Особенности проблемного обучения в образовательной области Изобразительное искусство
статья
В статье рассматривается проблемное обучение на уроках изобразительного искуссва, его отличительные особенности, характерные для преподавания изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_problemnogo_obucheniya_v_obrazovatelnoy_oblasti_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проблемного обучения в образовательной области Изобразительное искусство
При организации учебного процесса важно создать такие условия, при которых у школьников будет возникать потребность в новых знаниях, что заставит учеников стремиться к их получению и усвоению. Так получение новых знаний будет удовлетворением потребности учащихся. Проблемное обучение очень хорошо отвечает этой идее, так как во время его организации учитель стремится заинтересовать ученика в получении знаний, умений и навыков.
Проблемное обучение способствует формированию гармонически развитой личности, в процессе познавательной деятельности у школьников вырабатывается критический тип мышления. Ученики осуществляют самостоятельный поиск и делают для себя новые открытия, что доставляет им радость и желание продолжить свою учебную деятельность. В процессе обучения повышается творческая активность
Проблемное обучение — это способ обучения учащихся, при котором учащиеся анализируют материал и оперируют им так, что самостоятельно получают новую необходимую информацию, то есть ученики углубляют и расширяют свои уже полученные ранее знания, или узнают новое применение уже имеющихся знаний. Проблемное обучение — это поиск учениками новых знаний (которые ученики, хоть при помощи учителя, так как он создает проблемную ситуацию) но сами находят решение, этот поисковый метод противоположный методу восприятия новых готовых выводов учителя. Поисковый метод позволяет лучше воспринять и понять изучаемый материал, так как ученик «пропускает» через себя новые знания, следовательно они лучше запоминаются.[3]
«Если поиск имеет целью решение теоретической, технической (практической), учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, то он превращается в проблемное учение» - пишет Махмутов М.И..
Самой важной в проблемном обучении является цель — повысить уровень интеллектуальной деятельности учеников. Важно преподносить знания в системе умственных действий, характерной для решения нестандартных задач, а не учить отдельным операциям в хаотичном порядке. По средством проблемного обучения, ученик постепенно овладевает системой творческих умственных действий, что приводит к формированию особого типа мышления, который обычно называют научным, критическим, диалектическим.[9]
Основной сущностью организации процесса проблемного обучения в изобразительном искусстве считаются противоречия, условием возникновения, осознания и разрешения которых является степень самостоятельности, художественно-эмоциональной, художественно-познавательной потребности и активности учеников по созданию и переживанию художественного образа.[3]
Функции проблемного обучения изобразительному искусству определяют взаимодействие трех основных задач формирования личности: познавательную, развивающую и воспитательную. Познавательная сторона состоит в том, что учащиеся усваивают способы постижения и организации художественного образа в практической деятельности на уроках изобразительного искусства и при восприятии художественных произведений и окружающей среды... Развивающая включает в себя формирование качеств художественно-развитой личности, которую характеризует самостоятельность художественного мышления, потребность приложения усвоенного в реальной жизни, способность к творческому решению поставленных задач и проблем. Воспитательная задача предполагает формирование качеств высоко-нравственной гармоничной личности.
Проблемно-познавательная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства направлена на решение трех основных проблем: 1) Усвоение приемов изобразительной деятельности 2)Усвоение способов создания художественного образа 3) Познание способов, методов художественного творчества, которые в совокупности должны представлять систему последовательно усложняющихся проблемных задач по изобразительному искусству
Каждая проблемная задача всех трех типов носит наглядно-образный характер, и обязательно должна включать в свою структуру личность ученика с его прежним художественным, эмоционально-эстетическим, изобразительным опытом и субъективными «личными» художественными и интеллектуальными возможностями.
Соотношение «известного» и «неизвестного» в структуре проблемы по изобразительному искусству носит личностный характер, содержанием которого являются не новые понятия, а новые способы художественно-эстетической действий, новые способы создания художественного образа, новые эстетические чувства и эмоции.[2]
Внутри проблемного обучения лежит проблемная ситуация. Учитель создает проблемную ситуацию, ученики активно и самостоятельно ее решают, это взаимодействие ученика и учителя дает как результат творческое овладение навыками. В изобразительном искусстве проблемная ситуация содержит неизвестным не новые понятия и формулы, а новые способы, художественные названия, изобразительные действия. Субъективное начало чаще всего является не недостатком, а наоборот достоинством, так как все носит личностный характер.[3]
«Исходя из специфики художественно-изобразительного творчества в отличие от интеллектуального, а так же учитывая особенности содержания и организации учебно-воспитательного процесса уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе» Рылова Л.Б предположила особенности проблемного обучения, свойственные изобразительному искусству:
- преобладание практической деятельности над теоретической, в результате этой деятельности создается реальный эстетически-ценный продукт.
