Выступление на педагогическом совете "Урок в процессе музыкального обучения"
учебно-методический материал
Выступление на педагогическом совете "Урок в процессе музыкального обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_pedsoveta.docx | 27.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете:
«УРОК В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Подготовила: Рамазанова Н.В.
преподаватель МАУДО «ДШИ»
Покачи 2015
«УРОК В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
В общедидактическом смысле урок можно представить как относительно завершенное звено процесса обучения, обладающее следующими признаками:
-постоянным составом участников,
-определёнными временными рамками и местом проведения,
-определённой конструкцией содержания, обеспечивающей связь предыдущего с последующим.
Система уроков – главное русло процесса образования, все компоненты которого (целевой, субъективный, содержательный, методический, инфраструктурный, итоговый) присущи составляющему его звену.
В процессе музыкального образования проводятся уроки по дисциплинам, входящим во все основные содержательные блоки. Но, безусловно, господствующее положение эта форма организации обучения занимает в специальном классе, где сопровождает ученика на протяжении всего периода его продвижения от низшей к высшей ступени образования.
Сферой интересов музыкальной дидактики является преимущественно индивидуальный урок, традиционно используемый как в домашнем обучении музыке, так и в стенах учебных заведений.
- Урок – как форма организации музыкального обучения.
Однако нельзя утверждать, что практика подготовки музыкантов в специальном классе всегда опиралась только на индивидуальную форму организации обучения. История музыкального образования свидетельствует об использовании разных вариантов проведения коллективных уроков. Так, в период увлечения виртуозностью (в первой половине 19 века) получили распространение уроки-тренинги, на которых ученики (от 16 до 24 человек) под руководством педагога занимались совместной игрой технических упражнений. Данный вариант урока являлся основной формой организации обучения в некоторых европейских учебных заведениях, работавших по системе пианиста И. Б. Ложье (1777-1846), изобретателя особого аппарата для постановки рук – хиропласта.
Иной вариант организации коллективных уроков в инструментальном классе можно было встретить в школах мастерства и консерваториях во второй половине 19 века- первой половине 20 века, как в Европе, так и в России. Точнее следовало бы назвать вошедшую тогда в практику подготовки музыкантов, форму организации обучения публичным индивидуальным уроком, так как проводивший его педагог занимался только с одним учеником, но в присутствии группы лиц – учащихся своего, а также других классов. Некоторые известные музыканты (например К.Ю.Давыдов)считали подобную форму организации обучения обязательной для всех своих учеников.
В классе Л.Годовского в Венской Академии музыки, по воспоминаниям Г.Г.Нейгауза, было принято заранее объявлять программу каждого последующего коллективного урока с тем, чтобы ученики и вольнослушатели могли прийти на занятие с необходимыми нотами и по ним следить за игрой учащегося и указаниями профессора.
Включённость «публики» непосредственно в процесс работы на таких уроках зависела от установок педагогов: одни из них не допускали, вообще какого бы ни было участия присутствующих, другие - привлекали их к совместному критическому обсуждению.
Положительное влияние подобных коллективных уроков на процесс профессионального становления молодых певцов, инструменталистов и дирижеров неоднократно отмечали многие известные исполнители и педагоги.
Специфика музыкального обучения, своеобразие целей и задач подготовки музыканта проявляются в общих особенностях урока (как публичного, так и закрытого), проводимого в специальном классе.
Урок как форму организации музыкального обучения характеризуют:
- многосторонность (полипредметность) содержания, в центре которого находится исполнительское искусство;
- взаимообуславливающие связи с самостоятельной домашней работой ученика;
- многообразие типологического воплощения;
- вариативность структуры;
- сочетание предварительной подготовки и планирования с импровизационностью проведения.
Многосторонность (полипредметность) содержания – одна из главных особенностей урока в специальном классе – позволяет не сводить обучение только к освоению навыков игры на музыкальном инструменте, а максимально способствовать достижению высоких гуманистических целей музыкального образования. Выход за рамки ремесленничества обеспечивают уроки искусства, являющиеся точкой пересечения философско-эстетических, исторических и музыкально-теоретических знаний, которые неизбежно «притягиваются» исполнительством.
