Вечер - импровизация «Трепещущий огонь свечи»
план-конспект занятия

Рыжиков Сергей Николаевич

Вечер - импровизация

«Трепещущий огонь свечи»

К 150-летию со дня рождения

Ивана Алексеевича Бунина

Лебедянь, 2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._vecher_improvizatsiya_trepeshchushchiy_ogon_svechi.docx83.98 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\logo.png

Вечер - импровизация

«Трепещущий огонь свечи»

К 150-летию со дня рождения

Ивана Алексеевича Бунина

Лебедянь, 2020

Сценарий

Вечер - импровизация «Трепещущий огонь свечи» (к 150-летию со дня рождения И.А. Бунина)

Цель: раскрыть особенности творческой индивидуальности И.А. Бунина.

Задачи:

  • познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;
  • ознакомить читателей с поэтическим миром И. А. Бунина,
  • выявить основные темы его поэзии, особенности поэтики стихотворений.

Оборудование: портрет Бунина, винтажный стол, свечи, книжная выставка «Бунин – явление редчайшее», разделы выставки: «Всему начало здесь, в краю моем родном (детство, юность)», «Чистая как воздух поэзия и проза», «Заложник окаянных дней», «Незакатный свет любви  (любовь в жизни И. Бунина)», проектор, ноутбук, экран, видеозаписи «Поют С. и Т. Никитины «Сгорая плачут свечи»,  Видеоролик «Родные места Бунина с высоты птичьего полета», гитара.

План мероприятия

  1. Организационный момент: приветствие, введение в тему, определение её границ. 
  2. Вступительное слово библиотекаря. 
  3. Песня Никитиных «Сгорая…».
  4. Выступление поэта  Бахтиной Людмиле Ивановны.
  5. Выступление библиотекаря Коноваловой Л.В.
  6. Видеоролик «Родные места Бунина с высоты птичьего полета».
  7. Выступление барда Шарыкина Н.И. «Песня про Бунина».
  8. Выступление руководителя народного театра «Улыбка» Матусевич О.Ю. и выступление театра «Улыбка».
  9. Заключительное слово ведущего.

Ход мероприятия

Ведущий: 150 лет назад ранним осенним утром на дворянской улице в Воронеже родился мальчик, ставший первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Имя его – Иван Алексеевич Бунин. Однажды в детстве маленький Ваня, забравшись с друзьями на колокольню, прочитал на одном из колоколов «сильное и краткое веление: «Благовествуй земле радость …». Детская решимость нести радость вызвала к жизни великий бунинский дар слова

…Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья –

Наш дар бесценный – речь!

Нежнейшей музыкой звучат слова Бунина: просто, не цветисто, временами скупо, а вместе – тончайшая поэзия.

Вместе с тем, Бунин – писатель глубоко исторический, поскольку сумел дать образы ушедшей России (его России) в типичных чертах всех сословий, населявших страну: от юродивого до Великого князя. Из мозаики этих образов и складывается образ России исторической, носителем которого является каждый конкретный человек.

Без творчества Бунина можно знать историю Родины –в фактах, цифрах, хронологической последовательности событий, но невозможно ощутить дух ее, своеобразие веков и поколений.

Вы можете возразить – да ведь были до Бунина Толстой и Достоевский, Пушкин и Лермонтов…

Но положение Бунина в истории русской культуры, русской литературы особое –своим появлением он завершил блистательную эпоху. Не поставив точку, нет. Довел до высочайшего совершенства, досказал то, что обязан был досказать. Учась у Лермонтова, Пушкина, Толстого – всю жизнь – он творил и от их имени, вдохновляясь от одного с ними Божественного пламени…

 В чьих-то воспоминаниях об Иване Алексеевиче Бунине сказано: он жил так, будто нес перед собой свечу. Это не значит, что был молитвенно-праведен, жертвенно-стоек. Это значит лишь то, что его умственному взору всегда предстоял образ трепещущей, золотистой горячей земной красоты, подобный огоньку свечи, который делает теплым и живым пространство сумеречного мира, но который так легко загасить.

(Звучит песня Никитиных «Сгорая…»)


Ведущий:

Не грейте руки над свечой.

Не в том ее предназначенье.

Она всегда в родстве с мечтой,

Она – источник вдохновенья.

Друзья, я рада приветствовать вас на нашем вечере, посвященном 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Сейчас мы зажжем свечи, они будут у нас не только источником тепла, уюта, но и источником вдохновения.

Мы поговорим о Бунине, ведь у каждого из нас - свой Бунин.

