Методическая разработка "Ладейные и пешечные окончания в классическом шахматном наследии"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
"Ладейные и пешечные окончания в классическом шахматном наследии"
Х.Р.Капабланка - третий чемпион мира, великий позиционный игрок.
Хосе Рауль Капабланка кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат, 3-й чемпион мира по шахматам (завоевал звание в матче с Ласкером в 1921 году, проиграл Алехину в 1927 году), один из сильнейших шахматистов мира в 1910 — 1930-х годах, победитель многих международных турниров. В годы расцвета Капабланка приобрёл славу «шахматного автомата», одинаково виртуозно ведущего партию в миттельшпиле и эндшпиле и практически не допускающего ошибок.
Роль короля в эндшпиле.
Капабланка – Тартаковер (1924)
Ход белых.
Оценим позицию.
Белые. Активная ладья на 7-ом «обжорном» ряду. Проходная пешка g5 «продвинутая». Это плюсы. К недостаткам отнесем пешку с3, находящуюся под ударом. А, главное, ход Л:с3+ отбросит белого короля на 2-ой ряд, где он останется «отрезанным».
Чёрные. Плюс – угроза Л:с3+. Плохо, что «отрезан» король на самом краю доски.
Вывод: Белые будут сочетать матовые угрозы с продвижением проходной.
1.Крg3! цель белого короля – поле f6.
1. … Л:c3+
2.Крh4 Лf3
3.g6 Л:f4+ у чёрных уже две лишние пешки, но проходная белых и очень активный король «перевешивают» материальные потери.
4.Крg5 Лe4 негодится: 4… Л:d4? 5.Крf6 Крg8 6.Лd7 и спасения нет.
5.Крf6 Крg8
6.Лg7+ Крh8 белым выгодно загнать короля на h8 или f8.
7.Л:c7 Лe8
8.Кр:f5 Лe4
9.Крf6 Лf4+
10.Крe5 Лg4
11.g7+ Крg8 Этим шахом белые выигрывают темп. Размен ладей чёрным негодится совсем.
12.Л:a7 Лg1 (12...Лg5+? 13.Крf6 Лg1 14.Лa8+ Крh7 15.Лh8#)
13.Кр:d5 Лc1 На доске – материальное равенство, но чёрные фигуры бессильны.
14.Крd6 Лc2
15.d5 Лc1
16.Лc7 Лa1
17.Крc6 Л:a4
18.d6
0–1 Чёрные сдались. Дальше играть бессмысленно.
Пешечные слабости в эндшпиле.
Ласкер – Капабланка (1921)
Ход чёрных.
Оценим позицию.
Белые. Ладья и конь стоят пассивно – заняты только защитой. Проходная пешка b3 изолирована и является слабой. Пешка d4 – вторая слабость.
Чёрные. Ладья занимает открытую линию. Минус – нет полей вторжения. Конь атакует пешку d4. Пешка h4 не даёт его быстро прогнать. Пешки образуют цепь и защищают друг друга.
Вывод: Чёрная ладья прорывается в тыл белых, и попеременно атакуя две слабости, выигрывает одну из них.
1... Лb6! Капабланка заставляет противника занять ладьёй самое неудачное положение.
2.Лd3 Лa6 (2.Лb2 Лb4)
3.g4 невыгодно белым 3.Кc3 Лa1+ 4.Крh2 Лc1 5.b4 Лc2 6.Крg1 Лb2 7.b5 Лb4.
3... h:g
4.f:g Лa2
5.Кc3 Лc2
6.Кd1 Кe7 Конь переводится на а5
7.Кe3 Лc1+
8.Крf2 Кc6
9.Кd1 Лb1 чёрные обходят ловушку: 9...Кb4 10.Лd2 Лb1 11.Кb2 Л:b2 12.Л:b2 Кd3+ 13.Крe2 К:b2 14.Крd2 и конь попался! Близка ничья!
10.Крe2?? [10.Крe1 Кa5 11.Крd2 Л:b3]
10... Л:b3
Получив материальное преимущество, чёрные победили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/01/picture-453278-1401576907.jpg)
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/01/picture-453278-1401576907.jpg)
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/01/picture-546838-1496328868.jpg)
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Одной из главных национальных ценностей российского образования была педагогическая культура учителя. Проблема педагогической культуры учителя многогранна, среди ее граней одним из важных аспектов ста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-611736-1584690951.png)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по предмету иностранный язык (английский) «Стихи – наследие, своё творчество»
Разработчик – преподаватель Шкруднева Т. В. Использование стихов на уроках английского языка – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся при овладении английским языком, так как под...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-866629-1481734948.jpg)
Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".
В помощь преподавателям хореографических дисциплин....
Методический доклад на тему: «Лирические пьесы Э.Грига- великое наследие в фортепианной педагогике
Обзор Лирических пьес Э.Грига ,роль в фортепианном наследии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1310886-1613641278.jpg)
Учебно-методическая разработка. Разработка учебного занятия «Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor»
раотаракрнаирапапввавваиапммваиаизразработка учебного занятия«Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor» работка учебного занятия«Создание шахматных фигур в п...