Современные требования к преподаванию кружка керамики в колледже
статья
Некоторые аспекты моей работы в должности преподавателя дополнительного образования в СПб ГБ ПОУ «РКТК» (Российский колледж традиционной культуры)
«Кружок керамики»
1.Отказ от традиционной системы обучения в рамках псевдо-профессиональной
подготовки учащихся , с якобы элементами творческого развития.
2. Целью своей работы считаю воспитание полномасштабной творческой личности с максимально возможными профессиональными навыками на базе колледжа
и собственного ресурса. Подготовка учащегося к самостоятельному решению
творческих высокопрофессиональных задач по созданию работ, достойных участия
в профессиональных выставках С/Х и международных выставках.
3.Условно мою работу можно разделить на 4 этапа.
Первое знакомство с работами , выполненными в кружке ,происходит на ежегодной
отчетной выставке « Кружка керамики» в фойе музея РКТК июнь-сентябрь месяц.
В результате, в начале учебного года, приходит большое количество желающих
заниматься в кружке.
4. 1й этап работы самый трудный для учащегося и преподавателя. Имеются
большие трудности с удержанием интереса к занятиям в связи с перестройкой школьной психологии и отказа от копирования готовых образцов и опыта преподавателя. Дополнительной трудностью для обучающихся являются обязательное
соблюдение правил и специфики работы с глиной и оборудованием
Нередко стрессовая ситуация уходит в результате индивидуального общения с обучающимся по итогам которой преподаватель выясняет для себя уровень подготовки,
окружение и среду в которой живет учащийся, характер и наклонности увлечения и привычки , любые мелочи могут помочь преподавателю обрести доверительный контакт между преподавателем и учащимся, который становится основой в уверенности учащегося в своем достижении хорошего результата в работе.
Первая работа должна состояться обязательно и непременно должна быть отмечена
не столько преподавателем, сколько окружающими товарищами, это является основным питанием атмосферы уважения чужого труда и доброжелательности в
коллективе.
Примерно после 20 часов занятий учащиеся допускаются к работе за гончарным кругом. Преподаватель показывает все этапы создания предмета, а учащиеся, собственноручно подготовив массу, делают попытку создать свой предмет. У большинства учащихся это получается не с первого раза, и не без помощи преподавателя , но в любом случае учащийся получает большое удовольствие.
Сразу по завершении работы учащийся обязан привести в порядок станок, приспособления, инструменты, одежду и обувь и окружающее пространство
вокруг рабочего места. Все это к сожалению становится непреодолимым барьером
для продолжения обучения в кружке у некоторых учащихся.
Учащимся продолжившим обучение, предлагается интенсивный просмотр и анализ лучших образцов мирового искусства керамики, изучение работ мастеров
Ленинградской школы, а именно альбом «Одна композиция» , который становится
настольной книгой в кружке. Преподаватель также охотно делится своим электронным
архивом , представляющим собой определенный срез художественной жизни Петербурга, работ ведущих мастеров-участников международных выставок.
«Стекло и керамика в пейзаже» , учащиеся находят там работы преподавателя
и старших учеников. Листая каталоги молодежных выставок, внимательно изучая работы выпускников художественных вузов, с удивлением находят в списках лауреатов, фамилии молодых преподавателей и учащихся колледжа, членов «Кружка керамики». И здесь по моему, наступает момент истины-учащийся осознает реальную возможность реализации собственных творческих поисков возможность стать художником. У учащихся загораются глаза и вскоре появляются интересные эскизы
будущих работ, во время выполнения которых преподаватель доносит до учащегося
весь комплекс знаний, и навыков- необходимых для выполнения работы. Здесь конкретная техника безопасности при пользовании инструментами и приспособлениями, навыки построения сложных пластических форм, выбор правильных материалов и технологии исполнения работы ,но не более необходимого.
Преподаватель в следующей работе учащегося предлагает освоить новые материалы,
технику исполнения, использовать другие пластические приемы, способы декорирования и инструменты. Таким образом растет багаж навыков учащегося,
а преподаватель с каждой новой работой повышает планку сложности работы,
постоянно увеличивая художественную составляющую работы учащегося.
