Исследовательский проект «Данилов монастырь. Преемственность социального служения»
творческая работа учащихся
Социальное служение православных монастырей – это важная часть общественной жизни России, значимый нравственный фактор в оказании помощи государству в решении социальных проблем общества.
Цель: Проследить преемственность социального служения православного монастыря на примере Московского Данилова Монастыря.
Гипотеза:
Данилов монастырь – это пример преемственности и развития традиций социального служения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorshkova_danilov_monastyr.docx | 23.62 КБ |
danilov_monastyr._preemstvennost_sotsialnogo_sluzheniya.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Представляю исследовательский проект «Данилов монастырь. Преемственность социального служения».
Слайд 2
Цель: Проследить преемственность социального служения православного монастыря на примере Московского Данилова Монастыря.
Гипотеза:
Данилов монастырь – это пример преемственности и развития традиций социального служения.
Слайд 3
За годы атеистической эпохи из памяти народа стерлись некоторые веками жившие религиозные традиции, в том числе и традиции социального служения. Их возрождение сопряжено с необходимостью изучения утраченного опыта и с его применением в современных условиях.
К началу XX в. в Московской губернии насчитывалось 38 мужских и 23 женских монастыря. Монастыри различными способами оказывали нуждающимся благотворительную помощь: в них кормили, лечили, учили, давали приют и возможность трудиться. Так, например, в архивных документах Святейшего синода за XIX век сфера социальной деятельности монастырей определяется следующим образом:
«Монастыри Православной церкви… находят средства к принятию в среду монашествующей братии мирян, нуждающихся в духовном врачевании, а сверх того и к устройству благотворительных учреждений для мирян, как школы, приюты, богадельни, больницы, странноприимные дома…»
Монастыри занимались обучением народа грамоте, организацией при монастырях училищ, школ иконописи, открывали духовные семинарии, многие из которых действуют и сейчас, распространяли духовную литературу.
Слайд 4
Данилов монастырь принимал активное участие в благотворительной жизни Российской империи конца XIX – начала XX в. К 1908 г. в нем было 16 монахов и 2 послушника. В монастыре прикладывали немало усилий по общественному надзору за наиболее незащищенными группами населения путем создания в своей структуре богоугодных заведений.
Слайд 5
В 1863 году в обители был открыт приют для заштатного духовенства. А в 1902 году - больница-приют для всех больных и престарелых монашествующих Московской епархии.
Слайд 6
Обитель заботилась и об образовании подрастающего поколения. В 1892 году при нем открылась бесплатная церковно-приходская школа. В школе изучались: Закон Божий, церковное пение, церковнославянская грамота, русский язык, арифметика, отечественная история, география, чистописание.
Для многодетных семей сельского духовенства Данилов монастырь выступал в роли мецената, оплачивая обучение в училище или семинарии для воспитанников, которые не могли себе этого позволить.
Слайд 7
При рассмотрении благотворительной деятельности Данилова монастыря становиться, очевидно, что обитель берет на себя ответственность за проведение социальной политики для крестьян и духовенства. Также заботится о здравоохранении и образовании для малоимущих.
Слайд 8
В XXI в. социальная деятельность православных монастырей впервые стала регулироваться официальными документами. В 2000 г. были приняты «Основы социальной концепции РПЦ», а в 2011 г. впервые был принят документ РПЦ «О принципах организации социальной работы…». В числе многих задач для приходов и епархий в документе поставлены конкретные задачи по социальному служению перед православными монастырями: «Монастыри, являясь центрами аскетического подвига и молитвы, издревле участвовали в делах милосердия и благотворительности. При обителях устраивались церковные богадельни, приюты, благотворительные трапезные для неимущих. Монастыри могут осуществлять с учетом особенностей их внутренней жизни те же виды социального служения…»
Слайд 9
Сегодня Данилов монастырь – одна из самых известных обителей. Знаменита не только чудесами святых, но и делами своих насельников!
В монастыре проживают 80 насельников, из них 50 человек – братия обители.
Особое внимание в монастыре уделяется социальному служению.
Продолжается традиция образования и просвещения населения.
Слайд 10
Есть в монастыре курсы звонарского мастерства и регентско-певческие курсы, которые готовят руководителей и певчих церковного хора.
Слайд 11
Группа милосердия добровольческого движения «Даниловцы» объединяет тех, кто хотел бы на практике делать небольшие жесты солидарности и любви, потрудиться во славу Божию, подать милостыню, помочь ближнему. Добровольцы Группы милосердия помогают бездомным у Павелецкого вокзала и организуют праздничные благотворительные ужины на Пасху и Рождество для бедных и одиноких пожилых прихожан.
Слайд 12
Организован Патриарший центр духовного развития детей и молодёжи, в рамках которого существуют и процветают молодёжное служение, детские семейные проекты, общинная жизнь, обучение молодёжи, миссионерские и просветительские проекты, досуг молодёжи, интернет-проекты, круглые столы и конференции, фестивали и конкурсы.
Добровольцы объединения «РестáвросЪ» помогают в восстановлении храмов, монастырей и святынь в Москве и Подмосковье.
Слайд 13
Сегодня монахи Данилова монастыря принимают участие в благотворительных делах, помогают в больницах, в местах заключения, преподают в учебных заведениях. Таким образом, продолжается традиция помощи нуждающимся и бездомным; образования и просвещения населения. Особое внимание уделяется детям.
Слайд 14
И моя учебная группа тоже решила на практике помочь нуждающимся. Мы встретились с координатором группы помощи бездомным добровольческого движения «Даниловцы» Дмитрием Иваниным.
На классном часе Дмитрий рассказал, как группа милосердия помогает нуждающимся и бездомным на Павелецком вокзале. Мы узнали, как каждый желающий может присоединиться и внести свой вклад в дело милосердия.
