Технологическая карта урока про Виктора Савина
учебно-методический материал
Виктор Алексеевич Савин - основоположник театра коми, поэт и драматург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_pro_vsavina.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми
Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева
План урока
По дисциплине ОП.02. История отечественной культуры
Раздел VI. Развитие культуры Республики Коми
Тема VI.1. Театральное искусство РК (Роль В.А.Савина в становлении и развитии театрального искусства коми)
Материал подготовлен
преподавателем ГПОУ РК «Колледж культуры»
Морозовой Верой Семеновной
Сыктывкар
2018
Характеристика темы и предстоящего урока
Цель изучения данной темы – формирование представления обучающихся о значении деятельности В.А.Савина, как ключевой фигуры в становлении и развитии театра коми. Данное занятие должно быть перенесено по времени с весны 2019 года на осень 2018 специально, чтобы оно совпало со 130-летним юбилеем замечательного сына коми народа, поэта, драматурга, режиссёра – основателя того театра, который сейчас носит его имя. Безусловно,- студенты второго курса уже имеют некоторое представление о том, кто такой В.А.Савин, но цель данного занятия - более глубокое усвоение знаний, более высокий уровень обобщения.
Данный урок – занятие в формате интерактивного театрализованного урока с применением приёмов технологии интегрированного обучения (использование межпредметных связей) и игровыми приёмами технологии интерактивного обучения. Время, отведённое на занятие – 45 минут.
На занятии, которое должно быть проведено при участии артистов Национального музыкально-драматического театра (далее: НМДТ), а также студентов специальности Народное художественное творчество (по видам: Театральное творчество, Хореографическое творчество, Этнохудожественное творчество), - должно уделяться большое внимание воссозданию атмосферы исторической эпохи, которая стала истоком творческой энергии В. А .Савина, сделала его всенародно известным и одновременно уготовила судьбу «врага» народа.
В процессе изучения темы вырабатываются компетенции, соответствующие ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников.
В результате освоения темы обучающийся должен:
уметь сохранять культурное наследие региона;
знать: основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры, значение и место отечественной культуры как части мировой культуры.
На уроке повторения и систематизации знаний обучающиеся включаются в различные виды деятельности. На уроке, наряду с беседой включаются краткие выступления обучающихся с творческими работами.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды творческой деятельности обучающихся. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель применяет задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую и даже массовую форму учебной работы. Разные группы студентов могут включаться в урок с той целью, чтобы полнее осветить вопросы ранее изученного материала. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание – в данном случае, предупреждается забвение памяти замечательного сына коми народа.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором (в данном случае – История отечественной культуры), и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. При освоении данной темы производятся межпредметные связи с Историей (планируются предварительные консультации с Е. И. Пинаевской), Коми языком и литературой (предварительные консультации с М. А. Анкудиновой), Сводным хором (предварительные консультации с Н. М. Гнедых), Режиссурой и актёрским мастерством (предварительные консультации с С.Г. Горчаковой и Л .В .Ивановой), уроками Народного художественного творчества (предварительные консультации с В. М. Муратовой).
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание участников урока на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной зффективности занятий. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя и обучающихся, способствует раскрытию способностей. На таком занятии можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, соединить опыт обучающихся и теоретический материал.
Интегрированный урок позволяет решать ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез и т.д.;
- органично связать между собой материал;
- проводить урок без перегрузки обучающихся.
Интерактивное обучение – это обучение, видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. В интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех обучающихся. Эффективность такого обучения достигается при соблюдении главных принципов:
- принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;
- принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;
- принцип ценностно-смыслового подхода — направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов.
Особенностью интерактивного урока, в отличие от традиционного, является значимость заключительного этапа – рефлексии. Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учитель использует как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся. Результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер. В нашем случае, рефлексия с анализом проведённого занятия по договорённости с педагогами-консультантами будет производиться и на их уроках – уже в другое время, по общеколеджскому расписанию.
