Контрольно-оценочные средства дисциплины Сценическая речь
учебно-методический материал
Данные контрольно-оценочные средства используются в образовательных учреждениях культуры СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_distsipliny_stsenicheskaya_rech_dlya_ou_spo.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева»
Комплект
контрольно-оценочных средств
раздела
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
профессионального модуля
ПМ 01«Художественно-творческая деятельность»
(МДК 01.02 Исполнительская подготовка)
в соответствии с ФГОС по специальности СПО
51.02.01 «Народное художественное творчество»
по виду «Театральное творчество»
(углубленная подготовка).
Сыктывкар
2018
Комплект контрольно-оценочных средств раздела Сценическая речь профессионального модуля ПМ 01 «Художественно-творческая деятельность» разработан в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.01 «Народное художественное творчество»по виду «Театральное творчество»(углубленная подготовка).
Разработчик – Морозова Вера Семеновна,
преподаватель ГПОУ РК «Колледж культуры»
Согласована
с педагогическим советом ГПОУ РК «Колледж культуры»
Протокол № 1 от «7» сентября 2018 г.
© ГПОУ РК «Колледж культуры» 2018
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу раздела «Сценическая речь»профессионального модуля ПМ 01 Художественно-творческая деятельность (МДК 01.02 Исполнительская подготовка)
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзаменов в 3 и 5 семестрах, аттестация МДК в 8 семестре, а также в формате открытых творческих показов - результат реализации индивидуальных занятий.
КОС разработаны на основании положений:
- основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО «Народное художественное творчество» по виду «Театральное творчество»;
- программы раздела «Сценическая речь» профессионального модуля ПМ 01 «Художественно-творческая деятельность».
Требования к результатам освоения программы подготовки
специалистов среднего звена
Целью изучения дисциплины «Сценическая речь» является формирование специалиста в области социально-культурной деятельности, изучение основ речевой культуры.
К задачам освоения дисциплины относятся:
- формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций;
- выработка специальных сценических навыков;
- воспитание творческих качеств, связанных с речью;
- освоение основных навыков сценической выразительности, с помощью речи.
В результате освоения раздела «Сценическая речь» ПМ 01 обучающийся должен
- иметьПО -практический опыт самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения сценических навыков.
В результате изучения раздела «Сценическая речь» ПМ 01 Художественно-творческая деятельность студент должен:
- З1: знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами;
- З2: знатьпринципы построения урока сценической речи;
- У1: уметьработать с актером над речью;
- У2: уметьвыявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия;
- У3: уметьпроводить занятия по сценической речи.
приобрестиследующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.
ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений).
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)[1] | Основные показатели оценки результатов |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. | - Изложение (реализация) основных орфоэпических правил; - наличие разножанровогочтецкого репертуара для открытых показов в каждом семестре. |
З 2. Знать принципы построения урока сценической речи. | - Перечисление этапов урока по сценической речи; - разработка поурочных планов. |
У1.Уметьработать с актером над речью. | - Нахождение творческого контакта с исполнителями ролей с целью влияния на развитие образов; - определение творческих возможностей исполнителя для построения роли. |
У 2. Уметьвыявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. | - Разработка постановочного плана спектакля с разделом по речевой характеристике персонажей: - репетиционная тренировка речевого общения партнёров по сюжету на сцене. |
У 3. Уметь проводить занятия по сценической речи. | - Самостоятельное ведение голосо-речевого тренинга на уроках сценической речи и в индивидуальном обучении; - создание комфортной атмосферы для занятий речью. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - Постижение важности профессии руководителя любительского творческого коллектива для развития культуры региона. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - Анализ и регулярный пересмотр личных достижений в профессиональной деятельности; - сравнение собственной деятельности с работой коллег; - осознание значениясамообразования и пересмотра своих знаний для улучшения качества профессиональной деятельности. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Регулярный мониторинг идей в деятельности досуговых учреждений; - осознание необходимости постоянных обновлений в работе. |
ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников. | - Активное руководство репетиционным процессом в любительском творческом коллективе для реализации исполнительских работ и осуществления культурно-досуговой деятельности учреждения. |
ПК 1.2.Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива. | - Разработка индивидуальных репертуарных планов для участников коллектива; - регулярное пополнение репертуарной «копилки». |
ПК 1.3.Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. | - Регулярное ознакомление с профессиональной литературой, альманахами, журналами и другими изданиями для составления и реализации репертуарных и сценарных планов. |
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). | -Регулярное участие в обсуждениях просмотров спектаклей, выступлений профессиональных и любительских коллективов. |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Задание №1 Чтение в жанре рассказа от первого лица Задание №2 Тестирование Задание №3 Чтение басен и сказок Задание №4 Чтение стихов. Задание №5 Демонстрация сочинённых композиций Задание №6 Орфоэпический разбор теста | Экзамен III семестр |
У 3. Уметь проводить занятия по сценической речи. ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников. | Задание №7 Показ коллективного тренинга на основе театрализации «чистоговорок». | |
З 2. Знать принципы построения урока сценической речи. ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Задание №8 Составление плана урока сценической речи | Теоретический экзамен V семестр |
У1.Уметьработать с актером над речью. ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива. | Задание №9 Устный ответ Задание №10 Чтение монолога | |
У 2. Уметьвыявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Задание №11 Составление речевой характеристики персонажа Задание №12 Тестирование по теме «Риторика» | Экзамен МДК VIII семестр |
4.Структура контрольного задания
4.2. Наименование задания. Задание №1. Чтение в жанре «рассказ от первого лица». Практическая работа в формате открытого показа.
4.1. 1. Текст задания
Прочитать на публике рассказ (или фрагмент прозаического произведения художественной литературы), над которым велась индивидуальная работа в течение 2 семестра.
4.1.2.Время на выполнение: 5-7 минут
4.1.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Художественная выразительность; - сценическая речь (дикционная чистота); - соответствующий сцене внешний вид. | От 2 до 5 баллов |
4.2 Наименование задания. Задание №2. Тестирование по разделу «Техника звучащего слова».
4.2. 1. Текст задания.
Выполните тестовые задания:
- Объясните понятие «сценическое действие» (отметьте верный вариант):
- Это физический процесс (поведение) исполнителя на сцене
- Это психофизический процесс, направленный на достижение цели
- Это волевое решение (акт) исполнителя на сцене
- Ваш вариант
- Что понимается под выражением «словесное действие»:
- Это выразительное чтение стихов и прозы
- Это воздействие словом на слушателя и партнёра
- Это актёрское исполнение роли на сцене
- Ваш вариант.
3. Сценическая задача даётся режиссёром исполнителю посредством глагола. Исключите из нижеследующих глаголов те, которые не отвечают требованиям сценического действия (зачеркните ненужное):
Крикнуть
Увидеть
Смекнуть
Попросить
Приказать
Поднять
Удивить
Попрекнуть
Выбросить
Поддразнить
Покаяться
Съехать
Взобраться
4. Что означает выражение «вИдения»:
- Это зрительные ассоциации от читаемого текста
- Это картины воспалённого (больного) воображения, галлюцинации
- Это чувственные образы, плод творческого воображения актёра, влияющие на исполнение
- Ваш вариант
5. Что понимается под термином «подтекст»:
- Это примечания, сноски в конце страницы текста
- Это контекст, полный текст произведения, куда входит читаемый отрывок
- Это мысли, скрытые автором за словами
- Ваш вариант
6.Расположите по временнОй последовательности части голосо-речевого тренинга (проставьте цифры):
).Дикционный тренинг ). Чистоговорки ).Дыхательный тренинг ).Общефизический тренинг ).Речь в движении ).Голосовой тренинг.
4.2.2.Время на выполнение: 30 минут
42.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Умение выделять главное; - осознавать значимость действенной основы речи; - степень самостоятельного переосмысления материала; - достаточная степень правильных ответов в %% | «Отлично» при 90% правильных ответов; «хорошо» при 60% правильных ответов; «удовлетворительно» при 30% правильных ответов; «неудовлетворительно» при правильных ответах менее 30% |
4.3. Наименование задания. Задание №3. Чтение басен и сказок. Практическая работа в формате открытого показа.
4.3. 1. Текст задания
Прочитать на публике басню и сказку (или фрагмент сказки), над которыми велась индивидуальная работа в течение 4 семестра.
4.3.2.Время на выполнение: 5-7 минут
4.3.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Художественная выразительность (чувство формы и стиля); - сценическая речь (дикционная чистота); - артистизм (передача стиля, характера произведения, эмоциональная окраска); - соответствующий сцене внешний вид. | От 2 до 5 баллов |
4.4. Наименование задания. Задание №4. Чтение стихов. Практическая работа в формате открытого показа.
4.4. 1. Текст задания
Прочитать на публике два стихотворения (из классического и современного репертуара), над которыми велась индивидуальная работа в течение 5 семестра.
4.4.2.Время на выполнение: 5-7 минут
4.4.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Художественная выразительность (чувство ритма, авторского стиля); - сценическая речь (дикционная чистота); - артистизм; - соответствующий сцене внешний вид. | От 2 до 5 баллов |
4.5. Наименование задания. Задание №5. Демонстрация сочинённых композиций. Практическая работа.
4.5. 1. Текст задания
Продемонстрировать текст композиции с мультимедиа презентацией, над которой велась индивидуальная работа в течение 6 семестра.
4.5.2.Время на выполнение: до 15 минут
4.5.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Способность из фрагментов художественны произведений различного жанра составить новое произведение на соответствующую тему; - соответствие темы содержанию; - структурно-композиционная выверенность. | От 2 до 5 баллов |
4.6. Наименование задания. Задание №6. Орфоэпический разбор заданных текстов. Практическая работа по итогам 3 семестра.
4.6. 1. Текст задания
Транскрибировать нижеследующие фразы, используя правила орфоэпии:
Часть I.Произношение гласных звуков
Текст письменный | Текст в транскрипции |
Театральная неделя | |
Около кола колокола | |
Было да сплыло | |
Шла Саша по шоссе | |
Окаянная головушка | |
Перепрыгнуть через канавку | |
Ехал Грека через реку | |
Два щенка спали щека к щеке | |
Поехали да не выехали | |
Сегодня весело чаровницам | |
Замечательный показ | |
Выстроенная дачка | |
Сломанный забор | |
Ночевала тучка золотая | |
Заколдованная королева | |
Не надо печалиться | |
Традиционная резьба по дереву | |
Поиграть да попрыгать | |
Догорает закат за рекой |
|
Жила-была одна девочка |
Часть II. Произношение гласных и согласных звуков
Текст письменный | Текст в транскрипции |
Всякая семья несчастлива по-своему | |
Сыворотка из-под простокваши | |
Ночевала тучка золотая | |
Отчего так хорошо | |
Отчитали по полной программе | |
Вторник – день экзамена | |
Твори, выдумывай, про | |
Тригонометрия - это тебе не хот-дог | |
Согбенная спина | |
Певица Согдиана | |
Сугроб грел дворняжку | |
Вожжи натянуть - и вперёд | |
Не надо печалиться | |
Вся жизнь впереди | |
Целую ночь соловей нам насвистывал | |
Как же мы молоды были тогда | |
Встречи с ними ты уже не жди | |
Стриндберг – автор пьесы «Фрёкен Жюли» | |
Всяк сверчок знай свой шесток | |
Гатчинский дворец находится под охраной государства |
4.6.2.Время на выполнение: 20 минут
4.6.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Усвоение норм сценического произношения; - уровень правильности ответов в %% | «Отлично» при 90% правильных ответов, «хорошо» при 60% процентах правильных ответов, «удовлетворительно» при 30% правильных ответов «неудовлетворительно» при правильных ответах менее 30% |
4.7. Наименование задания. Задание №7. Показ коллективного тренинга на основе театрализации «чистоговорок».
4.7.1. Текст задания.
Участие в коллективном тренинге с использованием скороговорок-«чистоговорок», над которыми велась работа в течение 1 семестра.
4.7.2.Время на выполнение: 45 минут
4.7.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У 3. Уметь проводить занятия по сценической речи. ПК 1.1. Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников. | - Личная дикционная отчётливость; - степень ощущения ансамблевости (формата общего урока- занятия); - артистизм (эмоциональная окраска); - тренировочный (сценический) костюм. | От 2 до 5 баллов |
4.8.Наименование задания. Задание №8. Составление плана урока сценической речи. Практическаяписьменная работа по итогам 5 семестра.
