Конспект открытого урока по предмету "Сольное пение"
план-конспект урока
Работа над вокальным произведением учебного репертуара.
И.С.Бах Магнификат.
Ария "Quia respexit"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1_matievskoy_2017-2018_uch.g.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Пикалёвская детская школа искусств»
Конспект открытого урока по предмету
«Сольное пение»
на тему:
«Работа над вокальным произведением
учебного репертуара»
Авторы-составители:
Преподаватель сольного пения
Высшей квалификационной категории
Матиевская М. П.,
Концертмейстер высшей категории
Раннева З. Ю.
Пикалево
2017 год
- Общие сведения.
Дата проведения: 11.02.2017
Преподаватель: Матиевская Марина Павловна.
Концертмейстер: Раннева Земфира Юрьевна.
Помещение: класс № 3 (класс сольного и хорового пения).
Отделение: вокально-хоровое.
Предмет: сольное пение.
Год обучения: 3 касс.
Количество участников: 1 человек (девушка 16 лет)
Оборудование и материалы:
-просторное светлое помещение
-рояль
-стулья
-доска школьная
-пюпитр на регулируемой ножке
-ноутбук для просмотра и прослушивания записей для примера
Методическое обеспечение урока
Методическая литература:
- Алферова Л.Д. «Речевой тренинг и произношение»
- Бучель В. Н. «Вопросы звукоизвлечения»
- Ваккаи Николо «Практический метод итальянского пения»
- Громов С. «Старые и новые методы постановки голоса»
- Дмитриев Л. «Голосовой аппарат певца»
- Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»
- Огороднов Д.Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания»
- Пеккерская Е. М. «Вокальный словарь»
- Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой»
- Яссон Р. «Певческий голос»
Нотная литература:
- Глинка М. «Школа пения», «Упражнения для усовершенствования голоса»
- Зейдлер К. «Искусство пения»
- Вокализы для высоких голосов
- Бах И. С. Магнификат. Ария.
Наглядные пособия:
-ксерокопии вокализов и произведений
-импровизированные рисунки от руки на школьной доске
-собранные в папку для просмотра файлы на рабочем столе ноутбука
II.Тема открытого урока:
«Работа над вокальным произведением учебного репертуара».
III. Место в образовательной программе.
Соответствует уровню 3 года урок проводится по образовательной программе «Сольное пение». Урок № 11III четверть.
IV. Тип урока.
Комбинированный.
V. Цель и задачи урока.
Цель:
Научиться применять приобретенные вокальные навыки – звуковедение владение вокальной техникой, дикцию, орфоэпию, филирование звука, др. – в работе над выразительностью исполнения вокального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить формирование у учащейся знаний об особенностях работы над вокальным произведением;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания о вокальной музыке эпохи барокко и традициях ее исполнения;
- сформировать понятие стиля композитора и его эпохи;
- научить разбираться в жанровых особенностях вокального репертуара.
Развивающие:
Создать условия для развития у учащейся:
- творческой воли;
- воображения, мышления, памяти в процессе работы над вокальным произведением;
- умения пользоваться дыханием;
Активировать певческий аппарат для применения всех ранее полученных вокальных и интонационных навыков в различных выразительных нюансах.
Воспитательные:
Создать условия для:
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации (исполнительству);
- стимулирования творческого поиска учащейся в создании интерпретации произведений.
VI. Методы обучения.
По источнику знаний:
- Наглядные – наглядно-иллюстративный (показ)
- Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
- Практические – вокальные упражнения, практические задания.
По характеру познавательной деятельности:
- Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
- Частично-поисковый;
- Элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики:
- концентрический
- фонетический
- вокальные упражнения
- методы показа и подражания
- мысленного пропевания
- сравнительного анализа
VII. Структура урока (этапы).
- Организационный этап (1.5-2 мин)
Приветствие.
Преподаватель:
- Здравствуй, Юленька!
Учащаяся:
-Здравствуйте.
П.:
- Я очень рада видеть тебя на открытом уроке. Давай представимся гостям и займем наше рабочее место. (Юля предупреждена о присутствии гостей заранее).
Введение в тему.
П.:
-Сегодня мы с тобой будем работать над произведением И.С. Баха. Это Ария «Quiarespexit» из Магнификата. На уроках музыкальной литературы, хора и фортепиано ты не один раз встречалась с творчеством этого композитора. Что ты можешь сказать о его инструментальной музыке? О времени, в котором жил и творил И. С. Бах?
У. (предполагаемый ответ):
- Иоганн Себастьян Бах – это немецкий композитор эпохи Ренессанса. Он известен как композитор полифонической музыки, который писал для органа, и сам был органистом-виртуозом. Я играла некоторые пьесы из нотной тетради Анны Магдалены Бах. Очень красивые, но непростые мелодии, которые нужно провести в разных голосах, полифония.
