Методическая разработка "Ладейные и пешечные окончания в классическом шахматном наследии"
методическая разработка

Зверев Владимир Алексеевич

Шахматное наследие Х. Р. Капабланки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_god_obucheniya._tema_7.docx419.76 КБ

Предварительный просмотр:

 "Ладейные и пешечные окончания в классическом шахматном наследии"

Х.Р.Капабланка - третий чемпион мира, великий позиционный игрок.

Хосе Рауль Капабланка кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат, 3-й чемпион мира по шахматам (завоевал звание в матче с Ласкером в 1921 году, проиграл Алехину в 1927 году), один из сильнейших шахматистов мира в 1910 — 1930-х годах, победитель многих международных турниров. В годы расцвета Капабланка приобрёл славу «шахматного автомата», одинаково виртуозно ведущего партию в миттельшпиле и эндшпиле и практически не допускающего ошибок.

Роль короля в эндшпиле.

Капабланка – Тартаковер (1924)

Ход белых.

Оценим позицию.

Белые. Активная ладья на 7-ом «обжорном» ряду. Проходная пешка g5 «продвинутая». Это плюсы. К недостаткам отнесем пешку с3, находящуюся под ударом. А, главное, ход Л:с3+ отбросит белого короля на 2-ой ряд, где он останется «отрезанным».

Чёрные. Плюс – угроза Л:с3+. Плохо, что «отрезан» король на самом краю доски.

Вывод: Белые будут сочетать матовые угрозы с продвижением проходной.

1.Крg3!       цель белого короля – поле f6. 

 1. …               Л:c3+ 

2.Крh4           Лf3

3.g6            Л:f4+     у чёрных уже две лишние пешки, но проходная белых и очень активный король «перевешивают» материальные потери.

4.Крg5           Лe4     негодится: 4… Л:d4? 5.Крf6 Крg8 6.Лd7 и спасения нет. 

5.Крf6           Крg8

6.Лg7+            Крh8     белым выгодно загнать короля на h8 или f8.

7.Л:c7              Лe8

8.Кр:f5            Лe4

9.Крf6             Лf4+

10.Крe5           Лg4

11.g7+              Крg8    Этим шахом белые выигрывают темп. Размен ладей  чёрным негодится совсем.

12.Л:a7            Лg1       (12...Лg5+? 13.Крf6 Лg1 14.Лa8+ Крh7 15.Лh8#)

13.Кр:d5          Лc1       На доске – материальное равенство, но чёрные фигуры бессильны.

14.Крd6            Лc2

15.d5                 Лc1  

16.Лc7              Лa1

17.Крc6            Л:a4  

18.d6                

              0–1              Чёрные сдались. Дальше играть бессмысленно.

Пешечные слабости в эндшпиле.

Ласкер – Капабланка (1921)

Ход чёрных.

Оценим позицию.

        Белые. Ладья и конь стоят пассивно – заняты только защитой. Проходная пешка b3 изолирована и является слабой. Пешка d4 – вторая слабость.

        Чёрные. Ладья занимает открытую линию. Минус – нет полей вторжения. Конь атакует пешку d4. Пешка h4 не даёт его быстро прогнать. Пешки образуют цепь и защищают друг друга.

        Вывод: Чёрная ладья прорывается в тыл белых, и попеременно атакуя две слабости,  выигрывает одну из них.

1...          Лb6!  Капабланка заставляет противника занять ладьёй самое неудачное положение.

2.Лd3          Лa6  (2.Лb2 Лb4)

3.g4     невыгодно белым 3.Кc3 Лa1+ 4.Крh2 Лc1 5.b4 Лc2 6.Крg1 Лb2 7.b5 Лb4. 

3...                h:g

4.f:g             Лa2

5.Кc3           Лc2

6.Кd1           Кe7     Конь переводится на а5  

7.Кe3           Лc1+

8.Крf2          Кc6

9.Кd1      Лb1   чёрные обходят ловушку: 9...Кb4 10.Лd2 Лb1 11.Кb2 Л:b2 12.Л:b2 Кd3+ 13.Крe2 К:b2 14.Крd2 и конь попался! Близка ничья!

10.Крe2??   [10.Крe1 Кa5 11.Крd2 Л:b3]

 10...              Л:b3

 Получив материальное преимущество, чёрные победили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Одной из главных национальных ценностей российского образования была педагогическая культура учителя. Проблема педагогической культуры учителя многогранна, среди ее граней одним из важных аспектов ста...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по предмету иностранный язык (английский) «Стихи – наследие, своё творчество»

Разработчик – преподаватель Шкруднева Т. В.  Использование стихов на уроках английского языка – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся при овладении английским языком, так как под...

Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".

В помощь преподавателям хореографических дисциплин....

Учебно-методическая разработка. Разработка учебного занятия «Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor»

раотаракрнаирапапввавваиапммваиаизразработка учебного занятия«Создание шахматных фигур в программе Autodesk Inventor» работка учебного занятия«Создание шахматных фигур в п...

План-конспект открытого урока по классическому танцу «Экзерсис классического танца»

Представленный урок составлен в соответствии с учебной программой по дисциплине «Классический танец» для учащихся предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество», ...