Инфографика «Жизнь войною зарифмована…» ко Дню поэзии
классный час

Никифорова Светлана Астафиевна

Когда гремели пушки Великой Отечественной, музы не молчали и не могли молчать: Павел Коган, Муса Джалиль, Николай Майорова… Имена… Имена… Все талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ах, как всем им хотелось победы, хотелось жить, взять в руки книжки своих стихов, но война безжалостно вырывала из жизни одного за другим. 1215 писателей ушли на фронт, 417 из них погибли. Но голос у каждого свой, неповторимый. Поэт-фронтовик К. Симонов после войны сказал: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость.  Мир был бы другим, если б не выстоял наш народ тогда».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь войною зарифмована…

Слайд 2

Павел Когана (1918-1942)

Слайд 3

Николай Майоров (1919-1942)

Слайд 4

Семен Гудзенко (1922-1953)

Слайд 5

Михаил Кульчицкий (1919-1943)

Слайд 6

Всеволод Багрицкий (1922-1942)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муса Джалиль (1906-1944)

Слайд 2

Нас не нужно жалеть…



Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

Сценарий классного часа

 «Жизнь войною зарифмована…»

(ко Дню поэзии)

Автор: педагог-библиотекарь

С.А. Никифорова

2020

Цель мероприятия:

Формировать мировоззренческую компетенцию

Задачи:

  • познакомить с биографией и поэзией поэтов-фронтовиков;
  • совершенствовать умение публичного выступления, выразительное чтение, память;
  • пробудить интерес к истории Родины.

Методы: перцептивные, информационно-коммуникативные

 Оборудование: презентация, песни военных лет и о войне, портреты поэтов-фронтовиков, погибших в Великую Отечественную войну, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1 «Жизнь войною зарифмована…»

(Звучит отрывок из песни Булата Окуджавы в исполнении Нина Ургант «Нам нужна одна победа»)

Педагог-библиотекарь:

 Сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира.                                                                                                          

Мы познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых поэтов и их стихами, «оборванными пулей…».                                                                                                                              Совсем не случайно русская литература бережно хранит их, так как в этих строках запечатлено само время и мужество тех, кто так и не стал выдающимся поэтом, но был мужественным солдатом Великой Отечественной.                                                                                                                    Произведения о войне по прошествии лет обладают силой исторического документа. Читая их сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.

Соведущий:

Молодым поэтам 40-х, павшим на фронтах Великой Отечественной, посвящаем… 

Мы видели кровь

и видели смерть –

Просто, как видят сны.

Разные довоенные судьбы, они были близки в главном – любви к родной земле:

Я шел в атаку, шел туда,

Где непрерывно выстрелы звучали,

Чтоб на земле фашисты никогда

С игрушками детей не разлучали.

Они жили в непростое время – накануне страшной и долгой войны. Наверное, этим можно объяснить их особое отношение к жизни, любви, тишине и поэзии

Поймай это слово, сожми, сгусти,

Пусти по ветру, как дым.

Поймай, как бабочку. Отпусти

Свет одинокой звезды.

На маленький миг ладони твои

Чужое тепло возьмут.

Счастье всегда достается двоим

И никогда – одному.

Вместе с тем молодые поэты осознавали незаурядность своей судьбы, ее трагическое единение с судьбой Родины.

Я патриот, я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете второй

Такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымкой ветер на песках.

И где еще найдешь такие березы,

Как в моём краю.

Я б сдох, как пес, от ностальгии

В любом кокосовом раю.

Романтики, да, они были романтиками, потому что молодости свойственно увлеченно жить и чувствовать. «Книжность» войны им пришлось постигать в суровых буднях, вытаскивая собственные ноги из грязи, спешно бинтуя раны товарищей, замерзая в снежном поле, бросая своё непослушное тело из окопа на кинжальный огонь автоматов врага.

СЛАЙД 2 (Портрет П. Когана)

Педагог-библиотекарь:

С этой песней вошел в каждый дом в 1936 году её автор Павел Коган

Павел Коган родился 4 июля в Киеве. Детские годы прошли в Москве.

В 1936 поступил в Московский институт истории, а с 1939 занимался и в Литературном институте им. М. Горького на отделении поэзии.

В 1941, когда началась война, ушел добровольцем на фронт.

