Современные требования к уроку производственного обучения
методическая разработка по теме
Современный урок производственного обучения – это прежде всего урок, позволяющий развивать творческий потенциал обучающегося. Тенденции развития современных требований к уроку, напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_trebovaniya_k_uroku_proizvodstvennogo_obucheniya.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НПО ПУ – 79
п. Вербилки Московской области
Доклад
На тему: «Современные требования к уроку производственного обучения»
Методическая разработка выполнена мастером производственного обучения : Гудковой С.Б
п.Вербилки 2013 г.
Современные требования к уроку производственного обучения.
Методическая разработка выполнена мастером производственного обучения: Гудковой С.Б
Современный урок производственного обучения – это прежде всего урок, позволяющий развивать творческий потенциал обучающегося. Тенденции развития современных требований к уроку, напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Урок - это логически законченный, целостный ,ограниченный определенными временными рамками этап учебно- воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса : цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Проектирование урока предполагает необходимость определять не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроках . Но так как урок – это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:
на уровне восприятия, осмысления и запоминания
на уровне применения знаний по образцу
на уровне применения знаний в новой ситуации
Урок строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть учебного процесса, отражающая компоненты этого процесса: содержание, методы, формы организации учебной деятельности, этапы усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний.
Повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока. И на этой основе вывить особенности этой формы организации обучения.
В настоящее время в практике ПТУ урок из основных формы обучения превратился в единственную, существующую в строгом соответствии с учебным временем, определенным твердым расписанием и лишь дополненную другими формами, осуществляемыми вне расписания (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация).
Признавая урок как основную, но не единственную форму организации занятий в ПТУ, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении этой категории. Это неправомерное отождествление урока как организационной формы с классным занятием. С частью, отрезком, звеном самого процесса обучения.
Урок - это, прежде всего целостная система. Включающие компоненты процесса обучения: характер целей. Содержание, методы (приемы) и средства, стиль взаимодействия между обучаемым и обучающим. С совершенствованием каждого отдельного элемента меняются функции урока. Его структура, роль и место в учебном процессе.
Таким образом, несмотря на всю сложность понятия « урок, считаем наиболее полно сущность определенная этой дидактической категории, отражает следующая трактовка.
Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава преподавателей и учащихся, систематически применяемая (в определенной отрезок времени) для коллективного индивидуального решения задач образования, воспитания и развития. Неразрывно с этим определением связаны и такие понятия. Как типология уроков, структура уроков.
Типология уроков, в процессе обучения решаются различные учебные и воспитательные задачи. Поскольку урок является основной формой организации обучения, то возникает необходимость упорядочения многообразия уроков.
В педагогической литературе встречаются различные подходы в решении этой проблемы. Одни авторы выделяют типы уроков в зависимости от дидактических целей, этапов обучения и видов деятельности. При этом называют от 3-18 типов уроков. Другие вводят понятие - вид урока. Основанием для определения вида урока является ведущий метод организации деятельности учащихся. Поскольку способов организации деятельности множественно, то и видов урока можно выделить множество. Например:
-урок – лекция ;
-урок - беседа;
- урок-экскурсия ;
-самостоятельная работа ;
- лабораторная работа ;
- решение задач и т.д.;
При такой классификации, хотя и можно судить о методе. С помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии.
В зависимости от цели организации выделяют четыре типа уроков
1. Уроки усвоения нового материала;
2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков 4
3. Уроки контроля и коррекции знаний, умений, и навыков
4. Комбинированные уроки
В зависимости от характера деятельности преподавателя и деятельности учащегося уроки делят на виды. Так, например, для первого типа уроков выделяются следующие виды:
-урок-лекция ;
- урок – беседа ;
- киноурок;
- телеурок;
- теоретический или практический;
- самостоятельная работа;
- урок смешанный;
Для второго типа:
-урок самостоятельная репродуктивная работа (устная, письменная);
-лабораторная работа;
-практическая работа ;
-экскурсия ;
- семинар ;
- обзорная лекция ;
- конференция;
- итоговый киноурок;
- обобщающая самостоятельная работа ;
- коллективный анализ учебного материала ;
- контрольная работа.
Для третьего типа:
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)
-письменные,
-зачет
-контрольная (самостоятельная работа)
-смешанный (сочетание первых трех видов).
В урок комбинированного типа входят основные виды всех четырех типов уроков.
Структура урока
Самым главным показателем любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие сторон, частей, элементов явления, предмета, процесса как целого.
Структура есть «неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем «. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части целого, и если объект меняется, то это касается в первую очередь его структуры.
В понятие структуры урока включают три признака :
-состав ( элементы урока );
- последовательность включения эти элементов ;
- взаимодействие этих элементов.
Выбор элементов структуры урока является одной из главных проблем, рассматриваемых сейчас исследователем, ибо структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе урока по теме (разделу) программы.
Современное содержание образования и закономерности процесса обучения в целом и усвоения, в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.
1.Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.
2.Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, насколько поиск таких знаний доступен для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.
3.Изложение учебного материала на уроке может и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях материал изучается путём постановки учителем проблемы и раскрытия им путей её доказательного решения.
Изложение знаний возможно в форме рассказа, лекций, чтения учебника, просмотра видеофильмов и т.д. Характер изложения определяется внутренней структурой, способом построения:
Объяснительно-иллюстративным или проблемным.
Одно из основных требований к уроку предусматривает его научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.
Существенной стороной урока является индивидуализация обучения, Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы - весьма нелёгкая задача. Это, во-первых, использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. Это, во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от трудных заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям, предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.
Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока своё искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.
Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть чёткой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение нового материала, закрепление усвоенного и т.д., а шаги, обусловливающие движение к цели урока, т.е. усвоение его содержания.
На уроке должно осуществляться закрепление знаний посредством воспроизведения знаний учащимися, упражнений в навыках и умениях, путём выполнения заданий на применение знаний в изменённой ситуации.
Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания.
На уроках должен быть систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий урока - не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока.
Схема урока усвоения нового материала:
* организационный этап
* этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
этап закрепления новых знаний;
* этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
Схема урока закрепления изучаемого материала.
* организационный этап;
*этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний
*этап закрепления знаний
*этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Схема урока повторения.
*организационный этап
*этап подготовки учащихся к новым знаниям
*этап повторения
*этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Урок систематизации и обобщения изученного материала.
( этапы урока такие же )
Урок проверки учащихся и оценки знаний.
( этапы урока такие же)
Независимо от типа урока мастеру пр/обучения полезно овладеть разработанными практиками.
Перед каждым уроком производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.
Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед мастером встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
Специально разработанный для урока производственного обучения иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
На уроках производственного обучения по специальности «Технология художественной росписи по дереву» я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию творческого мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения по специальности «Технология художественной росписи по дереву» является применение фронтального взаимодействия, что предполагает одновременное инструктирование и показ приемов работы всем учащимся и выполнение ими заданий одинаковой сложности и по одной теме. Данный вид взаимодействия реализуется через такую форму организации обучения. Как урок и характерен для формирования первоначальных профессиональных навыков и
технологий.
Заключение
В результате использования современных методов в учебном процессе современного урока производственного обучения, повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
Список используемой литературы
- Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
- Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
- Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
- Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
- Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
- Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
- Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.
- Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
- Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
- ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"
Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...
Доклад "Современные методы проведения уроков производственного обучения"
Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:Формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию;Разнообразие организационны...
Технологическая карта урока производственного обучения «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»
Цель урока:1) закрепить знания обучающихся по разработке технологического процесса изготовления детали «Ключ для трехкулачкового патрона»; овладеть рациональными приемами труда при в...