Слайд 15
Мы подумали, что в наших силах, чтобы помочь обездоленным? И решили, что каждый из нас может передать немного тепла и поддержки. Ребята приготовили своими руками печенье и передали его волонтерам движения «Даниловцы».
Слайд 16
Печенье было расфасовано в индивидуальную упаковку и 6 февраля его раздали нуждающимся у Павелецкого вокзала. Планируем и дальше продолжать сотрудничество с «даниловцами» и помогать по мере наших сил.
Слайд 17
Выводы
Социальное служение православных монастырей – это важная часть общественной жизни России, значимый нравственный фактор в оказании помощи государству в решении социальных проблем общества.
Наша гипотеза подтвердилась. В Даниловском монастыре сохраняются и развиваются традиции социального служения.
Мой конкурсный проект вызвал интерес у всех студентов группы. К нам присоединились и другие ребята нашего комплекса. Это позволило нам задуматься о помощи ближнему и внести свой маленький вклад в дело милосердия.
Слайд 18 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Проследить преемственность социального служения православного монастыря на примере Московского Данилова Монастыря. Задачи: Сделать обзор социальных функций монастырей в дореволюционной России. Познакомится с традициями социального служения Московского Данилова монастыря. Сформулировать задачи по социальному служению на современном этапе. Официальные документы правового регулирования. Познакомиться с социальной деятельностью возрожденного Данилова монастыря. Гипотеза : Данилов монастырь – это пример преемственности традиций социального служения.
Фото 1882 год Монастыри активно занимались решением социальных проблем страны: участвовали в развитии экономики региона, оказывали материальную помощь нуждающимся, давали приют одиноким и бездомным, предоставляли возможность трудиться и зарабатывать на хлеб, оказывали пастырскую помощь сиротам, инвалидам, больным, престарелым и осужденным, поддерживали духовно-нравственное состояние в обществе . X I X век
Фото 1898 год Богадельня для престарелых женщин на 12 человек. 1874 год Странноприимный дом для странников и богомольцев на 20 человек, X I X век
Фото 1908 года 1863 год. Приют для заштатного духовенства, терпевших крайнюю нужду. 1902 год. Больница-приют для всех больных и престарелых монашествующих Московской епархии. X I X век
Ворота Даниловского монастыря, фото 1902 г. 1892 год. Бесплатная церковно-приходская школа. Монастырь финансировал обучение воспитанников в Московской духовной семинарии и в Волоколамском духовном училище. X I X век
Фото 1924 год Помощь нуждающимся. Приют престарелым. Здравоохранение. Образование. X I X век
XXI век 2000 г. «Основы социальной концепции РПЦ», 2011 г. «О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви » «Монастыри, являясь центрами аскетического подвига и молитвы, издревле участвовали в делах милосердия и благотворительности. При обителях устраивались церковные богадельни, приюты, благотворительные трапезные для неимущих. Монастыри могут осуществлять с учетом особенностей их внутренней жизни те же виды социального служения …» О принципах организации социальной работы [ Электронный ресурс] : док. принят 4 февр. 2011 г. Архиерейским собором РПЦ .
С 2006 года. Центр помощи зависимым « Метанойя ». Центр бесплатной юридической помощи «Надежда». Православный интернет-журнал «Прихожанин». Издательство Данилова монастыря « Даниловский благовестник». XXI век
Курсы звонарского мастерства. Регентско -певческие курсы XXI век
Приготовление пищи для бездомных и раздача на Павелецком вокзале. Приходская взаимопомощь. Духовная переписка с заключенными. Помощь в быту, мелком ремонте. Молитвенная поддержка нуждающихся. Помощь монастырю в различных проектах. Рождественский и Пасхальный праздник для бедных и одиноких. Проведение благотворительных ярмарок и акций. Группа милосердия добровольческого движения « Даниловцы »
Данилов монастырь. Награждение выпускников Школы молодежного служения Патриарший центр духовного развития детей и молодёжи 35 различных миссионерских, просветительских и социальных проектов, около 150 профессиональных сотрудников и добровольцев, более 10 000 человек — участников различных инициатив. XXI век
Данилов монастырь. Божественная литургия для молодежи
Классный час «О милосердии» 26.01.2021 г.
Выводы Социальное служение православных монастырей – это важная часть социальной жизни России, значимый нравственный фактор в оказании помощи государству в решении социальных проблем общества. Монастыри всегда были и должны оставаться не только носителями высокой духовности, книжности, образцами русского монументального искусства, но хранителями и воспитателями в народе традиций христианской культуры и бережного и внимательного отношения к духовно-нравственным ценностям России. Наша гипотеза подтвердилась. В Даниловском монастыре сохраняются и развиваются традиции социального служения.
Информационные источники Тетушкин А.А., РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ, журнал СОЦИУМ И ВЛАСТЬ № 2 (52) 2015, с.100-104 https:// msdm.ru/obshchestvennoe_sluzhenie Официальный сайт Московского Данилова монастыря. Зубанова Светлана Геннадиевна, ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ: УТРАЧЕННЫЙ ОПЫТ В РЕТРОСПЕКТИВЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, Е.В. Гувакова , О ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКИХ ОБИТЕЛЕЙ НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв. (на примере Чудова и Новодевичьего монастырей), ВЕСТН . МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 1, с.33-69 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...
Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»
Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...
Социально – исследовательский проект: «Страницы истории города Краснодара»
Современная модель образования переориентируется с трансляции знаний на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой...
Исследовательский проект "Современный монастырский сад: историческая преемственность"
Исследовательский проект "Современный монастырский сад: историческая преемственность" - призер II Городского исследовательского культурологического фестиваля "История и культура храмов ...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...