ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» (срок обучения 5 лет)
рабочая программа

Буваева Байрта Валериевна

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Курс «Беседы об искусстве» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства и входит в обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_ob_iskusstve_5_let_1_kl.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Детская школа искусств №2 »

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЖИВОПИСЬ»

(срок обучения 5 лет)

Программа по учебному предмету

 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

Элиста

2021

Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Курс «Беседы об искусстве» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства и входит в обязательную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Логика построения учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через знакомство его с выразительными возможностями искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии, красоте, чувстве вкуса.

Занятия  по предмету «Беседы об искусстве» способствуют  постепенному формированию у учащихся сознательного  эстетического  подхода  к  окружающей действительности и искусству, формированию  сферы  их духовных интересов  и  убеждений. Ученики приобретают  умение  видеть  прекрасное  и любоваться  им, учатся различать, понимать, чувствовать и  оценивать  художественное  произведение. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, соотносить содержание произведения с собственным творческим опытом.

Основа программы – это первое знакомство и постепенное погружение в мир искусства. Каждое занятие – новый шаг в его познании. Учащимся предлагается познакомиться с основными понятиями теории искусства через знакомство с выдающимися произведениями живописи и графики из коллекции ведущих музеев мира, изучить с характерные особенности разных видов изобразительного искусства, их художественно-выразительными средствами, жанрами, освоить специфическую терминологию.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся младшего школьного возраста. Предмет «Беседы по искусству» занимает важное место в системе обучения детей в ДШИ. Этот предмет является базовым для последующего изучения предмета «История изобразительного искусства» во 2-5 классах.

  1. Срок реализации программы.

Срок реализации программы  - 1 год в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» с 5-летним сроком освоения.

Программа  предназначена  для детей от десяти до восемнадцати лет (1  класс ДШИ).

Аудиторные занятия по предмету – 1,5 учебных часа в неделю; на самостоятельную работу может отводиться до 30 % от времени аудиторных занятий.

3.   Цели и задачи учебного предмета.

Основной целью курса «Беседы об искусстве» является:

  • подготовка младшего школьного возраста к эффективному обучению в старших классах художественной школы, путем приобретения реальных навыков работы в объеме;
  • знакомство детей с особенностями обучения в ДШИ;
  • развитие творческого мышления, мотивации личности к познанию и творчеству, навыков художественного восприятия, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, культуры чувств;
  • формирование первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, мировой художественной культуре;
  • выявление индивидуальных творческих возможностей каждого ребёнка;
  • формирование позитивного отношения к окружающему миру;
  • выявление художественно-одаренных детей  и создание максимально комфортных условий их развития.

Основные задачи программы:

  • развитие навыков восприятия искусства;
  • развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности;
  • формирование навыков восприятия художественного образа;
  • знакомство с особенностями художественного языка различных видов искусства;
  • обучение специальной терминологии искусства;
  • формирование первичных навыков анализа произведений искусства;
  • знакомство с правилами поведения в музее;
  • знакомство с выдающимися шедеврами мировой живописи и графики из коллекций Русского музея и Эрмитажа;
  • знакомство с художественным наследием Санкт-Петербурга и его пригородов;
  • знакомство с культурой народов мира.

  1. Форма проведения учебных занятий.

Занятия по предмету «Беседы об искусстве» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 11 до 15 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40-45 минут с учетом норм СанПиН для младшего школьного возраста.

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Аудиторные занятия проводятся в классе истории искусств и включают в себя теоретическую и практическую часть, в форме лекции или диалога с учащимися, обмена мнениями, что  способствует творческому самовыражению, учит детей логически мыслить и устно или письменно формулировать мысли. Занятие предполагает обязательное ведение конспектов с короткими записями.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации

При реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве» с нормативным сроком обучения по предмету 1 год общая трудоемкость составляет 66 часов (в том числе, 49,5 часов аудиторных занятий, 16,5 часов самостоятельной работы).

  Консультация перед контрольной работой (2 часа) не входит в общее количество учебных часов.

При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:

текущая - оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством проверки практических работ, выполненных в классе или проверки домашнего задания;

промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие (зачет в конце II полугодия);

итоговая - в конце 1класса проводится итоговая контрольная работа, которая завершает изучение предмета.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего

часов

Классы

1

Полугодия

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

24

25,5

49,5

Самостоятельная работа (в часах)

6

10,5

16,5

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

30

36

66

Вид

промежуточной

аттестации

Контрольная работа

  1. Обоснование структуры программы.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  •  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  •  распределение учебного материала в течение всего времени обучения;
  •  описание дидактических единиц учебного предмета;
  •  требования к уровню подготовки обучающихся;
  •  формы и методы контроля, система оценок;
  •  методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  •  словесный – устное изложение педагогом темы урока;
  • объяснительно - иллюстративный  - рассказ преподавателя по теме, разъяснение тех или иных понятий, демонстраций мультимедийных презентаций, фильмов, сюжетов, репродукций и т.д.;
  • практический – практические задания – выполнение обучающимися практических работ (зарисовки по теме урока, эскизы, работа с карточками и т.д.);
  • исследовательский – самостоятельное изучение и поиск решения поставленной задачи;
  • эмоциональный – подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений;
  • игровой – проведение игр, викторин и т.д.;
  • эвристический – беседа, дискуссия с обучающимися, активное коллективное решение поставленной задачи, поиска ответа на вопрос.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Аудиторные занятия проводятся в классе истории искусств и включают в себя теоретическую и практическую часть, в форме лекции или диалога с учащимися, обмена мнениями, что  способствует творческому самовыражению, учит детей логически мыслить.

Занятие предполагает обязательное выполнение практического задания, для закрепления теоретических навыков (выполнение рисунков, проведение игр, викторин, просмотр фильмов и т.д.).

Школьная библиотека, расположенная в классе истории искусств, служит наглядным пособием многообразия изобразительного искусства. Здесь же ребята могут взять не только книги, альбомы по изобразительному искусству, но и получить ответ на интересующие их темы.

Важной формой работы являются экскурсии в художественные музеи, на выставки, такие экскурсии, по возможности, проводятся систематически, по заранее намеченному плану. К проведению экскурсий и последовательному освоению знаний учащимися привлекаются родители, с которыми поддерживается постоянная связь.

Учебно-тематический план

1 класс

Наименование тем

Количество часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

I полугодие

1

Знакомство с учащимися. Введение в историю изобразительного искусства. Экскурсия по библиотеке школы, история ее создания, разделы. Навыки пользования книгой. Ведение тетради (конспекта)  по предмету.

3

-

3

2

Что такое искусство? Его роль в жизни человека и общества. Эстетическое чувство художественного образа в искусстве.

3

-

3

3

Виды искусства. Литература, музыка, танец, театр, кино, изобразительное искусство. Своеобразие художественного языка в отражении окружающего мира.

3

2

5

4

Изобразительное искусство. Своеобразие художественного языка. Изобразительное искусство в отражении окружающего мира.

3

-

3

5

Живопись. Художественные средства живописи, материалы и техника живописи.

6

2

8

6

Графика. Художественные средства графики. Разделы графики. Материалы и техника.

6

2

8

Итого:

24

6

30

II полугодие

7

Скульптура. Художественные средства скульптуры. Виды скульптуры. Материалы и техника.

4,5

2

6,5

8

Жанры изобразительного искусства.

4,5

2

6,5

9

История зарубежного изобразительного искусства. Периодизация ИЗО.

Искусство древнего мира: искусство первобытного общества.

6

-

6

10

Искусство Древнего Востока. Введение, краткая характеристика периода.

3

1

4

11

Искусство Древнего Египта.

Архитектура Древнего Египта (основные характеристики). Усыпальницы, храмы.

6

5,5

11,5

12

Консультация перед контрольной работой

2

(не входит в общее количество учебных часов)

-

2

(не входит в общее количество учебных часов)

13

Контрольная работа по вопросам на знание пройденного материала за учебный год.

1,5

-

1,5

Итого:

25,5

10,5

36

Всего:

49,5 + 2 (консультация)

16,5

66 + 2 (консультация)

Содержание программы

Программа ориентирована на приобщение ребенка к художественной культуре, увлечение искусством, развитие интереса к истории искусства и культурным традициям родного края, приобщение к сокровищам мирового культурного наследия, пробуждение интереса изучению и познанию искусства, первое сознательное соприкосновение с ним. Во время изучения курса «Беседы об искусстве» происходит первое знакомство с языком искусства, т.е. средствами, через которые художник может выразить свое отношение к тем или иным явлениям жизни. По изучении программы у ребенка должны сформироваться навыки «чтения» картины: умение понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник, что хотел выразить. Большая часть заданий призвана развивать  навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственными наблюдениями.

Программа предполагает дифференцированный, индивидуальный подход к обучающимся, к уровню их подготовки, кругозора и образованности. Формы ведения урока и контрольных мероприятий также позволяет учитывать особенности каждого ребенка.

Учитывая возрастные особенности обучающихся, преподавание истории искусств начинается с вводной темы, с тем, чтобы учащиеся познакомились с характерными особенностями искусства, их видами, жанрами, освоили специфическую терминологию.

Программа предполагает выполнение самостоятельной работы дома, для закрепления изученного материала и более глубокого проникновения в тему урока, самостоятельного знакомства с произведениями изобразительного искусства. Кроме того, выполнение домашнего задания стимулирует  формирование у ребенка умение пользоваться справочной и специальной литературой, аналитические способности. Объем времени, который  предусматривается для выполнения самостоятельной работы, может составлять до 30% от времени аудиторных занятий, увеличение этого объема представляется нецелесообразным, учитывая, что обучающиеся обеспечиваются самостоятельной работой по практическим предметам помимо нагрузки в общеобразовательной школе.

1 класс

Ученик должен:

  • знать виды и жанры изобразительного искусства;
  • иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества;
  • иметь представление о работе с книгой по искусству;
  • запомнить основные этапы развития искусства;
  • усвоить понятие «канон»;
  • знать черты, характерные для искусства первобытного общества и характерные черты древнеегипетской архитектуры.

Наименование тем

Количество часов

1

Введение в историю изобразительного искусства

Тема 1 – 8.

Цель: знакомство учащихся со спецификой искусства, его видами, художественными средствами.

Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и общество, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика искусства. Художественный образ. Виды и жанры изобразительного искусства. Особенности различных техник живописи, графики, скульптуры.

Ученик должен:

- знать виды и жанры изобразительного искусства;

- иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества;

- иметь представление о работе с книгой по искусству.

Самостоятельная работа:1. Привести примеры ко всем видам искусства с описанием художественного образа. 2. Привести примеры ко всем техникам живописи. 3. Привести примеры ко всем техникам гравюры и рисунка. 4. Привести примеры ко всем видам круглой скульптуры и рельефа. 5. Привести примеры ко всем жанрам изобразительного искусства в живописи, графике и скульптуре.

33 – аудиторные занятия,

10 – самостоятельная работа

2

История зарубежного изобразительного искусства

Раздел 1.

Искусство древнего мира.

Тема 9. Искусство первобытного общества.

Цель: знакомство учащихся с изобразительным искусством первобытного общества и Древнего Востока в контексте исторического развития.

Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.

Очаги первобытного искусства на территории России и Западной Европы (наскальные изображения на берегах Ангары, на Урале. Пещеры Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании).

6 – аудиторные занятия

3

Тема 10. Искусство Древнего Востока.

Эволюция искусства древнего мира, его монументальный характер. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира. Основная характеристика государств Древнего Востока (сравнительная характеристика).

Самостоятельная работа: привести примеры произведений искусства Древнего Востока из коллекции Государственного Эрмитажа.

3– аудиторное занятие,

1 – самостоятельная работа

4

Тема 11. Искусство Древнего Египта.

Географические и исторические условия, в которых развивалось древнеегипетское искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства его связь с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусства в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила его воздействия. Эволюция типов гробниц: масштаба, ступенчатая, скальная (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Тутанхамона).