4.8. 1. Текст задания
Составить план проведения урока сценической речи по следующей схеме:
- Тема урока.
- Цель урока.
- Задачи урока.
- Ход урока: оргмомент; теоретическая часть; практическая часть.
- Задание на дом.
4.8.2.Время на выполнение: 30 минут
4.8.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 2. Знать принципы построения урока сценической речи. У 3. Уметь проводить занятия по сценической речи. ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - Способность определять перспективу учебно-воспитательного процесса; - уровень освоения изучаемой дисциплины; - уровень творческой самостоятельности. | От 2 до 5 баллов |
4.9. Наименование задания. Задание №9. Словесное действие в театральных жанрах. Устный ответ по разделу №7
4.9. 1. Текст задания.
- Объясните выражение «Умение действовать словом»
- Назовите характерные особенности сценического монолога
- Перечислите возможные проблемы в индивидуальной работе с исполнителями в работе над текстами.
4.9.2.Время на выполнение: 45 минут
4.9.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У1.Уметьработать с актером над речью. ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива. | - Способность определять перспективу учебно-воспитательного процесса; - уровень освоения изучаемой дисциплины; - степень креативности, умения находить контакт с участниками коллектива; - уровень творческой самостоятельности. | От 2 до 5 баллов |
4.10.Наименование задания. Задание №10. Словесное действие в театральных жанрах. Чтение монолога Формат открытого показа.
410.1. Текст задания.
Прочтите на публике монолог героя пьесы, над которым велась работа в течение 7 сесместра.
4.10.2.Время на выполнение: 45 минут
4.10.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У1.Уметьработать с актером над речью. ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива. | - Художественная выразительность (чувство формы и стиля); - сценическая речь (дикционная чистота); - артистизм (передача стиля, характера произведения, эмоциональная окраска); - соответствующий пьесе костюм героя. | От 2 до 5 баллов |
4.11. Наименование задания. Задание №11. Составление речевой характеристики персонажа.
4.11.1. Текст задания.
Составьте речевую характеристику персонажа из пьесы А.Островского «Доходное место» по следующей схеме:
- Происхождение. Социальное положение персонажа
- Поступки. Поведение. Влияние на окружающих
- Содержание высказываний (о чем говорит)
- Манера говорить: эмоциональная выразительность слога
- Любимые речевые обороты.Словарный запас
- Акцент или другие артикуляционные особенности
- Вывод о том, как речь характеризует личность героя.
4.11.2.Время на выполнение: 45 минут
4.11.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У 2. Уметьвыявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - Уровень освоения изучаемой дисциплины; - способность вообразить анализируемого героя как живого человека в общении с другими людьми; - уровень творческой самостоятельности. | От 2 до 5 баллов |
4.12. Наименование задания. Задание №12. Тестирование по теме «Риторика».
4.11.1. Текст задания. Выполните тестовые задания:
1.Что важнее для преодоления страха перед публичным выступлением (расположите ответы под номерами по степени важности):
- снять эмоциональное перенапряжение физическими упражнениями;
- добросовестно подготовиться к выступлению;
- притвориться храбрым.
2.Что важнее в процессе подготовки публичного выступления (расположите ответы под номерами по степени значимости):
- узнать состав аудитории, её предпочтения;
- заблаговременно найти поучительные примеры, любопытные истории для иллюстрации тезисов;
- прорепетировать выступление дома.
3. Какой голос предпочтительнее для публичного выступления (подчеркните нужное):
- скорее высокий;
- скорее низкий;
- какой бы ни был - только свой.
4. Можно ли в ситуации делового общения считать манипуляцией (скрытым управлением вами) предоставление материалов к совещанию только накануне или в день проведения его (подчеркните нужное):
- да;
- нет;
- без разницы.
5. Которое из утверждений применительно к сфере делового общения вы считаете правильным (подчеркните нужное):
- в споре рождается истина;
- в споре побеждает сильнейший;
- споров просто следует избегать.
6. Если во время вашего выступления вам задан вопрос, ответ на который вы прекрасно знаете, как лучше поступить (подчеркните нужное):
- остановить вопрошающего репликой: «Я вас понял» - и ответить;
- не остановить, но ответить сразу;
- ответить через паузу.