- Уникальность продукта, его неповторимость и индивидуальность, самостоятельность поиска способов создания художественного образа
- новизна продукта деятельности
- личностный характер процесса, эмоционально-эстетическая активность процесса изображения, которые отражаются на продукте деятельности учащихся[2]
В основе проблемы находится противоречие между: возможностью и необходимостью, идеальной моделью и реальной, наличием и отсутствием чего-либо, целью и средствами, назначением и свойствами...
Методы, используемые в проблемном обучении, эвристические, направленные на развитие творческого мышления, на самостоятельный поиск решения поставленной проблемы.
Неизвестными при решении проблемной ситуации могут быть: цель, объект, способ деятельности, условия.
Методы проблемного обучения бывают разной сложности: 1. Проблемное изложение, которое характеризуется тем, что придумывает ситуацию учитель и вместе с учениками ее решает
2. Частично-поисковый метод заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, а ученики активно и самостоятельно ее решают
3. Исследовательский метод, когда учащиеся создают ситуацию и решают ее самостоятельно. Такой тип применяется только в старших классах[3]
В изобразительном искусстве проблемная ситуация может встречаться как во время восприятия произведений искусства и окружающей действительности, так и во время практического изобразительного задания. Она может быть на любом этапе урока: во время объяснения задания, во время выполнения практической деятельности и во время обобщения материала. Проблемная ситуация базируется прежде всего на противоречии чего-либо. В основе осознания любого противоречия находится затруднение, конфликт, недоумение. Есть несколько приемов, которые создают проблемную ситуацию. А именно:
- подведение учеников к несоответствию, с той целью чтобы они нашли способ решения самостоятельно
- столкновение противоречий
- изложение несколько точек зрения на один и тот же вопрос
- рассмотрение одного явления с разных позиций
- сравнение и сопоставление фактов и явлений, обобщения выводов
- постановка проблемной задачи с излишком или наоборот недостатком информации
- ограничение выбора
- знакомство с мнениями разных ученых, рассказать как сделали открытие и как художник сочинял картину, проследить причинно-следственную связь
- знакомство с новым взглядом на привычные явления
- поставка перед учениками вопроса наподобие: какая взаимосвязь или как разные науки объясняют одно и тоже явление[3]
Проблемный вопрос активизирует мыслительный процесс школьников, отвечать на него ученики должны, опираясь на определенные уже имеющиеся знания. Вопрос учителю нужно формулировать такой, чтобы он был сложным, но решаемым для учеников, ответ должен удивлять, тогда он запомнится. Как сказал однажды Л.Н. Толстой: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Существует три типа проблемного обучения, которые используются на уроках изобразительного искусства.
Первый тип проблемного обучения - это художественно творческое познание. Здесь важно понять как придумать художественный образ. Сочинение художественного замысла и поиск способов его материализации, приобретение новых художественных навыков, развитие самостоятельности, духовно-эстетического нравственного воспитания. Приобретение новых методов для воплощения замысла через поиски темы, сюжета, композиции. Создание условий для художественной активности, увлеченности процессом воплощения своего замысла, эмоционально-эстетической напряженности и самостоятельной активности учеников. Стремление к тому, чтобы ученик приобрел новые духовно-эстетические чувства и потребность к самосовершенствованию.
Второй тип - это способы и методы создания художественного образа, здесь идет акцент на язык искусства. Понять как организовать художественный образ, научить законам композиции, конструкции, объяснить как создать пространство, объем, как гармонировать цвета. Показать декоративные решения образов.
Третий тип - это овладение техникой и материалом. Ученикам нужно вести поисковую деятельность, чтобы понять как работать в предложенной учителем технике или предложенным материалом, то есть это учебно-поисковая деятельность в области переноса задуманного образа в художественный материал.
Когда учитель применяет проблемное обучение, он объясняет наиболее сложный материал, сообщает нужные факты, подводит учеников к решению сложной задачи. На основе полученных от учителя фактов, ученики анализируют информацию, самостоятельно делают выводы и обобщения, что развивает их мыслительную деятельность. Ученики при помощи учителя формируют определения понятий, правила, теоремы, законы или ученики самостоятельно применят полученные ранее знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят) или художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют). Последнее, конечно, ближе всего к нашей теме, однако и первые два варианта имеют место быть на уроках изобразительного искусства.
Учитель систематически организует проблемные ситуации на уроках, устраивает самостоятельные работы по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков.
Ученики сами приходят к решению задачи, следовательно приобретенные знания лучше усваиваются. Во время решения вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается мышление, воображение...[3]
На уроках изобразительного искусства проблемные ситуации применяются учителем как во время восприятия, так и во время изображения. Во время изображения проблемные ситуации могут быть связаны с художественно-эстетической новизной, со степенью обобщения, с неизвестными способами организации художественного образа, со степенью эмоционально-эстетического воздействия. Проблемные ситуации можно создать, опираясь на художественные возможности учащихся, мотивацию, эстетическую и нравственную сторону личности. Ситуации связанные с объектом и с субъектом, то есть учениками, могут вызывать затруднения художественно-эстетического характера.