Основные принципы египетских храмов (храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле).

Синтез искусств.

Ученик должен знать:

- запомнить основные этапы развития искусства;

- усвоить понятие «канон»;

- знать черты, характерные для искусства Первобытного общества и характерные черты древнеегипетской архитектуры.

Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе за год, повторение изученного материала, просмотр иллюстративного материала

6 – аудиторное занятие,

5,5 – самостоятельная работа

5

Консультация перед контрольной работой

2

(не входит в общее количество учебных часов)

6

Контрольная работа за  учебный год

1,5 – аудиторное занятие

Всего: 33 часа – аудиторные занятия, 11 часов- самостоятельная работа,

2 часа – консультация перед контрольной работой

Требования к уровню подготовки обучающихся

При завершении процесса обучения по предмету «Беседы об искусстве» обучающийся должен:

иметь сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере изобразительного творчества, на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса;

знать особенности художественного языка различных видов искусства;

владеть первичными навыками восприятия художественного образа;

иметь навыки логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу;

иметь представление об эстетических нормах поведения в пространстве культуры (в библиотеке, музее, театре и т.д.);

уметь видеть художественный образ в произведении искусства и уметь пояснять, какими средствами художник добивается его выразительности;

знать выдающиеся шедевры мировой и отечественной живописи и графики из коллекции Государственного Эрмитажа и Русского музея..

Формы и методы контроля, система оценок

  1. Формы и методы контроля.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

При оценке деятельности учащихся используются следующие виды аттестации:

текущая - оценка качества усвоения учащимися знаний по определенной теме посредством проверки практических работ, выполненных в классе или проверки домашнего задания;

промежуточная – оценка качества усвоения знаний за полугодие (зачет в конце II полугодия);

итоговая - в конце 1 класса проводится итоговая контрольная работа, которая завершает изучение предмета.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом за счет аудиторного времени и предполагает поверку домашнего задания, устный опрос по пройденному материалу, работу с карточками, беседу, интеллектуальную игру, викторину.

Формы поведения итогов:

  • зачет;
  • контрольная работа.

По окончании предмета проводится итоговая аттестация, вид аттестации – контрольный урок, оценка за который выставляется в конце 1 класса и заносится в свидетельство об окончании предмета «Беседы об искусстве» и предполагает выполнение коллективного творческого проекта на основе изученного материала.

  1. Критерии оценки.

Оценка «5» (отлично) предполагает, что обучающийся:

  • легко ориентируется в изученном материале;
  • умеет  сопоставлять различные взгляды на явление;
  • умеет грамотно анализировать произведение;
  • высказывает и обосновывает свою точку зрения;
  • показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос;
  • выполняет качественно и аккуратно практическую работу;
  • аккуратно ведет рабочий альбом, своевременно выполняет домашнее задание.

Оценка «4» (хорошо):

  • легко ориентируется в изученном материале;
  • в целом грамотно излагает ответ на вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос;
  • не вполне удачно и полно выполняет практические работы;
  • при выполнении домашней работы и ведении альбома допускает незначительные ошибки, неопрятность.

Оценка «3» (удовлетворительно):

  • основной вопрос не раскрывает, допускает ошибки, не проявляет  способности логически мыслить;
  • при выполнении анализа произведения допускает неточности, не раскрывает характер произведения, не указывает основные средства выразительности;
  • практические работы выполняет с ошибками, небрежно, неэстетично;
  • записи в альбоме ведутся небрежно, несистематично, домашнее задание выполняется не в срок, не полностью, с ошибками.

Методическое обеспечение учебного процесса

История искусств всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса в ДШИ, изучение этой дисциплины начиналось со 2 класса (возраст 11-12 лет), поскольку к этому времени ребенок был готов к усвоению и анализу достаточно сложной и обширной информации, ведению конспекта.

Занятия историей способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, началу формирования сферы их духовных интересов и убеждений, закладывают основы понимания прекрасного. Параллельно с постижением основ изобразительного искусства и рисунка, приобретением базовых, начальных знаний по рисованию на практике,  учащиеся учатся видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественное произведение. Таким образом, практика и теория взаимодополняют друг друга, тем самым обеспечивается взаимосвязь отдельных учебных дисциплин внутри всего курса, поскольку способствует целенаправленному развитию творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности, развитию навыков художественного восприятия.