Нормальным считаю стремление учащегося решить для себя непосильную
задачу, в таком случае преподавателю приходится деликатнейшим образом сравнить
учащегося с большим красивым сосудом, в котором еще недостаточно драгоценной
влаги- знаний, навыков, опыта, вкуса и интересного собственного художественного взгляда на жизнь.
5. 2-ой год обучения в кружке имеет свои особенности. Учащиеся, получив начальные знания, приобретенные в кружке уже способны выполнять интересные работы , которые не стыдно показать даже на молодежных выставках С/Х СПб. Полученные знания по рисунку, живописи, композиции и истории искусства, добавив навыки в кружке позволяют надеяться на хороший результат . Большим стимулом к
творчеству является появление фото своей работы в каталоге, кроме этого меняется
отношение к учащемуся учеников и родителей а главное у них появляется вера в
свои творческие возможности. С этого момента у учащихся усиливается интерес к
широкой возможности приобретения новых навыков в керамике , они с удвоенной
энергией начинают работать, приносят много эскизов работ. Обсуждая проекты
будущих работ, преподаватель обращает внимание на пробелы в различных образовательных дисциплинах и подсказывает где можно найти необходимую информацию. Появление в кружке альбомов, каталогов из библиотеки преподавателя,
задействование ресурса интернета, постоянная отсылка к художникам, авторам интересных работ в керамике и посещение выставок в музеях и галереях СПб,
способствует расширению кругозора ,повышает культуру учащегося, помогает
формировать личность начинающего свой творческий путь художника . Растет
авторитет преподавателя, и только с этого момента появляется возможность
благожелательной критики проектов с предложением под другим углом взглянуть на свою работу и самостоятельно найти оригинальное решение художественной
задачи. В это время понемногу изменяется отношение учащихся к преподавателю,
они видят, что преподаватель приходит на работу за час до начала занятий, этого
времени хватает для решения административных и организационных вопросов,
а также для подготовки материалов и инструментов к занятиям. Учащиеся, не теряя
времени продолжают начатую работу а у преподавателя остается достаточно времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия заканчиваются после 20-00, проходят без перемен, и только спонтанное чаепитие в 17-00 дает возможность
обсудить различные проблемы любого характера вплоть до личных вопросов .
Жалуясь на нелегкую судьбу студента , они с большим вниманием слушают примеры
из моего личного опыта, и мне нередко говорят спасибо за мои советы. Есть учащиеся, у которых в семьях есть неблагополучные родители и гнетущая домашняя среда,
которую невозможно изменить. В таком случае я привожу примеры российских
пар. олимпийцев и говорю что в отличии от них - у вас 2 руки, 2 ноги, и целая голова.
Вы полны светлых идей и есть все возможности сделать себя самому. А если кому
стало невмоготу, попробуй утром закрыть глаза и прожить так хоть полчаса?
Знаете- помогает.
Этот перерыв я использую для ознакомления учеников с информациями по срокам предстоящих выставок и организационных мероприятий связанных с ними.
6. Третий год обучения характерен повышенным интересом учащихся к технологии материалов , различных способов декорирования изделий, использование
и других способов выявления рельефа и фактуры изделия. Включение в композиционные решения других материалов, повышает сложность художественного образа, ярче раскрывают тему, стимулируют дальнейшие творческие поиски и обретение собственного пластического языка. Примером могут служить использование зеркала и стеклянных вставок в керамическую композицию.
Использование металла и тканей. Все эти поиски собранные вместе на
отчетной выставке демонстрируют широту творческих исканий учащихся, пристрастие к эксперименту. Удачные находки при этом были отмечены на профессиональных
выставках искусствоведами и описаны ими в каталогах, за некоторые из работ
получены дипломы и грамоты.