Где и при каких обстоятельствах научились люди слагать стихи? Ответить на этот вопрос невозможно, ибо учились этому всегда и везде. Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир, дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что она – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная. Но есть люди, для которых поэзия –это жизнь. Это наша гостья – Бахтина Л.И. Мне бы очень хотелось бы, чтобы в самом начале нашего мероприятия о поэте (а Бунин считал себя прежде всего поэтом) сказал поэт.

(Выступление Бахтиной Людмиле Ивановны)

Ведущий: Несомненно, у каждого из нас остаются свои впечатления, свои мысли и чувства о великом писателе, но ничье сердце не останется равнодушным при чтении произведений Бунина. Мне бы хотелось бы предоставить слово своей коллеге Коноваловой Людмиле Валентиновне.

(Выступление Коноваловой Л.В.)

Ведущий:

Голубое основанье,
Золотое острие…
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее мое.

Заслонив свечу рукою,
Снова вижу, как во мне
Жизнь рубиновою кровью
Нежно светит на огне.

Голубое основанье,
Золотое острие…
Сердцем помню только детство:
Все другое — не мое.

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы родом из детства». В жизненном пути человек проходит светлый отрезок – детство. В эту пору в человеке формируется характер, отношение к себе и всему миру. Этот период жизни Бунин очень любил вспоминать и регулярно мысленно возвращаться к тем событиям, которые происходили с ним в детстве. Свое детство и юность он провел в деревне Озерки (Орловская губерния), где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Он стал художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.

Каменка, Бутырки, Озерки, Огневка, Глотово. Эту всхолмленную землю, с далеко уходящим прозрачным горизонтом, русский писатель Иван Бунин назовет Предстепьем (подстепье). Уважаемые гости, а хотите увидеть родные места с высоты птичьего полета. Эти овраги, перелески, поля, ручьи, низины, полюбоваться лазурно-синем небом над кронами деревьев и окунуться в тот мир, который обессмертил в своих произведениях великий поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин.

(Видеоролик «Родные места Бунина с высоты птичьего полета»)

Ведущий: Все эти пейзажи знакомы Н.И. Шарыкину, потому что это и его родные места, которые также вдохновляют его нам творчество.

(Выступление Шарыкина Н.И. «Песня про Бунина»)

Ведущий: Ушло суровое столетие России, давшее миру не только опыт великих побед и трагических потрясений основ русского бытия. Это век дал миру великие Имена, уже навсегда начертанные на скрижалях мировой Истории. Имена тех, кто творил летопись русской цивилизации - Словом. Один из титанов века, русской и мировой литературы – Иван Алексеевич Бунин, вдохновенный певец любви и земной красоты. В новом тысячелетии Бунина читают по- новому, не так, как читали мы. Мне кажется – бунинское слово сейчас намного драгоценней и целительней, ведь безумству мира можно противопоставить только светлую и тихую мудрость красоты. Ее – то и дарит потомкам гений Бунина.

(Выступление руководителя народного театра «Улыбка» Матусевич О.Ю. и выступление театра «Улыбка»).

Ведущий: Наша встреча была посвящена ему – Учителю, Наставнику, Поэту. И скромный букет цветов – тоже ему, великому сыну России Ивану  Алексеевичу Бунину.

Список использованной литературы

1. Черемисина, Н.В. Картины мира и многомирие  в языке и поэтическом тексте// Русская словесность. - 2000. - № 7. - С. 28 - 30.

2. Ханевская, А. Г. Русская ментальность в зеркале метафорического слова И. А. Бунина//  Филологический сборник, выпуск 2. - Кемерово, 2002

3. Воплощение эмоций любования, наслаждения, восхищения в ранней лирике И.А. Бунина.// Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Воронеж: Изд-во Воронежского педагогического ун-та. 1996. -С. 26-27.

4. Эмоциональное содержание стихотворений И.А. Бунина и его восприятие читателем.// Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста: Материалы Международной научной конференции. - Соликамск, 1997. -С. 90-92.

5. Эмоциональность поэтического текста как фактор воздействия на читателя.// Культура общения и ее формирование: Материалы V региональной научно-методической конференции. - Воронеж, 1998 -С. 17-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Горит огонь олимпиады, ему все люди Мира рады»

Тема: «Горит огонь олимпиады, ему все люди мира рады»Цели: Вспомнить и обобщить знания о Древнегреческих играх; познакомить с символами, ритуалами, олимпийскими чемпионами современных Олимпийских игр...

Мастер класс изготовления поделки "Вечный огонь"

Изготовление поделки посвященной к 70-ти летию Победы. Изготовление объемной поделки "Вечный огонь"...

Проект в старшей группе по противопожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"

Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по проиивопожарной безопасности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА – ПОЭТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения «Ушедшим – память и свеча...»

Данное методическое пособие представляет собой разработку открытого классного часа – поэтического вечера, посвященного судьбам молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения. Ведь многие из них...