Выступление на педагогическом совете "Урок в процессе музыкального обучения"
учебно-методический материал

Выступление  на педагогическом совете "Урок в процессе музыкального обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedsoveta.docx27.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

«УРОК В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

                                          Подготовила: Рамазанова Н.В.

                                            преподаватель МАУДО «ДШИ»

                                                 Покачи 2015

                      «УРОК В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

В общедидактическом смысле урок  можно  представить как относительно завершенное звено процесса обучения, обладающее следующими признаками:

-постоянным составом участников,

-определёнными временными рамками и местом проведения,

-определённой конструкцией содержания, обеспечивающей связь предыдущего с последующим.

Система уроков – главное русло процесса образования, все компоненты которого (целевой, субъективный, содержательный, методический, инфраструктурный, итоговый) присущи составляющему его звену.

В процессе музыкального образования проводятся уроки по дисциплинам, входящим во все основные содержательные блоки. Но, безусловно, господствующее положение эта форма организации обучения занимает в специальном классе, где сопровождает ученика на протяжении всего периода его продвижения от низшей к высшей ступени образования.

Сферой интересов музыкальной дидактики является преимущественно индивидуальный урок, традиционно используемый как в домашнем обучении музыке, так и в стенах учебных заведений.

  1. Урок – как форма организации музыкального обучения.

Однако нельзя утверждать, что практика  подготовки музыкантов в специальном классе всегда опиралась только на индивидуальную форму организации обучения. История музыкального образования свидетельствует об использовании разных вариантов проведения коллективных уроков. Так, в период увлечения виртуозностью (в первой половине 19 века) получили распространение уроки-тренинги, на которых ученики (от 16 до 24 человек) под руководством педагога занимались совместной игрой технических упражнений. Данный вариант урока являлся основной формой организации обучения в некоторых европейских учебных заведениях, работавших по системе пианиста И. Б. Ложье (1777-1846), изобретателя особого аппарата для постановки рук – хиропласта.

Иной вариант организации коллективных уроков в инструментальном классе можно было встретить в школах мастерства и консерваториях во второй половине 19 века- первой половине 20 века, как в Европе, так и в России. Точнее следовало бы назвать вошедшую тогда в практику подготовки музыкантов,  форму организации обучения публичным индивидуальным уроком, так как проводивший его педагог занимался только с одним учеником, но в присутствии группы лиц – учащихся своего, а также других классов. Некоторые известные музыканты (например К.Ю.Давыдов)считали подобную форму организации обучения обязательной для всех своих учеников.

В классе Л.Годовского в Венской Академии музыки, по воспоминаниям Г.Г.Нейгауза, было принято заранее объявлять программу каждого последующего коллективного урока с тем, чтобы ученики и вольнослушатели могли прийти на занятие с необходимыми нотами и по ним следить за игрой учащегося и указаниями профессора.

Включённость «публики» непосредственно в процесс работы на таких уроках зависела от установок педагогов: одни из них не допускали, вообще какого бы ни было участия присутствующих, другие - привлекали их к совместному критическому обсуждению.

Положительное влияние подобных коллективных уроков на процесс профессионального становления молодых певцов, инструменталистов и дирижеров неоднократно отмечали многие известные исполнители и педагоги.

Специфика музыкального обучения, своеобразие целей и задач подготовки музыканта проявляются в общих особенностях урока (как публичного, так и закрытого), проводимого в специальном классе.

Урок как форму организации музыкального обучения характеризуют:

- многосторонность (полипредметность) содержания, в центре которого находится исполнительское искусство;

- взаимообуславливающие связи с самостоятельной домашней работой ученика;

- многообразие типологического воплощения;

- вариативность структуры;

- сочетание предварительной подготовки и планирования с импровизационностью проведения.

Многосторонность (полипредметность) содержания – одна из главных особенностей урока в специальном классе – позволяет не сводить обучение только к освоению навыков игры на музыкальном инструменте, а максимально способствовать достижению высоких гуманистических целей музыкального образования. Выход за рамки ремесленничества обеспечивают уроки искусства, являющиеся точкой пересечения философско-эстетических, исторических и музыкально-теоретических знаний, которые неизбежно «притягиваются» исполнительством.

