Методическое пособие "Твори добро"
методическая разработка
Пособие «Твори добро» предназначено для руководителей кружков и педагогов, осуществляющих работу духовно-нравственного направления в общеобразовательных учреждениях. В пособии использованы сценарии Православного молодёжного центра г. Сыктывкара, которые построены на канонических богослужебных песнопениях и православных духовных песнях. В пособии содержатся произведения из авторского сборника Т.Паскар «Мгновения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvori_dobro_metodich._posobie.docx | 897.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Государственное профессиональное образовательное учреждение «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени И.А. КУРАТОВА» |
Т.В.Паскар
ТВОРИ ДОБРО
Сыктывкар 2015
УДК 78
ББК 85.31
П 28
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГПОУ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова»
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
предметно-цикловой комиссией преподавателей дирижерско-хоровых дисциплин, вокала и концертмейстеров | редакционно-издательским советом ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» |
Протокол № 1 от «7» сентября 2015г. | Протокол № |
Председатель комиссии Э.Э. Кристофор | Председатель совета М.П.Герасимова |
Автор-составитель | Паскар Т.В., преподаватель ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова» |
Рецензент | Минина Л.Б., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» |
П 28 | Паскар Т.В.Твори добро [Текст]: сборник бесед и сценариев православных праздников. Сыктывкар, ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова», 2013. – 58 с. |
Пособие «Твори добро» предназначено для руководителей кружков и педагогов, осуществляющих работу духовно-нравственного направления в общеобразовательных учреждениях. В пособии использованы сценарии Православного молодёжного центра г. Сыктывкара, которые построены на канонических богослужебных песнопениях и православных духовных песнях. В пособии содержатся некоторые произведения из авторского сборника Т.Паскар «Мгновения».
ББК 85.31
© Паскар Т.В., | 2013 |
© Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова, | 2013 |
СОДЕРЖАНИЕ
От автора | 4 | |
I. | Сценарии выступлений. | |
1. «Паучки и Рождественская ёлка» Сценарий праздника Рождества Христова | 6 | |
2. Сценарий Рождественского праздника для выездной агитбригады | 12 | |
3. «Повсюду благовест гудит…» Сценарий праздника Пасхи | 17 | |
4. Программа концерта к празднику Пасхи. (Сокращённый вариант) | 22 | |
5.«В тяжкий час земли родной…»Сценарий выступления агитбригады, посвящённый победе в Великой Отечественной войне (с использованием элементов православной духовной культуры) | 25 | |
6. Пасха Господня. Музыкально-литературная композиция. ( Сокращённый вариант. Для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями) | 33 | |
7. «Дорого яичко ко Христову дню». Сценарий праздника Пасхи. Для детей старшего школьного возраста. | 41 | |
8. «Мира заступнице, Мати Всепетая» Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Покрова Пресвятой Богородицы | 49 | |
9. «Лики и Образы Пресвятой Богородицы» | 57 | |
II. | Беседы. | |
10. «Колокольные звоны» 11. Презентация программы «Русская духовная музыка» Ко дню Рождества Христова 12. «Красная Пасха» 13. «Русь Святая, храни веру православную» | 63 68 76 82 | |
Приложения | 91 | |
Библиографический список | 109 |
ОТ АВТОРА
« Из всех наук, которые человек должен знать, главная
наука есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла, как можно больше добра»
Л.Н.Толстой
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе. Одной из форм системы дополнительного образования являются кружки.
В кружках духовной музыки обучающиеся получают элементарные сведения о народных православных праздниках, традициях, об исторических личностях канонизированных русской православной церковью, знакомятся с классической, патриотической и духовной музыкой, элементами традиционной русской культуры, историей жизни и быта русских людей, с историей православной культуры нашего края. Деятельность кружков духовно-нравственной направленности тесно связана с волонтёрским движением.
Проекты волонтёрского движения преследуют цель помочь организовать досуг детям-сиротам и детям с задержками умственного развития, воспитанникам домов-интернатов.
Силами Православного Молодёжного Центра, при участии студентов гуманитарного педагогического колледжа был создан кружок духовной музыки, который осуществлял постановки к самым главным православным праздникам: Рождество Христово и Пасха Господня. Кроме этого Православный Молодёжный Центр (ПМЦ) осуществляет духовно-просветительскую работу: лекции на духовную тематику с мультимедийными презентациями. Все спектакли сопровождаются духовными песнопениями в собственном исполнении. В сборнике даны программы этих выступлений и беседы, представленные в различных вариантах и для различной аудитории: детей разных возрастных категорий, людей с ограниченными возможностями (инвалидов, слепых), детей с задержкой физического и психического развития, пожилых людей.