Результаты применения игровых приемов данной технологии:
- Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
- Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
- Обеспечение возможности включаться в коллективную деятельность и общение
Технологическая карта урока
Дисциплина | ОП.02. История отечественной культуры | ||
Курс | Вторые курсы специальностей «Социально-культурная деятельность» и «Народное художественное творчество» | ||
Преподаватель | Морозова Вера Семеновна, преподаватель ГПОУ РК «Колледж культуры» | ||
Тема | VI.1. Театральное искусство РК (Роль В. А. Савина в становлении и развитии театрального искусства коми) | ||
Цели и задачи урока | Формирование представления обучающихся о значении деятельности В. А. Савина, как ключевой фигуры в становлении и развитии театра коми в связи с юбилеем выдающегося деятеля коми культуры. | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные | |
Определение главных моментов жизни и творчества В. Савина, которые обусловили развитие театрального искусства коми, обобщение и систематизация знаний о В.А. Савине, полученных в процессе изучения разных дисциплин. | Формирование стремления к логическим рассуждениям, выявлению связей, обобщениям и выводам; формирование опыта творческой деятельности с переносом знаний в новую ситуацию; осуществление связей с другими учебными предметами; развитие эмоциональных качеств обучающихся. | Формирование общей культуры, эстетического восприятия окружающего; формирование насущных нравственных качеств – патриотизма, гуманизма и других общечеловеческих ценностей; формирование терпимого отношения друг к другу, к противоположным взглядам, образу жизни, разным традициям; воспитание чувства гордости за жизнь и деятельность замечательного сына коми народа. | |
Форма урока | Театрализованный урок | ||
Используемые педагогические технологии | Технология интегрированного обучения: использование межпредметных связей Игровые приёмы технологии интерактивного обучения. | ||
Методы организации и осуществления учебной деятельности | Словесный (изложение); наглядный (презентация), практический (драматизация, демонстрация творческих работ). | ||
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности | Устные (диалог с представителями зала); визуальные (поднимание рук, возможные перемещения по залу, аплодисменты и другие эмоциональные реакции). | ||
Вид урока | Интерактивный урок: постоянная поддержка режима беседы с обучающимися (залом); урок в формате театрализованной композиции с педагогом в качестве Ведущего. | ||
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний | ||
Материально-техническое оснащение | Ноутбук, медиапроектор, звуковые колонки, баян. | ||
Учебно-методическое обеспечение | Мультимедиа презентация по биографии В. Савина, отрывок из видеофильма об открытии памятника В. Савину у Драмтеатра, демонстрация трёх отрывков из спектакля НМДТ «Югыд кодзув» (Звезда неугасимая), чтение стихов В. Савина, хорового исполнения песни В. Савина «Югыд кодзув». | ||
Время | 45 минут. |
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Время | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Вырабатываемые компетенции, знания, умения (по ФГОС СПО) | |
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ||||
Оргмомент | 2 мин. | Использование ТСО: Фонограмма песни В. Савина «Чужи-быдми…». | Знакомство зала с исполнителями для реализации общей цели. Артисты НМДТ в костюмах своих персонажей сначала выходят вместе со сводным хором Колледжа культуры, вместе с ними (и залом) слушают куплет песни и затем все занимают места в первых рядах. Все вместе они – девушки, парни, старики, мужчины, женщины, дети - герои стихов, рассказов и пьес В. Савина. Они – полноправные участники юбилейного занятия - мероприятия. На демонстрацию отрывков, стихов, песен – выходят прямо из зала. | Включение в атмосферу творчества | Уметь сохранять культурное наследие региона |
Актуализация темы | 3 мин. | Использование ТСО. (Первые слайды м/м презентации с видами Нёбдино, где В. Савин родился, учился и откуда ушёл с отцом на Урал – начало самостоятельной жизни). | Вопрос залу: почему В. Савина называют Нёбдiнса Виттором | Отвечают на вопрос: - это псевдоним; - родом из села Нёбдино. | Знать в основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей отечественной культуры. |
Постановка учебной задачи | 2 мин. | Риторический вопрос: Как пареньку из бедной многодетной семьи, выходцу из коми глубинки удалось стать известнейшим человеком, основателем национального театра коми; какие жизненные обстоятельства этому способствовали | Создаёт проблемную ситуацию; активизирует знания обучающихся по коми языку и литературе; применяет игровой приём технологии интерактивного обучения. | Переносят ситуацию на себя и свои жизненные обстоятельства. Отмечают отличную учёбу В. Савина, его участие в хоре и знакомство с нотной грамотой; работу писарем для обеспечения жизни | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Построение проекта выполнения задачи | 10 мин. | 1.Использование приёма контраста в описании жизни (несколько слайдов). 2.Вопрос залу: что понимается под словом «революция» - «мозговой штурм»: зал делится на две части условно (первые 5 рядов и последние ряды): одни «эксперты» отмечают плюсы революционного процесса, другие – его минусы.
| 1.В.Савин знал маленькую коми деревню и окунулся в большой город; видел красоту северной природы и познал невозможность любования своеобразной природой Урала из-за непосильного труда на лесоповале и в рудниках; постепенно осознал, что грамотный человек может сам найти работу и сменить место своего проживания: с северных краёв – в южные. На новом месте (на Украине) его застала революция. 2. Организует зал для использования методики «мозгового штурма». | Отвечают вслух или мысленно: - хаос; - освобождение трудящихся; - ситуация, при которой человеку открываются новые возможности; - человек сам в себе открывает потенциал, о котором не подозревал: В. Савин, не писавший ни строчки на коми языке, - после революции и переезда на малую родину начал писать стихи (!) а потом и пьесы), - на родном языке. Три студента читают строфы из первых стихотворных опытов В. Савина. | Знать в основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей отечественной культуры. |
Закрепление материала | 2 мин. | Технология критического мышления: Вопрос залу: можете ли вы предположить, что пребывание на Украине каким-то образом повлияло на дальнейшую жизнь нашего героя?. | Использует межпредметные связи с уроками истории искусства, сводным хором, уроками коми языка и народного художественного творчества. | Отвечают вслух или мысленно: - В его песнях и пьесах можно найти украинские темы и мотивы; - первая пьеса- мелодрама «Ыджыд мыж» (Большая вина) была написана под влиянием просмотренных на Украине любительских спектаклей. | Уметь сохранять культурное наследие региона |
Дальнейшее выполнения задачи урока | 15 мин. | Использование ТСО: по нескольким слайдам: выделение ключевых фактов -создание сначала коллектива СЫКОМТЕВЧУК. Вопрос: кто расшифрует эту аббревиатуру. Затем – полупрофессинальной организации КИППТ. Вопрос о расшифровке аббревиатуры. Сочинение драматического репертуара для этих коллективов. Новая форма театрального и политического просвещения – «Коми рытъяс». Драматизация (творческая работа): включение в урок отрывков из спектакля НМДТ «Югыд кодзув» и творческих работ студентов | Использует межпредметные связи с уроками коми языка, режиссуры и актёрского мастерства. Просит назвать самые известные стихи В. Савина. Комментирует отрывки из спектакля, задаёт вопросы (из каких пьес В.Савина выбраны отрывки), акцентирует внимание на самых значительных произведениях: - сцена из пьесы В. Савина «Шонді петігӧн дзоридз косьмис»; - сцена из пьесы В. Савина «Инасьтӧм лов»; - сцена из пьесы В. Кушманова и С. Горчаковой «Югыд кодзув» - с поминальным плачем Жены по погибшему Мужу, герою пьесы. | Стихотворение В. Савина «Шондiбан» читает студент. Группа студентов демонстрирует инсценировку стихотворения В.Савина «Базар». Отвечают на вопросы. Сопереживают героям пьес; выполняют мыслительные операции: - интересны ли сегодня пьесы Савина; - как мог случиться арест такого известного деятеля культуры коми народа; - можно ли было предотвратить его арест и гибель вдали от родины. | ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников. Знать основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры |
Итог урока | 9 мин. | Впечатляюще заданный вопрос: «Арест. Высылка – сначала на север Коми, затем – в Сибирь. Болезнь. В результате - захоронение в общей могиле. Конкретное место захоронения неизвестно. Вопрос залу: что стало настоящим итогом жизни и творчества В. Савина. Использование ТСО. Демонстрация видеофильма об открытии памятника В. Савину в Сыктывкаре (1994 г.) | Использует межпредметные связи с уроками истории, народного художественного творчества. Подводит предварительные итоги: В. Савина не стало, но театр коми продолжал развитие. Сейчас в РК 5 профессиональных театров – в том числе НМДТ, который ставит спектакли только на коми языке, параллельно функционируют театры народные, любительские (среди них - в Выльгорте, Объячево, Помоздино, Визинге - комиязычные). Перед демонстрацией видеофильма просит задуматься: почему создатели фильма использовали для кадров открытия памятника деятелю коми культуры В. Савину музыку И.- С. Баха. | Мысленно отвечают на вопрос. Испытывают удовлетворение от свершения исторической справедливости в отношении неправедно в своё время обвинённого человека. | Знать значение и место отечественной культуры как части мировой культуры. Это как раз ответ на вопрос о музыке Баха в эпизоде открытия памятника. Возможно, так ответят студенты только после размышлений и бесед с другими участниками урока. |
Коллективная рефлексия эмоциональности и настроения, отражающая внутреннее состояние человека. Рефлексия содержания материала с подведением итогов занятия будет отложена до следующего урока с обсуждением вопросов: - насколько изменилось представление обучающихся о личности В. Савина, - какие моменты урока на это представление повлияли; - что хотелось бы обучающимся изменить в занятии, если бы его проводили они сами; - с какой целью для кадров видеофильма с открытием памятника деятелю коми культуры В. Савину была использована музыка И.- С. Баха | 2 мин. | Демонстрация творческой работы. Объединение исполнителей и участников урока в коллектив, связанный единой идеей. Исполнение сводным хором колледжа песни В. Савина, считающейся сегодня народной – «Югыд кодзув».. | Мониторит эмоциональную реакцию зала в течение занятия и постепенно подводит обучающихся к тому, чтобы в финале - в знак уважения к жизни и творчеству В. Савина - зал встал без особой подсказки, под впечатлением формирующейся в течение занятия рефлексии | Зал вместе с персонажами спектакля должны слушать стоя: с ощущением торжественности и одновременно трогательности момента. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Уметь: Уметь сохранять культурное наследие региона |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...