Любой урок под руководством педагога представляет собой лишь одну сторону единой системы учебной работы, в которой объединяются обусловливающие друг друга классные занятия и самостоятельная домашняя подготовка ученика. «Образ» урока, его структура и темп проведения во многом зависят от качества самостоятельной работы, определяемой, в свою очередь, багажом (исполнительским, теоретическим, психологическим), вынесенным учащимся с занятий в классе. Поэтому функции урока, как основной формы организации обучения исполнителя, не сводятся только к контролю за выполнением домашней работы, а дополняются другими важными функциями – планирования, стимулирования этой работы и развития у ученика необходимых навыков для её осуществления.

  1. Тип урока.  

Качество предшествующей классному занятию работы ученика – не единственный фактор, влияющий на тип конкретного урока. Широкий спектр задач, решаемых в процессе индивидуальной подготовки музыканта, вариативность этого процесса проявляются в многообразии типологического воплощения данной организационной формы обучения в реальной практике.

Прекрасным примером, подтверждающим многофакторную обусловленность типов уроков и непохожесть даже тех из них, которые посвящены работе над одним и тем же произведением, может служить описание двух занятий, приведённое в книге Г. Г. Нейгауза.

На уроке с  С. Т. Рихтером, подготовившим сонату Ф. Листа си-минор, Г. Г. Нейгауз ограничился прослушиванием исполнения пианиста и последовавшим вслед за этим обсуждением и повторением отдельных фрагментов произведения.

Урок с ученицей, обладавшей, по словам Г. Г. Нейгауза, очень умеренной артистической одарённостью и инициативой и игравшей ту же сонату, был проведён совсем иначе. На этом занятии   обсуждения, исправления, показы, внушения и повторения начались с первой же ноты, буквально каждый такт должен был быть пересмотрен. Таким образом, на уроке было отредактировано около трети сонаты. Кроме этого, ученица выслушала краткую лекцию педагога о смысле и содержании этого произведения.

Несмотря на многообразие вариантов уроков, проводимых в специальном классе, их всё же можно классифицировать, и  основанием для этого являются разные сходные признаки.

По числу задач,  которые решает конкретное звено процесса обучения, выделяются комбинированные и моноуроки.

Наиболее распространенным следует признать – комбинированный тип урока, используемый для проверки и закрепления изученного, поисков новых путей совершенствования технической и художественной сторон исполнения. Комбинированные уроки, помимо задач, связанных с освоением учебной программы, решают также задачи подготовки ученика по таким направлениям, как развитие навыков чтения с листа, ансамблевого  музицирования.

Уроки другого типа – монотематические – реализуют одну ведущую задачу при работе над отдельными произведениями или даже всей программой. Как правило, такая ведущая задача имеет непосредственное отношение к каким – либо фундаментальным проблемам исполнительской подготовки, а её выбор обуславливается индивидуальными особенностями профессионального развития ученика. Так , Л. В. Николаев рекомендовал в фортепианном классе посвящать специальные уроки педализации для прочного усвоения начальных навыков. Н. е. Перельман указывал на возможность проведения не только педальных, но также гармонических, полифонических, аппликатурных и других моноуроков, которые, по его мнению, дадут в руки ученика «один ключ вместо пугающей связки ключей», то есть позволят выявить способ решения многих аналогичных задач.

Тип урока определяется также спецификой разных этапов работы над учебной программой. В музыкальной дидактике принято условно делить этот процесс на три органично связанных друг с другом периода. В соответствии с этим классификация уроков выглядит следующим образом:

 - УРОКИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАЗУЧИВАНИЯ ПРОГРАММЫ;

-УРОКИ ЭТАПА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ;

-ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ УРОКИ-РЕПЕТИЦИИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ВСЕХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОГРАММЫ В УСТАНОВЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Вполне обосновано использование в специальном классе уроков с доминирующим методом обучения. К этой группе уроков относятся уроки- игры и уроки-беседы. Уроки-игры реализуют развивающий и дидактический потенциал игровой деятельности детей на начальном этапе музыкального обучения. Уроки-беседы актуализируют теоретический контекст исполнительства в беседе, сочетающейся с музыкальной составляющей содержания классного занятия, которое, таким образом, становится, по выражению Г.Г.Нейгауза, узловым пунктом, «где знание приводит к действию, действие же опирается на знание»

  1. Процессуальность урока.