7. Постепенно в кружке складывается дружная, творческая атмосфера,
взаимопомощь при создании сложных работ. Когда учащиеся видят , что преподаватель
не чурается выполнением вспомогательных работ, тем самым увеличивая время
возможности заниматься творчеством , результат не заставляет себя ждать,
плодотворность возрастает, и учащиеся по настоящему ценят время занятий.
8. Участие в выставках по линии С/О предполагает дополнительные выезды на
выставком, экспозицию, открытие и закрытие выставки. Это время потрачено не зря,
учащиеся приобретают навыки, которые им обязательно пригодятся в будущем,
когда они станут преподавателями художественных дисциплин и конечно будут
использовать опыт , накопленный здесь.
9. Считаю особенно полезным участие в молодежных и тематических выставках
по линии С/Х, так как учащиеся могут реально сопоставить уровень своих работ
и выпускников академий, молодых мастеров и членов С/Х. Возможность взгляда на
свои работы через призму широкого представительства авторов, помогает молодому автору более критично подойти к оценке собственного творчества, это обязательно даст мощный стимул к творческому развитию молодого художника.
На этом этапе учащиеся осознают цену возможности бесплатного обучения
в кружке керамики РКТК и своих перспектив.
10. Четвертый год обучения в кружке характеризуется во первых; достаточной
теоретической и практической подготовкой учащихся , во вторых; они выходят на новый уровень задач, появляется желание сделать работу в крупном масштабе ,
остается акцент на крупную простую форму , происходит отказ от традиционного декорирования, ставится перед собой, еще более сложная задача-малыми средствами,
сказать большее.
Работа делается с прицелом на участие в международной выставке «Стекло и
керамика в пейзаже» ,которая ежегодно проходит на Восточной поляне Елагиноостровского дворца .Участие в этих выставках открывает перед учащимся
новые горизонты. Они интересуются новыми технологиями в керамике, которых нет
в колледже, знакомятся с различными национальными и региональными традициями
решений пластических образов ,разнообразных способов обжига,выбора материалов,
температуры обжигов с применением авторских техник и способов декорирования
изделий .Демонстрация своих работ на этих выставках, придает учащимся уверенности в себе и в своем творческом потенциале. Укрепляется желание после
окончания колледжа, вступить в секцию Керамика в С/Х СПб.
11. Продолжение обучения в одном из Вузов СПб по этой специальности
становится ближайшей программой. Некоторые учащиеся уже с 3-го года обучения
посещают платные подготовительные курсы,уже выбранного для поступления Вуза.
Учащиеся заранее готовят портфолио-творческих работ, с прицелом на требования С/Х.
12. Вторая половина последнего года обучения осложнена государственными
экзаменами и выполнением дипломного проекта в колледже, но задела творческих работ хватает продолжить участие в выставках и художественной жизни Санкт-Петербурга . Работы некоторых учащихся замечены, и авторов приглашают участвовать
ими в различных проектах С\Х СПб и других выставках.
13. Некоторые учащиеся закончившие колледж и поступившие в Вузы, продолжают заниматься в кружке с разрешения администрации колледжа, тем самым
улучшая статистику участия количества работ во всех выставках , которых набирается за учебный год порядка 12-14, различных уровней от выставки в колледже до международной.
14. Больше всего мне нравится не столько творческие успехи моих учеников,их успехи в образовании- сколько в том , что они будут наверняка с удовольствием вспоминать удивительную метаморфозу, случившуюся с ними за время занятий в кружке, в котором они делали свою творческую работу - а создали сами себя,
молодое творческое дарование с большими и интересными планами на жизнь и без
вредных привычек.
Они стали учащимися умеющими трудиться и уважать труд других . На прощание с удовольствием могу сказать им - коллеги ваш кувшин достаточно полон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
memuary.docx | 13.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты моей работы в должности преподавателя дополнительного образования в СПб ГБ ПОУ «РКТК» (Российский колледж традиционной культуры)
«Кружок керамики»
1.Отказ от традиционной системы обучения в рамках псевдо-профессиональной
подготовки учащихся , с якобы элементами творческого развития.
2. Целью своей работы считаю воспитание полномасштабной творческой личности с максимально возможными профессиональными навыками на базе колледжа
и собственного ресурса. Подготовка учащегося к самостоятельному решению
творческих высокопрофессиональных задач по созданию работ, достойных участия
в профессиональных выставках С/Х и международных выставках.
3.Условно мою работу можно разделить на 4 этапа.
Первое знакомство с работами , выполненными в кружке ,происходит на ежегодной
отчетной выставке « Кружка керамики» в фойе музея РКТК июнь-сентябрь месяц.
В результате, в начале учебного года, приходит большое количество желающих
заниматься в кружке.
4. 1й этап работы самый трудный для учащегося и преподавателя. Имеются
большие трудности с удержанием интереса к занятиям в связи с перестройкой школьной психологии и отказа от копирования готовых образцов и опыта преподавателя. Дополнительной трудностью для обучающихся являются обязательное
соблюдение правил и специфики работы с глиной и оборудованием
Нередко стрессовая ситуация уходит в результате индивидуального общения с обучающимся по итогам которой преподаватель выясняет для себя уровень подготовки,
окружение и среду в которой живет учащийся, характер и наклонности увлечения и привычки , любые мелочи могут помочь преподавателю обрести доверительный контакт между преподавателем и учащимся, который становится основой в уверенности учащегося в своем достижении хорошего результата в работе.
Первая работа должна состояться обязательно и непременно должна быть отмечена
не столько преподавателем, сколько окружающими товарищами, это является основным питанием атмосферы уважения чужого труда и доброжелательности в
коллективе.
Примерно после 20 часов занятий учащиеся допускаются к работе за гончарным кругом. Преподаватель показывает все этапы создания предмета, а учащиеся, собственноручно подготовив массу, делают попытку создать свой предмет. У большинства учащихся это получается не с первого раза, и не без помощи преподавателя , но в любом случае учащийся получает большое удовольствие.
Сразу по завершении работы учащийся обязан привести в порядок станок, приспособления, инструменты, одежду и обувь и окружающее пространство
вокруг рабочего места. Все это к сожалению становится непреодолимым барьером
для продолжения обучения в кружке у некоторых учащихся.
Учащимся продолжившим обучение, предлагается интенсивный просмотр и анализ лучших образцов мирового искусства керамики, изучение работ мастеров
Ленинградской школы, а именно альбом «Одна композиция» , который становится
настольной книгой в кружке. Преподаватель также охотно делится своим электронным
архивом , представляющим собой определенный срез художественной жизни Петербурга, работ ведущих мастеров-участников международных выставок.
«Стекло и керамика в пейзаже» , учащиеся находят там работы преподавателя
и старших учеников. Листая каталоги молодежных выставок, внимательно изучая работы выпускников художественных вузов, с удивлением находят в списках лауреатов, фамилии молодых преподавателей и учащихся колледжа, членов «Кружка керамики». И здесь по моему, наступает момент истины-учащийся осознает реальную возможность реализации собственных творческих поисков возможность стать художником. У учащихся загораются глаза и вскоре появляются интересные эскизы
будущих работ, во время выполнения которых преподаватель доносит до учащегося
весь комплекс знаний, и навыков- необходимых для выполнения работы. Здесь конкретная техника безопасности при пользовании инструментами и приспособлениями, навыки построения сложных пластических форм, выбор правильных материалов и технологии исполнения работы ,но не более необходимого.
Преподаватель в следующей работе учащегося предлагает освоить новые материалы,
технику исполнения, использовать другие пластические приемы, способы декорирования и инструменты. Таким образом растет багаж навыков учащегося,
а преподаватель с каждой новой работой повышает планку сложности работы,
постоянно увеличивая художественную составляющую работы учащегося.
Нормальным считаю стремление учащегося решить для себя непосильную
задачу, в таком случае преподавателю приходится деликатнейшим образом сравнить
учащегося с большим красивым сосудом, в котором еще недостаточно драгоценной
влаги- знаний, навыков, опыта, вкуса и интересного собственного художественного взгляда на жизнь.
5. 2-ой год обучения в кружке имеет свои особенности. Учащиеся, получив начальные знания, приобретенные в кружке уже способны выполнять интересные работы , которые не стыдно показать даже на молодежных выставках С/Х СПб. Полученные знания по рисунку, живописи, композиции и истории искусства, добавив навыки в кружке позволяют надеяться на хороший результат . Большим стимулом к
творчеству является появление фото своей работы в каталоге, кроме этого меняется
отношение к учащемуся учеников и родителей а главное у них появляется вера в
свои творческие возможности. С этого момента у учащихся усиливается интерес к
широкой возможности приобретения новых навыков в керамике , они с удвоенной
энергией начинают работать, приносят много эскизов работ. Обсуждая проекты
будущих работ, преподаватель обращает внимание на пробелы в различных образовательных дисциплинах и подсказывает где можно найти необходимую информацию. Появление в кружке альбомов, каталогов из библиотеки преподавателя,
задействование ресурса интернета, постоянная отсылка к художникам, авторам интересных работ в керамике и посещение выставок в музеях и галереях СПб,
способствует расширению кругозора ,повышает культуру учащегося, помогает
формировать личность начинающего свой творческий путь художника . Растет
авторитет преподавателя, и только с этого момента появляется возможность
благожелательной критики проектов с предложением под другим углом взглянуть на свою работу и самостоятельно найти оригинальное решение художественной
задачи. В это время понемногу изменяется отношение учащихся к преподавателю,
они видят, что преподаватель приходит на работу за час до начала занятий, этого
времени хватает для решения административных и организационных вопросов,
а также для подготовки материалов и инструментов к занятиям. Учащиеся, не теряя
времени продолжают начатую работу а у преподавателя остается достаточно времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия заканчиваются после 20-00, проходят без перемен, и только спонтанное чаепитие в 17-00 дает возможность
обсудить различные проблемы любого характера вплоть до личных вопросов .
Жалуясь на нелегкую судьбу студента , они с большим вниманием слушают примеры
из моего личного опыта, и мне нередко говорят спасибо за мои советы. Есть учащиеся, у которых в семьях есть неблагополучные родители и гнетущая домашняя среда,
которую невозможно изменить. В таком случае я привожу примеры российских
пар. олимпийцев и говорю что в отличии от них - у вас 2 руки, 2 ноги, и целая голова.
Вы полны светлых идей и есть все возможности сделать себя самому. А если кому
стало невмоготу, попробуй утром закрыть глаза и прожить так хоть полчаса?
Знаете- помогает.
Этот перерыв я использую для ознакомления учеников с информациями по срокам предстоящих выставок и организационных мероприятий связанных с ними.
6. Третий год обучения характерен повышенным интересом учащихся к технологии материалов , различных способов декорирования изделий, использование
и других способов выявления рельефа и фактуры изделия. Включение в композиционные решения других материалов, повышает сложность художественного образа, ярче раскрывают тему, стимулируют дальнейшие творческие поиски и обретение собственного пластического языка. Примером могут служить использование зеркала и стеклянных вставок в керамическую композицию.
Использование металла и тканей. Все эти поиски собранные вместе на
отчетной выставке демонстрируют широту творческих исканий учащихся, пристрастие к эксперименту. Удачные находки при этом были отмечены на профессиональных
выставках искусствоведами и описаны ими в каталогах, за некоторые из работ
получены дипломы и грамоты.
7. Постепенно в кружке складывается дружная, творческая атмосфера,
взаимопомощь при создании сложных работ. Когда учащиеся видят , что преподаватель
не чурается выполнением вспомогательных работ, тем самым увеличивая время
возможности заниматься творчеством , результат не заставляет себя ждать,
плодотворность возрастает, и учащиеся по настоящему ценят время занятий.
8. Участие в выставках по линии С/О предполагает дополнительные выезды на
выставком, экспозицию, открытие и закрытие выставки. Это время потрачено не зря,
учащиеся приобретают навыки, которые им обязательно пригодятся в будущем,
когда они станут преподавателями художественных дисциплин и конечно будут
использовать опыт , накопленный здесь.
9. Считаю особенно полезным участие в молодежных и тематических выставках
по линии С/Х, так как учащиеся могут реально сопоставить уровень своих работ
и выпускников академий, молодых мастеров и членов С/Х. Возможность взгляда на
свои работы через призму широкого представительства авторов, помогает молодому автору более критично подойти к оценке собственного творчества, это обязательно даст мощный стимул к творческому развитию молодого художника.
На этом этапе учащиеся осознают цену возможности бесплатного обучения
в кружке керамики РКТК и своих перспектив.
10. Четвертый год обучения в кружке характеризуется во первых; достаточной
теоретической и практической подготовкой учащихся , во вторых; они выходят на новый уровень задач, появляется желание сделать работу в крупном масштабе ,
остается акцент на крупную простую форму , происходит отказ от традиционного декорирования, ставится перед собой, еще более сложная задача-малыми средствами,
сказать большее.
Работа делается с прицелом на участие в международной выставке «Стекло и
керамика в пейзаже» ,которая ежегодно проходит на Восточной поляне Елагиноостровского дворца .Участие в этих выставках открывает перед учащимся
новые горизонты. Они интересуются новыми технологиями в керамике, которых нет
в колледже, знакомятся с различными национальными и региональными традициями
решений пластических образов ,разнообразных способов обжига,выбора материалов,
температуры обжигов с применением авторских техник и способов декорирования
изделий .Демонстрация своих работ на этих выставках, придает учащимся уверенности в себе и в своем творческом потенциале. Укрепляется желание после
окончания колледжа, вступить в секцию Керамика в С/Х СПб.
11. Продолжение обучения в одном из Вузов СПб по этой специальности
становится ближайшей программой. Некоторые учащиеся уже с 3-го года обучения
посещают платные подготовительные курсы,уже выбранного для поступления Вуза.
Учащиеся заранее готовят портфолио-творческих работ, с прицелом на требования С/Х.
12. Вторая половина последнего года обучения осложнена государственными
экзаменами и выполнением дипломного проекта в колледже, но задела творческих работ хватает продолжить участие в выставках и художественной жизни Санкт-Петербурга . Работы некоторых учащихся замечены, и авторов приглашают участвовать
ими в различных проектах С\Х СПб и других выставках.
13. Некоторые учащиеся закончившие колледж и поступившие в Вузы, продолжают заниматься в кружке с разрешения администрации колледжа, тем самым
улучшая статистику участия количества работ во всех выставках , которых набирается за учебный год порядка 12-14, различных уровней от выставки в колледже до международной.
14. Больше всего мне нравится не столько творческие успехи моих учеников,их успехи в образовании- сколько в том , что они будут наверняка с удовольствием вспоминать удивительную метаморфозу, случившуюся с ними за время занятий в кружке, в котором они делали свою творческую работу - а создали сами себя,
молодое творческое дарование с большими и интересными планами на жизнь и без
вредных привычек.
Они стали учащимися умеющими трудиться и уважать труд других . На прощание с удовольствием могу сказать им - коллеги ваш кувшин достаточно полон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО
В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...
Современные требования к уроку производственного обучения
Современный урок производственного обучения – это прежде всего урок, позволяющий развивать творческий потенциал обучающегося. Тенденции развития современных требований к уроку, напрямую связаны ...
Аттестация педагогических кадров в свете современных требований на соответствие занимаемой должности
В данном документе хочу познакомить с процедурой аттестации педагогических кадров в свете современных требований на соответствие занимаемой должности, которая разработана и проводится в нашем колледже...
Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена
Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательног...
Методические рекомендации для педагогов: "Разработка Положения о мероприятии в образовательной организации с учётом современных требований"
Методические рекомендации по разработке Положения о мероприятии адресованы начинающим педагогам. В этом методическом продукте представлена модель написания Положения, требования к структуре и оформлен...
Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»
Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...