ТЕРМИНЫ гончарного мастерства
учебно-методическое пособие на тему
Глоссарий гончарного мастерства. Разработка преподавателя высшей категории, Члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников Ренжин Виктор Павлович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_terminy_goncharki_2018.docx | 471.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Ренжин В.П. Термины гончарного мастерства
Методическая разработка
для студентов
ТЕРМИНЫ
гончарного мастерства
Для специальности:
54.02.01 Декоративно-прикладное искусство
и народные промыслы (по видам) по виду: «керамика»
Специализация «Художественная керамика»
с углублённой подготовкой
Разработал преподаватель Ренжин В.П.
Пятигорск 2018
Термины гончарного мастерства
Ангоб – жидкая белая или цветная глина, предназначенная для росписи керамики и наносимая до обжига, а также само декоративное покрытие из такой глины.
Ангобирование – процесс окрашивания керамических изделий ангобами.
Барботина – частичное ангобирование.
Бельтинг – прорезиненная брезентовая ткань, на которой разминается глина.
Бисквит – белые матовые не покрытые глазурью керамические изделия. Бисквитная керамика, за исключением фарфора, имеет пористую структуру на изломе и легко впитывает жидкость.
Глазурь – тонкое стекловидное покрытие, наносимое на поверхность глиняного изделия.
Глазурный обжиг – обжиг изделия, покрытого глазурью, предназначенный для её закрепления.
Гончарный круг – станок для формирования керамических изделий. Состоит из вертикального вала и круглой плоской головки, закреплённой сверху. Может быть электроприводным (профессиональным), педальным (полупрофессиональным) и ножным (любительским).
Горн – дровяная печь, предназначенная для обжига керамики.
Греческая губка – губка для увлажнения поверхности изделия в процессе точения, а также сглаживания и вбирания излишков жидкости изнутри.
Деколь (декалькомания) – технология нанесения изображения на керамические и другие изделия и непосредственно переводная картинка.
Деколирование – процесс нанесения деколи. Д. осуществляют путём переноса изображения с бумажной основы и последующего обжига.
Дефлокулянт – разжижитель, химический реагент для предупреждения отслаивания глазурей от глины. Наиболее популярными д. являются силикат натрия, полиакрилы натрия, карбонаты натрия и бария.
Замывка – обработка поверхности высохшего изделия влажной губкой.
Каолин – чистая твёрдая белая глина, характеризующаяся низким водопоглощением. Название получила от минерала каолинита. Допускается сероватый или желтоватый оттенок.
Керамическое тесто – керамическая масса, образованная смешением различных глинистых материалов.
Кракле (кракелюр) – искусственно созданная сетка микротрещин на поверхности глазури.
Лещадка – огнеупорная подставка для обжига глиняных изделий.
Лощение – старинная техника обработки поверхности подсушенного глиняного изделия, заключающаяся в полировке и устранении мелких дефектов, уплотнении и заглаживании. Предмет натирают до зеркального блеска каким-либо гладким предметом – лощилом. С его же помощью могут наноситься простейшие орнаменты.
Лощило– инструмент для лощения. В качестве л. могут выступать галька, металлическая ложка, черепок и подобные подручные средства.
Люстр – пигмент для росписи керамических изделий, придающий изделию металлический блеск. Наносится после муфельного обжига поверх слоя глазури.
Майолика – керамика из белой или цветной обожжённой глины с крупнопористой структурой. Майоликовые изделия зачастую покрыты рельефными украшениями и плотной цветной глазурью.
Муфельная печь – специальная печь, оснащённая муфелем, предназначенная для обжига глиняных изделий в защитной среде.
Муфельный обжиг – декоративный обжиг в муфельной печи.
Накатка – тиснение орнаментов на поверхности изделия при помощи специального инструмента с зубчатым колёсиком.
Насечка – нанесение декоративных бороздок.
Огнеупор – огнеупорный материал, функционирующий в условиях высокотемпературного (от 1000 градусов) нагрева.
Петля – инструмент для работы на гончарном круге, предназначенный для декоративной резьбы.
Подъёмник – приспособление в виде изогнутой пластинки с вырезанными полуокружностями, применяемое для снятия изделия с гончарного круга.
Полива – (см. глазурь).
Политой обжиг – то же, что глазурный обжиг. За исключением муфельного обжига с надглазурной росписью, является заключительным этапом изготовления керамики.
Садка (ставка) – изделия, поставленные в печь для обжига.