Тип урока неразрывно связан со структурой его содержания, которое включает музыкальные произведения и виды учебной работы, последовательно сменяющие друг друга. Общими структурными элементами являются организационное начало и итоговое завершение (выводы, домашнее задание) любого урока. Объём музыкального занятия варьируется в зависимости от сложности произведений программы и этапов работы над ними. На уроке могут быть представлены все изучаемые музыкальные произведения; часть программы (в этом случае работа над другой частью осуществляется на следующем уроке); одно произведение или его фрагмент.

Процессуальность урока проявляется в определённой последовательности его структурных элементов (разделов):

 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРЕДШЕСТВУЮТ ИНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ (ИЛИ, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, НАОБОРОТ);

- БОЛЕЕ СЛОЖНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (ИЛИ ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ) ПРЕДШЕСТВУЕТ МЕНЕЕ СЛОЖНОМУ;

- ПРОСЛУШИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКА ЧЕРЕДУЕТСЯ С ТЩАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛЬНОЙ РАБОТОЙ;

- РАБОТА, ТРЕБУЮЩАЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ЧЕРЕДУЕТСЯ С ПЕРИОДАМИ РАЗРЯДКИ;

- МОМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАКАЛА (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬМИНАЦИИ) ЧЕРЕДУЮТСЯ СО СПАДАМИ.

    4.  Импровизационная грань урока.

По мнению авторов дидактических работ, обращавшихся к проблемам организационных форм музыкального обучения, урок в специальном классе – это продукт творчества педагога и его сотворчества с учеником, в процессе которого педагогическое планирование сочетается с импровизационностью.

Продумывается и заранее предусматриваются, главным образом, целевой и содержательный компоненты урока, его возможный тип. Такое планирование осуществляется в конце проведённого занятия или в период между занятиями и становится возможным в том случае, если «в сознании педагога имеется общий план работы с данным учеником, преследующий определённые перспективные цели, которым и подчиняется проведение каждого отдельного урока» (М.Э.Фейгин)

Импровизационная грань урока, как правило, связывается с методическими компонентами; выбором методов преподавания и способов реагирования педагога на различные непредвиденные ситуации.

Однако даже предварительно продуманный план может быть скорректирован и даже пересмотрен непосредственно на уроке после прослушивания ученика. Продуктом импровизации, следовательно, становится порой весь урок в единстве всех составляющих его компонентов.  Импровизация на уроке – это показатель педагогического творчества, которое имеет объективные основы, включающие:

- ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ;

- ТВОРЧЕСКУЮ ДОМИНАНТУ;

- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ИМПРОВИЗИРОВАНИЯ.

     5.   Заключение

Таким образом, под подготовкой педагога к уроку в специальном классе следует понимать не только планирование конкретного занятия, отбор репертуара, необходимый научной и художественной информации. Подготовка к уроку включает всю разностороннюю деятельность педагога по совершенствованию исполнительского уровня и педагогического мастерства, предопределяющую готовность к импровизационной реализации различных   вариантов типологического воплощения урока и  эффективному использованию средств педагогического взаимодействия.

ПЛАН

  1. Урок как форма организации музыкального обучения.
  2. Тип урока.
  3. Процессуальность урока.
  4. Импровизационная грань урока.
  5. Заключение.

Список литературы.

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов
  2. Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры»
  3. Перельман Н.  «В классе рояля»
  4. Фейгин  М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога»
  5. Харькин В. Н.  «Педагогическая импровизация: теория и методика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка для музыкантов – использование фонограмм минус один ( минусовка ) в процессе музыкального обучения.

Минусовка, это -  фонограмма-аккомпанемент, в которой отсутствует партия или несколько партий исполняемых в живую. Под такую запись музыкант (профессионал или любитель) имеет возможность сам испо...

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Методическая работа на тему: "Интеграция в процессе музыкального обучения будущих учителей"

В работе рассматриваются процессы взаимосвязи музыки с другими предметами в условиях подготовки будущих учителей-музыкантов для системы образовательных учреждений....

Модернизация традиционных форм работы и использование новых педагогических технологий в процессе обучения

Основные задачи, которые решаю на уроках физической культуры. Как они влияют на качество учебного процесса, как ивационные технологии влияют на формирование основздорового образа жизни...

Презентация к выступлению на тему : " Применение новых педагогических технологий на уроках производственного обучения"

В презентации перечислены и раскрыты новые педагогические технологии по Я.А. Коменскому....