Проблемный урок включает в себя:
- организацию учащихся, их психологическую подготовку
- создание проблемной ситуации
- формулировку проблемы
- выдвижение гипотезы
- поиск решения проблемы
- обсуждение результатов
- комментарии и обобщения учителя
- задание на дом
- подведение итогов работы
Рылова Л.Б. Дает несколько рекомендаций для организации учебного процесса развивающего обучения: 1) применение творческих заданий в учебном процессе, создание атмосферы творческий поисков способов выражения замысла и воплощения художественного образа 2)Использование познавательных и творческих затруднений, чтобы развить творческое мышление учащихся
В ходе своего исследования Рылова Л.Б. пришла к следующим выводам: при организации учебного процесса проблемного обучения, учащиеся «способны не только решать поставленные перед ними проблемы, но и самостоятельно ставить познавательные и творческие задачи, составлять план действий, эмоционально выражать отношение к изображаемому и передавать его в изображении через художественный образ».
Проблемная ситуация в обучении становится проблемной и дает положительный обучающий результат только в том случае, когда поставленная проблема будет соответствовать уровню интеллекта ученика, которого ставят в проблемную ситуацию, в таком случае ребенок стремится найти выход из затруднения, решить поставленную перед ним задачу. [2]
В данной работе мы взяли подростковый возраст, следовательно, чтобы писать о проблемных ситуациях, подходящих для этого возраста, нужно вспомнить основные его особенности развития на этом этапе жизни.
Подростковый возраст — возрастной этап жизни человека, когда формируются нормы и способы построения общения. Способствует этому формированию этому общественно полезная деятельность в различных формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной — здесь важен свободный переход от одной формы к другой. От характера и организации их общественной деятельности в подростковом возрасте во многом зависит разнообразие форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем. Коллективная деятельность с общественно полезным результатом организованная для подростка поможет заинтересовать подростка, так как это хорошая возможность проявить свои личные возможности, продемонстрировать их окружающим и самоутвердиться в глазах сверстников. [1]
Таким образом можно сказать, что по средством проблемного обучения для школьников создаются такие условия, при которых у них возникает потребность в новых знаниях. Благодаря этому они стремятся получить и усвоить, так как знания становятся для них потребностью.
Учитель систематически создает проблемные ситуации, при необходимости объясняя сложный для понимания материал. Он сообщает важные понятия и факты и организует учебно-познавательную деятельность учащихся. Проблемные ситуации могут быть спланированы учителем как при восприятии, так и при изображении.
Во время изображения проблемные ситуации могут быть связаны, как уже было сказано, с художественно-эстетической новизной, со степенью обобщения, с неизвестными способами организации художественного образа, со степенью эмоционально-эстетического воздействия. Проблемные ситуации создаются, опираясь на опыт учеников, их художественные возможности, умения, интеллект, мотивацию, эстетическую и нравственную сторону личности.
Проблемное обучение приводит к познавательной самостоятельности учащихся. Кроме проблемных ситуаций учителю следует задавать проблемные вопросы. Они активизирует мыслительный процесс школьников, отвечать на него ученики должны используя уже имеющиеся знания. Вопрос , как и проблемная ситуация, должен соответствовать уровню интеллекта учащихся, только тогда он будет иметь положительный результат. Ответ должен удивлять, тогда он запомнится.
Существует три типа проблемного обучения на уроках изобразительного искусства: Первый тип проблемного обучения - это художественно творческое познание. Здесь важно понять как придумать художественный образ. Второй тип - это способы и методы создания художественного образа, здесь идет акцент на язык искусства. Третий тип - это овладение техникой и материалом.
Благодаря проблемному обучению формируется гармонически развитая личность. У школьников развивается критическое мышление, стремление к саморазвитию и получению знаний, повышается творческая активность.
Список литературы
- Кузин В.С.Психология живописи: Учебное пособие для вузов, - 4-е издание -М.2005
- Рылова Л. Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. Пед. Наук. - М.: 1984. -16 с
- Соколова Е. Н. Обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе: гуманитарно-технологический подход. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ" ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ"
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ...
Методы, приёмы и формы организации работы с обучающимися, одарёнными в области изобразительного искусства
Методы, приёмы и формы организации работы с обучающимися, одарёнными в области изобразительного искусства...
Технология модульного обучения в образовательной области "Естествознание".
В докладе раскрывается роль модульного обучения в формировании основных компетенций, при изучении дисицплин общеобразовательного цикла....
Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.
В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...
Учебно-методический комплекс по предмету РИСУНОК дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусств «Живопись» 6-летний срок обучения
Учебно-методический комплекс по предмету «Рисунок» (далее УМК) это оптимальная система (комплекс) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной орг...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» (срок обучения 5 лет)
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» (срок обучения 5 лет)
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразоват...