслом наполняются для нас строки из стихотворения «И нет судьбы счастливей»:
И я гляжу на зреющие нивы,
И радуюсь, что скоро молотьба.
И убеждён, что нет судьбы счастливей
Чем хлебороба трудная судьба.
4 уч-к: Мне бы хотелось прочитать стихотворение А. Д. Бахтинова «Лето на Ставрополье».
В моём степном и песенном краю
Шумит, звенит лазоревое лето.
Колосья ржи горячий воздух пьют,
Что полон здесь густым медовым светом.
Горят костры чабанские , и дым
Вечерний ветер отклоняет косо.
Тяжёлые, чуть влажные плоды
Роняют, будто дарят абрикосы…
А ночь придёт, склоняя всё ко сну,
Седых холмов не колыхнутся гривы.
И с нетерпеньем жадным в тишину
Глядят незасыпающие нивы.
Как перед боем, в дымке голубой
Дрожит луны черкесский жёлтый бубен.
И будет день! И будет жаркий бой!-
Бескровный бой за хлеб, что нужен людям.
Слово учителя.
Предоставляем слово Т. Т. Худоконенко, члену организационного комитета по сохранению творческого наследия А. Д. Бахтинова.
-Есть ли вопрсы к Татьяне Тимофеевне?
- Какие планы на будущее у вашего организационного комитета?
-Не были ли вы лично знакомы с поэтом?
-Есть ли у вас любимое стихотворение А. Д. Бахтинова?
Вывод:
Итак, ребята , что же всё- таки объединяет поэтов, с творчеством которых мы сегодня с вами познакомились?
Конечно же это любовь к Родине, для всех – это любовь к земле, к людям, которые живут и трудятся на родной земле, вера в прекрасное будущее.
- Рефлексия.
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок необычный.
Что нового вы узнали?
О чём заставил задуматься?
Ответы уч-ся
( Урок не прошёл даром. Мы прикоснулись к творческому наследию Ставропольских поэтов и узнали о том, как фонды библиотеки могут помочь нам в постижении секретов поэзии).
- Домашнее задание:
- выучить наизусть понравившееся стихотворение о Родине Ставропольских поэтов;
- попробовать свои силы и написать стихотворение о родном крае, что позволит вам стать первыми участниками конкурса поэтического мастерства им. А. Бахтинова, учредителями которого будет наша библиотека. Конкурс пройдёт в начале сентября и будет приурочен ко Дню рождения А. Д. Бахтинова.
Пишу…
А за окнами ветер вздыхает,
В осенней ночи, где не видно ни зги.
И чудится мне - за спиной затихают
Твои по земле неземные шаги.
Без этих шагов стало б в жизни мне пусто
И счастье б не снилось , куда не спеши:
Поэзия- это не просто искусство,
Поэзия – голос ранимой души…..
С. Труновское
МОУСОШ № 2
Библиотечный урок
«Поэты Ставрополья о родном крае».
10 «А» класс.
Учитель русского языка
и литературы: Н. В. Еремина.
2008-2009 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок "Символы России"
Урок "Символы России" для учащихся началной и средней школы. Этот урок воспитывает у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине....
Методическая разработка библиотечного урока посвященного 250 летию Н.М. Карамзина
Данная методическая разработка библиотечного урока "" предназнаенна для организации и проведения юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзиа - позта, писа...
Библиотечный урок "Полёт в космос"
Библиотечный урок разработан мною по теме "Освоение космоса" для начальной школы. Дети на уроке знакомятся с Космонавтом №1, с разными планетами, с космическим меню. Разработку урока можно...
Сценарии библиотечных уроков
Сценарии библиотечных уроков...
Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"
Конспект библиотечного урока "Знакомство с библиотекой" для школьников с практическими заданиями и загадками о библиотеке....
Библиотечный урок. Структура книги.
План-конспект библиотечного урока...
Библиотечные уроки
Перед современной библиотекой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в усл...