Любой урок под руководством педагога представляет собой лишь одну сторону единой системы учебной работы, в которой объединяются обусловливающие друг друга классные занятия и самостоятельная домашняя подготовка ученика. «Образ» урока, его структура и темп проведения во многом зависят от качества самостоятельной работы, определяемой, в свою очередь, багажом (исполнительским, теоретическим, психологическим), вынесенным учащимся с занятий в классе. Поэтому функции урока, как основной формы организации обучения исполнителя, не сводятся только к контролю за выполнением домашней работы, а дополняются другими важными функциями – планирования, стимулирования этой работы и развития у ученика необходимых навыков для её осуществления.
- Тип урока.
Качество предшествующей классному занятию работы ученика – не единственный фактор, влияющий на тип конкретного урока. Широкий спектр задач, решаемых в процессе индивидуальной подготовки музыканта, вариативность этого процесса проявляются в многообразии типологического воплощения данной организационной формы обучения в реальной практике.
Прекрасным примером, подтверждающим многофакторную обусловленность типов уроков и непохожесть даже тех из них, которые посвящены работе над одним и тем же произведением, может служить описание двух занятий, приведённое в книге Г. Г. Нейгауза.
На уроке с С. Т. Рихтером, подготовившим сонату Ф. Листа си-минор, Г. Г. Нейгауз ограничился прослушиванием исполнения пианиста и последовавшим вслед за этим обсуждением и повторением отдельных фрагментов произведения.
Урок с ученицей, обладавшей, по словам Г. Г. Нейгауза, очень умеренной артистической одарённостью и инициативой и игравшей ту же сонату, был проведён совсем иначе. На этом занятии обсуждения, исправления, показы, внушения и повторения начались с первой же ноты, буквально каждый такт должен был быть пересмотрен. Таким образом, на уроке было отредактировано около трети сонаты. Кроме этого, ученица выслушала краткую лекцию педагога о смысле и содержании этого произведения.
Несмотря на многообразие вариантов уроков, проводимых в специальном классе, их всё же можно классифицировать, и основанием для этого являются разные сходные признаки.
По числу задач, которые решает конкретное звено процесса обучения, выделяются комбинированные и моноуроки.
Наиболее распространенным следует признать – комбинированный тип урока, используемый для проверки и закрепления изученного, поисков новых путей совершенствования технической и художественной сторон исполнения. Комбинированные уроки, помимо задач, связанных с освоением учебной программы, решают также задачи подготовки ученика по таким направлениям, как развитие навыков чтения с листа, ансамблевого музицирования.
Уроки другого типа – монотематические – реализуют одну ведущую задачу при работе над отдельными произведениями или даже всей программой. Как правило, такая ведущая задача имеет непосредственное отношение к каким – либо фундаментальным проблемам исполнительской подготовки, а её выбор обуславливается индивидуальными особенностями профессионального развития ученика. Так , Л. В. Николаев рекомендовал в фортепианном классе посвящать специальные уроки педализации для прочного усвоения начальных навыков. Н. е. Перельман указывал на возможность проведения не только педальных, но также гармонических, полифонических, аппликатурных и других моноуроков, которые, по его мнению, дадут в руки ученика «один ключ вместо пугающей связки ключей», то есть позволят выявить способ решения многих аналогичных задач.
Тип урока определяется также спецификой разных этапов работы над учебной программой. В музыкальной дидактике принято условно делить этот процесс на три органично связанных друг с другом периода. В соответствии с этим классификация уроков выглядит следующим образом:
- УРОКИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАЗУЧИВАНИЯ ПРОГРАММЫ;
-УРОКИ ЭТАПА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ;
-ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ УРОКИ-РЕПЕТИЦИИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ВСЕХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОГРАММЫ В УСТАНОВЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Вполне обосновано использование в специальном классе уроков с доминирующим методом обучения. К этой группе уроков относятся уроки- игры и уроки-беседы. Уроки-игры реализуют развивающий и дидактический потенциал игровой деятельности детей на начальном этапе музыкального обучения. Уроки-беседы актуализируют теоретический контекст исполнительства в беседе, сочетающейся с музыкальной составляющей содержания классного занятия, которое, таким образом, становится, по выражению Г.Г.Нейгауза, узловым пунктом, «где знание приводит к действию, действие же опирается на знание»
- Процессуальность урока.
Тип урока неразрывно связан со структурой его содержания, которое включает музыкальные произведения и виды учебной работы, последовательно сменяющие друг друга. Общими структурными элементами являются организационное начало и итоговое завершение (выводы, домашнее задание) любого урока. Объём музыкального занятия варьируется в зависимости от сложности произведений программы и этапов работы над ними. На уроке могут быть представлены все изучаемые музыкальные произведения; часть программы (в этом случае работа над другой частью осуществляется на следующем уроке); одно произведение или его фрагмент.
