Программа по ПФДО "Я скульптор"
план-конспект урока

Мехрабов Самир Расим оглы

                               Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

 

ПРИНЯТО на заседании                                                  УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета                                                   Директор МБУ ДО ДШИ

«25» марта  2019 года                                                      ________Н.Н.Любимова

Протокол №4

        

          м.п.                                                                              м.п.

 

СОГЛАСОВАНА на заседании

методического объединения

Протокол №4

«26» марта 2019 года

 

 

 

«Я скульптор»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

в области изобразительного искусства

для учащихся 8-11 лет

срок реализации 66 часов (9 месяцев)

 

 

                                    Составитель: преподаватель

отделения  изобразительного искусства

первой квалификационной категории                               

                                      Мехрабов Самир Расим оглы

                                                               

                                                

 

 

г. Нефтеюганск

2019г.

 

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа имеет художественную направленность и составлена в соответствии и с учетом пунктов 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2012 года №189 и правилами персонифицированного финансирования.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р содержание данной дополнительной образовательной программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,  художественно-эстетическом, нравственном развитии.

   Данный проект программы по предмету «Скульптура» предполагает год курс обучения детей, поступающих в детскую художественную школу или  на художественное отделение Детской школы искусств.

Наряду с композицией, рисунком и живописью, скульптура является одним из ведущих предметов в учебном процессе школы. Она неотрывно связана с рисунком и композицией, так как предполагает работу с натуры и композиционные задания. Основной целью заданий можно считать обучение объемному изображению предметов, а так же развитие наблюдательности и зрительной памяти.

  Раздел программы для первого класса предполагает ознакомление с основными приемами лепки, понятиями о построении основных предметов в пространстве, грамотного поэтапного подхода к работе над скульптурой. Приобретение первоначальных навыков в изображении предметов, растений и животных с натуры и по представлению. Понятие о пластической и композиционной связи фигур и предметов.

    Большое внимание уделяется подготовительной работе над композициями, а именно, использование документального материала, набросков с натуры, эскизов, собственных наблюдений.

    Материал для работы – пластилин или глина, на усмотрение педагога. Работа с натуры ведется преимущественно в форме этюдов. Для развития наглядно-образной памяти у учащихся в качестве  пособий используются репродукции, таблицы, гипсовые слепки, готовые работы. Целесообразно так же использовать на уроках различные учебные фильмы. Для обеспечения высокой успеваемости учащихся рекомендуется проведение здоровье сберегающих пятиминуток.

    Занятия проводятся один раз в неделю. Время одного урока составляет 40 минут.

 

Актуальность программы заключается в формировании основных знаний, умений и навыков учащихся в скульптуре.

Новизна программы заключается в определенном подборе тем и изучаемых техник исполнения творческой работы с уклоном на изучение материального и культурного наследия народного искусства России.

Основной целью обучения по программы является оптимальное раскрытие творческих возможностей учащихся, формирование у них способности художественного видения, образного, объемно - пространственного мышления.

Цель  Формирование художественно-творческой активности личности через создание творческих работ на основе различных приёмов и методов лепки.

 

Для реализации цели программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • сформировать у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области лепки творчества;

- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; 

- научить практическим навыкам создания объёмов в разных видах лепки;

Развивающие:

- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;

- развивать эстетическое восприятие художественных образов - в произведениях народного искусства и предметов – явлений окружающего мира как эстетических объектов.

Воспитательные:

-  пробудить интерес к творчеству лепки в скульптуре, эмоционально – положительное отношение к нему.

- воспитать уважительное отношение к материальному и культурному наследию народного искусства России.

- воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

Адресат программы. Условия реализации программы.

Возраст учащихся:

Данная программа предусмотрена для детей 8-11 лет.

Срок реализации программы:

Данная образовательная программа рассчитана на 68 часов обучения (9 месяцев, 34 учебные недели). Учитывая рекомендации по организации режима занятий детей в организациях дополнительного образования (СанПиН 2.4.4.3172-14, раздел 8, пункт 8.2), занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа, с десятиминутным перерывом, согласно утвержденного расписания.

Наполняемость группы –10 человек.

Квалификация педагога: Преподаватель, работающий по данной программе, имеет высшее образование по профилю, первую квалификационную категорию, без предъявления к стажу работы.

Режим занятий – первая смена.

Вид детских групп - профильный, состав - постоянный. Урок проводится в форме группового занятия (10 человек). Состав групп может быть смешанным (девочки и мальчики).

На уроках используются методы:

-объяснительно- иллюстративные (демонстрация готовых скульптуры, иллюстраций);

-частично- поисковые (выполнение вариативных заданий);

-творческие (творческие задания, создания сюжетов в объёме);

-исследовательские (исследование свойств глины, скульптурных пластилинов, бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

- словесные (художественное слово);

- дидактические;

- наглядные;

Организация работы – групповая.