Пособие адресовано руководителям кружков, использующих в своей работе православную тематику и всем любителям духовной литературы.
Хочется пожелать всем педагогам, работающим с молодёжью, творческих успехов на духовной ниве. Надеемся, что наш опыт поможет вам в осуществлении ваших благородных целей. Поможет увлечь, заинтересовать подрастающее поколение русским духовным наследием и понять главное в жизни: спеши творить добро!
I. Сценарии выступлений
«Паучки и Рождественская ёлка».
Сценарий праздника Рождества Христова.
(Музыкально-литературная композиция)
Звучит мелодия международного Рождественского гимна Ф.Грубера «Тихая ночь» в исполнении флейты и фортепиано (фрагмент).
Рассказчик Это случилось в далекой стране во дни царя Ирода.
«…Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он шел от одного дома к другому, прося горячих углей, чтобы развести огонь и согреть только что родившегося младенца и Его Мать.
Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.
Наконец вдали он увидел костер. Множество белых овец лежало возле костра, их Сценарий сторожил старый пастух. Человек подошел к стаду.
Огромные собаки, лежавшие у ног пастуха бросились на него с лаем.
Но ни один звук не нарушил тишины.
Они пытались укусить его, но челюсти не повиновались им.
Человек хотел подойти ближе к костру, но овцы лежали так близко одна к другой, что невозможно было пройти.
Тогда человек пошел, наступая им на спины. Но ни одна не проснулась и не пошевелилась.
Когда человек подошел ближе к огню, пастух, завидев его, бросил в него палкой. Но палка, не коснувшись его, повернула в сторону и упала в поле. Человек подошел к пастуху и попросил огня. Пастух был стар и угрюм, к тому же жесток и суров к людям. Он хотел отказать в просьбе, но подумав о всех странных явлениях, не посмел отказать и сказал: «Возьми, сколько тебе нужно». Костер почти догорел, лишь кроваво- красные угли остались в нем. Пастух с злорадством думал, что человек не сможет взять огня.
Но незнакомец голыми руками достал из пепла горячие угли и положил их в край своего плаща.
Угли не только не обожгли руки, но даже не прожгли плаща.
Старый, угрюмый пастух был поражен увиденным. Он захотел разузнать, что все это значит и пошел за человеком. Дойдя до его жилища он вдруг увидел, что человек этот жил не в доме и не в хижине, а в пещере под скалкой. Стены пещеры были голы и от них исходил сильный холод. Тут лежали его жена и ребенок.
Исполнение «AVE MARIA» музыка Ф.Шуберта (четверостишия читаются на вступление – и заключение)
Чтец … Мария слабая на Чадо
Улыбку устремляла вниз,
Вся умиленье, Вся прохлада
Линялых синеватых риз.
А он, Младенец светлоокий
В венце из золотистых стрел,
Не видя Матери, в потоки
Своих небес уже смотрел… (В.Набоков)
Пастух, хотя и был жестоким человеком, но увидев невинное дитя, растрогался и отдал человеку мягкую овечью шкуру, чтобы тот укутал в нее ребенка.
В тот же миг, когда он показал свое милосердие, открылись у него глаза и уши и он увидел и услышал то, чего раньше не мог видеть и слышать.
Он увидел сотни ангелов, которые были повсюду: и в небе и на земле. Все они держали в руках арфы и пели славословия родившемуся Спасителю мира.
И было великое ликование и великая радость, великое пение и музыка. И дело не в свечах и в лампах, и не важно светит луна или солнце. Ничто не поможет человеку увидеть величие Божие, кроме чистого сердца.
Рождественские гимны в тишине
Как светел Храм во мраке зимней ночи,
Сияют звезды в темной вышине,
Глядят на землю, точно Бога очи…
Слова молитв торжественно – просты,
Но тысячи людей соединяют.
Чтоб были наши помыслы чисты,
Нам Божий Храм дорогу освещает.
(Н.Г.Пундикова)
Исполнение: Тропарь Рождества Христова. Духовное песнопение «Встреча Рождества» музыка Паскар. Т. из сборника «Мгновения».
С того времени, как первые люди, Адам и Ева, были изгнаны из рая за то, что нарушили заповедь Божию, весь мир жил в ожидании своего Спасителя – того, кто придет спасти нас от власти греха и смерти.
И к людям пришел Спаситель – не царь, не герой, а Сам Бог, который для спасения людей стал человеком. Только рождение Его было неведомо миру: ведь Он родился как самый простой Младенец, и для него не нашлось в тот час даже дома, даже крыши над головой.
В то время, когда в Вифлееме родился Иисус Христос, с Востока прибыли в Иерусалим 3 волхва. Это мудрецы, занимающиеся науками, наблюдением за небесными светилами.
Они заметили на небе необычную звезду, светившую ярче других звезд, и , зная предсказания о рождении Спасителя, отправились в путь.
Чтец
ХАЛДЕИ.
Неподвижно, холодея,
Как горшки, на сельском тыне,
На верблюдах три халдея
Пробирались по пустыне.
У заброшенной пещеры
Вдруг следы звезды погасли.
Мудрецы узрели в щели
Голубеющие ясли.
И склонилась, в прах вминая,
Гордый ум в пещере тесной –
Мудрость грешная земная
Перед мудростью небесной.
(Стихи о. Леонида Сафронова)
Исполнение: народные песнопения «Светлой ночью зимнею», «Поспешают к Вифлеему пастушки»
Ангел Остались в истории те далекие дни. По-разному встречали Небесного Царя на земле: Кто-то поклонялся Ему, волхвы принесли золото, ладан и смирну, царь Ирод хотел убить.
Рассказчик А какой подарок принесли пастухи?
Ангел Они ничего не принесли. Они пришли поклониться.
В этом поклонении главный дар, который ждет от нас Спаситель – Веру, Надежду, Любовь.
Вот и мы в этот великий праздник Рождества Христова, ставя свечу в Храме, прощая всех, должны принести нашему Господу веру в Него как в Свет мира. Рассказчик: Много сложено легенд и сказаний о самом празднике. Вот одна из легенд.
Рассказ «Паучки и рождественская елка»
Эта история случилась давным-давно. В одном доме жили мать с двумя ребятишками. Семья их была очень бедна.
В сочельник они стали наряжать елку, украшая ее цветными лоскутками и игрушками, сделанными своими руками. /Выносят ёлку, украшенную самодельными игрушками/. А потом пошли в Храм воспеть Рождество Христово.
А в это время в их доме произошло следующее…
Елка была так хороша, что привлекла внимание паучков, которые со всего дома сползлись посмотреть на красавицу елку. Они бегали по веткам , радовались украшениям и были совершенно счастливы. Так счастливы, что начали плести свои паутины и вскоре елка оказалась задрапирована серыми сетями – какой ужас! (Ёлку покрывают люминесцентной сеткой).
А с иконы на жизнерадостную возню паучков смотрел Младенец Христос. И чело его слегка омрачилось. Он знал, что мать и дети будут убиты горем, когда увидят, во что превратилась их елка.
- Пора домой, - сказал Он паучкам, и они, совсем уже сонные, отправились по своим углам. Христос же поднял руки и благословил дерево.
В одно мгновение тонкие нити, сплетенные паучками, заискрились в свете лампады, потому что стали золотыми и серебряными.
Сетка из огоньков зажигается, звучит фрагмент вальса Ребикова «Ёлка».
А мать с детьми шли по заснеженному городу и не знали, что дома их ждет самая прекрасная рождественская елка, какую когда - либо видел белый свет.
Исполнение песни А.Варламова «Елка в Рождество»
Чтец
ТАЙНА
Чудный месяц горит над рекою,
Над местами отроческих лет;
И на родине, полной покоя,
Широко разгорается свет…
Этот месяц горит не случайно
На дремотной своей высоте,
Есть какая-то жгучая тайна
В этой русской ночной красоте! (Н.Рубцов)
Исполнение песни «Под Рождество» музыка Паскар. Т. из сборника «Мгновения».
Чтец
СВЕТЛАЯ НОЧЬ
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился «С нами Бог».
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь теперь - средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.
(Вл. Соловьёв)
Исполнение «Рождественская радость» музыка Паскар.Т. из сборника «Мгновения».
«Рождество Христово» Колядка.
2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка единого классного часа «Святая мать добром спасет»
Формирование нравственных ценностей, уважения к мамам «Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград,Чьей грудью вскормлен весь мир!Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких дете...
Методическая разработка урока «Добро пожаловать в Лондон»
Методическая разработка урока по теме «Добро пожаловать в Лондон (Welcome to London)» предназначена для студентов 1 курса средне-профессиональ...
Методическое пособие "Твори добро"
Пособие «Твори добро» предназначено для руководителей кружков и педагогов, осуществляющих работу духовно-нравственного направления в общеобразовательных учреждениях...
Методическая разработка классного часа "Дорогою добра"
Разработка содержит материал, который можно использовать для проведения классных часов и мероприятий...
методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Социальный проект "С добрым сердцем - на добрые дела"
В нашем техникуме с 2013 года активно работает студенческий добровольческий отряд "Феникс", работа которого ведется по разным направлениям. Вместе с ребятами мы создали социальный проект &qu...