Стойка – огнеупорная подставка под лещадки.
Струна – инструмент для срезания готового изделия с гончарного круга. Представляет собой тонкую проволоку с закреплёнными на специальных ручках концами.
Терракота – керамические неглазурованные изделия, выполненные из цветной глины и имеющие пористую структуру.
Тонкокаменные массы – смеси, имеющей в составе высокопластичную огнеупорную глину, кварцевый песок, полевой шпат, тальк. Из таких масс производится большая часть посуды, декоративных изделий и некоторых видов химической аппаратуры.
Турнетка – поворотный столик.
Усадка – уменьшение размера глиняного изделия после сушки и обжига.
Утильный обжиг – самый первый обжиг сырого изделия.
Флюсы (плавни) – механические смеси из мелко размолотых материалов, сцементированных раствором жидкого стекла. В керамике ф. применяют для придания блеска краскам.
Формовка (формование) – технологический процесс придания определённой формы изделию.
Фритта – стеклянный состав, обожжённый до спекания (но не плавления), основная составляющая глазурей. Фритты могут быть свинцовыми и бессвинцовыми.
Уза – смесь остатков глазурей разных цветов.
Хоры – полки для сушки изделий из глины.
Цек – тонкие трещины на поверхности керамического изделия. В отличие от кракле является дефектом.
Циркуль – в гончарном деле инструмент для уточнения размеров изделий.
Шамот – 1) огнеупорная керамическая масса, обожжённая при температуре 1300 – 1500 градусов до потери пластичности; 2) общее наименование материалов, используемых для изготовления огнеупоров; 3) пластичная масса на основе глин с добавлением 30-40 % шамотной крошки.
Шликер – жидкая фарфоровая масса, либо водная суспензия на основе глины с добавлением дефлокулянта. Изначально шликером называли подкрашенную глину, разведённую водой.
Шнарик – гончарный резец.
Штампик – инструмент для нанесения узоров на глину.
Эмаль– разновидность глазури, непрозрачная (глухая) стекловидная масса.
Этаж – полка из лещадок в печи, на которую устанавливают необожжённые изделия.
Литература о керамике и гончарном искусстве
- Волкова Е. В. Гончарство фатьяновских племен. М., 1996.
- Зубкова Н., Иванова М. Общая характеристика керамического материала Клочковского селища-2 (по материалам раскопок 2007 г.)//Шуйская археологическая экспедиция: поиски и находки. Шуя, 2008. С. 50 – 54.
- Кадиева Е. К. Керамика конца X – XII вв. из могильника у с. Веськово на Плещеевом озере// Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново, 1992. Вып. 6. С. 4 – 8.
- Краткий очерк кустарной промышленности Владимирской губернии. Владимир, 1901.
- Поверин А. И. Гончарное дело: Чернолощеная керамика. М., 2001.
- Салтыков А. Б. Русская керамика. М., 1953.
- Селезнев В. И. Производство и украшение глиняных изделий в настоящем и прошлом. СПб., 1894.
- Травкин П. Н., Ойнас Д. Б. Гончарные клейма из Плеса// Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново, 1990. Вып. 3. С. 35 – 38.
- Уткин А. В. Керамика древнерусского селища близ с. Шекшово в Суздальском Ополье//Проблемы изучения эпохи первобытности и раннего средневековья лесной зоны Восточной Европы. Иваново, 1996. Вып. 3. С. 55 – 60.
- Фрик Э. Гончарное производство// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1893. Т. IX. С. 193 – 200.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Словарь терминов, используемых при работе с MS Excel"
Презентация "Словарь терминов, используемых при работе с MS Excel" выполнен преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 21 слайда, с анимацией......
«Вхождение в профессию: Гончарное ремесло»
Методическая разработка для студентов. Разработал преподаватель высшей категории, Член Творческого Союза Художников России и Международнолй Федерации Художников Ренжин Виктор Павлович....
Мастер-класс «Гончарное мастерство»
Мастьер-класс (предметная неделя Гончарного ремесла). Разработал преподаватель высшей категории, Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников Ренжин Виктор Павлович....
Методика изготовления изделий на гончарном круге
Методика изготовления изделий на гончарном круге...
2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне О
2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне ОУ....
Диплом 2 степени на Международном конкурсе педагогического мастерства "Мастерство и творчество" - июнь 2024 г
Диплом 2 степени на Международном конкурсе педагогического мастерства "Мастерство и творчество" - июнь 2024 г...