Форма контроля – творческий показ (выставка детских работ).

 

 

 

 

Планируемые результаты:

К концу периода обучения учащиеся должны владеть начальными знаниями и навыками лепки.

Знают:

Систему теоретических основ (законы и закономерности композиции), особенности пропорции объёма,  и объемно-пространственной композиции.

Умеют:

самостоятельно выполнять задание по созданию скульптур, выражать индивидуальное отношение к изображаемому, уметь технически реализовать замысел.

Учебный план

по дополнительной общеразвивающей образовательной программе

в области изобразительного искусства

«Скульптура»

(возраст 8-11 лет)

п./п.

Наименование учебной области/предмета

Количество учебных часов в неделю

Формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации

 

I

 

Форма аттестации

Понедельник

 

1.

Учебные предметы художественно-творческой подготовки

2

 

 

 

1.1

          Скульптура

2

Выставка, творческий показ

IV

 

 

Всего

2

 

 

 

 

                                    Примечания к учебному плану.

На обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе со сроком обучения 9 месяцев (68 часов) принимаются дети в возрасте с 8-11 лет.

При реализации общеразвивающей образовательной программы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: мелкогрупповые занятия —10 человек.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки учащихся планируется следующим образом:

«Скульптура» - 2 часа.

Периодичность оценки результатов Программы

По программе «Скульптура» форма промежуточной и итоговой аттестации: выставка, творческий показ, просмотр. Промежуточная аттестация проводится в рамках аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании изучения учебного предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

 

Техническая платформа

(материально-техническое оснащение программы)

Стеллажи для работ учащихся

4 шт.

Столы рабочие на 1 посадочное место

10 шт.

Компьютер

1 шт.

Стулья

10 шт.

Доска меловая

1 шт.

Учебный кабинет для групповых занятий не менее 20 м2

1 шт.

                  Учебно-тематическое планирование по предмету

«Скульптура»

Тема

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводная беседа.

2

1

1

Просмотр

2.

Композиция на свободную тему.                          

4

1

3

Просмотр

3.

Лепка фруктов и овощей.    

6

1

5

Просмотр

4.

Лепка натюрморта из 2-х овощей и гипсового цилиндра

6

1

5

Просмотр

5.

Лепка натюрморта из крынки и яблока.          

6

1

5

Просмотр

6.

Лепка несложного гипсового орнамента.                                

4

1

3

Просмотр

7.

Лепка двух геометрических гипсовых тел

4

1

3

Просмотр

8.

Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению.                        

4

1

3

Просмотр

9.

Лепка этюдов домашних животных по памяти  и наблюдению

6

1

5

Просмотр

10.

 Лепка растений или цветов с натуры.                                      

 

6

1

5

Просмотр

11.

Лепка мелких бытовых предметов по памяти

4

1

3

Просмотр

12.

Композиция на сказочную тему.                                              

6

1

5

Просмотр

13.

Композиция на тему басен И.А. Крылова

8

1

7

Просмотр

 

Итого

68

13

      55

 

 

Содержание программы

   Содержание данной Программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности – «Стартовый». Данная Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

1. Вводная беседа.

Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного материала. Виды, жанры, материалы, инструменты, техника безопасности на рабочем месте.

Материал: бумага А4, карандаши.

2. Композиция на свободную тему.

Выявление интересов, способностей и уровня подготовки учащихся.

Материал: Бумага А4, карандаши, скульптурный пластилин, стеки.

3. Лепка фруктов и овощей. (натуральных или муляжей).

Знакомство с пластическим материалом. Освоение основных приемов лепки. Понятие о построении объемного предмета в пространстве. Знакомство с последовательностью выполнения скульптурной работы.

Материал: Скульптурный пластилин, стеки.

 

 

4. Лепка натюрморта из 2-х овощей и гипсового цилиндра.

Знакомство с построением подставки (плинта) и ее назначением. Передача взаимосвязи предметов на плоскости, характера их форм, пропорций.

Материал: Скульптурный пластилин, проволока 70 см., стеки.

5. Лепка натюрморта из крынки и яблока.

Построение объема в пространстве. Соблюдение пропорций предметов. Размещение предметов в пространстве.

Материал: Скульптурный пластилин, стеки, картон А4.

6. Лепка несложного гипсового орнамента.

Знакомство с принципом построения орнамента.

Материал: Скульптурный  пластилин, проволока 70 см., стеки

7. Лепка гипсовых геометрических тел (куб и цилиндр, шар и конус).

Организация объемов по осям. Соблюдение пропорций.

Материал: скульптурный пластилин, стеки, картон А3, проволока.

8. Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению.

Развитие наблюдательности в характерных повадках птиц. Развитие зрительной памяти.