В сентябре 1942 погиб в боях под Новороссийском. Было ему 24 года.

При жизни Коган не успел напечатать свои стихи. Они стали публиковаться в периодической печати во второй половине 1950-х. Позднее из них был составлен сборник "Гроза" (1960).

Павел Коган - автор популярной песни "Бригантина", которая и сейчас звучит на слетах любителей авторской песни.

(Отрывок из песни «Бригантины»

СЛАЙД 3: (Портрет Н. Майорова)

Соведущий:

Николай Майоров родился в Симбирской губернии в крестьянской семье. В 1937 году поступил на философский факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького

В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области в 1942 году.

Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.

Я полюбил весомые слова,
просторный август, бабочку на раме
и сон в саду, где падает трава
к моим ногам неровными рядами.

Лежать в траве, желтеющей у вишен,
у низких яблонь, где-то у воды,
смотреть в листву прозрачную
и слышать,
как рядом глухо падают плоды.
Не потому ль, что тени не хватало,
казалось мне, вселенная мала?
Движения замедленны и вялы,
во рту иссохло. Губы как зола.
Куда девать сгорающее тело?
Ближайший омут светел и глубок.
Пока трава на солнце не сгорела,
войти в него всем телом до предела
и ощутить подошвами песок!..
Полдневный зной под яблонями тает
на сизых листьях тёплой лебеды.
И слышу я, как мир произрастает
из первозданной матери — воды.                                                                                                                                            

 СЛАЙД 4: (Портрет С. Гудзенко)

Педагог-библиотекарь:

Родился Семен Гудзенко 5 марта в Киеве в семье инженера.  По окончании десятилетки в 1939 поступил в Московский литературный институт, который не пришлось закончить - началась война.

В июле 1941 Гудзенко уходит добровольцем на фронт. Рядовым бойцом он участвовал в боях под Москвой. Зимой 1942 под Смоленском был ранен. После выздоровления работал литсотрудником военной газеты.

Первые свои стихи Семен Гудзенко опубликовал в 1941 в армейской печати.

Все, написанное им, - это лирический дневник человека, на которого обрушилась война.  Только тот, кто сам поднимался в атаку под пулеметным и минометным огнем, кто ломал последний сухарь, чтобы поделиться с товарищем, мог с такой выразительностью передать чувства и мысли солдата переднего края:

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

З а мной одним идет пехота!

Разрыв – и лейтенант хрипит,

И смерть опять проходит мимо.

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Бой был коротким, а потом

Глушили водку ледяную и

Выковыривал ножом из-под ногтей

Я кровь чужую

Еще война, но мы упрямо верим,

Что будет день – мы выпьем боль до дна,

Широкий мир нам откроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 СЛАЙД 5: (Портрет М. Кульчицкого)

Соведущий:

Михаил Кульчицкий родился в Харькове в 1919 году в семье адвоката. Первое стихотворение было опубликовано в 1935 году в журнале «Пионер».

Окончив десятилетнюю школу, работал плотником, чертежником на  заводе. Из  харьковского университета перевелся на второй курс Литературного института им. Горького

В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пехотно минометное училище, получил звание младшего лейтенанта.

19 января 1943 года Михаил Кульчицкий погиб в Луганской области при отражении прорыва танкового корпуса  на Сталинград.

 Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы Волгограда.

Здесь каждый дом стоит как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле,

Как знак, что в этот час родней

С Кремля моя земля,

И даже кажутся тесней

Дома вокруг Кремля.

На окнах белые кресты

Мелькают второпях,

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах.

А мимо – площади, мосты,

Патрульный на коне…

Оскалясь надолбами, ты

Еще роднее мне.

И каждый взрыв или пожар

В любом твоем дому

Я ощущаю, как удар

По сердцу моему…

СЛАЙД 6: (Портрет В. Багрицкий)

Педагог-библиотекарь:

Багрицкий Всеволод Эдуардович 1922 года рождения.  В июле 1941 года начал работать в "Литературной газете". Одновременно поступил на первый курс Литинститута, но не проучился и до первой экзаменационной сессии - обратился в Политуправление РККА с просьбой направить его во фронтовую печать. До войны был снят с воинского учета из-за сильной близорукости.

