Школьная газета сегодня: актуальность, возможности, перспективы
статья по теме
Современность выдвигает новые требования к музыкальной школе и детской школе искусств. Творческая свобода выбора обучающих программ, активная концертная и конкурсная работа, введение компьютерных технологий в музыкальные классы – все это, безусловно, отвечает потребностям времени. В данной статье автор обращается к одному из путей возможного обновления жизни современной школы. Новую струю в жизнь творческого учебного учреждения может внести практическое обращение к «четвертой власти» – к СМИ, к журналистике, пусть и в малых масштабах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьная газета сегодня: актуальность, возможности, перспективы | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частично материалы статьи были впервые опубликованы автором // Современная детская школа искусств: теория, методика, практика, перспективы: тез.II межрегиональной научно-практической конференции. – Тамбов, 2013.
Сорокина Е. А.
Школьная газета сегодня:
актуальность, возможности, перспективы
В рамках образовательного учреждения журналистика может реализовать себя в форме школьной газеты. Сейчас доступна печать, принтер и ксерокс стали обязательными атрибутами технического обеспечения учебного процесса, а использование даже самых стандартных компьютерных программ (Microsoft Word, Paint) открывает практически безграничные возможности для создания газеты – дело только за фантазией.
В свою очередь, функционирование школьной музыкальной газеты помогло бы решить ряд проблем, которые сейчас стоят перед детским образовательным учреждением:
- просветительская: информационные материалы газеты, безусловно, будут способствовать распространению культуры и реализовывать воспитательно-образовательную функцию;
- рекламная: освещение деятельности школы будет способствовать привлечению нового контингента и создаст определенное представление о функционировании учреждения;
- историческая: газета станет своеобразной летописью школы, история деятельности учреждения окажется полезной и для будущего, и для отчетов, ведь вся творческая работа – яркие концерты, конкурсы, праздники, мероприятия¸ выдающиеся личности школы – все это отразится на страницах газеты.
И, пожалуй, самое главное. Эта работа направлена на очень широкий круг самых разных читателей – на преподавателей, родителей, детей, а также на учредителей, что в нынешней обстановке немаловажно.
Кто может участвовать в создании школьной газеты?
- преподаватели – подобная деятельность может быть альтернативным вариантом концертной работы и должна отражаться на показателях рейтинговой системы;
- учащиеся – сейчас в старших классах некоторых общеобразовательных школ практикуется работа юных журналистов, творческие учреждения также могли бы проводить подобные мероприятия. У нас много активных ребят, учащиеся нередко ведут свое портфолио и статья в газете могла бы быть достойным его украшением;
- родители – они могли бы быть не только читателями, но и активными авторами или соавторами журналистских материалов;
- в рамках интервью возможно обращение к самому широкому кругу людей.
И немного о форме функционирования школьной газеты в современных условиях. Издание газеты сейчас возможно при помощи любого принтера – с использованием рисунков и фотографий, различных шрифтов. Верстка доступна в условиях стандартной программы Microsoft Word, что осваивается достаточно легко. Здесь есть все необходимое для дизайна небольшого издания – разделение на колонки, набор шрифтов, работа с рисунком. Оптимальный размер такой газеты – 4-6 страниц, периодизация – раз в четверть. Лучше газету реализовывать в стенном общедоступном варианте и, по возможности, хотя бы несколько экземпляров в сброшюрованном виде – в том числе и для рекламы своего учреждения.
Содержание газеты может быть весьма разнообразным:
- это и рассказы о жизни школы – события, концерты, конкурсы;
- о преподавателях – особенно актуально в связи с юбилеем или с выдающимися творческими достижениями;
- о детях – учащихся школы;
- страницы из истории музыки – объектом может стать эпоха, музыкальный стиль или культура страны, композитор, исполнитель, произведение искусства и т. д.;
- анонсы – планы мероприятий школы, объявления, освещение концертов и других культурных событий своего края;
- юмор, рисунки детей и т. д. – безусловно, украсят школьную газету.
