«Туган ягым– Татарстан. Мой родной край - Татарстан» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия на тему
На этом занятии дети расширяют знания о народах Поволжья; знакомятся и разучивают подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
Дети знакомятся с народным, песенным творчеством, изучают татарские музыкальные инструменты, пляски, хороводы; расширяют представление о культуре татарского народа. Дать представление об устройстве дома, об истории народных костюмов, о народном фольклоре и национальных играх.
В дошкольниках воспитывается интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальное занятие о народах Поволжья | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Туган ягым– Татарстан. Мой родной край - Татарстан»
для детей подготовительной к школе группы.
Цели:
1.Расширить знания детей о народах Поволжья.
2.Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
3.Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.
На экране карта Татарстана. Дети сидят полукругом.
Муз.рук: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, дети!
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Вы сегодня не как обычно на стульчиках сидите, а за столиками. Потому что наша встреча сегодня называется «Музыкально-познавательное кафе «Мой родной край-Татарстан». И к нам пришли гости со всего нашего садика, чтобы посмотреть на нас и узнать много нового. Скажите пожалуйста, в какой республике мы живём?
Дети: В Республике Татарстан.
Муз.рук: Давайте послушаем гимн Татарстана. Дети и гости встают.
Гимн Татарстана. Все садятся.
Муз.рук: Прозвучал гимн Татарстана. Музыку к гимну написал композитор Рустем Яхин.
На экране портрет композитора.
Муз.рук: У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб.
На экране флаг Татарстана.
Муз.рук: Посмотрите на флаг Татарстана. Какие цвета есть на флаге? Дети: Зеленый, белый, красный. Муз.рук: Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – чистота, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.
В современном Татарстане проживает очень много людей разной национальности и все живут в мире и дружбе. Чтобы отличаться от других народов, все народы придумали свой герб, национальный костюм. А вот так выглядит национальный герб Татарстана.
На экране герб Татарстана.
Круглая форма герба обозначает щит. Что на нем изображено?
Дети: Крылатый барс.
Муз.рук: Барс, ребята, это символ благородства, богатства, плодородия, . Он может постоять за себя, за свою страну, может защитить людей, которые живут в этой стране. Цветок на боку барса обозначает процветание, долголетие. Красное солнце символизирует безоблачность, непорочность и чистоту.
Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив. И сейчас мы посмотрим весёлый танец с гармошками в исполнении ваших друзей.
На экране люди в татарском танце.
«Танец с гармошками».
Муз.рук: Знаете ли вы, как называется столица Татарстана?
Дети: Казань.
На экране слайд Казани.
Муз.рук: А что обозначает слово «Казань» и почему столицу Татарстана так назвали?
Поселение, которое потом стало столицей Татарстана, находилось на реке Казанка. В народе существует легенда, почему она так называется:
Когда то, давным - давно, пришла на эту реку девушка помыть казан и случайно его выронила в эту реку. С тех пор дали реке название - Казанка. Это было очень хорошее место, сюда стали переезжать много людей, здесь велась торговля, строились дома. Город становился все больше и лучше. Поэтому он стал главным городом Татарстана, его столицей.
А какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети:
1.Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
2.Жить – Родине служить.
3.Лучше нет родного края.
4.На родной стороне и ворона родная.
Муз.рук: Кроме своего герба и флага у республики Татарстан есть свой язык – татарский. О чём мы сейчас споём в красивой песне.
На экране слайды татарской деревни.
Песня «Туган тел»
Муз.рук: Ребята, по всему нашему Татарстану протекает река Волга. И поэтому, все народы, живущие в Татарстане называются народами Поволжья. У каждого народа есть ещё и свои загадки. Послушайте и отгадайте их:
На экране Башкиры.
Башкирская загадка:
«На четырех парней одна шапка одета». (Стол)
чуваши, марийцы, удмурты, русские.
На экране Чуваши.
Чувашская загадка:
«Языка нет, а рассказывает». (Книга)
На экране Марийцы.
Марийская загадка:
«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет». (Трактор)
На экране Удмурты.
Удмуртская загадка:
«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)
На экране Мордва.
Мордовская загадка:
«В брюхе баня, в носу-решето, на голове-пуговица, одна рука, да и та-на спине» (Чайник)
На экране Русские.
Русская загадка:
«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает». (Часы)
На экране Татары.
Татарская загадка:
Старик-шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)
Муз.рук: А сейчас ребята из вашей группы исполнят ещё один весёлый танец.
Танец «Восьмёрка»
Муз.рук: Еще в Татарстане много хороших праздников. Какие праздники знаете вы?
(Новый год, Масленица, Науруз, Сабантуй, День Республики …).
Чтобы на праздниках было веселей, народ придумал игры, которые так и называются – народные. И сегодня мы в некоторые из них поиграем и покажем нашим гостям.
На экране дети Мордовии.
1.Мордовская игра “Раю – раю”
Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет и детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
На экране дети Башкирии.
2.Народная башкирская игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту
На экране дети Руси.
3.Русская народная игра «Горелки с платочком»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
На экране дети Татарстана.
4.Игра «Элчи-бэлчи».
Дети идут по кругу хороводным шагом, выполняя движения по тексту,
поют:
Элчи-бэлчи, у порога начинается дорога,
Запряжем лошадок пару и поедем мы к базару.
Элчи-бэлчи, на копейку купим дудочку-жалейку.
Громче, дудочка, играй, если водишь – догоняй.
Воспитатель встает между двумя детьми, один ребенок говорит «Элчи-
бэлчи, убегаю», второй - «Элчи-бэлчи, догоняю». Бегут в разные стороны
вдоль круга. Кто быстрее займет свое место!
Муз.рук:
По светлой дороге мы идем,
Вокруг веселье, песни, смех.
Ты Родина дружбы и добра,
Мой Татарстан – ты лучше всех!
Пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.
На экране фотографии Казани и Зеленодольска.
Песня« Туган як».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект детского квеста по «Физическому развитию» Тема: «С МАМОЧКОЙ СВОЕЮ Я ВСЕ ПРЕОДОЛЕЮ» (возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет)
Конспект детского квеста по "Физическому развитию". "С мамочкой своею я все преодолею"...
Конспект фестиваля по «Физическому развитию» Тема: «МЫ ИГРАЕМ В ФУТБОЛ» (возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет)
Конспект фестиваля по "Физическому развитию". "Мы играем в футбол"...
Конспект образовательной деятельности по «Физическому развитию» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ЗДОРОВЬЯ» (возраст детей: подготовительная к школе группа 5 – 6 лет)
Конспект образовательной деятельности...
Конспект образовательной деятельности по «Физическому развитию» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ» (возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет)
Конспект образовательной деятельности...
Конспект образовательной деятельности по «Физическому развитию» Тема: «ЗДОРОВЬЕ ИЗ СКАЗКИ» (возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет)
Конспект образовательной деятельности...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по хореографии « У ПРИНЦЕССЫ ПЕРВЫЙ БАЛ» для детей подготовительной к школе группы
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по хореографиит « У ПРИНЦЕССЫ ПЕРВЫЙ БАЛ» для детей подготовительной к школе группы...
Методическая разработка. Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. "Путешествие капельки".
Ознакомление детей с круговоротом воды в природе....