4.11.2.Время на выполнение: 45 минут
4.11.3. Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У 2. Уметьвыявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - уровень освоения изучаемой дисциплины; - постижение значимости речевого взаимодействия в культурно-досуговой деятельности; - уровень творческой самостоятельности. | От 2 до 5 баллов |
5.Промежуточная аттестация
Экзамен 3 семестра:
чтение описательной прозы (отрывки) в формате открытого показа.
Текст задания
Прочитать на публике в жанре описательной прозы фрагмент прозаического произведения художественной литературы, над которым велась индивидуальная работа в течение 3 семестра.
Время на выполнение: 5-7 минут
Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Художественная выразительность (чувство формы и стиля); - сценическая речь (дикционная чистота); - соответствующий сцене внешний вид. | От 2 до 5 баллов |
Вопросы к экзамену 5 семестра:
Устройство речевого аппарата.
2. Дыхание и голос.
3. Дикция.
4. Звучность и гибкость голоса.
5. Значение голосо-речевого тренинга для чтеца.
6. Принципы построения урока по сценической речи.
7. Специфика речи в актерском искусстве и художественном чтении.
8. Проблема выбора чтецкого репертуара.
9. Текст и подтекст
10. Воспитание умения действовать словом.
11. Понятие о логическом анализе текста.
12. Логический анализ текста.
13. Орфоэпия.
14. Приёмы комического эффекта в чтецких произведениях.
15. Особенности исполнения сатирических жанров.
16. Сказка как литературный и чтецкий жанр. Признаки жанра.
17. Роль ведущего (рассказчика) в исполнении сказки.
18. Басня как литературный и чтецкий жанр. Признаки жанра.
19. Особенности стихотворного жанра. Отличие стиха от прозы.
20. Системы русского стихосложения.
21. Средства выразительности стиха.
22. «Твёрдые формы» поэтических произведений.
23. Белый, вольный, свободный стих. Тонический стих Маяковского.
24. Работа над стихотворной драматургией
Критерии оценивания заданий
«5» - Ответ на теоретический вопрос в полном объёме, предусмотренном программой, изложение материала последовательно грамотным языком, с точным использованием терминологии. Отвечает самостоятельно без наводящих вопросов
«4» - Ответ на теоретический вопрос полный, в изложении допущены небольшие пробелы не искажающие содержание ответа. Допущены один — два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправлены по замечанию преподавателя. Допущена ошибка не более двух, при освещении второстепенных вопросов, легко исправлена по замечанию преподавателя.
«3» - Ответ на теоретический вопрос не полный, не последовательно раскрыто содержание материала, допускает ошибки, которые исправляет с помощью преподавателя.
«2» - Ответ на теоретический вопрос неполный, не раскрыто содержание материала, допускает ошибки.
Практические задания
№1. Произвести орфоэпический разбор нижеследующего текста согласно нормам сценического произношения:
Вариант А:
Петухи клюются, кошки царапаются, крапива жжется, мальчишки дерутся, земля срывает кожу с колен, когда падаешь, — и Сережа весь покрыт царапинами, ссадинами и синяками. Почти каждый день у него откуда-нибудь идет кровь. И вечно что-то случается. Васька влез на забор, и Сережа хотел влезть, но сорвался и расшибся. У Лиды в саду выкопали яму, и все ребята стали прыгать через яму, и всем ничего, а Сережа прыгнул и свалился в яму. Нога распухла и болела, Сережу уложили в постель. Едва поднялся и вышел во двор поиграть мячиком, а мячик залетел на крышу и лежал там за трубой, пока не явился Васька и не достал его.
В.Панова. «Серёжа».
Вариант Б:
Вот уже битый час Варька, мокрая и встрепанная, в куцем, выгоревшем за лето сарафане, гонялась по озеру за утками. Она упиралась широко расставленными ногами в борта полузатопленной плоскодонки, весло цепко увязало в иле, путалось в пухлых травяных пластах. От каждого толчка лодка заваливалась набок, и в ее отсеках хлюпала и взбрызгивалась парная, цвелая вода. Комары столбом толклись над головой, и Варька, отмахиваясь, яростно шлепала себя то по остро выпиравшим лопаткам, темным и худым плечам, то по мокрым и красным, исцарапанным камышами икрам.
Е. Носов. «Варька».
№2. Произвести логический анализ (проставьте паузы, отметьте подчёркиванием значимые для выявления смысла слова) нижеследующего текста и прочитать его вслух соответственно разметке:
Вариант А:
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность — это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал…, и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
М.Пришвин. «Дневники».
Вариант Б:
Проживая – много лет тому назад – в Петербурге, я, всякий раз как мне случалось нанимать извозчика, вступал с ним в беседу.
Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохройсанишками и плохой клячонкой – в надежде и самим прокормиться и собрать на оброк господам.
Вот однажды нанял я такого извозчика… Парень лет двадцати, рослый, статный, молодец молодцом; глаза голубые, щеки румяные; русые волосы вьются колечками из-под надвинутой на самые брови заплатанной шапоньки. И как только налез этот рваный армячишко на эти богатырские плеча!
Однако красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.
Разговорился я с ним. И в голосе его слышалась печаль.
– Что, брат? – спросил я его. – Отчего ты не весел? Али горе есть какое?
Парень не тотчас отвечал мне.
– Есть, барин, есть, – промолвил он наконец. – Да и такое, что лучше быть не надо. Жена у меня померла.
– Ты ее любил… жену-то свою?
Парень не обернулся ко мне; только голову наклонил немного.
– Любил, барин. Восьмой месяц пошел… а не могу забыть. Гложет мне сердце…
М.Пришвин. «Дневники».
Критерии оценивания практических заданий
№1.
Оценка «5» - при 90% правильных ответов;
Оценка «4» - при 60% правильных ответов;
Оценка «3» - при 30% правильных ответов;
Оценка «2» - при правильных ответах менее 30%.
№2.
Оценка «5» - Текст размечен полностью – согласно смыслу, с учётом строчных пауз и правил логического анализа. Чтение вслух точно следует разметке.
Оценка «4» - Текст размечен с незначительными отклонениями от правил разметки. Чтение незначительно отклоняется от разметки, но смысл стихотворения выявлен.
Оценка «3» - Текст размечен, но со значительными отклонениями от правил. В чтении не соблюдаются знаки разметки. Смысл стихотворения затемнён.
Оценка «2» - Текст размечен не полностью, со значительными отклонениями от правил. Чтение не раскрывает смысла стихотворения.
8 семестр. Освоение раздела «Сценическая речь» в МДК ПМ 01
Наименование задания. Показ коллективной работы - учебного спектакля.
Текст задания: участие в учебном спектакле, сыграть заданный образ – соответствуя жанру, характеристике персонажа и принципу ансамблевости,
Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результатов | Оценка |
У 2. Уметь выявлять речевую характеристику образа, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. З 1.Знать закономерности произношения в современном русском языке, специфику работы над различными литературными жанрами. ПК 1.2. Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива. | -Распознавание отличия сценической декламации от сценической речи в драматическом спектакле;
- артистизм (передача характера героя, эмоциональная заразительность); - воплощение в играемом образе своей индивидуальности; - уровень творческой самостоятельности в процессе репетиций. | От 2 до 5 баллов |
Критерии оценки на экзамене по дисциплине:
Оценка «Отлично» ставится, если:
- наблюдается соответствие сценической речи исполнителя речевой характеристике образа;
- в игре присутствует жанровая характерность;
- стабильное, убедительное (логически последовательное, органичное) исполнение роли в спектакле соответственно исполнительским требованиям.
Оценка «Хорошо» ставится, если присутствует:
- соответствие сценической речи исполнителя речевой характеристике образа;
- достоверное исполнение роли в спектакле.
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если:
- наблюдаются незначительные ошибки в исполнении речевой характеристики образа, а также в выполнении линии поведения персонажа в спектакле.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: наблюдаются значительные ошибки в выполнении партитуры психофизических действий персонажа; остановки при исполнении; ощущается техническая и смысловая несостоятельность исполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные материалы учебной дисциплины Информатика и ИКТ ЭГС
Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Информатика и ИКТ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и г...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Контрольно-оценочные материалы по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Контрольно-оценочные материалы предназначены для итогового контроля знаний по дисциплине для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 ПРеподавание в начальных классах...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...