Программы
рабочая программа
Программа " Гитара 3 года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pastuxov-v.a-gitara-3goda-2019-20-konvertirovan.docx | 161.02 КБ |
Предварительный просмотр:
A,QMHIOICTPAIQIB MV. JIAHOFO OBPA3OBAIOIH
r. ITOKA
MyHuquR biioe aamOHOA4Hoe yupeoicbenue
bononnum uHoeo a6pasoean n
,QOIIOJJHFITEJlbHAH OF EPA3BI4BAIO Afl IIPOFPAMMA B OBDACTH M 36IKAJIbHOFO HL"KVCCTBA
no yoe6HoMy npepMe
(m3 rota)
IJoKauH 2019
Hpoep a «E rain» c ypoaneM peak ayuu nonitO8O pea 3 coda ban o6yueuun bemeu ma ombweuuu ocmpabuo-b:xcasoaoeo uticmpymeiim uuoeo tlcnoniiumenucmaa uixonai npo a anympennmm oxcnepmim)› no oocebanuu ombweiiun ocmpabno- b oaoeo uwcmpymenm uHoeo ucno niumenucmaa 28 aazycma 2019 zoba, npomo«on X• 1 peuomenboaaiia IlebaeoeuvecxoMy coaemy uiuonui ban paccwompeiiun a Kavecmae padoueñ odpasoaammunou npoep6L44W bi npenobaaamwu Hacmyxoa Bnab up Aaamoxaeauv 2019-2020 yse6ubio cod.
Ilpoep Ma «Yirrapa» c ypoauevi pe‹zrusayuu nonuoeo xypca 3 Doha box odyuen bemeu ma ombeneuuu ocmpabiio-boicasoaoeo uucmpyMeiim uuoeo ucnonnumenucmaa muonbi paccmompetia ma sacebanuu Ilebcieozurecnozo coaema uiKonui 30 aazycma 2019 zoba, npomouon X•1, penowenboaana bupexmopy mxoaui be ymaepo+cbeuun a x:auecmae pa6oueu odp oaam buou npoepan Mbt npenobaaam Macmyxoc Bnabuxiup Anamoxbecua 2019-2020 y e6u btV 80b.
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся
«родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 12-14 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать
себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 36 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | ||
Годы обучения | 1 | 2 | 3 | |
Аудиторные занятия | 72 | 72 | 72 | 216 |
Самостоятельная работа | 36 | 36 | 36 | 108 |
Максимальная учебная нагрузка | 108 | 108 | 108 | 324 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» при 3-летнем сроке обучения составляет 324 часов. Из них: 216 часов – аудиторные занятия, 108 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:
- ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать нормам, предусмотренным для занятий на народных инструментах (помещение не должно быть гулким). В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть, кроме музыкального инструмента (гитары): фортепиано (рояль/пианино или синтезатор), пюпитр, метроном, тюнер, зеркало, аудио и видео аппаратура. Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Во время самостоятельной работы, учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебно-тематический план
Первый год обучения
- полугодие
Календарные Темы и содержание занятий сроки
- четверть Постановкаисполнительского аппарата.
Освоениеприемовтирандоиапояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.
1
- четверть Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am,
Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.
1
- полугодие
Календарные Темы и содержание занятий сроки
- четверть Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в ансамбле на
простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
- четверть Развитие начальных навыков смены позиций.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Второй год обучения
- полугодие
Календарные Темы и содержание занятий сроки
- четверть Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами. Восходящее и нисходящее легато.
Упражнения и этюды. Ознакомление с приемом барре. Произведения современных композиторов и обработки народных песен.
- четверть Развитие техники барре. Упражнения и этюды.
Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня.Блюз.
1
- полугодие
Календарные Темы и содержание занятий сроки
- четверть Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами. Упражнения и этюды (2 этюда на
различные виды техники).
Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.
- четверть Музыка из кинофильмов, произведения старинных и современных композиторов. Подбор
на слух произведений, различных по жанрам и стилям. Владение навыками аккомпанемента.
Третий год обучения
- полугодие
Календарные Темы и содержание занятий сроки
- четверть Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А.Сеговии. Включение в план произведений с элементамиполифонии.
Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни.
- четверть Совершенствование техники в различных видах арпеджиоигамм.Концертныеэтюды.
Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента к песням и романсам. Игра в ансамбле.
10
- полугодие
Календарные Темы и содержание занятий сроки
- четверть Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение
различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы.
- четверть Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. Произведения
зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.
Годовые требования
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально- образного
мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с
педагогом.
11
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды
- Упражнение на первой и второй струнах.
- Упражнение на третей струне.
- Упражнение на пятой и шестой струнах.
- Упражнение "Ручеек"
- Упражнение "Маленький кораблик".
- Упражнение на прием арпеджио.
- Этюд на прием арпеджио.
- Х.Сагрерас. Этюд.
- Ф.Сор. Этюд.
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и
аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am- Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой», И.С.Бах «Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт
«Индейцы»
Примерные исполнительские программы
- вариант
И.Рехин «Колокольный перезвон»
П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»
Л.Иванова «Тучка»
12
- вариант
В.Козлов. Полька «Тип-топ»
Ф.Карулли Этюд
И.Кюффнер Экосез
- вариант
М.Каркасси Этюд (10)
Англ. нар. песня «Зеленые рукава» в обр. П.Агафошина В.Борисевич Постановочный этюд №1
- вариант
Л.Иванова «Избушка в лесу»
В.Надтока «Дождик»
Г.Перселл Ария
- вариант
М. Каркасси Андантино А.Мори «Пьеса для мальчика» Л.Иванова
«Тараканище»
- вариант
М. Джулиани Аллегро Д. Дюарт «Мой менуэт» В. Бортянков «Частушка»
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. Учащийся:
- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
- умеет правильно держать инструмент;
- соблюдает постановку исполнительского аппарата;
- владеет двумя приемами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
13
- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
- применяет на практике натуральные флажолеты.
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие
исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах
(проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских
народных песен.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.
Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося. Рекомендуемые простые последовательности в мажоре
С-F-G7 -C D-G-A7-D G-C-D7-G E-A-H7-E A-D-E7 -A
F-C -G7-C G-D-A7-D C-G-D7-G A-E-H7 -E D-A-E7-A Рекомендуемые
простые последовательности в миноре
Am -Dm-E7–Am Em-Am-H7-Em Dm-Gm-A7-Dm Bm-Em-#F7-Hm Dm-Am-E7- Am Am-Em-H7 -Em Gm-Dm-A7-Dm Em-Hm-#F7-Hm
Рекомендуемые упражнения и этюды
Во втором классе можно использовать:
«Ежедневные упражнения для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Е.Шилина;
14
упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал
«Гитарист» 1994 г.;
Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли, Д.Фортеа.
Рекомендуемые ансамбли
Итал. нар. песня «Санта Лючия», Э.Торлакссон «Гитарное буги», И.С.Бах
«Менуэт», джазовые этюды А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»
Примерные исполнительские программы
- вариант
И.Рехин «Грустная песенка для Лауры»
Л.Иванова «Маленькая вариация»
Т.Хренников «Лодочка» из к/ф «Верные друзья», обр. Л. Шумидуба
- вариант
Ю.Литовко «Маленький гитарист»
М. Каркасси Рондо
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева
- вариант
Ю.Смирнов «Крутится колесико»
Г.Каурина «Осенний вальс»
Ф.Карулли Рондо
- вариант
В. Ерзунов Этюд №2 Н.Паганини Ариетта Ф.де Милано Канцона
- вариант
Г.Перселл Менуэт
Д. Агуадо Этюд e -moll
15
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А.Иванова-Крамского
- вариант
А.Иванов-Крамской Прелюдия
В.Борисевич «Рождество»
Ц.Кюи «Весеннее утро»
По окончании второго обучения учащийся:
- играет пьесы, различные по стилю, жанру;
- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
- знаком с позиционной игрой;
- владеет приемом барре;
- знает основные музыкальные термины;
- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками,
звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
Первый уровень сложности
16
Рекомендуемые последовательности аккордов Am-C-Am-C-Am-C-Em, Am- Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E, Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-
Am, Am-C-Am-Dm-Am-E-Am, Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em, G-D-Am-Am-G- D-Am-Am-C-C-Am, Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,
отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A7-Dm-G7-C, Am-A7-Dm-E7-Am,
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C, Am-G7-C-E7-Am, двойная доминанта: Em-#F7-H7- Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения М.Каркасси,
100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани,
этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана;
М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»; А.Виницкий
«Лирическая мелодия»
Примерные исполнительские программы
- вариант
А.Рамирес «Странники»
М.Каркасси Прелюд
В.Бортянков «У причала»
- вариант
И.Рехин Маленький блюз
В.Козлов Вальс из сюиты «Трик-трак»
«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова
- вариант
Дж.Леннон -П.Маккартни «Yesterday»
17
А.Диабелли Менуэт
Л.Шумеев «Испанские мотивы»
- вариант
Л.Иванова «Меланхолический вальс»
А.Виницкий «Маленький ковбой»
А.Варламов «То не ветер ветку клонит»
- вариант
Я.Френкель Вальс из кинофильма «Женщины»
Л.Иванова Гавот
В.Ерзунов «Наездник»
- вариант
В.А.Моцарт Аллегро
Аноним Блюз
М.Шишкин «Ночь светла»
Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды
упражнения из «Школы игры» Н.Кирьянова, М.Каркасси, П.Агафошина,
Э.Пухоля, а такжесовременных гитаристов:А.Веселова, В.Волкова,
В.Борисевича;
этюды Ф.Тарреги, Ф.Сора, Э.Пухоля, М.Джулиани, М.Льобета, Ф.Молино,
М.Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли
18
В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка», И.С.Бах «Сицилиана», О.Копенков «Вальс над Сожем», В.Ерзунов «Ночная дорога»
Примерные исполнительские программы
- вариант
Рус. нар. песня «Сама садик я садила», обр.Л.Ивановой Р.Бартольди Романс
А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
- вариант
Цыганская нар. песня «Сосница», обр. М.Александровой
А.Виницкий «Маленький влюбленный червячок из земляники» Н.Кост Баркарола
- вариант
Н.Ган «Медленный вальс»
Аргентинская нар. мелодия, обр. М.Л.Анидо Н.Кост «Меланхолия»
- вариант
Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. С.Руднева
А.Виницкий «Курьез»
Б.Калатаунд Фантангильо
- вариант
В.Харисов Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
В.Ерзунов «Тихая река»
О.Копенков «Неоромантическая сонатина»
- вариант
Л.Иванова. «Романс кузнечика»
Рус. нар. песня «На окошке два цветочка», обр. В.Козлова
И.С.Бах Ария, обр. А.Ширшова
По окончании третьего года обучения учащийся:
- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
19
- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и
6-й струн (аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
- подбирает по слуху;
- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий
контроль осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по завершении какого-либо раздела программы.
Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления или зачета, на котором учащийся исполняет: в первом полугодии два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой
фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в
21
сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.
Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления, сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение программы.
4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными
недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.
3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей,
просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеетрепертуар ученика. Необходимо выбирать
22
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
23
- СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
- Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934,
1938, 1983, 1985 ,2003
- Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М.,
- Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995,
1999, 2002
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-
2009
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
- Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
- Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
- Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
- Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев,
2003
Нотная литература
- Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост.
В.Максименко.- М., 1989
- Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр.
П.Исаков. - М.- Л., 1934
3. | Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962 | |
4. | Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная | папка |
24 |
гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
- Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
- Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
- Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
- Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
- Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
- Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
- Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы,
упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
- Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М.,
1999, 2004
- Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
- Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
- Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских
25
музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
- Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
- Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ
(5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Программа производственной практики (преддипломной) разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...