Круг журналистских жанров также может быть весьма широким. Большую часть занимают информационные жанры, сообщающие о фактах и событиях – хроника, информация, анонс, зарисовка, репортаж, интервью. Другой раздел в жанровой типологии журналистики – аналитические жанры: рецензия, творческий портрет, обзор или обозрение, проблемная статья. Здесь на первый план выходит точка зрения автора, эта группа отличается уже определенной сложностью, связанной с постановкой проблемы и ее всестороннего рассмотрения. И последняя группа образуется из художественно-публицистических жанров – очерк или эссе, фельетон, памфлет, в которых событие отходит на второй план, а акцентируется авторское впечатление. Данная группа жанров специфична, требует уже определенной литературной подготовки, поэтому для школьной газеты не очень подходит.
С отдельными рекомендациями по теоретическому и практическому освещению проблем музыкальной журналистики можно ознакомиться в книге «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т. А. Курышевой [1], являющейся пока одним из немногих учебных пособий в рассматриваемой области. Однако постепенно арт-журналистика становится самостоятельным направлением. Так, в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова в 2006 году у студентов-музыковедов была введена дисциплина «Основы музыкальной журналистики». С открытием магистратуры, музыкальная журналистика стала частью профессионального цикла обучения музыковедов, в нее вошел ряд профильных дисциплин. Главной практической базой для музыковедов является деятельность в студенческой газете – «Gradus ad Parnassum», которая сейчас функционирует как ежемесячное издание (исключая каникулярное время). Студенты осваивают все стадии работы – от поиска материала, иллюстраций, написания статей, до редактирования, создания макета, верстки. Кроме газеты, начинающие журналисты активно проявляют себя в самых разных информационных сферах – как в жизни института, так и на общегородском, областном и даже международном уровне (освещение культурной жизни на страницах местной прессы, работа в пресс-центрах, подготовка материалов по работе фестивалей, конкурсов и т. д.). Как показывает практика, пока еще немноголетняя, журналистский опыт помогает реализовать себя молодым специалистам – выпускники работают внештатными корреспондентами, занимаются редакторским делом.
Список литературы:
1. Курышева Т. А. Музыкальная журналистика.– М.: Владос-пресс, 2007. – 295 с.
2. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. – М.: Академ. Проект, 2007. – 528 с.
3. Свитич Л. Г. Профессия журналист – М.: Аспект Пресс, 2003.– 255 с.
4. Электронная версия газеты ТГМПИ им. С. В. Рахманинова «Gradus ad Parnassum» [Электронный ресурс]. – URL: http://rachmaninov.ru/gazeta.htm (дата обращения: 03.02.2013).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы и возможности воспитательной функции преподавателя ДМШ (ДШИ)
Взаимосвязь педагогической и воспитательной роли для преподавателя музыкальной школы...
Школьная экологическая газета "В краю Лугоболотном"
Четвероклассники создали замечательную книгу «Про красивые леса и лесные чудеса». В красочно оформленном сборнике представлена подборка стихов о лесе как природном сообществе, о защите и сбережении зе...
Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. XII Международная студенческая научно-практическая конференция. – 17 апреля 2018 г. Материалы конференции (сборник научных статей)
Сборник научных статей печатается по решению научно-технического совета ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» (МГИИТ).В сборник...
Возможности городского школьного спортивного клуба в организации спортивных мероприятий микроучастка.
Аннотация: В данной статье рассматривается школьный спортивный клуб и его возможности в организации спортивных мероприятий микроучастка, на примере конкретного спортивного клуба школы № 2 ...
Перспективы развития образования: возможности и риски
Размышления на тему современного образования, государственной политики в сфере образования....
Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района
Статья. Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...
Школьные газеты по ПДД
В газетах представлены методические материалы по ПДД, деятельность отряда ЮИД...