Предмет «Беседы об искусстве» должен стать для ребенка подготовительной ступенью для изучения основного курса. Предмет «Беседы об искусстве» направлен на то, чтобы помочь ребенку не просто думать по шаблону, заданному образцу, решать типовые задачи, чем по сути он занимается на данном этапе в общеобразовательной школе, а размышлять самостоятельно, видеть и понимать красоту окружающего мира и его различных явлений, развивает речь, наблюдательность, восприимчивость, образное мышление, а также воспитывает, закладывает основу его культурного восприятия, что в современных условиях высокого развития технологий и СМИ, зачастую весьма агрессивных, всеобщей доступности любой информации, представляется особенно ценным.

Поскольку обучающиеся приступают к планомерному и последовательному изучению истории искусства со 2 класса, в 1 классе нет необходимости начинать рассказ о развитии искусства. Надо познакомить ребенка с миром искусства, художественной культуры, привить ему начальные навыки восприятия произведения искусства. Преподавание истории искусств начинается с вводной темы, с тем, чтобы учащиеся познакомились с характерными особенностями искусства, их видами, жанрами, освоили специфическую терминологию.

Методика преподавания должна опираться на диалогический метод обучения, создавая тем самым условия для активизации творческих возможностей обучающихся (беседы, дискуссии, совместное обсуждение просмотренной выставки, интересной статьи, нового материала).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Класс истории искусства оснащен столами, стульями, компьютером, доской, проектором, обширной библиотекой.

Оборудование:

Материалы:

Методическое оснащение:

Столы

Стулья

Видео- и аудиоаппаратура

Проектор, ноутбук

Художественные принадлежности (цветные карандаши, пастель)

Альбом

Ручки, карандаш

Библиотека по истории искусств

Авторские мультимедийные презентации Видеофильмы

Репродукции работ мастеров мировой художественной культуры

Авторские методические разработки по предмету

Список литературы:

  1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск: Харвест, 2009.
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник. – Вып.1, 1973; Вып.2, 1979
  3. Барб-Галль Фр. Как говорить с детьми об искусстве? М., 2015.
  4. Бренифье О. Что такое красота и искусство? М., 2014.
  5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977.
  6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М. : Искусство, 1984.
  7. Волкова П.Д. Художники. Искусство детям. М., 2016.
  8. Государственный Русский музей: Коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII-XX веков. – Москва: Галарт, 1998.
  9. Государственный Эрмитаж: По залам музея. - Ленинград: Советский художник, 1965.
  10. Здания и залы Эрмитажа. – Ленинград: Искусство, 1982.
  11. Искусство. Энциклопедический словарь. М.: Олма-Пресс. 2000.
  12. История искусства: Западноевропейское искусство: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004.
  13. История искусства: Художники, памятники, стили. – М.: АСТ, 2008.
  14. Кривдина О.А., Тычиник. Скульптура Санкт-Петербурга. С-Петербург. 2007.
  15. Наши музеи: Государственный Эрмитаж. – Ленинград:  Советский художник, 1965.
  16. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1969.
  17. Платонова О.В. Арттерапия в художественном музее. - СПб: СпецЛит, 2000.
  18. Протопопов Ю. Идем в музей с учащимися. – Москва: Чистые пруды, 2005.
  19. Реншау А., Гилда У.Р. Детям об искусстве: В 2 книгах. М., 2014.
  20. Соколова Н. Ты пришел в музей. – Самара: Агни, 2003.
  21. Соломко Н.З., Колпакова О.В. О чем расскажут старые картины. М., 2009.
  22. Уитли А. Что такое искусство? М., 2014.
  23. Что такое искусство и зачем оно нужно? М., 2015.
  24. Энциклопедия для детей. Искусство. Т. I, II. – М.: Аванта. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»

Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» (срок обучения 5 лет)

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразоват...