Методическая разработка на тему: " Опыт применения интернет-технологий на уроках Эстрадного пения»
методическая разработка
В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения должна стать реализация заложенных в ученике возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. За свою историю методика преподавания в колледже, детской школе искусств накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения пения в эстрадной манере.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.
В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_primeneniya_internet-tehnologiy_na_urokah_estradnogo_peniya.docx | 42.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка по предмету сольное пение
Тема: «Опыт применения интернет-технологий на уроках «Эстрадного пения»
Выполнила:
преподаватель
Каяниди Лилия Данииловна
Москва
2018г
Пояснительная записка.
В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения должна стать реализация заложенных в ученике возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. За свою историю методика преподавания в колледже, детской школе искусств накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения пения в эстрадной манере.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.
В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.
Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения: внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.
Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для учащихся.
Как этого можно достичь?
Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в колледже и музыкальной школе. Практическим результатом работы стало создание авторской работы с анализом личного опыта.
Понятие технологий
Информационные технологии (ИТ, от англ. Information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:
- технические средства: компьютерная техника и средства связи;
- программные средства, которые могут быть различного назначения.
Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Классификация программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.
Педагогическими программными средствами могут выступать:
-компьютерные учебники (уроки);
-программы-тренажеры (репетиторы);
-контролирующие (тестовые и пр.);
-информационно-справочные (энциклопедии);
-демонстрационные (слайд- или видео- фильмы);
-учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.
Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технологий в образовании
Методическими возможностями информационных технологий принято считать:
- визуализацию знаний;
- индивидуализацию, дифференциацию обучения;
- возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);
- моделирование объектов, процессов и явлений;
- разработку и применение информационных баз данных;
- доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
- развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;
- возможность самоконтроля;
- возможность тренировки и самоподготовки;
- повышение мотивации обучения;
- формирование культуры учебной деятельности;
- экономию учебного времени.
Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:
-развитие личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.
-выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;
-интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление меж предметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Использование мультимедиа технологий в музыкальной школе
Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.
В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?
- в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
- в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- в помощи педагогу лучше оценивать способности и знания учащегося, побуждение поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий;
- в помощи педагогу лучше оценить способности и знания учащегося, побуждении пои
- для профессиональной подготовки исполнителей;
-для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;
- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;
- расширить кругозор ученика.
Основные направления использования технологий на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
- Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.
Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:
- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;
- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;
- самопроверка знаний;
- самообразование;
- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.
На уроках эстрадного пения активно применяются такие информационные технологии:
1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.).
2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.
3. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).
Характеристика компьютерных программ
Далее представляю краткую характеристику наиболее используемых мною компьютерных программ с описанием методики их применения.
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.
Программа Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.
Личный опыт применения информационных технологий на уроке
«Эстрадного пение»
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
В работе я использую программу Power Point, с помощью которой можно подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.
Энциклопедия на CD «Классическая музыка» иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира.
Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
В своей практике я использую презентации на отдельных этапах работы. Я сделала презентацию «Эстетика и развитие музыки в период барокко». На основе изобразительного ряда у учащихся включается образное мышление, запоминание, сопоставление, что способствует целостному восприятию учебного материала и повышению интереса при работе на уроке.
Для работы по предмету «Ансамбль» была сделана презентация «Искусство ансамбля», где учащиеся познакомились с историей возникновения ансамбля и лучшими ансамблевыми исполнителями.
Повышает интерес к изучаемым произведениям просмотр видео, где поют великие певцы, вместе с учеником слушаем те произведения, которые он поет. После обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ученик думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается интеллектуально-творческое мышление.
Для учеников на последнем этапе работы над произведением я применяю такой способ: записываю их пение на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его пение становится заметно лучше.
В своей работе я использую сайт YouTube для размещения видеофайлов, на которых записаны музыкальные выступления моих учеников. Они выступают в номинации вокал – соло и ансамбли.
Ученики понимают значимость обучения эстрадного пения, выступления на сцене приносит им радость, не смотря на трудности, возникающие в процессе работы над произведениями.
Информационно-коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать её в виде рефератов, тестовых заданий, вопросов по теме, кроссвордов и т.п.
Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса, она побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.
Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Таланты России» проводит Международный интернет-конкурс исполнения вокальной музыки. Мною представлены на конкурс видео файлы с пением Андрея Марчука.
Есть еще много интересных сайтов, которые я применяю в работе: Интернет портал «Конкурсы детям РФ», «НПЦ «Интертехинформ» Конкурс.net», Всероссийский музыкальный конкурс «Мелодинка» Международный образовательный педагогический портал Пиа «CREATIV», Международный конкурс исполнителей вокальной музыки «Планета талантов».
Все эти конкурсы дают возможность нашим ученикам открыть свои способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои творческие замыслы и таланты.
В практике нашего колледжа используются интерактивные уроки с применением презентаций, аудиозаписей, слайд шоу, викторин. Ученики выступают в роли и музыкантов-исполнителей, и активных слушателей.
Следует отметить, что подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики. Демонстрация слайдов может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением).
Заключение
Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально-исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно-творческих способностей учащихся. Компьютер в школе и колледже позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует сегодняшнему дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.
Данная тема исследования, на мой взгляд, останется актуальной еще не один год. В своей работе я предполагаю дальнейшее изучение выбранной темы и более активное использование различных информационных технологий на уроках «Эстрадного пения».
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально-творческого развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,
Развитие информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
Список используемой литературы
- Евтухов Е.В. Организация учебной деятельности школьников на основе ресурсов web 2.0// Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного музыкального образования. Ред.-сост.Б.С. Рачина. - СПб.: Издательство РПГУ им. А.И. Герцина,2012.
- Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога - музыканта в Школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 254-257.
- Горбунова И.Б. Музыкально – компьютерные технологии в образовании педагога – музыканта // Современное музыкальное образование – 2014, материалы междунар. Науч.- практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2014. С. 32-38.
- Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. №3 (16). С. 5-11.
- Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50
- Красильников И.М. Педагогика цифровых искусств – новое направление развития теории и практики музыкального образования // Музыка и электроника. – 2013. - №1.
- Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.
- Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»
В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным худо...
Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""
В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать новые знания и научились применять их на практике....
Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...
Методическая разработка на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВЫХ (РОЛЕВЫХ) ИГР НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"
В данной работе рассмотрено использование технологии деловых (ролевых) игр на уроках производственного обучения. Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, п...
Методическая разработка по теме "Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»
Методическая разработка по теме «Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне» разработан для студентов II курса ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный ко...