Да, действительно. Иоганн Себастьян Бах писал и мыслил полифонически. В ту эпоху, она называется эпоха Ренессанса (что значит «возрождение»), - мелодия имела самую важную роль, как зерно., из которого вырастает большое растение. В мелодии как в интонационном «зерне» заложен символический духовный смысл произведения. Например, восходящие интонации в мелодии передают чувство благоговейной радости, приближения к Богу, а нисходящие – смирение, печаль. Сегодня на уроке мы обратим особое внимание на мелодику и общее настроение в ариии«Quiarespexit» №2 из Магнификата.
- Этап проверки домашнего задания. (5 мин)
П.:
-Ты послушала её в интернет-источниках?
У. (предполагаемый ответ):
-Да, я послушала её в исполнении Ольги Сосновской, сопрано. Очень понравилась музыка. А мелодия просто восхитительная!
П.:
-Молодец, ты очень верно отметила. Мелодии Баха действительно отличаются редкой, можно сказать, Божественнойкрасотой. Дело в том, И. С. Бах был глубоко верующим человеком, итекст арии - это отрывок из Евангелия от Луки: «Величит Душа моя Господа» с такими словами Дева Мария обратилась к праведной Елизавете, приветствовавшей её как Богоматерь. Магнификат исполнялся в Лютеранской Церкви на Рождество.
Перейдем к пению?
- Основной этап. (32 мин)
Дыхательные упражнения(как разминка – на основе дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. 6мин).
П:
- Сделаем несколько упражнений из дыхательной гимнастики по 8 раз, чтобы настроить певческий аппарат и активизировать дыхание: «тик-так», «малый маятник», «насос», «обними плечи», «малый маятник».
(Делаем вместе быстро и энергично)
Работа над вокальной установкой: вокальные упражнения, распевки и этюд (вокализ).
Распевка: Юля распевается на знакомы попевках, а также на вновь предложенных преподавателем в зависимости от состояния певческого аппарата по тональностям, чтобы голос распелся от «рабочей» тесситуры до крайних нот диапазона.
(Плакаты с вокальными распевками профессора РАТИ Н. И. Васильева на стене: интонационно-фонопедические упражнения способствующие развитию силы звука, формированию основных вокальных и дикционных навыков).
Работа над вокализом.
П.: Теперь поработаем над вокализом. Какой вокализ ты приготовила?
У. (предполагаемый ответ):
- Вокализ Зейдлера G-dur.
Задача работы над вокализом – добиться хорошей кантилены, необходимой для исполнения произведения. Работая над плавностью голосоведения, учащаяся привыкает к спокойному, «правильному» дыханию, мягкой атаке звука, грамотной фразировке.
П.:
- Юля, старайся спокойно брать дыхание и обрати внимание на диафрагму (дышим «в живот»), плечи должны оставаться в покое, не форсируй звук, мелодию пой плавно - legato.
Юля пропевает вокализ, четко выделяя фразы. Несколько раз останавливаемся, чтобы отработать кульминации фраз, следя за опорой звука.
П.:
- Очень хорошо, молодец. Устала?
У.(предполагаемый ответ)'.
- Немного. Или - нет.
Физкультминутка. (1 минута)
П.:
- Давай немного разомнемся и заодно разучим еще одно дыхательное упражнение - вздохи с подскоками. Смотри. (Пре-ль показывает, объясняя). Прыжок на одной ноге - вздох, на двух - пассивный выдох, на другой ноге - вздох, на двух -выдох. Делаем 8 раз.
Юля выполняет задание.
Работа над исполнением вокального произведения. (18 минут)
П.:
- Теперь переходим к решению главной задачи. Как научиться выразительно исполнять? Пропой мне, пожалуйста, арию «Quia respexit»И. С. Баха сначала до конца.
Юля пропевает.
П:.
- Тебе понравилось твое исполнение?
У .(предполагаемый ответ):
- Не очень. Или (Я сбилась).
П.:
- Почему?
У .(предполагаемый ответ):
- Не понятно произнесён текст, сложно правильно спеть распевы слогов на латинском языкеИли - (я не знаю, как спеть те или иные слова).
П.:
- Действительно, гибкая мелодика арии должна отразить тончайшие нюансы слога и интонирования текста. На прошлом занятии мы выяснили перевод текста. Теперь обрати внимание следование интонации за смысловой нагрузкой текста: «Quia respexithumilitatemancillaesuae»(«Что призрел Он на смирение рабы Своей»). Какой главный смысл в этом предложении? О чем говорит текст?
