Календарно - тематическое планирование
календарно-тематическое планирование
Программа по учебной дисциплине "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" предусматривает преподавание данного предмета по "восходящей спирали", то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретические и тезнологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Типы занятий | Контроль знаний | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, место в искусстве и народном творчестве. | 158 = 52СРС+106(46+8кр+52 лпз) | 42 (20 + 18 +4) | ||||
Содержание учебного материала | 20 | Изучение нового материала | Устный опрос | 1 | ||
1 | Введение. Декоративно-прикладное искусство. Предмет, задачи и содержание дисциплины. Роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни. Профессиональная терминология. Современное состояние, достижения и перспективы развития декоративно-прикладного искусства | 2 | ||||
2 | Художественная роспись по эмали. Основные виды росписи по эмали. Художественная роспись по эмали. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью по эмали. | 2 | Изучение нового материала | Карточка | 2 | |
3 | Художественная роспись ткани. История возникновения батика. Художественная роспись ткани. Виды художественной росписи ткани. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью ткани. | 2 | Комбинированный | Кроссворд | 2 | |
4 | Художественная роспись по дереву. Виды народных промыслов по росписи по дереву. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью по дереву. Художественная резьба по дереву. Народные промыслы резьбы по дереву. | 2 | Обобщение и систематизации | Карточка | 2 | |
5 | Художественная резьба по кости. Косторезное искусство. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью по кости. | 2 | Изучение нового материала | Устный опрос | 2 | |
6 | Художественная резьба по камню. Художественная резьба по камню. Основные виды резьбы по камню. Развитие камнерезного искусства. | 2 | Изучение нового материала | Тест | 3 | |
7 | Художественное ткачество и ковроткачество. Виды художественного ткачества. История ковроткачества. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественным ткачеством и ковроткачеством. Художественно-технические приемы изготовления изделий. Художественное кружевоплетение. | 2 | Изучение нового материала | Карточка | 3 | |
8 | Художественная керамика. Виды художественной керамики. История развития керамического искусства у разных народов. Художественно-технические приемы изготовления керамики. Художественное стекло. Художественно-технические приемы изготовления художественного стекла. | 2 | Комбинированный | Диктант | 3 | |
9 | Художественный металл. История возникновения художественного металла. Художественно-технические приемы изготовления художественного металла. | 2 | Обобщение и систематизации | Карточка | 3 | |
10 | Современные изделия декоративно-прикладного искусства. Современные виды декоративно-прикладного искусства. Технологические и эстетические традиции при изготовлении современных изделий декоративно-прикладного искусства | 2 | Обобщение и систематизации | Тест | 3 | |
Практические занятия | 18 | |||||
1 | Определение видов декоративно-прикладного искусства. | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
2 | Выполнение зарисовок с натуры изделий декоративно-прикладного искусства. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
3 | Экскурсия в местный художественный (краеведческий) музей. | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
4 | Ознакомление с экспозицией по истории и культуре родного края. | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
5 | Овладение приемами росписи цветов в городецкой росписи. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
6 | Овладение приемами росписи листьев в городецкой росписи. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
7 | Выполнение гирлянды в городецкой росписи. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
8 | Выполнение росписи коня в городецкой росписи. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
9 | Выполнение травного орнамента в хохломской росписи | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
Контрольная работа по теме «Декоративно-прикладное искусство» | 4 | Контроль и коррекция ЗУН | Практическая работа | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определить виды декоративно-прикладного искусства по образцам. Написание рефератов на темы: «Виды декоративно-прикладного искусства», «Декоративно-прикладное искусство». Подготовка к практической работе. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. Выполнение презентаций. | 20 | |||||
Тема 2. Народные художественные промыслы | Содержание учебного материала | 38 (16+22) | ||||
16 | ||||||
11 | Виды и жанры национального искусства. Современное состояние, достижения и перспективы развития народных промыслов. Особенности ручного творческого труда. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства. Исторический обзор развития народного искусства. Взаимосвязь различных видов искусства. Влияние соседних культур. | 2 | Изучение нового материала | Устный опрос | 2 | |
12 | Природный поделочный материал-солома. Художественное плетение из лозы. История возникновения. Декоративная соломка, виды изделий из соломы. Виды изделий из лозы, их технологические и художественные особенности. Ажурная лоза. История развития промысла. Изделия с различными формами. | 2 | Изучение нового материала | Карточка | 2 | |
13 | Народные промыслы по ткачеству и вышивке. Возникновение ручного узорного ткачества. Центры народного промысла узорного ткачества, производство художественных изделий. Традиционные центры ручной узорной вышивки и их особенности. Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Характер орнамента его колорит. Обогащение и развитие. Центры народного искусства вышивки. Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Национальная одежда у разных народов. Основные центры народного искусства аппликации. | 2 | Изучение нового материала | Карточка | 2 | |
14 | Народная керамика. Возникновение и развитие керамического искусства в России. Классификация изделий и центры художественной керамики в России. Керамическая игрушка. | 2 | Комбинированный | Кроссворд | 2 | |
15 | Центры народных художественных промыслов по художественной росписи по металлу. Центры русской культуры: Жостово, Нижний Тагил, Красноярск и т. д. Виды росписи, история развития промыслов. | 2 | Обобщение и систематизации | Карточка | 3 | |