Процессуальность урока проявляется в определённой последовательности его структурных элементов (разделов):
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРЕДШЕСТВУЮТ ИНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ (ИЛИ, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, НАОБОРОТ);
- БОЛЕЕ СЛОЖНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (ИЛИ ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ) ПРЕДШЕСТВУЕТ МЕНЕЕ СЛОЖНОМУ;
- ПРОСЛУШИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ УЧЕНИКА ЧЕРЕДУЕТСЯ С ТЩАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛЬНОЙ РАБОТОЙ;
- РАБОТА, ТРЕБУЮЩАЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ЧЕРЕДУЕТСЯ С ПЕРИОДАМИ РАЗРЯДКИ;
- МОМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАКАЛА (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬМИНАЦИИ) ЧЕРЕДУЮТСЯ СО СПАДАМИ.
4. Импровизационная грань урока.
По мнению авторов дидактических работ, обращавшихся к проблемам организационных форм музыкального обучения, урок в специальном классе – это продукт творчества педагога и его сотворчества с учеником, в процессе которого педагогическое планирование сочетается с импровизационностью.
Продумывается и заранее предусматриваются, главным образом, целевой и содержательный компоненты урока, его возможный тип. Такое планирование осуществляется в конце проведённого занятия или в период между занятиями и становится возможным в том случае, если «в сознании педагога имеется общий план работы с данным учеником, преследующий определённые перспективные цели, которым и подчиняется проведение каждого отдельного урока» (М.Э.Фейгин)
Импровизационная грань урока, как правило, связывается с методическими компонентами; выбором методов преподавания и способов реагирования педагога на различные непредвиденные ситуации.
Однако даже предварительно продуманный план может быть скорректирован и даже пересмотрен непосредственно на уроке после прослушивания ученика. Продуктом импровизации, следовательно, становится порой весь урок в единстве всех составляющих его компонентов. Импровизация на уроке – это показатель педагогического творчества, которое имеет объективные основы, включающие:
- ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ;
- ТВОРЧЕСКУЮ ДОМИНАНТУ;
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ИМПРОВИЗИРОВАНИЯ.
5. Заключение
Таким образом, под подготовкой педагога к уроку в специальном классе следует понимать не только планирование конкретного занятия, отбор репертуара, необходимый научной и художественной информации. Подготовка к уроку включает всю разностороннюю деятельность педагога по совершенствованию исполнительского уровня и педагогического мастерства, предопределяющую готовность к импровизационной реализации различных вариантов типологического воплощения урока и эффективному использованию средств педагогического взаимодействия.
ПЛАН
- Урок как форма организации музыкального обучения.
- Тип урока.
- Процессуальность урока.
- Импровизационная грань урока.
- Заключение.
Список литературы.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов
- Нейгауз Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры»
- Перельман Н. «В классе рояля»
- Фейгин М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога»
- Харькин В. Н. «Педагогическая импровизация: теория и методика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка для музыкантов – использование фонограмм минус один ( минусовка ) в процессе музыкального обучения.
Минусовка, это - фонограмма-аккомпанемент, в которой отсутствует партия или несколько партий исполняемых в живую. Под такую запись музыкант (профессионал или любитель) имеет возможность сам испо...
Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...
Аннотации к рабочим программам по ПМ.01. "Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в ДОУ, ПМ.04. "Методическое обеспечение процесса музыкального образования", УД "Хоровая аранжировка"
Аннотации содержат краткую характеристику ПМ и УД, количество часов по включенным в модули междисциплинарным курсам (МДК)...
Методическая работа на тему: "Интеграция в процессе музыкального обучения будущих учителей"
В работе рассматриваются процессы взаимосвязи музыки с другими предметами в условиях подготовки будущих учителей-музыкантов для системы образовательных учреждений....
Презентация к методической работе: "Интеграция в процессе музыкального обучения будущих учителей"
Презентация кратко раскрывает основное содержание работы....
Модернизация традиционных форм работы и использование новых педагогических технологий в процессе обучения
Основные задачи, которые решаю на уроках физической культуры. Как они влияют на качество учебного процесса, как ивационные технологии влияют на формирование основздорового образа жизни...
Презентация к выступлению на тему : " Применение новых педагогических технологий на уроках производственного обучения"
В презентации перечислены и раскрыты новые педагогические технологии по Я.А. Коменскому....