Материал: скульптурный пластилин, стеки, проволока.

9. Лепка этюдов домашних животных по памяти.

Углубление развития наблюдательности за повадками домашних животных. Нахождение композиционной и пластической связи между фигурами животных и подставкой.

Материал: скульптурный пластилин, стеки, проволока.

10. Лепка растений или цветов с натуры.

Приобретение навыков в изображении растений с натуры. Выявление характерных особенностей различных видов растений.

Материал: Глина, стеки, тряпочка.

11. Лепка мелких бытовых предметов по памяти.

Развитие наблюдательности, чувства объема, пропорций. Развитие навыков работы с материалом.

Материал: Скульптурный пластилин, картон А4, карандаши, стеки.

12. Композиция на сказочную тему.

Применение навыков в самостоятельной работе. Развитие фантазии.

Материал: свободный подбор материалов.

13. Композиция на тему басен И.А. Крылова.

Создание несложной композиции из людей и зверей. Закрепление чувства пропорций. Передача характерных особенностей животных. Выявление сюжетной связи между литературным произведением и скульптурной композицией.

Материалы: Скульптурный пластилин, проволока, стеки, бумагу формат А4, карандаши.

 

                           Календарный учебный график по предмету

«Скульптура»

(занятия проводятся каждый понедельник 8:00-8:40 и 8:50-9:30, с десятиминутным перерывом, согласно утвержденного расписания и учебного графика на 2019-2020 учебный год)

 

Дата

Тема

Количество часов

Форма занятий

Форма контроля

1

9.09

Вводная беседа.

2

Учебное занятие.

Просмотр.

2

16.09

23.09

30.09

Композиция на свободную тему.                          

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

3

07.10

14.10

21.10

Лепка фруктов и овощей.    

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

4

11.11

18.11

Лепка натюрморта из 2-х овощей и гипсового цилиндра

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

5

25.11

02.12

09.12

Лепка натюрморта из крынки и яблока.          

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

6

16.12

23.12

Лепка несложного гипсового орнамента.                            

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

7

13.01

20.01

 

Лепка двух геометрических гипсовых тел

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

8

27.01

03.02

 

Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению.                        

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

9

10.02

17.02

02.03

Лепка этюдов домашних животных по памяти  и наблюдению

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

10

09.03

16.03

 

 Лепка растений или цветов с натуры.                      

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

11

23.03

06.04

13.04

Лепка мелких бытовых предметов по памяти

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

12

20.04

27.04

04.05

 

Композиция на сказочную тему.                                              

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

13

11.05

18.05

25.05

Композиция на тему басен И.А. Крылова

2

2

2

Учебное занятие.

Просмотр.

 

 

Итого

66

 

 

 

Формы аттестации обучающихся по Программе.

 

С целью отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы предусмотрены следующие формы аттестации:

*промежуточный контроль – творческий показ, выставка;

*итоговый контроль – выставка, в соответствии с установленным графиком и расписанием.

Помимо этого, предусмотрен текущий поурочный контроль.

Данная образовательная программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

По окончании обучения по данной Программе учащиеся получают Сертификат об обучении с указанием срока обучения.

Методическое обеспечение

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
  • наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
  • демонстрационные: демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
  • электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, фонотека.

 

Список литературы

Методическая литература

1.Ватагин В. Изображение животных. М.; 1957.

2.Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. М.; 1982.

3.Писаревский Л. Лепка головы человека М.; 1962.

4.Рабинович. М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц . М.; 1978.

5.Соколов В. Лепка фигуры. М.; 1968

6. Величкина Г. А. Дымковская игрушка. – Мозаика–Синтез, 2004 – 24с

7. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. - Л., 1975.

 

Для учащихся:

1.Белашов A.M. Как рисовать животных. - М.: «Юный художник», 2002, 2.Алексахин  Н.Н.   Волшебная  глина.   Методика  преподавания  лепки  в
детском кружке. -М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28

3.Школа изобразительного искусства: Сб. В 9 т. М. 1960-1988.

4.Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел «Скульптура». М.; 1963.

Для родителей:

1.Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М.; 1982.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...

Сценарий творческого выступления "Альберт Сергеев - великий скульптор Смоленщины"

Сценарий для выступления в рамках проекта "Впиши свою строку - 2018"...

Заочная экскурсия. Изобразительное искусство Мордовии. "Жизнь и творчество скульптора С.Д.Эрьзи".

Знакомство с жизнью и творчеством  мордовского скульптора С.Д..Эрьзи"....

«Гимнастика. Ты - скульптор своего тела»

Учитель у мальчиков Москалева Татьяна Петровна,Учитель у девочек Петченко Александра ВасильевнаПредмет физическая культура         Раздел  «Гимнастика.»Т...