16 | Центры народных художественных промыслов по художественной резьбе и росписи по дереву Характеристика изделий Архангельской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Вологодской областей. Центры народного искусства резьбы по дереву в Росcии. Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Загорская резьба и т.д. | 2 | Изучение нового материала | Устный опрос | 3 | |
17 | Центры народных художественных промыслов по художественной обработке металла. Центры народного декоративно- прикладного искусства художественной обработки металла в Росcии. Виды обработки металла, развитие промысла у разных народов. | 2 | Изучение нового материала | Тест | 3 | |
18 | Народные промыслы по Папье маше. Лаковая миниатюра- Федоскино, Палех, Мстёра. История развития промыслов, отличительные особенности. Манеры письма лаковой миниатюры. | 1 | Изучение нового материала | Карточка | 3 | |
19 | Народные центры по изготовлению изделий из меха и кожи. Искусство художественной обработки кожи и меха как один из видов народного творчества. Изделия из меха и кожи, виды и приёмы художественных отделок. Народные обычаи, обряды, прикладное искусство. | 1 | Обобщение и систематизации | Тест | 3 | |
Практические занятия | 22 | |||||
10 | Овладение приемами плетения из лозы | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
11 | Овладение приемами плетения из лозы | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
12 | Выполнение керамической игрушки | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
13 | Выполнение керамической игрушки | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
14 | Выполнение керамической игрушки | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
15 | Выполнение городецкой росписи на деревянных изделиях | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
16 | Выполнение городецкой росписи на деревянных изделиях | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
17 | Выполнение хохломской росписи на деревянных изделиях | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
18 | Выполнение хохломской росписи на деревянных изделиях | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
19 | Изготовление сувенира из кожи и меха | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
20 | Изготовление сувенира из кожи и меха | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
Самостоятельная работа обучающихся Разработка проектов по темам: «Хохлома», «Городецкая роспись», «Жостовские подносы». Изготовление карнавальной маски по изготовленному слепку методом папье-маше. Карандашные зарисовки и цветные наброски. Изготовление сувениров из кожи и меха Роспись игрушки-сувенира в национальном стиле Составление композиции с видами орнаментов Жостовской росписи. Освоение технических приемов работы кистью основных элементов Жостовской росписи. Подготовка к практической работе. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. Выполнение презентаций. | 20 | |||||
Тема 3. Традиционные народные промыслы и декоративно-прикладное искусство региона. | Содержание учебного материала | 24 (10+12+4) | ||||
10 | ||||||
20 | Особенности народных художественных промыслов региона Особенности стиля народных художественных промыслов. Роль традиций искусства народного промысла, их современное преломление. Специфика различных видов художественных промыслов. Меры государственной поддержки народных художественных промыслов. Нормативные документы. Закон о художественных промыслах РФ. | 2 | Изучение нового материала | Карточка | 2 | |
21 | Художественная резьба и роспись по дереву. Центры народного декоративно-прикладного искусства резьбы по дереву в регионе. Виды резьбы по дереву; их характеристика, особенности и применение. Знакомство с творчеством народных мастеров региона по резьбе по дереву. Художественная береста. История развития. Роспись по дереву в Бурятии. Художники и мастера по работе с берестяными изделиями. | 2 | Изучение нового материала | Карточка | 3 | |
22 | Художественная обработка изделий из мягких материалов. Шитьё и вышивка. Основные виды развития шитья и вышивки. Войлочные ковры. Гобелены. Войлочные ковры «шэрдэг». Гобелены из конского волоса. | 2 | Комбинированный | Кроссворд | 3 | |
23 | Художественный металл. История развития. Виды художественной обработки металла. Народные мастера-ювелиры Бурятии. | 2 | Обобщение и систематизации | Карточка | 3 | |
24 | Художественное стекло и керамика Бурятии. Художественное стекло. Керамика Бурятии. Художники-прикладники Бурятии. | 2 | Изучение нового материала | Устный опрос | ||
Практические занятия | 12 | |||||
21 | Определение видов народных художественных промыслов по изделиям. | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
22 | Выполнение зарисовок художественных изделий из металла. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
23 | Выполнение зарисовок художественных изделий из дерева. | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
24 | Овладение приемами росписи по стеклу | 2 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа | ||
25 | Овладение приемами росписи по стеклу | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
26 | Изготовление макета ажурной резьбы по дереву. | 2 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | ||
Контрольная работа по теме «Народные промыслы» | 4 | Контроль и коррекция ЗУН | Практическая работа | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания. Написание рефератов на темы: «Искусство глухой и ажурной резьбы по дереву» «Искусство объёмной резьбы по дереву» «Художественная береста в Бурятии» «Бурятские ковры» «Художественное стекло» | 12 | |||||
Всего: | 158 = 52СРС+106(46+8кр+52 лпз) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре
Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...
Календарно- тематическое планирование по дисциплине "ОБЖ"
Календарно- тематическое планирование по дисциплине "ОБЖ" для специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий"...
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование
начальная школа. 2 класс. УМК "Spotlight2"....
Календарно-тематическое планирование I курс НПО
Календарно-тематическое планирование I курс НПО по учебнику Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение...
Форма календарно-тематического планирования (ФГОС)
Форма календарно-тематического планирования (ФГОС)...
календарно-тематическое планирование по истории
развернутое календарно-тематическое планирование по истории к программе ФГОС 3...