На фронте писал стихи, очерки, вел дневник. Погиб в 1942 году у деревни Новая Кересть. Багрицкого похоронили на опушке леса у высокой сосны, на которой художник редакции газеты "Отвага" вырезал: "Поэт-воин Всеволод Багрицкий. Убит 26 февраля 1942 года". И тут же - строки Марины Цветаевой, которые Всеволод часто вспоминал:

Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли.

На смену Всеволоду в газету "Отвага" направили Мусу Джалиля.

станки поэта были найдены в 1968 году поисковым отрядом "Сокол" в Новгородской области и перенесены в кенотаф на Новодевичьем кладбище рядом с могилами отца (поэта Эдуарда Багрицкого) и матери.

Мне противно жить не раздеваясь,

На гнилой соломе спать.

И, замерзшим нищим подавая,

Надоевший голод забывать.

Коченея, прятаться от ветра,

Вспоминать погибших имена,

Из дому не получать ответа,

Барахло на черный хлеб менять.

Дважды в день считать себя умершим,

Путать планы, числа и пути,

Ликовать, что жил на свете меньше

Двадцати.

СЛАЙ 7: (Портрет М. Джалиля)

Соведущий:

Муса Джалиль – известный поэт, журналист, военный корреспондент, герой, которого поспешно и несправедливо обвинили в измене Родине. Это была страшная статья, мгновенно перечеркнувшая все прошлые заслуги знаменитого поэта.

Находясь в гитлеровских застенках, поэт написал сотни стихов, 115 из них дошли до потомков. Вершиной его поэтического творчества является цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». Сборники стихов действительно представляют собой две тетради, чудом сохранившиеся в тех нечеловеческих условиях. Сокамерники поэта по лагерю Моабит, Плетцензее передали тетради советским властям.

     И только через несколько лет после смерти Сталина удалось возвратить герою честное имя. Это произошло только благодаря настойчивости Константина Симонова, переводившего лагерные тетради поэта, павшего в неравной схватке с фашистами. Погибшему поэту было присвоено звание Героя Советского Союза.

СЛАЙД 8: («Нас не нужно жалеть…»)

Педагог-библиотекарь:

Ах, как всем им хотелось победы, хотелось жить, взять в руки книжки своих стихов, но война безжалостно вырывала из жизни одного за другим.

 1215 писателей ушли на фронт, 417 из них погибли. Но голос у каждого свой, неповторимый.

С. Гудзенко «Мое поколение»

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется, -

у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Поэт-фронтовик К. Симонов после войны сказал: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость.  Мир был бы другим, если б не выстоял наш народ тогда»

 А поэт Александр Твардовский считал, что нерасторжимая нить связывает выживших солдат и павших и порвать её никто никогда не сможет.

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в 41 шли в солдаты

И в гуманисты в 45…

Я обращаюсь вновь к потерям:

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая. Я сам теперь

от них завишу, того порою не желая…

(Песня С. Трофимова «Кем мы были для Отчизны») 

Список использованных источников:

  • http://www.otvoyna.ru/pesni.htm
  • https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/08/09/literaturnaya-gostinaya-poetam-frontovikam
  • кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000
  • www.pobediteli.ru/
  • http://nnm.ru/blogs/silvergold/ognennye-tekstury/
  • http://www.edinros.ural.ru/
  • Сквозь время. Стихи поэтов и воспоминания о них. Советский писатель, Москва 1964.
  • Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, 1941-1945. Москва, "Прогресс" 1978.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЭЗИЯ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ.УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.

Поэзия, опаленная войной.Урок пресс – конференция. (11 класс).( 2 часа).Подготовила: Гордеева Нина Федоровна, преподавательлитературы и русского языка ГБОУ НПО ПЛ Красносельский»,Санкт-Петербург...

Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия»

Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение сту...

Урок по литературе в 7 классе. Тема: Роль поэтов и поэзии в годы Великой отечественной войны.

Открытый урок по литературе на тему:Роль поэтов и поэзии в годы Великой Отечественной войны".Целю данного урока является: дать обзор поэзии военных лет, показать, что поэзия, как оперативный жанр, сое...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия " Поэзия в годы Великой Отечественной войны"

Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине "Литература" предназначена для преподавателей литературы. В первую очередь несет большую воспитательную нагруз...

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...