12_БЕССЛОВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
статья
Оценка, пристройка и воздействие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_besslovesnye_elementy_vozdeystviya.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕССЛОВЕСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
“Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.”
ОЦЕНКА.
“Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого человеком действия, когда цель действия только возникает в сознании.”
“"Оценка" - это момент, в течении которого нужно, образно говоря, "уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить, что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.”
“Со стороны психической - это момент установления в сознании связи между общей целью и тем или иным внешним, объективным явлением. В момент "оценки" общая субъективная цель, конкретизируясь, превращается в частную объективную цель, то есть в цель одновременно и объективную, и субъективную.
С внешней, мышечной стороны "оценка" - это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.”
“Труднее всего "уложить в голову" факт чрезвычайной важности и чрезвычайно неожиданный… Чем труднее "оценка", тем соответственно она длительней - тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.”
“Природа" оценки" родственна тому явлению, которое называют "удивляться". Но этим словом, как правило, мы называем лишь сильные степени "оценки", то есть длительные, трудные оценки.”
ПРИСТРОЙКА.
"ПРИСТРОЙКА начинается немедленно после "оценки" - в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная цель. "Пристройка" - это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути человека к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия."
"Прежде всего "пристройки" могут быть разделены на две группы: "пристройка" для воздействия на неодушевленные предметы, и "пристройка" для воздействия на партнера."
"Пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих представлений о его свойствах и качествах. Главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.
Например, я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне."
"Таким образом, "пристройки" для воздействия на живого человека можно разделить на группы: одну назовем "пристройки снизу", другую - "пристройки сверху"… и среднюю, промежуточную группу "пристроек" - "наравне"."
"Пристройки "снизу" и "сверху" отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны… "
"Мускульная мобилизация пристройки "сверху" противоположна мускульной мобилизации пристройки "снизу". Пристраивающийся "снизу" тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу".
"Пристройку "сверху", наоборот характеризует тенденция быть выше партнера, выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера."
"Пристройка "наравне" характеризуется соответственно мышечной освобождённостью, или даже - разболтанностью, небрежностью."
""Пристройки" обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они "автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели."
Вес.
"Многие особенности "пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела."
" вес тела играет значение не абсолютной величины, а величины относительной - в отношении веса к силам человека …"
"Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды "окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела... Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, "кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки... Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела."
"Если с человеком происходит что-либо значительное, то и вес его в той же мере меняется".
Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три "веса": "тяжелый", "легкий" и "с достоинством".
МОБИЛИЗАЦИЯ
С психической стороны "мобилизация" это та или иная концентрация внимания человека на цели. Одно из ключевых понятий позволяющее структурировать важность конкретных целей для субъекта, а соответственно, ключ к логике его поведения и характеру. Мобилизации предшествует "мобилизованность" - степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. После уяснения цели, то есть "оценки", "мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию.
"Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины - позвоночника. Это - рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий - к тем и таким, какие потребуются, как только цель конкретизируется, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут, которые возможны, вероятны на пути к цели."
Мобилизацию или степень концентрации внимания на объекте удобно разделять на простую и сложную, а также на длительную и короткую.
Упражнения. Оценка.
Понаблюдайте за людьми, когда они что-то неожиданное "увидели", "услышали", "узнали", "поняли", найдите у них момент физической неподвижности, “замирания”.
После реальной оценки в жизни человек обычно как- то изменяется (изменения укладываются в следующие параметры: мобилизация, пристройка, вес), используйте это правило для проверки овладения Вами оценкой.
Наблюдайте в жизни и овладейте органичным “замиранием” в процессе выполнения какого-либо дела: при чтении, при ходьбе.
“Большая оценка”. Придумайте обстоятельство, кардинально меняющее судьбу Вашего персонажа. (почти у каждого персонажа есть такие обстоятельства). Наметьте дело, которым занят персонаж до возникновения этого обстоятельства и после. Сыграйте момент долгой органичной неподвижности, в процессе которого, персонаж “уясняет" происшедшее и принимает решение заняться новым делом.
Упражнения. Пристройка.
"сверху", "снизу" и "наравне".
Представьте себя “очень большой и важной персоной”, затем “очень маленькой и незначительной”, займитесь каким-либо делом, сохраняя это ощущение, проследите как изменяется Ваше поведение при выполнении одно и того же дела с различными пристройками.
Найдите то же ощущение в общении с партнерами.
Упражнения Мобилизация.
Понаблюдайте за подготовкой спортсменов к старту, за особенностями поведения тела человека, готового поймать, схватить, побежать, и т.п. Определите, как отражается мобилизация (готовность) человека к какому-нибудь физическому действию ("простая мобилизация") в собранности внимания, спинной мускулатуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия "Техногенное воздействие на окружающую среду"
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из ос...
Конкурс "Забытая война" . Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы Первой мировой войны
Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы Первой мировой войны ...
Формы и методы педагогического воздействия
Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.). ...
Радиация и ее воздействие на биологические объекты
Интегрированный физико-биологический урок-конференцияТип урока: изучение нового материала....
Воздействие музыкального исполнительства на психофизические особенности обучающихся
Чтобы не утратилась радость общения с инструментом, нужно активизировать обучающегося творчеством. их индивидуальным вкладом. В таком случае. приняв на себя ответственность за исполнение и ощути...
Методическая разработка на тему: «Эмоциональное воздействие речи преподавателя иностранного языка»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеКраснодарского края «Краснодарский Технический колледж» Методическая разработка на тем...
Методическая разработка на тему: «Эмоциональное воздействие речи преподавателя иностранного языка»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеКраснодарского края «Краснодарский Технический колледж» Методическая разработка на тему: «Эмо...