У .(предполагаемый ответ):
- Я думаю о смирении Марии. Или: «призрел»– обратил внимание на смирение.
П.:
- Верно. А как можно внешне показать свое смирение перед кем-либо?
У .(предполагаемый ответ):
- Думаю, поклоном. Или : Тихой речью.
П.:
- Ты правильно отметила. В «музыкальной речи» тоже есть такие символы: «поклон» - это нисходящее движение мелодии, а «тихая речь» - это piano. Значит, сама музыка Баха подсказывает нам, что мы должны проникновенно и тихо (piano) интонировать первую фразу, заканчивая её «поклоном» - нисходящей секстой. Пропой, пожалуйста, на «а» всю первую фразу.
Юля пропевает.
П.:
- Молодец, очень хорошо. Теперь осталось это пропеть со словами.
Прослушай текст. (Преподаватель проговаривает латинский текст, утрируя гласные и согласные. Учащаяся повторяет по фразам сначала в 1-ой части, затем в 2-ой и в 3-ей). И повтори.
(Задача работы над данным произведением - отработать различными способами дикцию, активизируя артикуляционный аппарат.)
Юля проговаривает, стараясь ничего не пропустить.
П.:
- Очень хорошо.А теперь произнеси текст песни так же активно, утрируя все согласные, декламируя их в ритме мелодии, а гласные протягивая.
Юля выполняет задание.
П.:
- Молодец. Теперь - так же активно пропой их. Обрати внимание на динамику P и ключевое слово «respexit», именно это слово интонируется нисходящей секстой.
Преподаватель показывает. Юля пропевает 2 раза эту фразу, отрабатывая динамические оттенки.
П.:
- Очень красиво. Далее –«humilitatemancillaesuae»(«на смирение рабы Своей»). Что ты можешь сказать об интонации этой фразы?
У. (предполагаемый ответ):
- Слова распеваются на нисходяшиесекундовые интонации. Или: там нисходящее движение мелодии.
П.:
- Ты правильно отметила. А что они могут означать? Символ чего – нисходящее движение мелодии?
У. (предполагаемый ответ):
- Грусти, печали. Или: смирения, покорности.
П.:
- Совершенно верно. Вложи в своё исполнение данной фразы эти чувства.
Юля исполняет с большим чувством, выразительно.
П.:
- Уже намного интереснее, хорошо. Пропоем с начала до концапервую часть. Помни вce наши выразительные «находки» и применяй их.
Учащаяся пропевает полностью от начала до конца с учетом всех подобранных вокальных приемов, выразительных средств. Останавливаемся и ещё раз уточняем динамику во фразах.
П.:
- Очень хорошо, молодец.
4. Заключительный этан. Рефлексия.
Подведение итогов. (4 мин)
П:
- -Подведем итоги нашего занятия. Что нового ты узнала сегодня?
У. (предполагаемый ответ}:
- - Новые дыхательные упражнения. И еще - как понятно произносить текст. Как мелодия делает слово выразительнее., о символах интонаций Как заниматься дома., чего добиваться в исполнении, над чем поработать
П.:
- - Что ты почувствовала в своем певческом аппарате? Все ли у тебя получилось? Чего еще нужно добиться, чтобы произведение тронуло сердца твоих будущих слушателей?
У. (предполагаемый ответ}
- О, надо работать и работать! Над текстом (доучить наизусть), над артикуляцией, над фразировкой, над выразительным интонтрованием, над образом.
Юля анализирует свою работу на уроке.
П:
- Ты сделала правильный вывод. Сегодня мы уделили много времени, чтобы научиться применять все полученные тобой ранее знания и умения - звуковедение, разные виды вокальной техники, дикцию, орфоэпию, филирование звука - для выразительного исполнения вокального произведения. Наша задача (исполнителей-певцов) - донести смысл и красоту музыки, которую мы поем, а для этого нужно исполнить её очень выразительно. И ты постаралась это сделать.
Организационный конец.
П:
- Спасибо, Юля! Ты сегодня очень старалась, и у тебя все получилось. Мне очень приятно было творить с тобой вместе. К следующему уроку постарайся закрепить все, чего мы сегодня добились, выучить все слова и нюансы, а также вторую часть арии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА. Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры по разделу программы "Гимнастика"
гимнастические упражнения, исправление осанки...
Конспект открытого урока по сольфеджио преподавателя Раменской ДМШ №1 Гапуровой Зухры Амоновны Тема урока: «Музыкальные паузы».
Тема урока: «Музыкальные паузы». Цель урока: Развитие у детей чувства ритма.Задачи:Закрепить понятие о длительностях;Закрепить понятие о музыкальном размере;научить определять м...
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...